{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Новости складского хозяйства СНГ

Ситуации в сфере складского хозяйства была посвящена недавняя отраслевая конференция, организованная «Коммерсантом». Участники обсуждали аналитику рынка складской инфраструктуры, экономику проектов big box VS light industrial, рынок строительства складских объектов, логистику крупных федеральных маркетплейсов, трудовые ресурсы и многие другие вопросы. Эксперты аутсорсингового агентства STH-group отметили важные тезисы встречи, а также тенденции рынка складской логистики в некоторых странах СНГ. Красной нитью конференции был тезис о сохранении повышенного спроса складской недвижимости в горизонте нескольких лет.

Прогнозируемые объемы строительства не удовлетворят этот спрос. Так, глава департамента исследований и аналитики IBC Real Estate Екатерина Ногай сообщила, что объем спроса в сегменте складской недвижимости России по итогам 2023 года достиг своего исторического максимумом – он в 2,5 раза превышает показатели прошлого года. По ее словам, острый дефицит площадей на российском рынке складов продолжится и в 2024 году.

Генеральный директор Focus Logistics Диас Галиев поделился ситуацией, которая сложилась на рынке логистических услуг Казахстана. По его словам, стимулом роста рынка складской недвижимости в республике стало активное развитие маркетплейсов. Спрос на склады превышает предложения. В прошлом году Ozon открыл первый BTS-проект в Казахстане. Складской комплекс площадью 38 тыс. квадратных метров расположен в Астане. А уже летом в Алматы началось строительство еще одного склада Ozon площадью 112 тыс. квадратных метров, из которых 42 тыс. кв. м запустятся осенью 2024 года. Продолжается реализация проекта логистического парка Focus Aksengir, призванного обеспечить складами класса А южную столицу республики.

Себестоимость строительства квадратного метра сухого склада по итогам 2023 года составила 55 тыс. руб. без НДС, сообщил на конференции управляющий партнер Parametr (ГК ПИК) Александр Манунин. По его данным, рост год к году составил 19%. Ежегодно на 10–12% вырастает стоимость стройматериалов, поэтому нового подорожания следует ожидать уже в 2024 году. Наиболее значительное давление на увеличение себестоимости оказал рост стоимости рабочей силы. Заработная плата рабочих по прогнозам господина Манунина вырастет на 20–30%, что скажется на себестоимости строительства и на ставке аренды.

К растущей себестоимости строительства добавляется повышение тарифов на страхование. Нашумевшие пожары на складах заставили страховые компании осторожнее подходить к оценке рисков и увеличивать стоимость своих услуг.

Руководитель группы страхования складской недвижимости страхового консультанта АСТ Алексей Аксенов сообщил, что уже в 2023 году цены на страхование складов выросли в среднем на 30%.

На начало 2024 года, по данным IBC Global, в Республике Кыргызстан имеется всего один складской комплекс класса «А» – Smart Logistic общей площадью 12 тыс. кв. метров. Объектов класса «B» насчитывается порядка 34 тыс. квадратных метров. Однако в ближайшие полтора года предложение в сегменте высококлассных складов вырастет в 20 раз. Об этом «Логирусу» рассказал управляющий партнер IBC Global Станислав Ахмедзянов. Рост станет возможным благодаря вводу осенью 2024 года логистического комплекса площадью 163 тыс. кв. метров к северу от Бишкека. А в начале 2025 года в той же локации завершат строительство «Батыр Логистик Центр» на 110 тыс. кв. метров. О планах по строительству собственного логистического центра на 100-150 тыс. кв. м заявила владелица Wildberries Татьяна Бакальчук.

Рынок складской логистики Беларуси отличал в 2023 году дефицит персонала, рост ставок, минимальная вакантность и запрос на автоматизацию. В прогнозах экспертов, высказанных на 3-м Форуме по складской логистике «Оптимизация и автоматизация складских процессов и эффективное управление складом» в Минске в конце прошлого года – значительный рост зарплат для складских работников, тарифов на внутренние перевозки, арендных ставок на складские метры.

В 2024 году ожидается ввод порядка 160 тыс. квадратных метров, однако существенно на вакантность это не повлияет. Сегодня рынок складской недвижимости – это рынок арендодателя. E-commerce поглощает сразу любые объемы, спрос сильно превышает предложение. И этот тренд сохранится как минимум на 2024 году, считает начальник складского комплекса ООО «Триовист» (21vek.by) Игорь Галк.

В 2022 году в Беларуси действовали 69 логистических центров, в 2023-м их стало 67. При этом площади логистических центров растут, а объемы выполненных услуг падают, отмечается в аналитическом отчете Министерства транспорта и коммуникаций. По итогам 2023 года ожидается падение услуг на 20 — 25%.

Белорусские эксперты отметили, что в основном склады не оказывают должным образом услуги. Например, один из центров практически в полном объеме отдал свои помещения под проведение квестов, другой два корпуса отдал под производство заготовок курятины. Причиной может быть тот факт, что рынок уже два года сильно лихорадит. Некоторые компании закрывались и переориентировали бизнес не от хорошей жизни. Высокая конкуренция в последние 5 — 7 лет давала возможность клиентам выбирать, диктовать условия логоператорам. Теперь ситуация будет кардинально меняться.

Логистический бизнес в Беларуси – на тонкой марже, поясняют эксперты. Чтобы не уйти с рынка, необходимо просчитывать все затраты и готовить своих производственников, закупщиков, коммерческий офис к тому, что логистика будет дорожать, отмечают логистические операторы и называют главные вызовы: нарастающий дефицит персонала по всем категориям работников (при этом до 90% операций делаются ручным трудом); неразвитость аутстаффинга (привлечение временного персонала); доступность и качество транспорта и складской техники.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда