Заведомо провальный стартап или сможем заработать?
Как мы с другом запускаем интернет-магазин продуктов питания в 2020 году в Москве в условиях жесткой конкуренции.
В прошлом году я написал статью на тему вложения 1 миллиона рублей в какое-нибудь дело. Я выбирал тему, связанную с интернет-торговлей, т.к. хорошо в ней разбираюсь - интернет-магазины, различные площадки (инфопорталы, форумы), создание и продвижение сайтов, партнерки. Инфобизнес и прочее сомнительное, из-за чего мне потом может быть некомфортно на душе не рассматривал. Та статья получилась разоблачающей и даже вошла в топ самых читаемых за прошлый год на vc.ru, но ситуация на рынке немного разочаровала меня.
В виду того, что я сам являюсь предпринимателем и во мне есть огромное желание создавать, но нет духа авантюризма, то вкладывать как инвестор миллион в чужой проект я так и не решился. Тем более было мнение, что миллион для любого стороннего стартапа — это категорически мало.
Проблемы интернет-магазинов
Будучи в прошлом наемным сотрудником в банковских структурах, я четко осознал, что главное, чем постоянно должна заниматься любая компания, чтобы стать успешной - это оценка рисков. Оценка должна быть на каждом этапе и исходя из неё должны приниматься те или иные решения. В моем случае она происходит просто в голове и выглядит как вопрос "А что, если...?".
Имея действующий интернет-магазин, в котором часть работы отдана (или как говорят адепты успешного успеха - делегирована) сторонним исполнителям, нам постоянно приходится сталкиваться с ситуациями, на которые мы не можем повлиять.
- В первую очередь - это конечно же логистика, доставка. Тут думаю, нет смысла разжевывать почему.
- Вторая проблема - нечестные конкуренты, работающие в черную, занижающие цены (демпинг), рушащие рынок. Это как мелкие чудаки, так и крупные конторы (беру, озон, вд).
- Третья проблема - специфичные поставщики. Нет товара, товар не тот, товар бракованный, склад не работает, принтер не печатает и т.д.
- Четвертая проблема - сотрудники. Хорошие специалисты стоят дорого и не идут работать в мелкие компании, коей мы и являемся.
- Пятая - специфика ниши, нет повторных заказов.
Те, у кого есть свой интернет-магазин прекрасно меня понимают. Имея этот набор проблем, я хотел, чтобы новый проект не был зависим от них. Или хотя бы от половины из них.
Старый приятель
И тут в конце прошлого года ко мне обратился мой давний приятель (далее - партнер) с идеей открыть интернет-магазин продуктов питания. Стоит отметить, что в продуктах питания я мало что понимаю, не разбираюсь в их видах и прочем. Для меня сыр - это сыр, его на хлеб кладут, рыба - это рыба, её с пюрешечкой едят и т.д.
У партнера же есть большой опыт работы с продуктами питания, свой работающий бизнес в нише b2b, имеется склад с необходимым оборудованием, товар и более-менее надежные поставщики. То есть есть готовая база для старта нового проекта в сфере интернет-торговли.
Что натолкнуло его на эту мысль? Все просто, сотрудники соседних компаний и фирм, где находится склад у партнера, стали приходить к нему с просьбой продать им продукты в розницу. Можно сказать, что не имея сайта сарафанное радио уже дало некий прирост клиентов в несуществующий бизнес. Более того, партнер самостоятельно пытался запустить интернет-магазин на бесплатном конструкторе сайтов. Понятно, что ничего путного из этого не вышло.
Он понял, что создать сайт на коленке и завести туда товар недостаточно, оказывается нужно изначально продумывать все нюансы сайтостроения с учетом юзабилити, заниматься продвижением и раскруткой с учетом сео-шмео, маркетингом, рекламой и т.д. Нужен человек, который шарит в этих ваших интернетах. Изучив этот рынок, который как оказалось не ограничивается Перекрестком и Утконосом, я согласился.
Почему должно получиться?
Суть бизнеса в целом крайне проста. Покупаем продукты оптом - продаем в розницу через интернет-магазин. Обсудив глобальные вопросы, мы решили, что на первом этапе будем продавать только замороженные продукты с длинными сроками годности, чтобы избежать рисков потери товара в случае его не реализации. Сперва это будет замороженная рыба, морепродукты, мясо и консервация.
Вы спросите, а почему будут покупать у нас? Есть две основные причины - цена и качество. Мы можем предложить клиентам самую низкую цену на товар просто потому что у партнера самые низкие цены на закуп. При этом мой партнер очень тщательно относится к выбору поставщиков и качеству продукции, а я в свою очередь всегда делаю упор на сервис при работе с клиентами. То есть в плане качества товара и низкой цены мы уверены на 100%. Также у нас есть уверенность, что в совокупности с хорошим продвижением и тем же сарафанным радио эти факторы должны привести со временем к хорошим продажам, несмотря на потенциальную конкуренцию с гигантами данного рынка.
По состоянию на февраль 2020 года:
- миллион раз обсудили структуру бизнеса и зоны ответственности;
- создали и наполняем контентом сайт на другой CMS, которая соответствует современным требованиям, но при этом не просит больших вложений;
- 2 раза переработали ассортимент товара;
- решили, что сделаем этот проект открытым и планируем запустить ютуб-канал, на котором будем выкладывать видео о том как развивается или разваливается этот проект.
Почему же я согласился? Возвращаясь к проблемам, в этом проекте нет 3-х из них - конкуренты не демпингуют в виду специфики ниши, поставщики надежны и товар на нашем складе, продукты покупают регулярно. Также частично решена проблема логистики. Необходимые для первоначального функционирования сотрудники тоже есть. Поэтому я смогу сосредоточится непосредственно на создании качественного интернет-магазина.
Название и сайт пока выкладывать смысла нет, но если будет интерес, то через пару месяцев напишу ещё одну статью или же просто дам ссылку на ютуб-канал, если до этого дойдет.
Жду критику, как обычно. Пожалуйста, отговорите меня.
Для тех, кому лень читать:
Суть бизнеса в целом крайне проста. Покупаем продукты оптом - продаем в розницу через интернет-магазин.Ну что тут сказать.. Идея блещет новизной и технологиями.
Тем временем ритейлер Лента за прошлый год получила 2 лярда убытков, при том, что в прошлом было больше 11 лярдов прибыли. Ну то тут сказать, не умеют бизнес вести, новички..
и не говорите)
Да, но здесь профессионалы)
Комментарий недоступен
каких других продуктов?
Хватит называть стартапом все подряд. Без какой-либо фишки или новой бизнес модели - это называется бизнес, а в вашем случае, еще и высококонкурентный бизнес.
Старта́п (от англ. startup company, startup, букв. «стартующий») — компания с короткой историей операционной деятельности.
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%BF
извините
Вы много обсудили и продумали про бизнес со стороны бизнеса, но я не понял только одного - а какую проблему вы хотите помочь решить людям? Зачем вы будете кому-то нужны?
Есть доставка у Перекрёстка, есть Утконос или какие-то там ещё подобные сервисы. Чем они плохи и чем вы будете лучше?
Увидел, конечно, про цену и качество, но это ведь каждый второй заявляет. Вообще не аргумент же.
у людей нет проблемы. они просто покупают еду там, где им понравилось и едят её.))
помимо перекрестка и утконоса оказалось, что есть ещё тысячи мелких интернет-магазинов, продающих продукты. ну и в перекрестке с утконосом нет такого ассортимента рыбы и морепродуктов, например, который будет у нас. мы ориентируемся больше на деликатеску сейчас.
навскидку. пусть в среднем 1кг вашей замороженной еды стоит 300р.
итого на 1 лям можно купить 3 тонны продуктов.
пусть на 1 позицию нужно остатков на 10кг.
итого на 1млн 300sku. пока ок.
я и оптовик, и розничник (сам себе поставщик).
бмщики, которые пытались со мной сотрудничать, попадали на бабки почти сразу.
заказывали мелким оптом, продавали в розницу. часть товара не выкупалась. навскидку им приходилось покупать у меня 20шт, а продавалось по факту 6.
14 шт ложилось на остаток им на склад (на самом деле на балкон мамкиной квартиры).
и вот на втором круге у них кончалось оборотное бабло.
при ваших раскладах оборотки нужно иметь 3 ляма. и это еще без расходов на маркетинг, электричество, склад и прочую херню.
если у вас только 1млн, то нужно сокращать ассортимент в 3 раза.
а это уже 100sku. с таким скудным ассортиментом вряд ли вы будете кому-то интересны.
короче, если вы решите проблему остатков и оперативной подсортировки при большом наличии ассортимента на сайте, то все ок. если нет, то отдайте лучше лям мне. я его выгоднее потрачу и расскажу вам))).
бм-щики они такие, прости хоспади))
спасибо за развернутый комментарий, я в статье написал, что склад уже есть, с морозильными камерами и т.д. и товар тоже уже есть у моего партнера. он давно в этом бизнесе. так что в плане ассортимента данная проблема для нас не проблема. основная задача - продвижение. согласен, что ассортимент нужно постоянно расширять и пересматривать. может быть и с вами пересечемся когда-нибудь)
Комментарий недоступен
это интересно, надо будет изучить, спасибо)
Сейчас в Питере такое же запускают, нанимают кучу айтишников - "Самокат".
Можете попробовать с ними скооперироваться: они - IT инфраструктуру и процессы, вы - по франшизе открываете в Москве филиалы.
Да, они уже есть в Москве. Но там на инвестициях проект и немного другой по сути.) Франшизу не хотелось бы.
А мне идея нравится. Я совсем не спец в интернет торговле и продуктовом ритейле, но как потенциальный клиент не чувствую отторжения
Комментарий удален модератором
Последнее предложение в статье есть вся ее суть. Отговорите меня)
Лучше не беритесь с таким подходом)
возможно есть риски, о которых мы не знаем. я жду, что их озвучат. пока что нет причин не браться)
Ну для начала транспортный вопрос. Если к вам нужно будет ехать пол часа, а еще минут двадцать по складам идти ... то мало кто будет покупать ...
это ж будет интернет-магазин. доставка до дома, все дела.