{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Ozon и новая комиссия: как выжить поставщикам дешевых товаров

Взгляд поставщиков маркетплейса на новую комиссию Ozon, которая принудительно вводится для всех с 1 апреля 2020 года.

Ozon анонсировал изменение структуры комиссии — вместо фиксированной ставки теперь будет гибкий «конструктор». Многие поставщики отреагировали без воодушевления и даже негативно. Сначала это выглядело как страх перемен, а затем ребята открыли калькуляторы (на Яндекс.Диске?) и начали считать — результаты подсчетов их не обрадовали.

Мы как поставщики в этом не участвовали — наши цифры нам были известны, и новая схема комиссии для нас выгоднее, комиссия снизится примерно на 7%. Что говорят коллеги?

  • «Товары до 250 рублей уже выживать не смогут»

  • «Добавятся очереди на поставку, придется возить мелкими партиями»
  • «Вероятно, товаров ниже 300-500 рублей не станет со своих складов»
  • «Получается что доставка клиенту и отказ от заказа — 150 рублей, в один конец 75 р. Если кол- во заказов около 300 в день, то оплата доставки к клиентам получится 22500. Плюс Ozon возьмёт комиссию. Где искать выгод? »
  • «В целом, шляпа полная с этими новыми условиями Озона. На первом же примере получил выгодный расчет, при котором 95% от выручки мы будем платить Озону за комиссию и доставку...»

Это мнение не покупателей или начинающих торговцев, это говорят опытные предприниматели из нашего чата, ведущие работу с маркетплейсами.

Кого откровенно душит новая схема?

  1. Продавцов одежды. Платные покатушки — история на рынке не новая, но стоимость их достаточно высока, если сравнивать с конкурентами. Примерка с возвратом и невыкупом обойдется поставщику в 150 рублей за единицу. Но примерить всё еще негде… 3-5 поездок с возвратом, и многим ребятам будет уже дешевле выкупить самим у себя, чем платить комиссию.
  2. Продавцов товаров с ценой до 300-500 рублей. Низкие цены, простые бюджетные товары в активно растущей категории FMCG? Не, не слышали, с новой комиссией можно начать работать себе в убыток из-за фиксированных платежей, которые в сумме могут быть почти сравнимы с ценой.
  3. Поставщиков, которые привезли большую партию товара по низкой цене. Как быть тем, кто завез товары только что? Продавать себе в убыток? Или забирать? А если забирать, то не будет ли и за это комиссии?

Мы спросили у Ozon, как продолжить работу с маркетплейсом и не погореть на дешевых товарах. Про продажу одежды решили рассказать отдельно — информации много, а проблемы нужно решать по мере их поступления. Сейчас проблема дешевых товаров более актуальна. Получили официальный комментарий Ozon на этот счет и приводим его ниже в неизменном виде — до последнего слова и запятой.

Вариантов, как продолжить выгодно работать с Ozon по новой структуре комиссий, если вы продаёте недорогие товары, несколько.

  • Постараться распродать уже закупленные/завезённые нам товары

Прежде всего — с помощью конкурентных цен. Мы, в свою очередь, активно развиваем инструменты, которые помогают продавцу это делать. Например, недавно запустили автоприменение рекомендованной цены. Это значит, что не нужно постоянно отслеживать рекомендованную цену и вручную назначать её на товар — достаточно один раз выставить нужную настройку, и цены будут обновляться автоматически.

Все магазины, цены на которых мы отслеживаем — проверены нами, но продавец может добавить и свою ссылку. Например, на неизвестный нам, но важный для него небольшой магазин.

И, конечно, советуем активно пользоваться маркетинговыми инструментами: участвовать в акциях Ozon и настраивать рекламные кампании самостоятельно. Например, сейчас мы тестируем новый формат — повышение в каталоге. Он максимально ненавязчивый: товары показываются клиенту в числе первых 36 позиций и смешиваются с результатами органической выдачи — то есть с остальными товарами категории, которую просматривает покупатель.

  • Новые партии товаров закупать/привозить комплектами

Особенно подходит для повседневных товаров — тем более учитывая, что наши клиенты всё чаще покупают их большими упаковками: это удобнее и экономичнее, чем поштучно.

  • Продавать товары с наших складов

Если товары небольшие, до 1 литра, то доставка будет стоить всего 35 рублей (вместо 75₽). Да и в целом она будет быстрее, чем при отгрузке со своего склада.

«Продажа со складов Ozon» — одна из двух схем работы с Ozon Marketplace, при которой продавец заранее поставляет нам товары, а всё остальное мы берём на себя. Сами собираем товары, упаковываем заказ и передаём его службе доставки Ozon. Модель хороша ещё и тем, что не требует собственного помещения для хранения товаров.

При этом мы понимаем, что всё равно для части дешёвых товаров новый подход может быть невыгодным. Дело в том, что сейчас наши затраты на логистику таких наименований зачастую превышают заработок с комиссии от них. Чтобы мы могли развивать площадку для продавцов и улучшать предложение для покупателя — экономика должна сходиться как у продавца, так и у платформы, поскольку мы также несем затраты на размещение товаров, их обработку и доставку до клиентов. Такой подход позволяет обеим сторонам эффективно управлять своими процессами.

— Представители Ozon Marketplace.

Логика в этом, несомненно, есть, но и недовольство поставщиков можно понять. Продолжим следить за ситуацией и рассказывать о ней здесь и в телеграм-канале «Маркетплейсы. Главное». Интересно, предпримет ли Ozon что-то для смягчения условий — сделает модель более эффективной, увеличит сроки, позволит выйти из этой ситуации без потерь тем, кому она катастрофически не подходит, или всё останется как есть?

Через три недели узнаем.

0
124 комментария
Написать комментарий...
Станислав Радзишевский

Может быть Озону как плагиатору амазона стоило поучится у них о том как нужно автоматизировать работу ? а не убивать товары которые просто не стоят дорого. 

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Комаров

Станислав, добрый день! Я из Ozon Marketplace) Поделитесь, чего именно в плане автоматизации не хватает?

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Теплякова

Сергей, давайте и я добавлю по автоматизации, что непосредственно связано с обсуждаемой темой. Озон сам подталкивает покупателей отказываться от заказов. После оформления заказа абсолютно никак (обращаю ваше внимание, до сборки!) состав заказ или адрес доставки нельзя отменить. Насколько я понимаю, это связано с тем, что ваша система этого не умеет. Ответ службы поддержки на всё: отмените заказ и оформите новый. И вот теперь, возвращаясь к тому, что логистика станет платной, становятся абсолютно невеселыми такие отмены по рекомендации самой площадки! И второе: новый механизм формирования срока отгрузки со своего склада. Отлично, что появился реально последний срок отгрузки, но почему до него отгрузить нельзя? Как поставщик свою нагрузку может контролировать, если вы раскидываете заказы, когда вам удобно?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Комаров

Вы правы, менять состав заказа мы сейчас не можем, потому что это довольно непростой операционно процесс. Сейчас одна из наших задач — давать клиенту возможность заменить товар альтернативой, если вдруг желаемого товара не оказалось в наличии. Что касается изменения адреса доставки, то с постаматами и пунктами выдачи это правда сделать сложно, но с доставкой курьером, если заказ только-только оформлен, адрес поменять можно. Территория одной только Москвы разбита у нас на 6 зон доставки, и обслуживают их разные склады. Если заказ уже доехал до склада и новый адрес будет за пределами его зоны обслуживания, то заказ придётся перевозить, а это дополнительные расходы на логистику.

По поводу даты отгрузки. Дело в том, что раньше товары, которые покупатель ждет только через несколько дней, скапливались у нас на полках, занимали время на сортировку и место в пунктах приёма. В итоге покупатели не всегда могли заказать нужный товар на ближайшую удобную для них дату. А мы не всегда могли принять у продавцов даже те заказы, которые покупатель ждёт в ближайшее время. Из-за этого время доставки увеличивалось, покупатели даже иногда отказывались от своих заказов. С новым механизмом мы планируем загруженность склада гораздо чётче)

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Теплякова

Почему это все происходит, я понимаю. Вы спросили про автоматизацию, я ответила. Многое из этого можно решить через более четкую автоматизацию. А из-за того, что ваша система не умеет дополнять заказы или менять адрес почтомата, мы имеем возвраты, которые теперь будут оплачиваться поставщиком!

Ответить
Развернуть ветку
121 комментарий
Раскрывать всегда