{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Исследование рынка и рейтинг операторов фискальных данных России - 2024

Опубликован официальный ежегодный рейтинг операторов фискальных данных России (2024)

Главное

На российском рынке зарегистрировано около 3,7 млн касс. Их число практически не меняется на протяжении последних трех лет. Теперь ОФД удерживают клиентов, помогая соответствовать закону и цифровым госинициативам, предлагая удобные и полезные сервисы для роста бизнеса. Тренды последних лет — риск-ориентированный подход в кабинетах ОФД, единое окно для работы с системами и документами, развитие сервисов на больших данных. 90% рынка ОФД поделили между собой восемь игроков. Первое место уже много лет подряд занимает «Платформа ОФД» — в 2023 г. компания обслуживала 30,6% онлайн-касс, что на 0,7% больше, чем в 2022 г.

На втором месте «Такском» — 13,1% касс против 13,8% в 2022 г. На третьем — «Первый ОФД» (12,7% против 12,1% в прошлом году).

Итоги года

По данным Росстата, оборот розничной торговли в 2023 г. составил ₽47,4 трлн, это на 6,4% больше, чем в 2022 г., в сопоставимых ценах. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АПКИТ), оборот электронной коммерции в России в 2023 г. вырос на 28% по сравнению с 2022 г. и достиг ₽6,4 трлн.

На 1 января 2024 г. в России было зарегистрировано 3,7 млн онлайн-касс. С 2018 г. их число увеличилось более чем в 2 раза и последние 3 года остается практически стабильным. В 2023 г. примерно каждая третья касса подключена к системе маркировки «Честный знак» и передает данные в Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).

Лидером по числу зарегистрированных ККТ является Москва — на ее долю приходится 11,1% активных онлайн-касс. На втором месте Московская область (6,9%), на третьем — Краснодарский край (5,1%). В общей сложности 42% активных касс работает в топ-10 российских регионов.

Количество касс незначительно меняется в течение года, даже с учётом сезонности продаж. Так, в 2023 г. всплески активности наблюдались в июне, августе, октябре, ноябре и декабре, а самый существенный спад — в феврале, когда число активных касс было почти на 100 тыс. меньше, чем в «высокий сезон».

Основные события

Прошедший 2023 г. оказался для рынка ОФД относительно спокойным. Сокращения рынка не произошло.

Число ОФД также не изменилось — все игроки сохранили свои лицензии. «Однако на фоне возросших требований регулятора к качеству работы и инфраструктуре, ряд игроков все же могут покинуть рынок самостоятельно», — говорит Алексей Баров, генеральный директор компании «Платформа ОФД».

Тренд на цифровизацию, затрагивающий как бизнес, так и граждан, не мог не сказаться на рынке ОФД. Несмотря на то, что сроки перехода к обязательной маркировке некоторых товаров и внедрения электронного документооборота были сдвинуты, в ритейле активно вводится система электронных платежных документов, развиваются машиночитаемые доверенности и другие инициативы. Некоторые ОФД становятся операторами создаваемых государством систем. «Сдвиг дедлайнов дает время разным отраслям, а также ОФД и партнерской сети, более качественно подготовиться к нововведениям и провести работу с клиентами», — отмечает Алексей Баров.

Вместе с продлением моратория на проверки касс усилился контроль за их применением. Он становится более сфокусированным и прозрачным для бизнеса, потому что государство внедряет риск-ориентированный подход.

Также ФНС постепенно перестает принимать чеки, которые не прошли форматно-логический контроль. Если в 2022 году сервис контроля и индикации ошибок по чекам в ЛК был лишь у небольшой части ОФД, в течение 2023 г. большинство игроков рынка внедряли валидацию чековой информации на соответствие протоколам налоговой и работали над тем, чтобы в личном кабинете оператора пользователи могли увидеть, принят он ФНС или нет.

Расширение списка услуг ОФД

Главные тренды на рынке ОФД — платформенно-экосистемный подход к сервисам и упрощение пользовательского опыта.

Для соответствия бизнеса клиентов множеству государственных инициатив, игроки рынка ОФД стремятся облегчить администрирование сложных процессов и давать платформу для интеграции с разными системами.

«С большим объемом государственных инициатив появилось много личных кабинетов. Очевидным трендом становится упрощение и объединение сервисов, кабинетов. При этом пользовательский опыт облегчается, становится дружелюбным», - говорит Алексей Баров из «Платформы ОФД».

Развивается экосистемный подход. Клиенты интересуются обеспечением более эффективного управления бизнесом. Тем не менее, самыми востребованными по-прежнему остаются традиционные услуги — контроль работы касс и корректности чеков, отслеживание индикаторов риска.

ОФД развивают технологическую базу — фискальных документов становится все больше и оператору нужны мощности для их хранения. По сути, ОФД сегодня трансформируются в платформу цифровизации. «Сервисы ОФД обеспечивают клиентам прозрачность их бизнеса, качество чековой информации. На этом фоне происходит отрыв ряда ОФД, хорошо разрабатывающих такие продукты, от тех, кто уделяет этому меньше внимания», — отмечает Алексей Баров.

Продолжают активно развиваться продукты на основе больших данных, становясь все более полезными для рынка. «2023 г. был годом эксперимента в товаро-зависимых акциях от производителей, где ОФД играли роль поставщика объективной информации по продаже товаров, за которые производители мотивировали торговые точки. 2024 – год более массового применения этого инструмента», — уверен Алексей Баров.

Наблюдается рост числа обращений за аналитикой по рынку – со стороны производителей и ритейла, а также других участников российского бизнеса. Они интересуются ценообразованием, дистрибуцией товаров, зависимостью продаж от рекламных инструментов и т.д. Помимо сегментов «Фарма», FMCG, заметно прибавился объем запросов от представителей строительной отрасли, сектора бытовой техники и электроники. Активно развиваются клиентские программы лояльности с участием больших данных от ОФД.

Прогнозы на 2024 год

В 2024 г. рынок ОФД не ждет радикальных изменений. Количество касс уже устоялось. Теперь устойчивость бизнеса ОФД зависит от того, сможет ли он соответствовать требованиям регуляторов, потребностям в работе с риск-ориентированным подходом и удерживать клиентов, предоставив им необходимые сервисы для цифровизации бизнес-процессов.

Сервисы для клиентов продолжат объединять в рамках общей платформы, чтобы бизнесу было легче работать с разными системами.

Государство совершенствует контроль за соблюдением правильности оформления платежей и транзакций. «Мы ждём в 2024 году развития этого процесса, а также усиления кассовой дисциплины в части удаленного мониторинга со стороны регулятора», — отмечает Алексей Баров.

На фоне усиления кассовой дисциплины становится очень популярным термин «жесткий карантин». Гендиректор «Платформы ОФД» считает, что это приведет к тому, что ОФД будут работать с клиентами в превентивном формате, подсвечивая им проблемные зоны, чтобы можно было оперативно принимать решения.

Будет увеличиваться и нагрузка на сервисные центры в регионах. Алексей Баров отмечает, партнерская сеть ОФД на местах является необходимым звеном цифровизации, поскольку предприниматели выбирают их для оперативной консультации и технической помощи.

Результаты исследования

На 1 января 2024 г. в России было зарегистрировано 3 669 590 касс. В списке операторов фискальных данных (ОФД), как и в прошлом году, представлено 15 игроков (16 операторов, в том числе 2 лицензии у ПФ «СКБ Контур»). В реестре ФНС России 216 моделей ККТ, которые можно использовать для работы в соответствии с новыми требованиями.

Ключевые игроки рынка ОФД

Доли операторов фискальных данных по числу подключенных касс, %

90% рынка ОФД поделили между собой восемь игроков. Первое место уже много лет подряд занимает «Платформа ОФД» — в 2023 г. компания обслуживала 30,6% онлайн-касс, что на 0,7% больше, чем в 2022 г.

На втором месте традиционно «Такском» — 13,1% касс против 13,8% в 2022 г. На третьем — «Первый ОФД» (12,7% против 12,1% в прошлом году).

На четвертом месте закрепился «Тензор» (9,4%) — в прошлом году компания переместилась на него с пятого места, потеснив OFD.ru (9,3% в 2023 г.). Шестое, седьмое и восьмое место у «СКБ Контур» (6%), ОФД «Ярус» (4,4%) и «Калуга Астрал» (3,4%).

На категорию «Другие», в которую входят «Яндекс ОФД», «Тандер», «Инит Про», «Группа Элемент», «Вымпел Коммуникации», ОФД «Онлайн», «Информационный центр», приходится 11,1% рынка.

Динамика изменения долей разных ОФД в 2018–2024 г.

Наблюдение за развитием российского рынка ОФД на протяжении семи лет позволяет сделать вывод, что с 2021 г. он практически перестал расти «в ширину» — число касс менялось незначительно, а список топ-8 оставался стабильным. Развитие рынка продолжилось благодаря появлению все новых и новых сервисов.

Лидером по их количеству и качеству стабильно является «Платформа ОФД» — эксперты присудили компании 18,8 баллов, в том числе в категории «Сервисы обмена данными» 3,2 балла из 4 возможных, в категории «Аналитические и рекомендательные сервисы» — 2,7 балла из 3 возможных, в категории «Работа с системой маркировки» — 2,2 балла из 3 возможных, в категории «Функционал ОФД, удобство и простота» — 10,7 баллов из 11 возможных.

Дополнительные сервисы ОФД

По совокупности показателей лидером ежегодного рейтинга ОФД в очередной раз становится «Платформа ОФД» (49,4 балла) — она лидирует как по масштабу бизнеса (30,6 балла), так и по количеству и качеству дополнительных сервисов (18,8 балла).

CNews Analytics: рейтинг операторов фискальных данных 2024

90% рынка занимают 8 крупнейших ОФД. Их показатели приведены в баллах согласно методике

На втором месте «Такском» со суммарным показателем 27,4 балла, в том числе 13,1 за масштаб бизнеса и 14,3 — за дополнительные сервисы. На третьем месте «Первый ОФД», набравший 26,5 балла (12,7 за масштаб бизнеса и 13,8 за дополнительные сервисы).

При подготовке рейтинга операторов фискальных данных использовались данные опроса крупнейших ОФД, открытые данные и экспертные оценки.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда