{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Прогнозы Довнара. Что будет с товарным бизнесом через 3-4 года в России?

WB и OZON - несмотря на рост более чем 110% за год и огромный масштаб уже не кажутся непререкаемыми лидерами e-commerce индустрии. В долгосрочной перспективе я бы поставил на других ребят.

Меня зовут Вик Довнар. И сегодня я буду гадать на кофейной гуще.

Статью будем горячо обсуждать в телеграм-канале @vikenot

В начале расскажу о своих претендентах на престол. А потом почему WB в перспективе не выдержит конкуренции. Сразу скажу в статье мое личное субъективное мнение, впрочем подкрепленное цифрами.

1. МегаМаркет от Сбер.

Недавно вышла новость, что МегаМаркет занимает площадь 14 магазинов ИКЕЯ под свои нужды. Писали, что это якобы под склады. Но ходят слухи, что компания хочет создать гибридную модель онлайн и офлайн ритейла и положить на полки часть товаров маркетплейса.

Это выгодно и самой Меге, так как аудитория гипермолов ушла вместе с закрытием шведской компании.

Сбер - полугосударственная компания с прибылью 1,5 триллиона рублей в 2023-ем году. И если взять во внимание так называемый курс нашего государства в отношении бизнеса, Сбер должен войти в тройку лидеров. Также, вероятно, на дистанции 4-5 лет купят WB или Ozon (по сниженной цене) и станут №1.

МегаМаркет как бэтмен. Их сверхспособность - деньги.

Советую уже сейчас присмотреться к маркетплейсу.

2. Авито.

Тут три важных фактора. Во-первых, показывают прибыльность и рост каждый год. Около 100 млрд. рублей выручка и 39 млрд. прибыль в 2023-м. И если WB и Ozon чтобы выйти в прибыль на десятки миллиардов рублей, надо оборачивать сотни миллиардов, то Авито это не нужно. Баланс "выручка - прибыль" высокий.

Во-вторых, с 2022-го года, с политической точки зрения похожи на СБЕР (не буду комментировать, но вы все поняли).

В-третьих, более 60 млн. пользователей в месяц. Есть хороший актив в виде классифайда, где каждый может примерить на себя шкуру продавца. Отсюда растет время, проводимое на Авито.

Да, у них куча проблем внутри платформы. Но если посмотреть на текущую бизнес-модель - она выгодна селлерам, которые умеют там работать. Они единственные, кто не идет по пути CTM (своих торговых марок).

Тут я могу быть особо субьективен, так как мы ведем магазины на Авито. И за прошлый год продали товара клиентам более чем на 800 млн. рублей.

Есть ниши в которых они уже лидеры это мебель, стройка, DIY. Дальше - больше.

3. Магнит.

Ребята недавно купили КазаньЭкспресс и сейчас внедряют свою логистику в маркетплейс. А логистика исконно сильная сторона Магнита. У них инфраструктура готова для покорения рынка. А магазинов не меньше, чем ПВЗ у WB и Ozon.

Опять же, гибридная модель онлайн и оффлайна может выстрелить в ближайшие годы.

Магнит как компания прибыльна. И по ощущениям их тактику можно охарактеризовать русской поговоркой "медленно, но верно". Хороший менеджмент внутри компании: без резких скачков и потрясений.

Я думаю на дистанции они станут почетным 3-м номером на рынке.

Почему не WB?

Общая выручка ООО «Вайлдберриз» за 2023 год составила 538,73 млрд рублей, сообщило РБК со ссылкой на отчетность компании по РСБУ. Это на 70% больше год к году.

При чистой прибыли в 18,9 млрд рублей более 78,8% прибыли пришлось на пени и штрафы с работников и партнеров. Объем штрафов год к году вырос на 76%.

18,9% - это 3.7% прибыли. Прибыль на уровне эквайринга. В которой 78% - это штрафы и пени, ну такая себе история. Кстати, если бы это был обычный дивидендный бизнес, его кредитовать было бы выгоднее, чем вести.

Понятно, что у ВБ есть другие юр. лица и реальная прибыль возможно выше. Но даже если + 15 млрд. WB зарабатывает сверху, особой картины это не меняет.

Исторически бизнес-модели, завязанные на обороте и низких ценах - долго не живут, если не успевают трансформироваться. Вспомним Евросеть - один в один история:

  • Огромный оборот, мизерная прибыль (Стали самой крупной сетью в СНГ)
  • Выросли за счет паленки из Китая
  • Не принадлежали к крупной экосистеме (типо Яндекса и Сбер - это важно, потому что в такой группе компаний сверхприбыльные подразделения кормят убыточные)
  • Низкие ЗП и штрафы внутри компании
  • Быстрый рост за счет агрессивного маркетинга

И это не ошибка выжившего. Американский Groupon и многие другие компании использующие эту модель ведения бизнеса ярко вспыхнули и быстро погасли.

Любое изменение рыночной и политической ситуации и машина Wildberries начнет показывать дикие убытки!

Единственное, что может сделать WB, чтобы вести более устойчивый бизнес - это делать 50%-70% оборота на своих CTM. В целом, в компании это понимают и эту стратегию сейчас реализовывают.

OZON скорее всего купят на дистанции. Я.Маркет - темная лошадка из-за того, что логистика слабая их сторона. Но у них есть поисковик и они сейчас продаются группе “российских инвесторов”. №1 им скорее всего не стать. А вот в топ-3 вполне могут закрепиться.

Что будет с селлерами?

Мы работаем с Авито именно потому, что это единственная компания, которой по бизнес-модели не наплевать на селлеров. Все остальные резко переходят на свои CTM.

Маркетплейсам типа WB, Ozon, МегаМаркет, Я.Маркет уже сейчас интересны только те компании, которые могут генерировать трафик на платформу. Или платят за трафик внутри платформы. В ближайшие 3-4 года рекламная модель будет не интересна гигантам, так как на своих СTM они заработают больше.

Поэтому, если у вас нет бренда ВНЕ маркетплейса - у вас нет бизнеса.

В телеграм-канале, пишу редко, но метко про товарный бизнес. Делюсь аналитикой, прогнозами, мыслями. Залетайте.

0
112 комментариев
Написать комментарий...
Денис Демидов

Вик, ты явно не работал с мегамаркетом, с 2021 года (когда они купили гудс.ру), они до сих пор толком не продвинулись, там такая отсталость во всем, что туши свет.
Выезжают на оплатах спасибками и больших кэшбеках.

Сбер стал настолько большим, что масштаб стал играть против него.

Чтобы ты понимал, там даже такого базиса как работа по API не сделана, меньше десятка рабочих методов API (нужных продавцу всего три, три Карл...), против сотен у Озона и WB, это просто пиздец.

В ЛК до сих пор не отображаются товары с отказами клиентов, нужно водителю на складе интересоваться, не собралось ли чего.

Это все говорит о том, что они не умеют или не хотят работать с обратной связью, вкладываться в свое развитие, только демпинг, да и тот так себе.

Добавление новых товаров это адский ад по сравнению с Озоном и WB.

Авито вряд ли сможет переплюнуть судьбу ebay, который точно также пробует трансформироваться в маркетплейс уже второй десяток лет.

Магнит перестал быть частной компаний, будет также медленно и тупо идти как мегамаркет, екоммерс будет у него с боку-припеку, в лучшем случае как у волмарта.

Озон и WB останутся лидерами на ближайшие годы, если не на десятилетие.

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

Возможно, Денис. Но в этом случае % CTM в обороте будет точно выше 30! Я бы сказал к 50%

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

СТМ это не панацея, слишком геморрно, слишком много угроз для бренда.

Ответить
Развернуть ветку
109 комментариев
Раскрывать всегда