Взгляд в будущее, или почему нужно выходить на азиатские рынки уже сейчас

Я часто общаюсь с предпринимателями из России, и на мой вопрос, планируют ли они выходить на международные рынки, самым частым ответом является: «А зачем? Россия и так самая большая страна мира».

Имперские амбиции и патриотизм — это прекрасно, но давайте посмотрим на вопрос "стоит ли тратить время и деньги на международную экспансию" с точки зрения цифр и прогнозов:

Российско-Азиатский Бизнес Союз - №1 по вопросам бизнеса, торговли, делового туризма в странах Азии. Российско-Азиатский Бизнес Союз

Знаете сколько людей проживает сейчас на планете Земля? Буквально позавчера это было 7 760 117 728 человек. Впрочем, не стоит запоминать эту цифру - в среднем в мире за день рождается ~320 000 человек и к моменту публикации этой статьи реальное число жителей планеты будет значительно выше. На слайде ниже можно посмотреть примерную дневную и ежегодную статистику по приросту/убыли населения. Очень занимательная статистика для пытливого ума:

​Население Земли на конец января 2020 года Российско-Азиатский Бизнес Союз

Если не случится глобальных эпидемиологических кризисов и мировых войн, из-за которых погибнет существенная часть населения, к 2050 году на нашей планете будет жить порядка 10 миллиардов человек. Тренд прироста населения выглядит следующим образом:

​Прогноз роста населения планеты 2020-2050 гг в графике Российско-Азиатский Бизнес Союз

Таким образом, к 2050 году в мире будет проживать порядка 9 770 000 человек из которых почти 65% будет сконцентрировано в городах:

​Прогноз роста населения планеты 2020-2050 гг в цифрах Российско-Азиатский Бизнес Союз

Где же будут проживать все эти миллиарды “новых” людей? Для простоты восприятия давайте выделим 6 основных географических макрорегионов: Азия, Африка, Европа, Латинская Америка, Северная Америка и Океания.

​Население планеты по регионам 2020 Российско-Азиатский Бизнес Союз

Из приведенной таблицы отчетливо видно, что абсолютным лидером по концентрации населения является азиатский регион и эта тенденция сохранится и в будущем. Европа* и Северная Америка тоже являются лидерами, правда, по стареющему населению (средний возраст 43 и 39, соответственно).

*- Россия включена в макрорегион Европа.

Специально для тех, кто считает, что Россия самая большая страна в мире и нам не нужно выходить за ее пределы, мы вывели население России сейчас и с прогнозом на десятилетку в отдельную строчку внизу общей таблицы. Увы, прогноз прироста населения страны отрицательный - за ближайшие 10 лет Россия потеряет порядка 5-ти миллионов человек.

Размер населения это, безусловно, важный параметр, но не менее важным фактором является покупательская способность населения, а ее фундамент составляет средний класс. К примеру, Африканский континент стоит на втором месте в мире по величине населения, при этом у них самый низкий процент среднего класса в мире. Что это значит для бизнеса? Людей проживает много, но лишь очень небольшой процент из них может позволить себе купить ваши товары или услуги.

Давайте посмотрим на прогноз роста среднего класса по всему миру до 2030-го года. За точку отсчета мы взяли положение вещей на 2015-й год и как оно поменяется за 15 лет (к 2030-му году):

​Прогноз среднего класса в мире до 2030 года Российско-Азиатский Бизнес Союз

Не нужно быть великим математиком, чтобы увидеть, что по соотношению среднего класса Азия уже является абсолютным лидером, при этом за ближайшие годы отрыв от других "игроков" будет только усиливаться.

Ожидается, что средний класс в Азиатском регионе увеличится с 1,38 миллиарда человек (2015 г) до 3,49 миллиарда человек в 2030 году. Россию в мировых прогнозах, как правило, включают в Европейский регион. Для сравнения, из числа населения всех стран Европы (включая Россию) только 733 миллиона человек будут принадлежать к среднему классу.

Говоря о России, согласно прогнозам, население страны через 10 лет составит ~141 миллион человек. Из этого количества не более 60-70% можно отнести к среднему классу. Итого мы получаем потолок в 100 миллионов человек, которые не только захотят, но и смогут купить ваши товары и услуги.

Много это или мало? Для малого бизнеса, ориентированного на узкий круг клиентов, это уже недостижимый предел мечтаний, можно расслабиться и ничего не предпринимать (до тех пор пока тебя не "съедят" более крупные игроки).

Что касается компаний, имеющих амбиции и потенциал к масштабированию и росту прибыли (IT, ритейл, электронная торговля, онлайн образование и многие другие отрасли), то им точно имеет смысл обратить внимание на азиатский регион, где количество потенциальных платежеспособных покупателей за ближайшие 10 лет вырастет до 3,5 миллиарда человек. Есть над чем задуматься!

В следующих материалах я расскажу какие азиатские рынки наиболее перспективны и как безопасно на них выходить. Оставайтесь на связи!

0
3 комментария
MPGO - сообщество поставщиков

Внутренний рынок Китая — мечта, конечно, но давайте подождем иммунологов, может, азиатский рынок еще и не вырастет?

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Зато мы знаем какой рынок точно не вырастет, независимо от иммунологов)

Ответить
Развернуть ветку
MPGO - сообщество поставщиков

С — стабильность)

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда