Поставщики для интернет-магазина: критерии выбора

Статья будет полезна владельцам интернет-магазинов, выбирающим поставщика. Также она будет полезна производителям и оптовикам, желающим наладить сотрудничество с интернет-магазинами.

В закладки
Аудио

В прошлой статье я подробно расписал, как мы в оптовой компании работали с разными категориями клиентов. Работа с интернет-магазинами заслуживает отдельного внимания.

Немного истории…

Примерно с 2010 года мы думали, куда развиваться. Были идеи запустить интернет-магазин либо открывать собственные розничные магазины.

Почему мы в оптовой компании отказались от интернет-магазина

Сложности разработки сайта и работы с подрядчиками по его созданию даже не буду описывать. Уверен, вы и сами с этим сталкивались и можете поделиться не самыми жизнерадостными историями.

10 лет назад продвинуться по SEO было несложно и стоило это копейки. Поэтому, созданный на «Битриксе» оптовый сайт занимал неплохие позиции в топе «Яндекса», пошли заказы с сайта.

Были звонки и было достаточно много заказов на сайте на минимальную сумму и ниже. Это были розничные и мелкооптовые заказы по оптовой цене. Более «жирные» клиенты запрашивали актуальные прайс-листы и делали заказы по ним.

Посчитали трудозатраты, выхлоп и пришли к выводу, что проще «догрузить» несколько крупных клиентов, чем заниматься мелочевкой.

Более тщательно проработать одного оптового клиента означало увеличение оборота на тот же порядок, что дают все розничные продажи за месяц.

Грубо говоря, сделать прирост по обороту в 100 тысяч — это:

— Провести душевные беседы, отрекомендовать хорошие позиции, сбросить прайс на предстоящее поступление товара одному-двум хорошим клиентам (несколько часов работы одного менеджера и одна отгрузка со склада).

Или…

— Распечатать 20 мелких заказов, сверить наличие, подписать договора, согласовать с клиентами то, чего нет в наличии и предложить замены, 20 раз мелкоштучной сборки на складе, согласовать доставки и так далее…

Действий и нервов много, отдачи мизер.

Короче, от обслуживания розницы мы отошли достаточно быстро. Даже отпало желание создавать отдельный интернет-магазин.

В то время об интернет-маркетинге и рекламе в интернете никто из нас в компании и не слышал. Не было представления даже о том, как работать с подрядчиками по продвижению и рекламе. Мы просто сообщали SЕОшникам, что хотим быть в топе по 10‑15 запросам по теме «мягкие игрушки оптом».

Последняя капля

Среди наших клиентов были ребята, владельцы интернет-магазина. Они сильно отличались от привычных закупщиков и предпринимателей. Долго ходили по складу, выбирали, думали, обсуждали, фотографировали игрушки.

Сначала такие бодрые, энергичные. Через год было ощущение, что их укусил вампир и высосал с кровью всю энергию.

Это были уже не те задорные парни, перед нами являлись усталые, потрепанные жизнью люди с потухшими глазами. Они звонили почти каждый день и отгружались как минимум раз в неделю.

Потом они отгружаются все реже…

Звоню, чтобы выяснить, в чем дело.

— Чего-то редко стали приезжать?

— У вас обслуживание плохое. Мы чувствуем, что мы вам не нужны, мы для вас неудобный клиент.

— Во-первых, полные остатки по складу на каждый день недоступны.

Мы не хотели давать полные остатки, чтобы не афишировать общую стоимость складских остатков, динамику движения, зависшие позиции и другие параметры.

— Во-вторых, при звонке вы по часу уточняете, есть позиция или нет. По каждой позиции не можете даже дать точный остаток.

Как и на многих складах реальные остатки не соответствуют остаткам в базе «1С». Причины — пересортица, недостача, редкие инвентаризации, отсутствие автоматизации. В дополнение, основной причиной было то, что заказанный или собранный другими покупателями товар не был еще проведен по базе и не списан. Точно подтвердить наличие товара можно было только физически взяв его со стеллажа.

— В-третьих, вы не даете отсрочку и не делаете доставку.

Да, цена по отсрочке другая и всем давать тоже нет возможности. Доставку рентабельно делать на определенную сумму закупки.

Допустим, вы производитель, импортер или оптовик. Хотите привлечь интернет-магазины в качестве клиентов.

Сначала давайте определимся, а кого вы ожидаете видеть среди клиентов?

Требования к работе с «Яндекс.Маркетом» можно изучить на самом сервисе. Работа с Tiu, Blizko, Satom и другими агрегаторами тоже имеет свои особенности.

Привлечь Ozon, Wildberris, «Петрович» и других гигантов, конечно, хорошо, но стабильность и популярность обеспечит работа с большим числом магазинов.

Всегда лучше влезть в шкуру клиента, чтобы понять, что ему нужно. Я так и сделал. В течение трех лет у меня был свой интернет-магазин.

Поэтому описываю критерии с позиции владельца магазина, а также попробую дать рекомендации поставщику.

По каждому критерию давайте сформулируем возможности. Что может сделать поставщик, чтобы быть более привлекательным для интернет-магазинов.

Критерии выбора поставщика

Выстраивать критерии оценки по значимости я не буду, потому что у каждого владельца или руководителя интернет-магазина в каждом конкретном случае порядок будет своим.

Цена

По большому счету сама цена товара мало волнует владельца магазина. Его интересует, какую наценку магазин сможет держать, чтобы быть в рынке. Если магазину, чтобы продавать товар по цене не выше конкурентов, придется держать мизерную наценку, то в чем радость? Где профит?

В интернете, в отличие от офлайн-магазинов, очень легко сравнивать цены просто забивая наименование или артикул товара в поиске.

Сравнить цены можно в «Яндекс.Маркете» или открыв несколько сайтов по артикулу товара

При работе с производителем или импортером важна маржинальность до рекомендованной розничной цены (РРЦ) либо до минимальной цены на тот же товар у конкурентов.

При работе с оптовиками, дистрибьюторами, дилерами предприниматель будет сравнивать прайсы с другими дилерами и оптовиками.

Возможности поставщика

  • Установить и мониторить РРЦ. Сейчас есть множество сервисов для парсинга цен конкурентов. Их же можно использовать и в качестве мониторинга по своим дилерам.
  • Формировать аналитику по розничным ценам. Хорошую поддержку вы окажете магазину, если предоставите по крупным клиентам цены с указанием наценки от предлагаемой вами цены.
  • Если цена является вашим преимуществом, то показывать аналитику по конкурентам

Актуальность складских остатков

Один из самых важных показателей при работе небольших магазинов.

Мало кто может позволить себе закупать весь ассортимент на склад. Не каждый магазин сможет держать на своем складе 10 тысяч наименований товаров.

Это тот фактор, который приводил меня к потерям и проблемам.

Представьте… Вы владелец интернет-магазина игрушек.

Загрузили актуальный прайс-лист поставщика. Сайт показывает товары в наличии. Клиент оформил заказ. Если у поставщика остатки по базе не бьются и это выясняется только к вечеру, а ещё хуже на следующий день, то разворачивается целая цепочка возможных событий:

— Вы услышите в трубку много лестных слов о вашем магазине от рассерженной дамы, которая потратила целый час на выбор игрушки для внука.

— Вам придётся снимать с заказа ещё несколько позиций, так как мама ребенка, для которого формировался заказ, сообщит, что весь заказ был ради этой конкретной игрушки. Если этой игрушки нет — вообще ничего везти не надо.

— Вы будете озадачены вопросом, на что заменить отсутствующий товар, но в ту же цену, такого же размера и качества.

— А если вы уже выкупили товар у поставщика, но клиент отказался, то остатки этого заказа лягут на склад.

— Про ваш магазин обязательно будут написаны «прекрасные» отзывы.

Постоянная публикация и снятие товара в магазине негативно влияет на показатели сайта, особенно в SEO.

Лучше всего, когда все товары на сайте опубликованы и включены настройки, которые показывают:

  • Какой товар в наличии и доступен к заказу.
  • Какой товар только под заказ.

Возможности поставщика

  • Формировать прайс-листы с остатками каждый день.
  • Выделяйте в прайсах товары в наличии и под заказ.
  • Показывать остатки в личном кабинете на сайте.
  • Показывать будущие поступления от производителя.

Логистика

Удаленность склада в городе или доставка

Допустим, заключили договор, пошли заявки. А заказов от этого поставщика всего на 3000. Исключить нельзя, потому что клиент может отказаться от всего заказа.

Приходится ехать за этим мизером. Затраты на доставку курьером или время.

С иногородними поставщиками имеет смысл работать только в двух случаях:

  • Есть свой склад или магазин и работа идет на основе собственных остатков.
  • Стоимость товара высока и товар достаточно дефицитный, чтобы найти его у других продавцов.

Срыв сроков поставки, недостачи в заказах, длительные сроки. Все это приводит к отказам покупателей. Они находят товар в наличии или более оперативную поставку. Если же товар уже оплачен, эти факторы приводят к негативу.

Сумма доставки

К примеру, минимальная сумма от которой можно оформить доставку у поставщика — 10000. А у вас сегодня заказов на 6000. Что делать? Все время переносить отправку покупателям?

Каких-то покупателей можно перенести, а какие-то ждать просто не будут.

Условия доставки

Минимальная сумма, сроки доставки. Могут запланировать доставку через 3 дня, а вы должны уже клиенту доставить за 3.

При этом машина с товаром приехала только к вечеру или сломалась и доставку перенесли на завтра.

Все это также ведет к отказам.

Минимальная сумма заказа

Пример. Небольшой магазин. На этой неделе осилил закупку на 50000, а на следующей неделе у него заявок на 10000. Что тогда? Какие варианты?

— Отменять заказы?

— Переносить заказы, пока не подкопится на нужную сумму?

— Закупите себе на склад на минималку?

Мой интернет-магазин мелкими постоянными суммами делал приличный годовой оборот оптовику, соизмеримый с закупками розничной сети или небольшого оптовика.

Возможности поставщика

  • Обеспечьте удобную логистику, к примеру предлагайте магазинам на каких-либо условиях доставку по графику на любую сумму.
  • Если есть возможность, обеспечьте хранение продукции на складе клиента или поблизости.
  • Обговаривайте с магазинами заранее условия по объемам. Частые закупки на небольшие суммы также выгодны, как и редкие на большие.

Качество продукции

В интернете товар не пощупать. При покупке товара в интернет-магазине в случае поломки, несоответствия заявленным характеристикам, бОльшая часть негатива ляжет на магазин.

9 из 10 покупателей готовы написать гневные отзывы в случае покупки некачественного товара.

Пример негатива, который задел и товар и магазин​

И только 1 из 10 напишет положительный отзыв, если его все устроило. Остальные отзывы придется у клиентов выпрашивать или заказывать покупные.

Продавать через интернет-магазин некачественную продукцию может обойтись дорого.

У моего товарища была компания по продаже низкокачественных минипылесосов. Стоимость этого пылесоса была на уровне известных брендов. А качество ниже плинтуса.

Итог — постоянные рекламации, звонки, возвраты, негативные отзывы, суды.

Денег эта компания заработала, но это стоило потери огромного количества нервных клеток и закрытия компании.

Изучите товар до введения его в каталог, особенно если он не такой известный, как например, iPhone.

Упаковка. Кому-то товар нужен для подарка и мятые упаковки тоже могут быть причиной отказа.

При доставке заказа клиенту курьер будет один на один с покупателем. Клиент может взять товар, а может отказаться даже в случае небольшой деформации внешней упаковки. Это приводит к лишним курьерским расходам, уценкам и потерям.

Возможности поставщика

  • Ознакомьте магазин с образцами. Знание товара продавцами один из важнейших критериев лояльности.
  • Обучайте продавцов характеристикам и свойствам товара. Продавцы должны знать все о товаре.
  • Сообщайте заранее об упаковке.

Ассортимент

Чем шире ассортимент в категории, тем выше позиции в SEO, больше трафик на сайт, ниже показатели отказов в рекламе и много других преимуществ.

К примеру, при прочих равных поводки для собак будут выше в поиске у того, у кого больше наименований этой продукции. Конечно же оптимизация решает, но если у одного магазина все поводки двух брендов, а у другого все поводки десяти брендов, то второй будет в выигрыше.

Поэтому, в выдаче мы и наблюдаем агрегаторы и магазины с широким ассортиментом.

​Органическая выдача в «Яндексе»

Вы предлагаете линейки бренда А и Б, а конкурент предлагает из той же номенклатуры линейки брендов А, Б и В.

Возможности поставщика

  • При прочих равных условиях интернет-магазину выгоднее работать с оптовиком, предлагающим шире ассортимент в одной категории.

Интеграция и синхронизация

Интернет-магазину проще оптимизировать бизнес процессы, если есть возможности интеграций. Регулярные инвентаризации сделают свое дело.

Если можно синхронизировать остатки, то это будет отлично.

К примеру, у меня с одним из поставщиков была настроена интеграция, которая позволяла нажатием одной кнопки прогрузить имеющиеся в наличии товары и загрузить в базу все новинки ассортимента.

Возможности поставщика

  • Разрабатывайте модули синхронизации. При этом важно следить за соответствием остатков на складе и в базе.

Гарантии, документация и работа с браком

Все шишки за некачественный товар, поломки товара летят на продавца. Некоторые покупатели требуют сертификаты, инструкции на русском языке. К примеру, поставка игрушек для группы детского сада потребует наличия сертификатов.

А покупатели радиоуправляемых моделей требовали наличие полной инструкции на русском языке.

Работа с браком

Покупатель приобрел квадрокоптер в интернет-магазине. В течение недели покупатель обнаружил брак. Квадрокоптер заваливается вбок.

Что делать интернет-магазину с возвратами от покупателей? Принимать возврат и списание продукции на себя или возвращать поставщику?

Но у поставщика могут быть тоже аргументы, если вы покупали транспортную коробку, или цена не предполагает возвратов.

Поэтому, удобнее работать с тем поставщиком, которому можно вернуть товар по гарантии. В противном случае, товар повиснет у вас.

Возможности поставщика

  • Сохраняйте всю документацию на диске и давайте ссылки клиентам.
  • Загружайте документацию в личный кабинет на сайте.
  • Следите за актуальностью документов.
  • Формулируйте четко работу с браком и прописывайте условия.
  • Открывайте сервисные центры по ремонту и обслуживанию продукции.

Качественные фото и видео

С одной стороны выгодно найти этакого динозавра, у которого нет ничего. Нет сайта, нет фотографий товара или все это в таком виде, что без слез не взглянешь. В этих случаях можно стать эксклюзивным представителем такого производителя.

И производителю хорошо, и вам. Производитель производит, вы продаете на хороших условиях и обеспечиваете маркетинг. Но такой тандем имеет ряд ограничений сложностей.

Большинство магазинов не хочет заморачиваться с контентом. Они выбирают поставщика, который предоставляет уже готовые материалы.

Если вы производите 50 наименований, то интернет-магазин может провести свою фотосессию, может снять видео или сделать 3D визуализацию товара. Также он напишет свои уникальные описания к товару.

В этом случае этот магазин при прочих равных условиях взлетит в выдаче, так как контент в 2020 году решает.

При правильной оптимизации контента с уникальными фото его можно будет демонстрировать везде. И на сайте и в соцсетях и в агрегаторах. А переходы на сайт будут не только из поиска, но и из картинок «Яндекса» и Google. То же и с платными каналами трафика. Приводя посетителя на страницу с оригинальными фото и уникальным контентом конверсия в заказы будет гораздо выше, чем у конкурентов.

Но все эти манипуляции, фотосессии, и боже упаси видеосъемки, магазин будет осуществлять только в случае полной уверенности, что этот товар востребован и торговля ему будет выгодна.

Для большинства же магазинов организация своей фотосессии вызывает сложности. Тем более, если товаров не 50, а 1000 или 10 000.

Хотя… съемка может быть и такой.

Возможности поставщика

  • Организовать качественную фотосессию товаров.
  • Сделать видеообзоры товаров.
  • Подготовить к товарам развернутые описания с наглядными материалами (паспорт).

Такой контент сразу привлечет много интернет-магазинов любого формата. Не только маленькие, но и топовые в вашей нише и гипермаркеты. Также у вас появляется база для работы с агрегаторами.

Кроме того, повышая ценность за счет качественного уникального контента производитель или импортер может увеличивать стоимость товара и повышать конкурентоспособность.

Чтобы выбрать «правильных» поставщиков, составьте сводную таблицу критериев и заполняйте. Так вы наглядно оцените плюсы и минусы поставщиков.

Критерии выбора поставщика​

При заполнении можно использовать балльную систему. В этом случае, каждому критерию задайте коэффициент значимости.

Как видите, цена — это не единственный критерий выбора поставщика. Не всегда только низкая цена привлекает интернет-магазины.

Некоторые интернет-магазины хотели бы работать по дропшиппингу. Но это уже другое построение бизнеса и отдельная тема. Да и вопрос в том, потянет ли сам поставщик дропшиппинг.

Чтобы привлечь к работе интернет-магазины нужно повернуться к ним лицом, а не только диктовать свои условия. Резюмируем изложенные выше возможности поставщика.

Что повысит привлекательность поставщика для интернет-магазинов

  • Наличие прозрачной ценовой политики, при которой интернет-магазин может зарабатывать, а не продавать товар дороже, чем в розничных сетях.
  • Актуальность и доступность складских остатков.
  • Удобная логистика с возможностью закупок даже на небольшие суммы.
  • Качественный товар в качественной упаковке, про который продавец магазина знает все или почти все.
  • Широкий ассортимент в одной категории номенклатуры.
  • Возможность интеграции интернет-магазина со складской программой поставщика.
  • Наличие актуальной документации по товарам.
  • Выгодные условия работы с браком и наличие сервисных центров по ремонту и обслуживанию продукции.
  • Наличие качественных фото товаров, а в лучшем случае и видеообзоров.
  • Качественные развернутые описания товаров.

Коллеги, может есть какие-то критерии, которые упущены в статье? Добавьте, пожалуйста.

Помните ребят, о которых шла речь в начале статьи? В следующей статье я расскажу, как выкупил у них интернет-магазин игрушек, раскрутил и продал его в 6 раз дороже. Я продвинул этот магазин по SEO на первые строчки «Яндекса», что обеспечивало до 1000 посетителей и по 40‑50 заказов в день.

Почему продал? Чтобы не быть привязанным к товарке и организации всего процесса, а заниматься только продвижением интернет-магазинов и статейным продвижением сайтов.

Подписывайтесь, чтобы не пропустить следующие статьи.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Андрей Солозобов", "author_type": "self", "tags": ["\u043f\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u0449\u0438\u043a\u0438","\u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u043d\u0435\u0442_\u043c\u0430\u0433\u0430\u0437\u0438\u043d\u044b"], "comments": 20, "likes": 21, "favorites": 177, "is_advertisement": false, "subsite_label": "trade", "id": 104276, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 12 Feb 2020 07:47:21 +0300", "is_special": false }
Создать объявление на vc.ru
Финансы
Почему экономику обнулили, или как готовился к кризису 2018-2022
Это не статья про то, как оно сейчас всё плохо. Не про то, кто и что думает. Нет, она о том, как (морально, финансово…
0
20 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
2

По сути все верно и по делу, без излишней детализации. Я сам по обе стороны баррикад, знакомо)

Ответить
1

Хорошо, когда обе стороны пытаются сломать баррикады))
Чаще наблюдается противостояние и нежелание понимать другую сторону. Поставщика и покупателя, предпринимателя и маркетолога, руководителя и подчиненного, заказчика и исполнителя и тд и тп...

Ответить
0

только начинаю, поставщик просрочил поставку на 1 месяц хотя в договоре должны были сделать за 2 недели. (пошить партию кожаных изделий) Что с ними делать, простить? как насчитываются пени и штрафы?)) ну они в принципе уже скинули 5%)

Ответить
0

Тут нет однозначных рекомендаций. Я же не знаю, критична вам просрочка или нет. 

Если хотите завершить работу с этим поставщиком, то можете тянуть пени и штрафы.
Если есть желание выстраивать партнерские отношения, что сложнее, то договариваться. Если скинули, то уже хорошо, значит идут навстречу.

Ответить
0

Да вы правы, я тоже конечно не мега закупщик. Просто в друг они сели на шею(у них более важные задачи), и в следующий раз буду ждать 3 месяца, потому что я заказал всего на 150к и для них я не значимый клиент..

Ответить
1

Когда вижу, что бренд вываливается в WB, OZON и прочие маркетплэйсы-демпингисты - сразу закрываю для себя этот бренд.

Ответить
0

А куда правильнее вываливаться бренду?

Ответить
0

Стратегии разные существуют. Зависит от типа продукции, сегмента и так далее. Допускаю, что 1000 средних ИМ будут выгоднее 1-4 маркетплэйсов. Повторюсь, вариантов масса в зависимости от исходных данных. Ширпотреб - можно и нужно сливать в Ашаны и Маркетплэйсы.

Ответить
0

Поняла теперь вашу мысль, спасибо за пояснение. Ключевой аргумент в пользу монстров е-коммерс — это трафик и продажи, которые они обеспечивают поставщикам. И ресурсов на взаимодействие с крупным игроком уходит меньше, чем с большим числом ИМ. По сути это как опт и розница — либо продаешь много в одном месте, либо столько же, но в  100 местах и понемногу.
PS. Я сама за средние ИМ)

Ответить
1

Совсем не факт, что монстры обеспечат больше трафика, а тем более продаж.
Один знакомый поставлял чешки в какой-то агрегатор. Так продаж с него было с гулькин клюв.
По такому товару больше продаж обеспечат специализированные магазины детской обуви.

Ответить
0

Да, как выше Андрей написал, зависит от типа продукции, сегмента итд. Видимо, чешки люди в другом месте искали)

Ответить
2

Есть много нишевых товаров, где нужна компетенция по продукту. Агрегаторы никогда ее не дадут

Ответить
0

Типа, как черная метка?

Ответить
0

Да, 100% это наверное самый первый в чек-листе фактор отбора. Дальше него нет смысла идти

Ответить
0

У многих такая же ситуация с крупными сетями. К примеру, производитель поставляет в Ашан и оптовикам. Если у производителя не отработана нормально ценовая политика, то у оптовика цены могут быть примерно такие же, как в Ашане. Типа Ашан берет большой объем.
В итоге, такие производители сами себе делают подкоп.

Ответить
1

Если ассортимент есть в Ашане, то с большой вероятностью там будет микронаценка и будет отсутствовать как таковой смысла заказа в интернет-магазине. Таких производителей, увы, большинство

Ответить
0

Андрей я не понял, почему вы так думаете?

Ответить
0

Тут размышлений может быть на целую статью. Но если кратко:
Есть производитель А и производитель В.
Производитель А поставляет товар в Ашан и нескольким оптовикам в городе (возьмем пример когда дистрибьюторской и дилерской сети нет). 
Федеральная сеть Ашан проворачивает такой же объем, как региональный оптовик. Поэтому цена закупки и Ашана и оптовика примерно одинаковая, в зависимости от условий отсрочки, возврата, бонуса и прочих моментов.
Ашан и оптовик делают наценку на этот товар, допустим в 40%. 
Владелец небольшого магазина смотрит прайс оптовика и ох....т (удивляется), что товары по той же цене видел в Ашане.
В итоге, он вводит ассортимент производителя В, товары бренда А обходит стороной.

Ответить
1

1 из 10 положительный отзыв) это ооочень оптимистично:)

Ответить
0

:)) Да, 1 из 10 будет, если активно запрашивать отзывы, давать за них бонусы и прочие привилегии. К сожалению, негативом в сети делятся гораздо охотнее.

Ответить

Прямой эфир