Ozon изменит схему начисления комиссии для продавцов маркетплейса и станет отдельно считать хранение и доставку Статьи редакции

С 1 апреля фиксированная комиссия сохранится только за продажу товара — от 5% до 20% в зависимости от категории.

Интернет-магазин Ozon поменяет структуру начисления комиссий для продавцов на маркетплейсе. С 1 апреля 2020 года комиссия будет формироваться по принципу конструктора, её конечный размер будет зависеть от выбранных услуг, рассказал vc.ru представитель компании.

Как Ozon начисляет комиссию сейчас

Ozon работает по модели маркетплейса с июля 2018 года. Продавцы платят фиксированную комиссию в размере от 5% до 35% от стоимости каждого проданного товара. Комиссия зависит от категории товара и схемы продажи — с собственного склада или со склада Ozon.

К примеру, в категории «Одежда» при продаже со склада Ozon комиссия составляет 27% от стоимости товара, а с собственного склада продавца — 25%. Для домашней аудио и видеотехники комиссия составляет 7% при продаже со склада Ozon и 5% — с собственного склада, а для книг — 30% и 27% соответственно.

Что изменится с 1 апреля

Ozon будет брать фиксированную комиссию только за проданные товары, её размер составит от 5% до 20% в зависимости от категории. «Маржинальность у продавцов товаров для дома, электроники и, например, ювелирных изделий разная», — пояснил представитель компании.

За услуги Ozon, такие как хранение товаров на складе, доставка и возврат, продавцы с 1 апреля будут платить отдельно. Стоимость услуг зависит от размеров товара, схемы продаж (со склада Ozon или собственного) и процента выкупа (соотношения проданных товаров ко всем отгруженным).

Например, доставка со склада Ozon будет стоить 35 рублей за товар объёмом до 1 литра и 75 рублей за товар объёмом более 1 литра, а стоимость доставки с собственного склада продавца составит от 75 рублей в зависимости от размера товара. Стоимость возврата будет равна стоимости доставки.

При этом комиссия в категории «Одежда» будет 15% от стоимости товара, а в категории «Книги» — 20%. Полный список тарифов опубликован на сайте Ozon для продавцов.

Для чего нужны изменения

Новая структура комиссии будет более прозрачной для продавцов, объясняют в Ozon: партнёры увидят, какая часть комиссии относится к продаже товара на маркетплейсе, а какие расходы связаны с доставкой заказов и возвратами, хранением товаров на складах и так далее.

Такая структура позволит продавцам детальнее понимать, как устроен их бизнес на маркетплейсе. Чем эффективнее продавец будет управлять закупочными условиями, ценами, оборачиваемостью товаров и остатками на складах, тем ниже для него будет плата за услуги Ozon.

Например, если он видит, что большую долю в его расходах составляют затраты на хранение остатков на складе (а теперь он это увидит), он сможет скорректировать тактику для конкретных товаров — сделать дополнительное продвижение, поставить товар в какую-то из акций Ozon, пересмотреть размер партий товара, которые он поставляет на склад.

Анна Калеева
, директор маркетплейса Ozon

По словам представителя Ozon, компания месяц тестировала новую структуру комиссии, по результатам более 75% продавцов снизили свои расходы на комиссии за счёт более эффективного управления процессами — при этом объёмы продаж сохранились. Количество участников тестовой группы компания не раскрывает. На конец февраля 2020 года на маркетплейсе активные продажи вели около 8000 продавцов, в процессе регистрации были ещё около 18 000 продавцов.

На первом этапе существования нашей платформы фиксированная комиссия, «внутри» которой были все расходы, представлялась оптимальным вариантом — это показывали в частности фокус-группы с первыми партнёрами.

На тот момент предпринимателям, которые только привыкали работать с маркетплейсами, нужна была максимально упрощенная картина, необходимость вникать в детали бизнес-процессов оттолкнула бы многих — рынок был к этому не готов.

Теперь взгляд на маркетплейсы более зрелый, и партнёрам важно понимать, как каждый процесс влияет на финальную сумму их затрат.

Анна Калеева, директор маркетплейса Ozon

Ozon ожидает, что более прозрачная структура комиссии привлечёт новых продавцов и повысит лояльность существующих партнёров, а более эффективное управление запасами с их стороны — снизит перегрузку на склады Ozon.

0
266 комментариев
Написать комментарий...
Jane Rose

С изменением начисления комиссии и отдельной доставкой еще можно смириться - выглядит вполне справедливо, ведь расходы озона на доставку и обработку заказа тоже не бесплатные. Хотя с дешевыми товарами идти на озон больше не стоит. Неприятно, но понять озон можно. 

Меня больше интересует, планирует ли озон как-то бороться с потребительским терроризмом? Пример - у нас был покупатель, который оформил за 5 минут два заказа на один и тот же товар - один в Питер, другой в Москву. Один заказ, разумеется, вернулся. Видимо, покупатель не знал, в каком городе будет. Вторая покупательница дважды не успевала забрать свои заказы с ПВЗ, а третий заказ, наконец-то, выкупила (товар один и тот же). Или покупатели, которые заказывают пять разных товаров одной категории "на выбор". Я уже молчу о тех, кто просто не выкупает заказы вообще. 

Получается, что даже при качественном заполнении карточек и продаже качественного товара (т.е. почти нет возвратов по причине "не соответствует описанию" или "ненадлежащее качество"), селлер спонсирует щедрую по отношению к покупателям озоновкую политику. 

Будет ли вводиться процент выкупа? Почитайте отзывы на вайлдберис, там каждый третий переживает о своем проценте выкупа и просит не снижать. Может, рейтинги покупателей и возможность блокировки самых недобросовестных? Платный возврат и вычет стоимости доставки из внесенной предоплаты, если покупатель не выкупает товар без объективных причин?  

Раньше на невыкуп можно было закрыть глаза - возврат стоит 15-30 рублей. Сейчас возврат будет стоить 150, что совсем неприятно. 

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Калиниченко

рейтинг покупателя без сомнения нужен. Я в своем интернет магазине отправляю только один раз без предоплаты, заказываешь еще на то же имя - будь добр предоплату, иначе твой заказ никуда не уедет. На озоне с этим вообще бардак, озон лучше "оптимизирует" на поставщиках, чем на клиентах. Я для себя давно поделил людей на тех кто хочет получить заказ и на тех кто болт кладет на отправленные без предоплаты заказы. 

Ответить
Развернуть ветку
Jane Rose

Это вы еще лояльные. Мы со всех регионов берем предоплату. Без предоплаты только Москва. 

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Это совершенно логично. Я даж не знал что кто то по другому работает и отправит товар без предоплаты в др. регион. Это ж маразм. И реально напоминает безработных берущих кредит на айфон.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий

Это явление низкой конкуренции и высокого спроса. Лет через пять требования предоплаты будет вам сниться как зефирные сны из прошлого.

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Думал о подобном, проводя аналогии с онлайн торговлей. Склонен всё же с вами не согласиться. С одной стороны падение платежеспособного спроса населения должны привести к тому, о чем вы говорите.
Но с другой стороны количество обманов выливается в ухудшение показателей и влияет на рентабельность, поэтому просто глянув на цифры бизнес скорее закроется чем пойдет на такие риски.
Конечно все это на уровне гадания, как будет на самом деле покажет лишь время.

Ответить
Развернуть ветку
263 комментария
Раскрывать всегда