А ты промаркировал обувные остатки?

У продавцов обуви остался месяц, чтобы научиться работать с маркированным товаром. С 1 марта продавать обувь без маркировки будет нельзя, но склады малого бизнеса забиты немаркированными остатками. Краткая инструкция и лайфхаки для розничных продавцов обуви ― в экспертном материале директора по маркировке ИТ-компании «Эвотор» Вячеслава Предыбайло.

Маркировка обуви стартовала в июле прошлого года. Мы уже отвечали на частые вопросы по маркировке, а теперь обновили материал с учетом накопленного опыта. Статья будет полезна, в первую очередь, розничным продавцам обуви.

Сроки горят!

С 1 марта 2020 года производство, импорт, оптовая и розничная продажа обуви без маркировки запрещена. С этой же даты все компании должны передавать в Честный ЗНАК коды на товар, который они выпустили, купили или продали. До 1 апреля 2020 года импортеры могут маркировать товары, закупленные до 1 марта 2020 года. До 1 мая 2020 года можно маркировать остатки, выпущенные или закупленные до 1 марта 2020 года.

Остатки несладки. Чем грозит отсутствие кода маркировки на обуви?

Продажа немаркированной обуви с 1 марта 2020 года ― это административное правонарушение. По статье 15.12 Кодекса об административных правонарушениях РФ за это полагается конфискация товара и штраф. Штраф для должностных лиц и ИП ― от 5 тысяч до 10 тысяч рублей, для юрлиц ― от 50 тысяч до 300 тысяч рублей. Штрафовать и конфисковывать будет Роспотребнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) и его территориальные органы. Подобный опыт у Роспотребнадзора уже есть. С августа 2016 года, когда ввели маркировку шуб, и по декабрь 2019 года Роспотребнадзор проверил около 200 тысяч меховых изделий и выявил более 25,6 тысяч товаров без маркировки или с нарушением требований к маркировке на общую сумму 1,1 млрд рублей. Было составлено 1 466 протоколов о правонарушении и 1 348 протоколов ареста товаров. По 1 310 судебным делам наложены штрафы на 5,7 млн рублей.

Краткий чек-лист по маркировке остатков

1. Получите электронную цифровую подпись на имя генерального директора в удостоверяющем центре. Скорее всего, она у вас уже есть (она нужна при регистрации онлайн-кассы).

2. Зарегистрируйтесь в Честном ЗНАКе.

3. Получите доступ к «Станции управления заказами» (СУЗ), подписав соответствующие договоры своей электронной подписью.

4. Добавьте описание товара по упрощенной схеме. В личном кабинете Честного ЗНАКА в разделе «Документы» опишите товар вручную или загрузите номенклатуру файлом XML или CSV. Нужно указать: 1. вид обуви, мужская, женская, детская, унисекс; 2. первые два знака кода товарной номенклатуры (ТН ВЭД ЕАЭС, для обуви - 64); 3. ИНН текущего собственника; 4. Произведено на территории РФ / Импорт.

5. Закажите коды маркировки. В разделе «Станция управления заказами» (СУЗ) на описанный товар заказывайте коды. На каждый товар выдается уникальный код. Если у вас 10 одинаковых пар обуви нужно заказать 10 кодов маркировки.

6. Скачивайте коды и распечатывайте на принтере этикеток или на офисном принтере.

7. Наклейте коды на товар:коробки, ярлык или на обувь. Чтобы код было удобно сканировать при продаже, его лучше клеить на коробку или ярлык. Если код будет поврежден, заклеен акциями ― обувь законно продать не получится. Если код будет наклеен на коробку, то в случае возврата товара код будет неповрежденным.

8. Введите коды в оборот. Для этого нужно в личном кабинете Честного ЗНАКа в разделе «Документы» выбрать «Ввести коды в оборот». Если вы этого не сделаете, то товар не будет считаться промаркированным по правилам и при проверке могут возникнуть проблемы.

9. Проверьте, считывает ли ваш 2D-сканер код Data Matrix (некоторые старые модели могут быть не совместимы с этим стандартом).

10. Проверьте коды. Введенный в оборот коды можно проверить с помощью бесплатного приложения Честного ЗНАКа для смартфонов.

Решения для маркировки

Многих предпринимателей пугают любые технологические новшества. Маркировка тоже не самый простой процесс для бизнеса. Но есть несколько способов, чтобы его максимально упростить.

Во-первых, можно использовать специализированное решение по маркировке остатков. Такие программы для разных онлайн-касс могут стоить от нескольких тысяч до десятков тысяч рублей. Сейчас такие приложения предлагают ИТ-компании, разработчики товароучетных систем, операторы фискальных данных и электронного документооборота.

Например, для владельцев смарт-терминалов «Эвотор» есть приложение «Маркировка остатков» (3500 рублей в год). Заказ на коды маркировки можно создавать прямо со смарт-терминала или на компьютере через веб-интерфейс. В веб-интерфейсе можно создать этикетки с подробным описанием товара, включая цвет, материал верха, подкладки и подошвы. Приложение позволяет распечатать коды маркировки на офисном принтере, принтере этикеток, подключенном к кассе или к компьютеру, или прямо на чековой ленте, не покупая принтер. Ввести коды в оборот можно со смарт-терминала или из веб-интерфейса, весь заказ сразу или сканируя каждый наклеенный код, чтобы избежать ошибок ввода в оборот. Через него же можно перемаркировать возвращенный товар, если код маркировки был поврежден или утрачен. Сервис напрямую загружает промаркированные остатки в кассу, так что можно сразу начать торговлю.

Во-вторых, маркировку остатков можно поручить одной из сервисных компаний. Здесь есть одно существенное «но» ― ИП должен передать свою ЭЦП сторонним лицам, что незаконно и чревато потенциальными рисками. Появились и услуги по печати кодов маркировки — с таким сервисом есть риск ошибок транспортировки и неправильной оклейки коробок и ярлыков.

Как правильно продать маркированную обувь в розницу?

Нужно обновить прошивку и ПО онлайн-кассы для того, чтобы они поддерживали работу с маркированным товаром и передачу тега 1162 оператору фискальных данных (ОФД). Чтобы автоматически передавать данные о продаже маркированных товаров в Честный ЗНАК, нужно заключить дополнительное соглашение с текущим ОФД.

К POS-системе должен быть подключен 2D-сканер, настроенный на работу с кодом Data Matrix. В рознице кассир при добавлении товара в чек должен сканировать код Data Matrix. При этом в чеке для маркированных товаров с 1 марта 2020 года должен печататься новый реквизит «код товара» и буква «M».

Как оформлять возврат?

Когда покупатель возвращает товар, может быть две ситуации. Товар вернули с кодом маркировки и без него. В первом случае при формировании чека возврата кассир должен отсканировать код Data Matrix — тогда Честный ЗНАК вернет код в оборот. Если код не сохранился — нужно повторно заказать код маркировки в Честном ЗНАКе. Это процедура называется перемаркировка.

Как работать обувной рознице с поставщиками после 1 марта 2020?

Оборот маркированных товаров подразумевает передачу данных о любом движении товара в Честный ЗНАК. В системе фиксируется передача товара только между ИНН. Факт передачи и приема товара подтверждает УПД (универсальный передаточный документ ― электронная накладная).

Мы рекомендуем сверять коды из УПД с фактически полученным товаром, чтобы избежать ошибок. Если код на товаре отсутствует в УПД, то при продаже такого товара система зафиксирует факт выбытия кода товара, не принадлежащего этому юрлицу. А если в УПД есть код, который не присутствует в партии, то он будет числиться на предпринимателе и не выйдет из оборота. В этих случаях нужно принимать товар частично, аннулировать весь УПД или сформировать новый, соответствующий поставке.

Для смарт-терминалов «Эвотор» мы разработали и запустили приложение «Маркировка» (6000 рублей в год), с помощью которого розничные продавцы могут зарегистрироваться в Честном знаке, в ЭДО, правильно принимать и продавать маркированный товар. Лицензия ЭДО уже включена в стоимость приложения.

Приложение позволяет заводить в кассу маркированные товары и отправлять чеки с такими товарами в соответствии с законом. Помимо этого, если подключить ЭЦП к смарт-терминалу или компьютеру можно принять электронную накладную от поставщика, предварительно сверив с реально поставленным товаром. Товары и остатки из накладной «появятся» в кассе, а система Честный ЗНАК после приемки узнает о смене собственника товара.

Утвержденный график маркировки по всем товарным группам

Обувь. С 1 марта 2020 года нельзя продавать и принимать на продажу немаркированную обувь. До этой даты надо промаркировать остатки. 1 мая 2020 года ― последний день, когда можно будет получить коды маркировки на остатки.

Табак. С 1 июля 2020 года запрещен оборот немаркированных сигарет.

Лекарства. С 1 июля 2020 года ― запрет производства немаркированных лекарств, обязательная приемка и продажа маркированных лекарств.

Парфюмерия. С 1 октября 2020 года - запрет производства и импорта немаркированной продукции, обязательная приемка и продажа маркированной парфюмерии. Немаркированные остатки можно продавать до 1 октября 2021 года.

Фотоаппараты. С 1 октября 2020 года запрещен оборот немаркированной фототехники. Промаркировать остатки нужно до 1 декабря 2020 года.

Шины. С 1 ноября 2020 года запрещены производство и импорт немаркированных шин, а также их продажа участниками оборота, работающими напрямую с производителями и импортерами. До 1 марта 2021 года надо промаркировать остатки.С 1 марта 2021 года ―запрещен оборот немаркированных шин, для всех участников обязательна передача данных в Честный ЗНАК.

Легпром. С 1 января 2021 года запрет оборота немаркированной продукции. До 1 февраля 2021 года нужно промаркировать остатки.

Источник: Постановления Правительства РФ №224, №860, №1953, №1956, №1957, №1958

Работаете с обувью?
Да, готовы к 1 марта 2020 г. Уже все остатки промаркировали
Все в процессе, планируем все промаркировать к 1 марта 2020
Все распродаем, маркировать остатки не планируем.
Узнал о том, что мне надо промаркировать остатки из этой статьи
Ваш вариант в комментариях.
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
0
24 комментария
Написать комментарий...
Валерия Герасимова

С возвратом пока не ясно. Единица товара уже вышла из оборота.

Ответить
Развернуть ветку
Нелли Фролова

На практике поймём как работает перемаркировка. Комментариев мало на этот счет.

Ответить
Развернуть ветку
Vl Al

Мало гемора, так еще один подкинули. 

Ответить
Развернуть ветку
p0st

Через чек возврата, автоматом возвращается в оборот, на прошлой неделе тестировали - работает

Ответить
Развернуть ветку
Олег

Спасибо Вам.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Чагин

У возврата есть 3 сценария:
1. Товар пригодный и код марки пригодный. Делается возврат маркированного товара. Код возвращается в оборот.
2. Товар пригодный и код марки потерян. Делается возврат немаркированного товара. И потом делается перемаркировка. Заказывается и оплачивается код.
3. Товар испорчен. Делается возврат немаркированного товара. А дальше утилизируете или возвращаете на производство.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Bessarabov

Спасибо! Теперь все вроде понятнее стало ))

Ответить
Развернуть ветку
Николай Чагин

Если будут вопросы, пишите)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Романенко

:)

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина

Обратите внимание сейчас есть проект по переносу сроков на 1 июня https://regulation.gov.ru/projects#StartDate=1.1.2020&EndDate=29.2.2020&npa=99433
Примут его как обычно накануне 29 февраля, но учитывая не готовность взаимодействия ЭДО и ИС МП вероятность подписания высока.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина

Уже есть комментарии, перенос касается в части ЭДО, по продажам все по старому через кассу с 1 марта только маркированный товар .

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина

Еще один важный момент, в ряде регионов надзорные органы уже предупредили предпринимателей о тотальном применении упрощенной схемы маркировки.
Речь идет о том, что упрощенка изначально позиционировалась, как механизм для маркировки обуви с утраченной историей (лежат у вас сапоги 5-ый сезон и не продаются, доки на них не найти, где покупали не помним и коробки то от них уже нет, стоят в уценке), по всем остальным остаткам доки есть - описываем по полной схеме.  

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Ветчинкина
Автор

Можете дать подробности этой информации? В каком регионе и какие органы? Есть ли какая-то ссылка? 

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина

Ссылки нет это живое общение на семинарах с клиентами по маркировке. 

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Ветчинкина
Автор

Тут бы вообще промаркировались хоть как-то...  :) А надзорные органы - Роспотребнадзор имеете в виду?

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина

Да.
Про хоть как-то согласна, сегодня на семинаре на вопрос "кто начал?" подняли руки 5 человек из 70 

Ответить
Развернуть ветку
Николай Чагин

Точнее было так. В Постановлении №860 в пункте 34 а) и б) указано про описание остатков. И есть полное описание, а у краткого есть минимум из 4 пунктов. А если дополнительная информация известна, то указывать её. Например, страна производства, материалы верха, подложки, низа, товарный знак и пр. Утраченную информацию не указывать.
По моим сведениям об этом требовании напоминал МинПромТорг.

Ответить
Развернуть ветку
влад онсамый

Ещё и на Упрощённую систему налогообложения нужно перейти Вмененка уже не подходит на торговлю обувью. Кто к 1 марта не перейдёт на упрощённую систему налогообложения, налоговая будет считать по 15 процентов с прибыли. 

Ответить
Развернуть ветку
Николай Чагин

Точнее нужно написать заявление в Налоговой о переходе на УСН, чтобы не перевели автоматически на ОСН с НДС.

Ответить
Развернуть ветку
Илья

"что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание" Откр 13:17

Ответить
Развернуть ветку
Evgeniy Shesternin

Здравствуйте, подскажите пожалуйста, как легально и без последствий продавать обувь. Мы реализуем обувь через интернет-магазин. Товар напрямую идёт от производителя к покупателю, минуя нас. Мы платим поставщику (производителю) непосредственно за сам товар. Производитель сам упаковывает и отправляет товар. В связи с маркировкой, мы так понимаем что это тоже касается нас, но как нам сканировать товар и выводить его, если он к нам не поступает? Розничной точки у нас нет

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Ветчинкина
Автор

Можете уточнить. Вы сами непосредственно продажей занимаетесь? Чеки пробиваете покупателям? Или чек пробивает производитель, а вы "витрина"?

Ответить
Развернуть ветку
Evgeniy Shesternin

Чеки пробиваем мы сами 

Ответить
Развернуть ветку
Николай Чагин

Обувь клиенту продаёте вы? То есть и чек формируется на вашей кассе?

Ответить
Развернуть ветку
21 комментарий
Раскрывать всегда