{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

12 небанальных осознаний после пожаров на складах Wildberries и Ozon

Кто уже успел забыть, напомню, что 13 января 2024 года произошел пожар на складе компании Wildberries в Шушарах, а годом ранее 20 августа 2023 года также горел склад Ozon.

К сожалению, пожары на складах и другие форс-мажоры случаются и никто от них не застрахован. Но эти МЕГА пожары на маркетплейсах стали знаковыми событиями. Я консервативный инвестор, веду свои каналы про раннюю пенсию с капитала, работу в инвестиционной корпорации и личные инвестиции, в том числе, и в товарный бизнес.

В этой теме у меня некая экспертиза есть: свои магазины на WB и Ozon и партнерские, где я инвестор и погружен в процессы. Ozon приходил первый раз за деньгами еще десяток лет назад (не ко мне лично конечно, к моей корпорации) и я плотно анализировал их бизнес все это время до самого IPO. Да, в целом все игроки e-commerce активно приходили за инвестициями, я был на складах, вел переговоры с менеджентом и собственниками, пожалуй, каждой первой компании из топ листа по выручке...

Кроме Wildberries – они инвестиций никогда не искали и были как-то в стороне от венчурной тусовки и спорах, кто же первый покорит NASDAQ и построит «Российский Amazon».

Погружался даже в такие почившие бизнесы как Enter, Юлмарт, KupiVip, Wikimart...

Но вернемся к пожарам!

Вообще маркетплейсы должны закладывать риски в бизнес-модели. Счастье и чудо, что складов у компаний в наши дни - десятки. Но представьте, что сгоревший мега-склад был бы у компании один? Что было бы дальше? А именно по такому пути весь e-commerce и шел до пандемии – одна большая эффективная площадка.

Тот же Ozon ранее выстраивал операционку в Твери, между двумя крупными рынками в Москве и Питере. А что селлеры? Рисков потери денег у них столько, что не ясно, как вообще можно спокойно спать – толерантность к риску у этих парней на запредельной высоте.

Селлер – наиболее уязвимое звено в цепочке от площадки до покупателя. Все шишки и проблемы подают на него. И вот пожар – разом из оборота пропадает часть товара, у многих – весомая.

У меня после таких громких событий и большого личного опыта, есть свои выводы по работе с маркетплейсами, которые, возможно, помогут и вам:

1. Не ждать быстрой компенсации и читать все сообщения от площадок с призмой… консерватизма (тут сложно подобрать слово)

В случае с WB мы видим сообщения об уже 3-й выплате компенсаций! И СМИ вполне себе распространяют эту позитивную для всех информацию. Ну оно и понятно – они ж сами не торгуют. А вот в чатах и встречах реальных селлеров выплат не получили… подавляющее большинство, а те кто получили – минимальные суммы. Как тут не вспомнить: всем все платится.

В случае с пожаром на Ozon на Новой Риге, реально компенсация была получена в феврале 2023 - 6 месяцев после ЧП! Уже на стадии работы с адвокатами. Разные сотрудники поддержки присылали разные отчеты, один краше другого. Не бились суммы, количество остатков - компенсация за одинаковые товары могла быть абсолютно разной. Когда 99% суммы уже было согласовано, нам упорно не согласовывали 1% товаров. И, безусловно, из-за несогласования 1% оставшиеся 99% суммы выплачивать сейчас, разбираясь с оставшимся 1% далее в порядке тикетов с поддержкой – площадка отказывалась.

Это был сложный бюрократический и аналитический процесс и на каждом из его этапов часть селлеров отсеивалась, сдавалась, махала рукой и соглашалась хоть на какую-то сумму. Тем не менее – уважение площадке Ozon за то, что выплатили.

Это мощный benchmark для нашего рынка e-commerce. Помню, как все смеялись: что вы ноете, Ozon красавчики что вообще хоть что-то платят. Вот если бы «такое» произошло на Wildberries… судьба удивительна.

2. Надо быть быстрым

Видел сообщения, что прямо в момент пожара на Ozon, ушлые ребята моментально подняли цены на товары. Ozon реально им выплатил по завышенной цене.

Есть те, кто просто поднял х2-х3, это точно не по-партнерски. Есть те, кто ранее входил в какую-то акцию и продавал с глубокими скидками и в момент пожара вернул цены на обычный уровень.

3. Пожар – может быть и на вашем складе

Стоит полностью пересмотреть пожарную безопасность у себя, но не перестараться. После пожара на Ozon партнеры установили автоматическую систему пожаротушения. В какой-то день без огня она тупо распылила чудо-порошок на весь склад таким образом, что его оттирали 2 месяца и перезарядка системы обошлась 180тысяч рублей.

А что вы будете делать если вы работаете на фулфилменте и их склад сгорит?

4. Бизнес на маркетплейсах – это не ваш бизнес. И не совсем бизнес

Зависимость от площадок – колоссальная. Каждый селлер хочет в перспективе большой, белый, понятный, капитализируемый бизнес, нести до потребителя полезные товары народного потребления, а не темку на пару лет. Многочисленные изменения правил работы, ЧП в виде пожаров, нежданчики, типа форс-мажоров на складах (только вот произошли, то ли какие-то проверки, то ли драка в Электростали и партнеры стояли в очереди на отгрузку десятки часов…) – все это пока еще далеко от понятия бизнеса и предпринимательства. Ну, а тут еще информация, что у сгоревшего склада в Шушарах не было якобы какой-то бумажки для его эксплуатации.

Мне не известно, так это или не так, в любом случае путь к моменту, когда магазин на маркетплейсе можно будет продать, как АКТИВ с такой же легкостью и капитализацией, как магазин у дома - еще не наступил.

5. Имейте знакомого юриста

Это необходимость, быстрый совет может решить очень многое. В случае пожара – быстрая фиксация остатков, актов, корректный текст обращения. Причем в наше время юриста можно «шарить» на сообщество селлеров и просто друзей, т.к. множество запросов однотипные. Один покупает услугу – другой использует тот же шаблон документов. А много инфы вообще отдается бесплатно в ТГ каналах – есть крутая команда из SKEYLO..

Я у них однажды давно покупал услуги и в день пожара они просто бесплатно своим клиентам в ЛС прислали инструкцию, что по шагам нужно делать. Четкую инструкцию, я сплю спокойно.

6. Не забывать про FBS

Завозите сколько угодно в Тулу! У нас минимальная цена хранения! – говорили они… Через неделю-другую, получите огромное поднятие цены на хранение, когда вы уже все отвезли. Отвозите товары в новое-далеко-далеко… ой, а география доставки с этого склада теперь будет сокращена.

Товар на вашем складе = это ваш контроль над товаром!

7. Распределять остатки по складам

Только не на Ozon. Это инсайд только про Wildberries. Ozon не дает возможности вывезти товар со склада Ozon силами Ozon. Итог: сначала активно агитируют грузить на региональные склады, дают «бонусы-баллы-скидки и что-то еще малопонятное», потом – просят (=требуют) вывезти весь товар, который не продавался какой-то срок. Сначала 6 месяцев, потом – 2 месяца. Не вывезешь – утилизируем! Вот тебе 14 дней на вывоз. Открываешь их файл – а там половина товара на самом деле продавалась, в файле явные ошибки - бежишь в поддержку – а там, ок, ответим… через 15 дней! Камон, а через 14 вы же его утилизируете! Товар разбросан по всей стране – езжай сам или нанимай транспортную, чтобы вывезти 1 штуку из Самары, 15 штук из Питера?

Короче доверие подорвано, а Wildberries может привезти вам, что угодно максимально быстро в любой ПВЗ рядом с вашим домом всего за 80 рублей. Это супер удобно и поэтому на WB активно грузим регионы и отправляем 70-90% потоков товара, Ozon достаются 10-15%. Ozon вместо функции вывоза запускает «индексы-цены-локализации-литробонусы-кручу-верчу-запутать-хочу» и уже давно мало чего понятно. Вообщем, мысль одна, если все товары хранить на одном складе, существует риск их полной потери в случае чп. Это про WB естественно.

8. Продавать на разных площадках

Не кладите все яйца в одну корзину. Буду рад услышать ваш опыт о других площадках в комментариях. Поможем друг другу, так сказать, найти новые пути.

9. Полностью игнорировать индекс цены и хотелки любой из площадок

Опыт «Из рук в руки», «Авто.ру», «Циан», «Booking» и прочих площадок показывает, что если одна из них внезапно начинает чувствовать свою особенность, полный контроль над рынком и начинает создавать сложные, дорогие требования к партнерам, то она каким-то магическим справедливым образом уходит с небосклона. Появляются альтернативные площадки, куда плавно перетекают партнеры или рынок меняется в целом и эти площадки забываются. Пожар дал пинок перепроверить цены и остатки. В этот же период я по работе анализировал ценообразование в продуктовом ритейле и вот что понял:

Никакие галочки\стикеры\индексы\цены не могут быть сильнее денег клиента, его эластичности и чувствительности к вашему ценообразованию.

Ну умеет Ozon продавать условные наушники дороже, чем WB на 50%, ну другая там аудитория. Это же круто для самого Ozon. Там сидит та же самая аудитория, но площадка смогла создать иное отношение к себе => значит и не надо гнаться за индексом цены и снижать ее, если где-то ниже. Продается – прекрасно, пусть там будет даже все красное в плане индекса цен.

Площадки рано или поздно перестанут пилить сук, на котором сидят, ведь им же выгоднее продавать дороже. Тот же Ozon наконец убрал из индекса цен псевдокитайских-продавцов, а то была полная беда в плане копирования авторских прав. Или говорит, что убрал. Мы уже не отслеживаем – нет сил и технической возможности следить за сотнями SKU и писать сотни тикетов. Тикеты рассматриваются месяцами… и за это время появляются новые клоны.

10. Контролировать наличие товара

Проанализировав остатки на сгоревших Шушарах и Новой Риге мы увидели, что там не было очень многих SKU. Это недоработка.

11. Не отправлять товары на склад маркетплейса с избытком

Площадки очень круто растут в плане эффективности операционки, это видят и клиенты и покупатели. Но, ситуации, когда тупо может потеряться паллет-иной, случается до сих пор. Он наверно найдется, но срок… неизвестен. А можете отправить поставку в далекий Новосибирск, а примут ее, например, в Казани. А можете отправить по схеме ВРЦ 1000 единиц, из которых 50 подвиснут непонятно где и вся поставка будет недоступна к продаже все это время. Неочевидных ситуаций – как на колесе рулетки.

В инвестициях наиболее действенный инструмент минимизации риска – диверсификация. В товарке – делайте поставок больше, а объемы меньше, чтобы избежать ситуации, когда у вас тупо пропадет с остатков все.

12. Диверсификация

Многие селлеры сейчас меня не поймут, но, если есть возможность заниматься еще чем-то – диверсифицируйте свою активность. 10-20% своего времени и капитала можно направить на иные бизнес вертикали, подстрахуйте себя и доход своей семьи от возможных новых непредсказуемых событий. Это не расфокус.

Селлеры - очень креативные люди, в их головах масса идей – дайте возможность их реализации. Возможно, новое начинание со временем постепенно вырастет в достойное направление и, тонкий момент – даже, если не заменит товарку, то даст вам тыл и мощное чувство уверенности, которое даст вам больше эффективности и агрессии уже в основном бизнесе. Тем более сейчас все вот-вот получат компенсации и на новые начинания будут средства)

О таких нюансах, с точки зрения бережливого инвестора, я и делюсь в своем ТГ канале, давайте останемся на связи. Спасибо что дочитали.

Приветствую слова благодарности и полный разнос моего мнения в комментариях.

0
5 комментариев
Bosse

Невнятная статья, слабый текст и ужасающее мнение!!!
(Ну, Вы же сами просили? 😏)

Если серьёзно:

Готовы подписаться под каждым пунктом. В некоторых случаях Вы явно переборщили... с мягкостью формулировок. И отдельное спасибо за краткий, но качественный стиль - всё по существу, без заходов в примечания и сопутствующие темы.

К сожалению, столь чётких и сильных разборов на VC стало минимум. Всё больше и больше на замену инфо-цыганам приходят аналитико-цыгане: дилетантизм, пузыри надежд, аналитика воздушных замков - а иногда и откровенный бред.
Лайкнем Вам всё, до чего дотянемся.

Дополнительно:

С клонами стали бороться быстрее. Но замена "месяцы" на "недели" - не сильно обнадёживает.

"пусть там будет все красное в плане индекса цен" = "снятие соинвеста"
Вот тут-то Вы и попляшете. На костях продаж. Проходили (уже неоднократно).

Диверсификация - практически нереальна. Учитывая постоянно снижающуюся маржу, любые проявления незапланированного дохода тут же сливаются на тесты, опыты с новыми товарами и "затыкание дыр" стоков топ-товаров.
Либо появился внезапный дополнительный капитал - тогда да, диверсифицируйтесь.

Ответить
Развернуть ветку
МАНЕКИ - МНОГОДЕТНЫЙ ИНВЕСТОР
Автор

Низкий поклон за то что прочитали весь текст и пропустили через себя.

Ответить
Развернуть ветку
МАНЕКИ - МНОГОДЕТНЫЙ ИНВЕСТОР
Автор

VC.ru отказался рекламировать эту статью =) "Не рекламируем жалобы на компании и сервисы, а также их критику и конфликтные ситуации".

Ответить
Развернуть ветку
Hekma

Статья прекрасно описывает проблему МП на данный момент. Спасибо за конструктивность.

Ответить
Развернуть ветку
МАНЕКИ - МНОГОДЕТНЫЙ ИНВЕСТОР
Автор

Но не решения =)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда