{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Как зарегистрировать онлайн-кассу в 2020 году — пошаговая инструкция

Почему электронный документооборот на госсайтах теперь не работает в Chrome и другие сюрпризы на пути регистрации онлайн-кассы на сайте налоговой инспекции.

Вот есть у вас интернет-магазин: свеженький, красивый, с загруженными товарами и подключенными доставками. Бери-работай? Но нет — сначала организуйте-ка выдачу чеков пользователю с каждой его покупки.

Самый распространённый способ — онлайн-касса. Например, от «АТОЛ». Но и тут не всё так просто — кассу нужно зарегистрировать в налоговой, чтобы не получить штрафов и прочих неприятностей.

Хорошая новость — это делается через личный кабинет предпринимателя или организации на сайте nalog.ru (ну вдруг вы не знали). Плохая — нужна электронная подпись, а с ней с 2020-го не всё так просто. Но начнём сначала:

1. Получаем данные кассы для регистрации в налоговой инспекции

Шаг 1. Заключить договор с компанией-поставщиком оборудования для онлайн-кассы. Можно убить сразу двух зайцев и решить вопрос по эквайрингу — например, у «Тинькофф-банка».

Шаг 2. Заключить отдельный договор с оператором фискальных данных — например, с «Платформой ОФД» (обязательное звено цепочки, отвечает за передачу данных непосредственно в ФНС).

Шаг 3. Заполнить много-много полей. Оплатить счет (в минимальной конфигурации это порядка 35 тысяч рублей за год).

Шаг 4. Получить данные кассы, которую нужно зарегистрировать в налоговой.

На практике мы столкнулись с тем, что у того же АТОЛа данные предоставляются в таблице в личном кабинете, но половину из них там не видно — нам пришлось звонить в техподдержку и выяснять голосом то, что не вошло в ячейки.

2. Регистрируем кассу на сайте налоговой инспекции

Понадобится личный кабинет индивидуального предпринимателя (или юрлица) на сайте nalog.ru и электронная подпись (ЭП). Например, она у вас даже есть.

Электронная подпись (ЭП, или как раньше её звали — ЭЦП) состоит из секретного ключа, публичного ключа и сертификата публичного ключа. Секретный ключ шифрует подпись, публичный — расшифровывает. Сертификат публичного ключа фиксирует открытый ключ, данные владельца подписи и саму подпись.

Электронная подпись бывает:

— простой;

— усиленной неквалифицированной;

— усиленной квалифицированной (самый надежный вариант, поскольку выдается аккредитованным удостоверяющим центром и юзается на порталах госуслуг).

Вы заполняете заявление, пытаетесь его отправить и… у вас вряд ли это получится, если вы зашли на сайт налоговой в браузере Chrome или Safari (хотя ещё недавно, в декабре 2019-го, всё работало):

3. Настраиваем браузер, соответствующий новым ГОСТам

Предыстория

В 2015 году в России выпустили два новых стандарта, описывающих алгоритмы блочного шифрования («Кузнечик» и «Магма») и режимы их работы, — ГОСТ Р 34.12–2015 и ГОСТ Р 34.13–2015.

В 2018-м появилась программа «Цифровая экономика России», которая подразумевала перевод российского сегмента Интернета на российскую же криптографию. Причина — уязвимые реализации зарубежных SSL-сертификатов и TLS-сертификатов (последние — актуальнее), которые использовались во множестве пользовательских и бизнес-систем.

В 2019-м сертификату TLS 1.0 исполнилось 20 лет, а TLS 1.1 — 12. Обе версии морально устарели и используют слабые шифры и алгоритмы. Им на смену в 2008 году появился более криптостойкий протокол TLS 1.2, который сейчас используется большинством браузеров. В первой половине 2020-го все топовые браузеры планируют отказаться от TLS 1.0 и TLS 1.1 насовсем.

Чтобы решить проблему с уязвимостью зарубежных TLS, в России создали собственные криптонаборы TLS 1.2 с российскими алгоритмами хэширования, шифрования (тем самым «Кузнечиком») и электронной подписи, использующие современные практики использования криптоалгоритмов.

В феврале 2019-го новые криптонаборы официально зарегистрировала в своем реестре международная организация IANA (Internet Assigned Numbers Authority), управляющая идентификаторами и параметрами протоколов сети Интернет. Регистрация была нужна, чтобы избежать блокировок TLS с ГОСТ из-за захвата номеров криптонаборами третьих стран.

С 1 июня 2019 в качестве национальных стандартов ввели 4 свежих:

  • ГОСТ 34.10-2018 «Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процессы формирования и проверки электронной цифровой подписи» взамен ГОСТ 34.310–2004.ГОСТ 34.13-2018 «Информационная технология. Криптографическая защита информации. Режимы работы блочных шифров» взамен ГОСТ 28147–89.

  • ГОСТ 34.12-2018 «Информационная технология. Криптографическая защита информации. Блочные шифры» взамен ГОСТ 28147–89.

  • ГОСТ 34.11-2018 «Информационная технология. Криптографическая защита информации. Функция хэширования» взамен ГОСТ 34.311–95.

Всё это здорово, но при чем здесь браузеры?

После появления нового TLS по ГОСТ возникла проблема — пользователи не хотели переходить на браузеры с поддержкой нового ГОСТ, потому что почти ни один сайт его не поддерживает. А владельцы серверов не хотели внедрять российскую криптографию, потому что почти никто не юзал поддерживающие российские алгоритмы браузеры.

Из-за этих противоречий работа по новому ГОСТ— пока опциональна и не запрещает использование зарубежной криптографии:

  • при отсутствии установленного российского СКЗИ (средства криптографической защиты информации) пользователи могут спокойно юзать сайты с защитой зарубежными алгоритмами (и в любых браузерах);
  • при наличии установленного российского СКЗИ в браузерах Internet Explorer, Edge, «Спутник» или «Яндекс.Браузер» доступно надёжно защищённое ГОСТом соединение.

Исключение — сайты государственных структур: www.gosuslugi.ru и сайты в доменах .gov.ru, .kamgov.ru, .nalog.ru. Все они используют шифрование по ГОСТ алгоритмам — браузеру для этого понадобится установка КриптоПро CSP, чтобы передать этому криптопровайдеру управление.

Поскольку операции с электронной подписью тоже запрашивают шифрование (и тоже требуют установки криптопровайдера), на сайтах госструктур их можно производить только в браузерах, которые поддерживают новый стандарт TLS по ГОСТ.

Это умирающий (но вечно живой) Internet Explorer, созданный в 2014-м российский «Спутник» и знакомый «Яндекс.Браузер». Адекватнее всего использовать последний. Но настроить его для macOS для работы с электронной подписью — та ещё задачка.

Например, у вас есть ЭП, сертификат к ней и закрытый ключ, которые хранятся на физическом носителе (токене — например, «Рутокен»). Но для полноценный работы одной подписи недостаточно — потребуется ещё пара компонентов:

1) Криптопровайдер (ПО, которое реализует криптографические алгоритмы) — например, тот самый CryptoPro CSP.

2) Расширение/плагин для браузера от «КриптоПро».

3) Плагин системы электронного правительства (нужен только для работы с сайтом Госуслуг и ЕСИА).

Расширение от «КриптоПро» можно установить в любой браузер — хоть на Chrome, при условии, что вы будете не работать с ЭП на госсайтах. Например, будете использовать ЭП на электронных торговых площадках — у «Хрома» для каждой есть своё расширение).

С Windows особенных проблем нет, а вот на macOS приходится лезть в командную строку, вручную добавлять сертификат электронной подписи, прописывать команды и активировать этот сертификат. Нам даже пришлось написать внутреннюю инструкцию для этого процесса — потому что в зависимости от типа площадки, где будет использоваться КЭП, есть свои нюансы.

Сергей, технический специалист scrum-студии «Сибирикс»

А теперь, когда все парадоксы с браузерами выяснены, и вы с горем пополам настроили «Яндекс.Браузер» (попробуйте эту инструкцию), вернёмся к регистрации онлайн-кассы.

4. Завершаем оформление онлайн-кассы

По регламенту оформление нужно завершить в течение суток — для этого нам понадобятся данные от «АТОЛа».

Шаг 1. Копируем данные кассы из личного кабинета на сайте nalog.ru и заполняем их в поля личного кабинета у «АТОЛа».

Шаг 2. Получаем от «АТОЛа» архив с двумя файлами.

Опять загвоздка: мы столкнулись с тем, что данные из второго файла не совпадают с теми, что просит налоговая инспекция. Нам снова пришлось звонить в техподдержку — там нам сказали, что всё хорошо: просто данных у налоговой и у них называются по-разному.

Шаг 3. Успех!

Порог входа в электронную коммерцию значительно вырос за последние два года. Это говорит о зрелости интернет-рынка. Государство нам дало понять, что теперь будут правила и будет сильный контроль. Похожие тенденции идут во всем мире.

Более того, в других сферах все к этому привыкли: хочешь открыть кафе — будь добр, соблюдай СанПиНы. Хочешь возить людей на самолете за деньги — получай лицензию коммерческого пилота, свидетельство эксплуатанта и заполняй кучу бумажек.

Да, неприятно. Но это нормально. К сожалению, инфраструктура пока довольно сложная и сырая, а полностью делегировать получение всех ключей агентству — вряд ли хорошая идея (речь о безопасности). Однако работы постоянно идут, и я надеюсь, что через пару лет процедура станет в разы проще. Что делать сейчас? Разбираться.

Владимир, CEO & Founder scrum-студии «Сибирикс»

Пфф, всего-то четыре круга ада, и у вас в интернет-магазине на раз выдаются чеки :) Поделитесь статьёй с друзьями-партнёрами — вдруг они прямо в эту секунду испытывают сложности.

P.S. Наша редакция благодарит заместителя генерального директора компании «КриптоПро» Станислава Смышляева за помощь с написанием статьи.

0
23 комментария
Написать комментарий...
Василий Степанов

АТОЛ в топе продаж кассовой техники, а поддержка там как из 19 века. Нет бесплатного номера, неквалифицированные сотрудники. Пытались зарегистрироваться и оформить виртуальную онлайнкассу от АТОЛ, оказалось что мануал у них не соответствует текущей обстановке. Потом с какой-то бабушкой по телефону долго выясняли, как нам все таки подключиться. У них даже электронной почты в контактах на сайте нет.

Ответить
Развернуть ветку
Марина Корнилова

лично мне удобнее писать в чаты техподдержки или почту, так вся инфо хранится на виду, ее можно перечитать или переслать кому-то, а не вспоминать потом что тебе сказали. в следующий раз попробуйте написать им вк, мне там ответили через 2-3 часа

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Митроченков

А есть решение проще: заплатить кассовому мастеру и он сделает все сам, без этого мозгоебства, а время, освободившееся потратить на что-то более полезное.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Митроченков

Да, и Робокасса, Яндекс. Касса нахрен не нужны, ибо крайне дорого. Яндекс можно сделать только для Яндекс. Денег, а экваринг - в свой банк, там дадут при хороших переговорах 1.9-2%. 99% онлайн платежей - это карты.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Лискин

Всё верно, если есть средства пусть занимается этим тот кто должен этим заниматься 

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Леонов

великолепное полотно)
на правах лайфхака:
выбираешь одного из многих продавца и у него:
- покупаешь ккт
- покупаешь фн
- платишь около 3.000 за создание и доставку эцп
- если ленивый, платишь еще 1.000 и за тебя заполнят заявление на эцп
- платишь за активацию фн около 2.500 с выездом к тебе
- если ОЧЕНЬ ленивый, платишь еще 2.000 за регистрацию всего добра на налог.ру

Ответить
Развернуть ветку
Николай Лискин

Через налоговую все это сделать достаточно проще и не нужно никаких электронных подписей. Принес бумаги, на кассу и накопитель, зарегистрировал, сгонял до кассы пробил контрольный чек, отвёз его в налоговую в течении суток. Ставили несколько касс за 2019 год, в этот отдел налоговой очередей нигде не было, всегда первые или единственные. Экономия денег на ЭП.

Кассы ставили Кассир 57Ф от Старрус, классная система, сам фискальник может стоять в бутике к примеру и работать как обычная касса с торговой программы, одновременно автоматом бить чеки с сайта, в ней Ethernet порт, доступ по IP, стоит копейки, функционал на уровне

Ответить
Развернуть ветку
Василий Степанов

Не иметь сейчас электронную подпись это моветон. Если есть ЭП, то весь процесс регистрации кассы в налоговой и оператора ФД занимает 10-15 минут.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Лискин

Судя по статье несколько дольше. 
Не понимаю для чего отдавать бабло за подпись к примеру каком-то вообразимому продавцу шаурмы? 

Ответить
Развернуть ветку
Василий Степанов

например, чтобы не ездить в налоговую и не ходить на почту для сдачи отчетности

Ответить
Развернуть ветку
Николай Лискин

Раз в год не сходил в налоговую, зато сходил за электронной подписью. У нас к примеру бух каждый год эти подписи перевыпускает или продлевает, могу ошибаться что конкретно. И вот тот вымышленный шаурмен должен сгонять за подписью для начала, потом наладить браузер и лишь после отправить отчётность, правильно я Вас понял?

Ответить
Развернуть ветку
Василий Степанов

Вы живете в тайге? Никто никуда не ходит. Все получают по ЭКС.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Лискин

В Подмосковье, бухгалтер ходит с ключами ежегодно, и носит туда деньги. Вы сейчас глупость полнейшую выдаёте за благо. Мелкий коммерс должен платить за ненужное-ненужно. Плюс ещё под это компьютер покупай. У меня сосед красит машины у себя в гараже, так вот у него даже телефон кнопочный, какой ему компьютер и электронные подписи, я ему отчёт делаю и распечатываю каждый год. Это пример из Подмосковья, а на территории России знаете сколько таких Василичей? Или для Вас предприниматель только тот кто держит барбершоп?

Ответить
Развернуть ветку
Roman Krivin

Проще уж к сторонней помощи прибегнуть, чтобы не лохануться и не попасть на штрафы. Та же самая робокасса. Да, ты платишь, но получаешь хороший сервис с поддержкой того же самого Меркурия. Проблемы - звонишь в поддержку. 

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Жалнов

Я так понимаю статья попугать нацелена.... А рассказ про криптоалгоритмы для кого?  99.9% пользователей это особо не интересует и уж тем более не в статью про регистрацию кассы вставлять.
По моему опыту касса в 90% случаев регистриуется за 20 минут. 
В 8% случаев время увеличивается на срок регистрации кабинета Юр лица и настройку браузера и только у пары процентов нет сертификата ЭП  чтобы провернуть всё это....

Ответить
Развернуть ветку
Данил Семёнов

Вот спасибо. 

Ответить
Развернуть ветку
Blackrock

А как проверить что БУ касса снята с регистрации в ФНС ? 

Ответить
Развернуть ветку
Николай Лискин

Документ наверное у продавца должен быть с отметкой налоговой 

Ответить
Развернуть ветку
Blackrock

на сайте никак нельзя будет посмотреть ? 
спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Николай Лискин

Знаю сервисы есть с помощью которых можно по заводскому номеру проверить внесены ли касса и накопитель в реестр контрольно кассовой техники, а вот по поводу снятия не и постановки не слышал

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Леонов

да, при снятии с учёта как через сайт, так и через окошко в налоговой, ты получаешь уведомление о снятии с учёта.
Другое дело, что это это уведомление никак не гарантирует, что после снятия касса не была еще раз зарегана.

вопрос интересный

Ответить
Развернуть ветку
Иван

Проверить кассу и Фискальный Накопитель можно на сайте ФНС.
https://kkt-online.nalog.ru/

Если хорошо поискать, то ЭЦП можно сделать за 900 рублей.
Договор ОФД на год за 500 руб.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Runov

А где можно сделать за 900р.?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
20 комментариев
Раскрывать всегда