Маркировка обуви: можно ли успеть за день и что делать
С 1 марта в России вся обувь на продажу должна быть промаркирована. Остались считанные дни, чтобы выполнить требования закона. Что нужно делать и как справиться в сжатые сроки, рассказывает специалист компании «Мультикас» Татьяна Дамрина.
Маркировка: зачем и для кого
Обязательная маркировка – новая для российского рынка система. Её основная цель – сделать для покупателя весь процесс товарооборота максимально прозрачным. Просканировав специальный код DataMatrix, покупатель прямо в магазине сможет мгновенно получить информацию, кем, где и когда была произведена обувь. Так маркировка поможет бороться с контрафактом.
Маркировка вводится поэтапно. Сейчас самый «горячий» вопрос – маркировка обуви. Следующая «волна» пройдёт летом: с 1 июля нельзя будет торговать немаркированной табачной продукцией. К 2024 году в стране заработает система сплошной маркировки товаров: большая часть из того, что можно купить в любом магазине, будет промаркирована.
Когда нужно промаркировать обувь?
Сделать это следовало уже давно. С 1 марта 2020 года торговать можно только промаркированной продукцией, и отечественной, и импортной (её маркируют при прохождении таможни). Нужно срочно позаботиться о маркировке остатков на складе.
Понимаете, что не успеваете от слова «совсем»? У вас есть небольшой запас времени до 1 апреля. Ещё месяц можно маркировать товар, который прибыл к вам на склад после 1 марта.
Кто должен промаркировать обувь?
В дальнейшем этим будет заниматься производитель. Но сейчас предпринимателям нужно промаркировать то, что есть у них на балансе, самостоятельно.
Какую обувь нужно промаркировать?
Исключение – выставочные образцы, обувь из Duty Free, изделия на экспорт, но только в том случае, если вы продаёте её без посредников-оптовиков.
Если вы – мастер и шьёте обувь в единственном экземпляре на заказ и при этом не оформлялась закупка товара, маркировать её не нужно.
Процесс маркировки обуви
Электронная накладная на обувь – универсальный передаточный документ – фиксируется с помощью электронного документооборота (ЭДО) в системе «Честный знак» оператора маркировки – Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ). Вам необходимо зарегистрироваться в системе и внести в неё все имеющиеся позиции обуви. Затем там же заказать уникальные коды, распечатать их и нанести на коробки, этикетку или саму обувь. Последний вариант наименее предпочтителен: если покупатель захочет вернуть товар, а вы решите повторно выставить его на продажу, код, скорее всего, будет повреждён. Его придётся заказывать заново.
Итак, что нужно делать, чтобы промаркировать остатки?
1. Первый шаг – зарегистрироваться в системе «Честный знак». Это делается с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП), которую можно оформить в удостоверяющем центре (УЦ). Вам выдадут так называемый криптоключ – специальную «флешку».Чтобы компьютер её «увидел, нужно его подготовить и установить необходимое ПО: программу и плагин КриптоПро. Если вы получали УКЭП на онлайн-кассу, она подойдёт и для работы и в этой системе.
Важно: получить электронную подпись нужно не только на владельца, но и на сотрудников.
2. Далее необходимо зарегистрироваться в системе «Честный знак»: заполнить данные организации и данные сотрудников, указать оператора ЭДО.
3. Следующий шаг – внести в систему остатки в разделе «Документы». Можно сделать это вручную, можно XML-файлом. Теперь в системе нужно заказать коды – уникальные для каждой пары (раздел «Система управления заказами»). Вы получите коды бесплатно, только не забудьте указать в системе, что маркируете остатки. Для новых пар коды будут стоить 50 копеек за штуку без НДС.
4. Распечатайте их на специальном или обычном принтере и нанесите на коробку, этикетку или само изделие.
5. После этого в личном кабинете в разделе «Документы» нужно ввести товары в оборот.
6. Последнее действие – обновить кассу, чтобы она могла работать с реквизитом «Код товара» и номенклатурной базой, а так же приобрести 2D сканер штрих-кодов.
Что значит промаркировать обувь по полной и упрощённой схеме?
Чтобы промаркировать обувь, нужно внести её данные в систему. Сделать это можно двумя способами: по полной или упрощённой схеме. Полная действует для производителей, упрощённая – для маркировки остатков. Нужно будет внести всего четыре характеристики.
Какое оборудование нужно для маркировки обуви?
Скорее всего, всё (или почти всё) необходимое у вас уже есть. Но лучше перепроверить. Вам понадобится:
- 2D сканер штрих-кодов, который сможет считывать DataMatrix.
- Терминал сбора данных. Важно заранее определиться с выбором ПО, чтобы выбрать оптимальную ОС. Учитывайте и внешние факторы: устройство может подвергнуться падениям и намоканию. Для крупной торговой точки необходимо, чтобы у ТСД был ёмкий аккумулятор.
- Принтер для распечатки этикеток. Если ваша задача – только промаркировать остатки, возможно, вам не стоит его приобретать. Будет проще и дешевле обратиться в компанию, которая предоставляет услуги по печатке кодов DataMatrix.
- Программное обеспечение для маркировки обуви, совместимое с вашей кассой. Есть немало проверенных решений: Атол, Дримкас, КонтурМаркет Маркировка и другие. Программа должна работать с приёмкой и возвратом товаров, с универсальными придаточными документами.
- Онлайн-касса, работающая с маркировкой. Уточните у производителя вашей кассы, возможно ли это на вашем устройстве. Возможно, понадобится обновить прошивку или приобрести другое оборудование.
Как успеть с маркировкой остатков, если почти не осталось времени?
Без паники: успеть ещё можно. В этом случае самое верное решение – обратиться в компанию, которая оказывает подобные услуги под ключ. Например, в «Мультикас». Здесь вам помогут на любом этапе – от получения УКЭП до печати кодов DataMatrix в срок от одного дня.
Что будет, если продавать немаркированную обувь?
Вас ждёт штраф с конфискацией товара. В особо крупных размерах возможно даже лишение свободы. Покупатель, приобретающий немаркированную обувь, тоже будет оштрафован. Поэтому лучше не рисковать.
Комментарий недоступен
Автор, вот Вы пишете, что все можно сделать за день. Давайте так.
Вы делаете мне все за день, с меня 100к. Если не сделаете, то с Вас.
И делаете только то, что написали.
Во-первых, в статье мы пишем, что ОТ 1 дня. Во-вторых, в зависимости от вашей ситуации и объёма работ 1-2 дня - вполне реальный срок. Если у вас уже есть ЭП и объём этикеток - до 5 тысяч, то уложиться можно.
С учетом висящего периодически СУЗ прям очень реально...
Лично я все делала сама. за 1 день зарегистрировалась на ЧЗ с учетом что ЭП уже была. Скачала пробную Крипто про. Заказала 965 этикеток. Получила их буквально через пару мину. Распечатала на обычном принтере. Так что для небольшого ИП даже не 1 день а три четыре часа.
Валентина, а я дошла в Станции управления заказов до статуса "доступен" и дальше не пойму,как на этикетку выйти. Может подскажете?
Создать заказ и создаете заказ.
мы чудом все успели! надеюсь, работу с маркировкой упростит атоловская прога Маркофис. Мы в магазине попробовали демоверсию, вполне удобная штука, все в одном интерфейсе, работает шустро. Радует, что ноута и укэп достаточно для работы. Решили купить. Посмотрим, конечно, как будет работать в дальнейшем.
Комментарий удален модератором
У меня тоже мнение, что маркировка все таки нужна, и это правильная инициатива. Вот еще мне стало интересно какая обувь в моде этой весной. Коллеги на работе дали адрес интернет-магазина, где уже делали покупки, и сам загорелся там сделать заказ. Больше всего понравились замшевые ботинки https://stockmann.ru/category/359-zamshevye-muzhskie-botinki/ , как по мне, то это удачные модели и для весеннего сезона, как раз пригодятся.