Кроссовки в рассрочку: как американские онлайн-ритейлеры осваивают сервисы беспроцентных кредитов

Вместе с Андреем Загоруйко разобрались, что дает рассрочка покупателям и бизнесу в США.

Вместо предисловия

Еще пару месяцев назад Андрей Загоруйко, директор по развитию бизнеса Joom в США, публиковал на vc.ru регулярный дайджест новостей американского ecommerce. Увы, один авторский лист его пера стоит неподъемно дорого, поэтому мы, редакторы блога Joom, вынуждены писать тексты по его просьбе, а сам он катается на серфе где-то в районе побережья Сан-Диего (нет).

Будем стараться удержать планку 💪

Переходим к делу

В США вовсю набирают популярность финтех-сервисы, которые позволяют магазинам выдавать рассрочку на конкретные товары, а рынок таких займов уже оценивается по крайней мере в $2 млрд.

Рассрочка на кроссовки, авиабилеты и запчасти

Скорее всего, вы нечасто слышите про американский стартап Affirm — а между тем, это одна из главных компаний, формирующих в США новый быстрорастущий рынок рассрочки. Например, с помощью таких сервисов можно купить брендовую одежду, обувь, ювелирку, запчасти для дорогих авто или тур. В общем, те товары, которые сложно или рискованно оплачивать единоразово.

Affirm — это финтех-компания, которую возглавляет один из создателей PayPal, уроженец Киева Макс Левчин. Суть бизнеса проста: вместо того, чтобы брать потребительский кредит или тратить деньги с кредитной карты, покупатель получает шестимесячную рассрочку на конкретный товар. А вместо процентов по кредиту человек платит небольшую единоразовую комиссию сервису: например, за кроссовки ценой в $140 заплатить придется около $5.

Вообще «кроссовки в рассрочку» для нас может звучать довольно безумно. Но в прогрессивной части планеты кроссовки давно стали частью популярной культуры. В них давно уже не стыдно ходить на работу или в ресторан, а некоторые модели стоят как хороший автомобиль. Есть и стартапы, которые занимаются исключительно перепродажей кроссовок и сопутствующих товаров (и оцениваются в миллиарды, например StockX, Grailed, Goat). Так что то, что предлагает Affirm, определённо находит свою аудиторию.

Рассрочка на одежду — тренд, который пока что до России не дошел. Но в США он уже набрал определенную популярность. Покупатели все чаще выбирают рассрочку вместо оплаты товаров кредитными картами. «Если я буду платить за покупки в интернете с кредитки, я начну сходить с ума», — объясняет The Wall Street Journal один из пользователей Affirm. Кредитные карты нужны для чрезвычайных ситуаций, рассуждает он, а вот рассрочка может быть просто удобным инструментом распределения расходов, и цена за её использование в несколько долларов не так уж велика, учитывая полученную гибкость.

Важный момент: рассрочка — это не потребительский кредит в каком-либо его виде, а автоматическая и моментальная покупка товара с одновременным скорингом покупателя.

Affirm — только одна из целого ряда компаний, которые формируют новый тренд на американском рынке онлайн-ритейла. Если раньше в рассрочку покупали дорогие телевизоры, холодильники и ноутбуки, то теперь люди готовы платить по полгода после покупки и за одежду с косметикой, пишет WSJ.

Под спрос подстраиваются крупные сети: свой сервис для оплаты покупок в рассрочку в партнерстве Affirm запустил, например Walmart. А летом прошлого года о скором запуске своего сервиса рассрочки в США объявил H&M: в партнерстве с финтех-стартапом Klarna, европейским аналогом Affirm и самой дорогой финтех-компанией Европы. Он обещал разрешить пользователям 30 дней хранить товар до того, как принять решение о выкупе, а потом — оплатить его в рассрочку на четыре месяца.

Денег меньше, покупок больше

Для компаний рассрочка — это способ привлечь новых покупателей на фоне всех финансовых проблем, с которыми сталкиваются американцы, пишет WSJ. Люди берут все больше кредитов: на машины, учебу, покупку жилья и медицину — а также чаще начинают платить в кредит за повседневные покупки. Но при этом уровень их доходов в целом не растет.

Рассрочка нравится молодым покупателям, которые не хотят погрязать в долгах по кредитным картам и займам, как это делали их родители. При этом рассрочка и отложенные платежи помогают магазинам повышать конверсию каждой торговой точки на 20 или даже 30%, утверждает Ник Молнар, CEO финтех-стартапа Afterpay, другого конкурента Affirm. Более того, по его словам, благодаря рассрочке, люди чаще готовы платить за вещи полную цену и не ждут скидок и распродаж, говорит Молнар.

Идея продавать товары с рассрочкой нравится и инвесторам. В 2019 году общий объем вложений в финтех составил 40 миллиардов долларов. Из них 12 миллиардов пришлось на компании, которые предоставляют услуги рассрочки. Согласно данным Venture Scanner, это втрое больше, чем за последние пять лет.

Вот основные компании, которые занимаются рассрочкой и их оценка на январь 2020 года.

Больше половины американских компаний, опрошенных исследовательской фирмой 451 Research, заявили, что они уже продают в рассрочку или планируют запустить такие программы уже в 2020 году, пишет WSJ. При этом 40% опрошенных потребителей утверждают, что наличие рассрочки повышает для них вероятность того, что они совершат покупку.

На этот тренд откликаются крупные игроки. В 2019 году Mastercard Inc. купила финтех-стартап Vyze, который позволяет покупать вещи в рассрочку. Citigroup и American Express уже также запустили программы, которые позволяют расплачиваться по некоторым покупкам в рассрочку. Такое же предложение сейчас готовит и JPMorgan, а Visa обещает дать такую возможность вообще для всех американских банков.

Набирают масштабы и сами финтех-стартапы, которые дают возможность делать рассрочку для магазинов одежды, бытовой техники и товаров для дома. Например, Affirm, помимо Walmart, уже работает с Best Buy (магазины бытовой техники), Wayfair (мебельные магазины) и Warby Parker (онлайн-магазин очков). Afterpay используют 6,5 тысяч сетей, среди которых Urban Outfitters (магазины одежды), Anthropologie (бренд одежды), Levi's и DSW, пишет CNN. Среди других крупных игроков на этом рынке — финтех-компания Splitit, которая делает сервисы для Fashionette (бутик обуви) и Nectar (система карт лояльности).

Как Андрей покупал Kindle в рассрочку

От первого лица.

Когда я потерял свой пятилетний Kindle Paperwhite, пришла пора покупать новый. Уже на чекауте заметил опцию «Оплатить товар в пять платежей» и выбрал ее. С одной стороны, сумма в $120 за новый Kindle не такая большая, хоть и существенная. С другой стороны, хотелось проверить новый для меня механизм оплаты. Все сработало молниеносно и без дополнительных вопросов. В тот же день с меня списали $22, а Kindle привезли на следующий день. Для такой долгоживущей покупки как электронная книга, которую можно эксплуатировать годами, вариант купить в рассрочку даже на полгода выглядит отлично. Такой формат оплаты пока доступен для всех устройств, которые производит Amazon.

Вот как это выглядело у меня в личном кабинете.

Чем рассрочка лучше кредитки

Опрошенные WSJ пользователи сервисов рассрочки так объясняют свой выбор: во-первых, в отличие от кредитных карт, в рассрочке ниже переплата. Кроме того, покупатель здесь сразу видит, когда и сколько ему придется заплатить за конкретный товар — в отличие от кредитки, долг по которой включает в себя любые траты и требует регулярного погашения.

Рассрочка не только дает возможность покупателям сразу получить нужную вещь. Регулярные понятные платежи вынуждают их быть более дисциплинированными и платить по займам вовремя, потому что речь идет о выплатах за конкретную покупку. Кредитные карты опрошенные WSJ покупатели называют «черной долговой дырой», а человек, который пользуется кредиткой, просто забывает на что именно тратил деньги.

Низкие проценты, высокие риски

По существу, рассрочка — это те же самые потребкредиты, которые так же ничем не обеспечены. Поэтому если человек, уже получивший свои кроссовки в рассрочку, перестает по ней платить, компаниям остается только передать его дело коллекторам. Кроме того, всегда есть риск, что товары в рассрочку будут покупать люди, которым банки уже не одобряют обычные потребительские кредиты и не выдают кредитные карты. Чтобы этого не произошло, компании, как и банки, проводят предварительную проверку будущих заемщиков, но обычно она все-таки не такая тщательная, как банковская.

Для самих покупателей программы рассрочки на товары тоже несут некоторые риски. На американском рынке действительно есть довольно много предложений беспроцентных рассрочек или займов с минимальными комиссиями, но некоторые сервисы берут до 30% от стоимости товара — все зависит от финансового профиля покупателя. Поэтому всегда нужно внимательно читать условия под звездочками и мелким шрифтом. Кроме того, некоторые сервисы вводят штрафы за просроченные платежи, а еще — запрещают брать другие рассрочки, если у покупателя есть задолженности.

Пишите в комментарии, если вам понравился материал или вы разобрались в сервисах рассрочки лучше нас. А ещё — если соскучились по Андрею 🤖

0
51 комментарий
Написать комментарий...
Владлен Семыкин

День добрый!
Поехали!Что такое реализация?Это операция купли-продажи,где право собственности на товар переходит от одного лица к другому(юрлицо или физлицо,неважно).А где есть реализация,есть и что?правильно,доход,а если есть доход,есть и налог на этот доход(либо НДС 20%,если торговец на ОСН,либо 6%,если торговец на УСН"Доходы")!!Так вот ,чтобы продавцу компенсировать свои издержки(аренду,логистику,зарплату персонала и т.д.и + налоги)необходимо это все заложить в продажную стоимость товара,в нашем случае,кроссовки.,да еще и заплатить государству ,как минимум НДС,точнее доплатить разницу между входящим НДС и НДС при реализации.Давайте перейдем на рубли,100 USD= 6200 руб,так понятнее всем будет,и живем в России.Так вот,в 6200 руб, налогов (НДС) будет -1033,33 руб,6200-1033,33=5166,67 руб,это без налога на добавленную стоимость.,так как ранее был оплачен входной НДС при покупке этих кроссовок,предположим их купили за 3100 руб(50USD),то НДС,оплаченный ранее составит 516,67 руб,его надо вычесть из 1033,33 и доплатить разницу=516,67 руб.А есть еще НП -налог на прибыль,тоже 20%,его тоже надо платить,но с разницы между покупной ценой(без НДС) и продажной ценой(без НДС)и минус расходы разные,которые я описал выше(аренда,логистика,з/п персонала,со всеми отчислениями в фонды-ПФ-22%,ФСС-5,1%,ФОМС-2,9%,на травматизм-от 0,2 до 8%),все то ,что разрешает включить в затраты НК РФ. А если товар пылится на полке,то затраченные на его покупку 3100 руб.не приносят дохода,а висит на магазине тяжким бременем в виде кредитов,инфляции,аренды за торговую площадь и тд.

Что-то меня не туда понесло, не в этой теме эти расчеты рассматриваются,ну да ладно,удалять не буду,так как время потраченное жалко,почитайте,если интерес будет и по этой теме-как избавиться от всего этого грабежа-напишу отдельный пост!!!

Продолжим. Почему магазину выгодно предложить купить кроссовки в рассрочку за 6200 руб.?Да потому,во-первых,привлечение покупателей, а во-вторых, он свои деньги получит по-любому,от банка и снимет с себя головную боль работать с просроченными платежами,оформлением рассрочки по документам и т.д. не его магазина профиль,ведь надо держать специальный финансовый штат.(я знаю что говорю,банкиры неоднократно ко мне обращались с такого рода предложением).Банки договариваются с магазином о предоставлении скидки с товара,например 10%(банкиры именно такую скидку просили им предоставить),для банка они становятся 6200-10%=5580 руб.а разница в 620 руб.это доход банкиров за 3 месяца,который оплатит покупатель,а теперь разделите 10% на 3 мес, правильно,будет 3,33% в месяц!!!А сколько это годовых???Правильно -40%!!!!И какой банкир откажется от такой доходной части,причем диверсифицированной(не все же покупатели разом перестанут платить за кроссовки,да и за сто баксов получить суды и приставы не очень хочется).Так вот значит и получается,что покупатель выбирает там где ему выгодно-в рассрочку,но за эту рассрочку заплатит магазин в виде предоставленной скидки для банка.Зато магазин с деньгами(5580 руб),покупатель с кроссовками в рассрочку и банкир с 40% годовых размещенных денег.Все,надеюсь ответил на вопрос.Дальше можно рассмотреть тему снижения комиссии за эквайринг, снижение налогового бремени и еще много чего полезного как для торговцев,так и для производителей.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Ievlev

Ну 40% годовых это вы загнули.
Максимальную ставку на рассрочку 12 месяцев, которую я видел – 18%.
Да, не забывайте – клиент, привлечённый рекламой иногда обходится и дороже.
Да что там, далеко ходить не надо. Посмотрите какие ставки у маркетплейсов.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Не внимательно читали.
Вы не можете видеть тот процент, который магазин платит банку.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Ievlev

Что я читал не внимательно? Договор банка для партнеров рассрочки?

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Извините, я мог ошибиться.

Ответить
Развернуть ветку
48 комментариев
Раскрывать всегда