{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Формула успеха на маркетплейсах - грамотная юнит-экономика

Юнит-экономика показывает, сколько можно заработать с одного товара или клиента, то есть юнита. Если продавать на маркетплейсе, юнитом будет одно изделие со своим артикулом.

Считать юнит-экономику товара важно, чтобы понимать, какие позиции приносят больше прибыли, а какие - уводят в минус. И главное - выгодно ли для бизнеса вообще работать на маркетплейсе.

Разделим юнит - экономику на два типа:

  • Плановая - с помощью нее мы планируем наши продажи, отвечаем себе на вопрос, а что будет если мы станем дороже покупать, а что будет если ВБ повысит тарифы на логистику и тд. С какой маржой мы будем продавать при новых вводных. Некий инструмент прогноза
  • Фактическая - с помощью этого инструмента мы можем оценить факт наших продаж. Посмотреть ретроспективу на основании реальных данных о продаж и уже после этого принимать управленческие решения по формированию ассортимента.

Важно понимать, что ассортимент нельзя формировать опираясь исключительно на юнит - экономику или ABC-анализ. Так как есть не менее важные факторы, которые влияют на доходность ассортиментной матрицы - например отсрочки, которые предоставляет поставщик или товар выданный на реализацию. Он может показаться невыгодным, за счет низкой маржи в юнит - экономике, но тот факт, что мы не вкладываем в него свои деньги имеет важное значение, а иногда решающее.

Например, посчитали юнит-экономику, получили крутую маржу - целых 50%. Но поставщик работает по предоплате и очень долго производит товар, около 60-ти дней. А во втором варианте маржа составила скромные 20-25%, но товар дают под реализацию, да и сам товар лежит всегда в наличие на складе. Думаю, что логика понятна. Товар под реализацию с меньшей маржой скорее всего окажется наиболее доходным, так как вы не вкладываете в него деньги на закупку, а оплачиваете поставщику после продажи.

Плановая юнит-экономика

Давайте подробнее о том, что такое плановая юнит-экономика для селлера. По сути - это калькулятор, куда мы вводим значения по закупке товара (юнита), его накладных расходах, например фулфилмент и доставка до склада, а также все расходы связанные с реализацией этого товара, такие как комиссия, логистика, эквайринг, хранение, налог и прочие расходы, возникающие при реализации.

Как правило, этим пользуются на этапе подбора товара, проектирования, ценообразования, расчета участия в акции и тд. Чаще всего рассчитывается на единицу товара.

Фактическая юнит-экономика

Фактическая юнит-экономика в отличие от плановой покажет уже реальные данные, при этом она будет включать в себя те же самые показатели, что и плановая, только более точные, которые основаны на реальных данных.

Например, для ВБ одним из источников данных может служить еженедельный отчет о реализации товара, а для Озона - отчет о начислениях. Как правило, рассчитывается и на единицу проданного товара, и на весь проданный товар за период.

С помощью этих данных можно корректировать ценообразование, закупочную стоимость и стоимость накладных расходов, а также использовать их для планирования своей деятельности.

В нашем сервисе, есть отчет аналитика продаж и ABC -анализ, которые имеют возможность сформировать данные в разрезе каждого баркода.

Кстати, крайне важно анализировать и считать ассортимент в разрезе размеров, а не сводно по артикулу, так как артикул в общем и целом может быть и ничего, но какой-нибудь один размер генерирует убыток, например из-за низкой выкупаемости товара и, как следствие, высоких расходов на доставку. Если мы будем смотреть только артикул, то просто этого не заметим и продолжим терять деньги на убыточном размере.

Базовые расчеты выглядят следующим образом

Цена продажи - себестоимость товара - комиссия - логистика - рекламные расходы - хранение - прочие удержания маркетплейса (например эквайринг, тут зависит от самого маркетплейса) - налог = маржинальная прибыль

Маржа, % = маржинальная прибыль / цену продажи * 100%

ROI, % = маржинальная прибыль / себестоимость товара * 100%

В расчетах логистики необходимо учитывать % выкупа товара.

Многие пытаются вложить в юнит - экономику и другие расходы, например постоянные, но, на мой взгляд, это не совсем рабочая история. Если у вас один артикул - это не составит проблем, а если их порядка пятидесяти, в каких долях вы будете разносить постоянные расходы на каждый артикул и насколько это будет корректно?

Расчет юнит-экономики - первая и самая важная ступень в любом бизнесе, особенно в товарном.

Обо всех тонкостях работы с маркетплейсами делюсь в своём канале:

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Ольга Ильина

1. Добрый день! Анализ ассортимента можно проводить по каждому артикулу?

Ответить
Развернуть ветку
MPfact
Автор

Добрый день! Желательно проводить анализ именно по каждому размеру, а не по артикулу. Так как один из размеров может приносить убыток и важно вовремя это отследить.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Тимофеева

Юнит-экономика – то же самое, что и маржа?

Ответить
Развернуть ветку
MPfact
Автор

Добрый день) нет, это разные вещи. Но модель «юнит-товар» предполагает вычисление маржинальной прибыли как главной метрики.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку
Ксения

При расчётах нужно учитывать схемы работы
(FBO/FBS)?

Ответить
Развернуть ветку
MPfact
Автор

Да, обязательно) Вы рассчитываете прибыль и ROI каждого товара и размера в зависимости от схемы работы
(FBO/FBS) и регионального склада отгрузки

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда