Давайте поговорим "Автобизнес в кризис?"

Прошло два дня с момента введения карантина в автосалонах России и, наблюдая всю картину изнутри – хочется подвести первые итоги….К сожалению, многие салоны несмотря на предупреждения – были абсолютно не готовы к такой ситуации. Началась паника и хаос.Да, есть определенные проблемы. Да, надо быстро перестраиваться.

Но!10 лет опыта в бизнесе меня научили важному: чем более спокойным является твой мозг – тем более эффективно ты решишь задачи.

Я сейчас редко пишу статьи на автомобильную тематику, но пройти мимо не смогла.

Ребята, давайте вспомним, 2008 год:«Декабрьская статистика — однозначная яма. В последнем месяце 2008 года производители сбыли на 10% меньше машин, чем в декабре 2007-го. Аналитики убеждены: шансов вернуться на прежний уровень почти нет. О стремительном расширении рынка теперь можно забыть.»Пережили и поплыли дальше. Наступил 2020 год. Рынок меняется, надо меняться и тем, кто играет на этом рынке.

Три дня назад из одной сетки уволили одновременно 73! человека и распределили нагрузку по другим сотрудникам. Опустим подробности – но кроме грусти из-за людей у меня возник второй вопрос – что делали эти 73 человека в салоне, если так спокойно за день распределили их обязанности между другими сотрудниками?? Зачем так раздували штат и наращивали свои расходы?? Вопрос риторический – и больше к собственникам..

Вторая сетка звонит почти в истерии в воскресенье – проверьте пожалуйста балансы на счетах – Проверила. Успокоила. Деньги лежат. Порадовалась за салон –будут работать, значит смогли быстро перестроиться. По привычке заглянула на трафик – и увидела одни пропущенные звонки. Не поленилась – набрала в салон сама, не дозвонилась. Только заставка: вы позвонили в салон в нерабочее… (14-00 по Мск). В голове не сошелся алгоритм, если они планируют работать и тратить деньги на рекламу, то почему в салоне не берут трубки и кто будет отрабатывать этот трафик…? В итоге я поняла, что у клиента стоят подменки на сайтах, и он не сделал переадресацию на личные сотовые менеджеров, и трафик по-прежнему льется в закрытый салон…(без комментариев).

И последний мой любимый массовый – отключение рекламы на этот период. Самый грустный пункт. Только опытные маркетологи сообразили, что отключить рекламу в период, когда люди с деньгами и люди онлайн – это как закрывать салон каждые субботу и воскресенье. Да, я понимаю, что процентов 70% директоров попросили сократить расходы (отправьте их пожалуйста в первый пункт – там самый простой совет, как это сделать). Во-вторых, давайте читать новости и смотреть, что происходит в банковской сфере – люди забирают вклады, люди сидят с деньгами. Плюс: минпромторг предложил разрешить тратить материнский капитал на покупку автомобилей. Были разработаны меры после заседания правительственной комиссии по улучшению устойчивости экономики. По данным ведомства, использование маткапитала для покупки автомобилей поможет продать около 60 тыс. машин. Срок реализации — 1 апреля 2020 года.Добавим сюда тот факт – что многие из вас перевыполнили план в марте 2020, когда люди, боясь повышения цен на автомобили и падения рубля сметали все, абсолютно все.Не забудем про ограниченность предложений (т.к. часть заводов стоит), которая безусловно будет играть на руку сейчас тем, у кого затарены склады.

Итого мы имеем: Достаточное количество денег, которое пришло в марте 2020 + людей, которые поснимали свои вклады со счета и планируют их потратить на покупку автомобилей.

Коротко лично от меня:

1. Смените, кто еще не поменял – текст своих объявлений: сейчас можно и нужно! продавать онлайн. Вам никто не запрещал бронировать автомобили новые и бу, а также (если разрешено передвижение по городу) – приезжать к клиенту лично, либо договариваться о встрече. Европа уже давно продает онлайн автомобили и это основной их доход. Рынок России на пороге

2. Пожалуйста, не бросайте своих клиентов! Берите их контакты, карантин не вечен – а на ближайшие пару-тройку недель эти люди станут вашими лучшими денежными друзьями. Мы все жалуемся на трафик, что упал спрос и т.д. Давайте все таки научимся отрабатывать сто процентов уже текущего трафика, покажем высокий уровень сервиса в салоне, и в перспективе это вам вернется троекратно бесплатным сарафанным радио. Люди, которые общаются с покупателями – это лицо вашего бизнеса

3. Расскажите клиентам про ваш салон. Не формально – а от души расскажите. Чем вы действительно отличаетесь от других салонов. Цена на автомобиль это уже не конкурентное преимущество. Сайты avito.ru, auto.ru и drom.ru уже и так подсказывают клиентам, где дешевле. В хорошем бизнесе на первом месте ценность. Создайте свой «голубой океан»

4. Уважаемые владельцы автосалонов и их руководители. Давайте начнем воспринимать эту неделю – как неделю работы над ошибками. Соберите свою команду – пусть они научатся открыто говорить о том, что именно можно поменять в салоне. Ваши сотрудники это самое ценное, что есть в любом бизнесе. Мы как руководители будем расти тогда, когда научимся слышать и слушать критику и обратную связь.

На этом пока все. Статья получилась не в моем позитивном стиле, но написана искренне и честно. С большим уважением, Ирина Синицкая (компания «Турбодилер»)

0
26 комментариев
Написать комментарий...
Max Marlow

Тёть вы шо употребляете?) или это рекламный пост?) Какие покупки машин? Когда вы сами пишите про массовые увольнения, люди без работы остаются. Спрос был высокий, знаете почему? Потому что банки видя эконом ситуацию начали закладывать доп процент в кредит, видя это начался спрос на взятие кредита «по старым ценам» ну так делают, только слабоумные и отважные. Вы должны знать цифры среднего сегмента авто, сколько машин куплено за нал, а сколько кредитных, вангую 10/90%. С чего его платить?) все дома сидят доходы падают, компании выживать будут, ало) самое время купить авто по курсу 80 рублей за доллар, а ещё лучше если в кредит хахаха здоровья и терпения таким людям)

Ответить
Развернуть ветку
Anton Z.

Это народ ломанулся тратить деревянные, когда первые позывы у рубля начались. аналогично выросли продажи у Apple.
А в реальности в ретейле, за исключением еды, лекарств и стройматериалов, пусто числа с 20го. Люди ходили по магазинам, смотрели, но ничего почти не брали - страшно.
Сейчас будет провал на несколько месяцев.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.

Странный позитив в статье. Маркетологи по привычке продолжают подбадривать и говорить про какой-то спрос. На самом деле экономика валится вместе с нефтью и курсом рубля. А из-за коронавируса сыпятся производственные и торговые цепочки из-за курса, остановок работы и сокращений. Боюсь, что такого кризиса в истории ещё не было. Понимание полной жопы настигнет оптимистов через месячишко.
Лично у меня жёстко негативный сценарий.

Ответить
Развернуть ветку
Sam Beckett

Так маркетологи за свою жопу переживают же. Порежут бюджеты на рекламу - маркетологи останутся без денег и работы

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin

Умные маркетологи не кладут все яйца в одну корзину и ведут еще и собственные проекты. Клиентский маркетинг сейчас посыпется весь, это без вариантов: кто-то больше, кто-то меньше.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey

Это точно, все норм маркетологи еще лет 5-7 назад открыли свои бизнесы и бросили все это неэффективное клиентское говно, как страшный сон.  Одно и тоже нытье каждый кризис, клиенты то, клиенты се. Делайте свои проекты, если что-то можете.

Ну смешно же в очередной раз читать и слушать одно и тоже - мы делаем лиды, а у вас там трубки не берут!

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin

Вас обидели злые маркетологи? Сочувствую. В остальном: старт собственных проектов не означает полный уход от клиентского маркетинга. По многим причинам. Самая весомая: у клиента ты *просто* делаешь свою работу. На личных проектах ты кроме этого и швец, и жнец, и на дуде игрец.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey

Алексей, абсолютно с вами согласен. Но к сожалению агентств, у которых есть свои проекты крайне мало. Сапожники без сапог.

Собственные проекты нужны всегда, это ж не только диверсификация дохода и визитная карточка, это менеджмент ресурса, когда во время спада можно без потерь перебросить команду с клиентского - на свое.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin

Ну я скорее не про большие агентства - с этими изначально все понятно. А я про малые агентства и частников с командами. Тем сами небеса велят отдельные проекты делать и держать.

Ответить
Развернуть ветку
Irina Snyatkova
Автор

Ребята, маркетологи маркетологам рознь. По опыту работы вынуждена общаться почти с каждым из них, зависит от мышления самих маркетологов. Те, кто привыкли работать в больших корпорациях и сидеть только на окладе, всей картины не видят, им сложнее. Кто поработал сам на себя или в небольших салонах - с ними проще, т.к. напрямую понимаю взаимосвязь клиенты - деньги. Я работала и так, и так - и могу сказать, понимание, к чему хотя бы надо стремиться в работе с людьми пришло не сразу. Не было задачи обидеть российских маркетологов, скорее хотелось бы обратить в первую очередь их внимание на проблемы, рассказать про свои грабли) Думаю, вы согласитесь - что уметь видеть в бизнесе слабые места это хорошая практика, и не только со стороны директоров, но и желательно иметь самокритику. Опять таки это сугубо мое мнение :)

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

"минпромторг предложил разрешить тратить материнский капитал на покупку автомобилей"
В гугле меня не забанили, но можно ссылку на инфу, пожалуйста?

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

На днях вышла очень дельная статья на РБК о том, как МинПромТорг видит ситуацию в экономике и какие меры предлагает.
https://www.rbc.ru/business/29/03/2020/5e8064149a7947284e66348d
Радует, что хоть кто-то понимает реальную ситуацию не в стиле "ЦБ предупредил о снижении экономической активности из-за коронавируса новость вышла 13 часов назад" 
https://www.rbc.ru/economics/30/03/2020/5e81fe749a7947c9977bbcbf?utm_source=amp_full-link

Но...
1 - Все эти предложения, это всего лишь предложения. Уже года 3, а то и 5 читаю как предлагают использовать мат капитал на авто. Кроме того, учитывая как обстоят дела с получением мат капитала на жилье, сколько там проблем и условий(поговорите с любым риелтором), думаешь да на **** надо.
В текущей ситуации никто не будет разрешать использование мат капитала на машину, когда в планах в случае затяжной ситуации выделять из этих денег семьям по 5000 рублей в месяц на детей до 3 лет(сейчас именно так).

2 - Касательно людей с деньгами.
Люди мудренные опытом снимает вклады не для покупки авто, а из страха за свои средства.

3 - Сейчас несколько иной кризис и в отличие от 2014 года люди не собираются покупать авто, а ждут длительной ****.
Посмотрите как просел рынок авто в Китае.

P.S.:
 У Вас очень позитивная, классная статья.
Но реальность немного иная.

Ответить
Развернуть ветку
Марк Арзамасцев

Ну дама явно не в себе! Я бы понял если бы кризис был локальный и она сидела в Ницце, солнышко головку припекло, чайки  кричат "жить нужно в кайф". Но, сейчас общемировой кризис по своей разрушительной силе сравнимый с ВОВ ( так заявила Меркель). Какие машины?? Люди последние "деньги" доедают, через месяц большинству уже на хлеб хватать не будет! 
Заявления про рекламу, это просто на уровне бреда!! Те люди у которых остались деньги и по какой-то причине им нужен авто, они сами без вашего совета и рекламы пойдут и купят себе авто. 

Ответить
Развернуть ветку
Irina Snyatkova
Автор

Марк, спасибо за обратную связь, если будет интересно - я вам пришлю статистику, сколько будет куплено автомобилей за этот период:) Я полностью согласна про людей, которые последние деньги доедают, но забыли про один пласт людей, которые любят хранить и копить, я была в шоке, когда увидела - какое количество человек ломанулось за машинами, когда доллар стал расти. Меркель и Трамп - парочка, которую мы оставим тут :) Не женское :)
Время все расставит на свои места,  но судя по тем очередям в автосалоне - я могу пока делать выводы, что не так страшен черт, как его малюют. А страшно другое  - есть люди, которые реально без денег остались(

Ответить
Развернуть ветку
Qwerty54321

73 человека наверное были нужны когда была гораздо больше продаж машин чем сейчас. Не?

Ответить
Развернуть ветку
Irina Snyatkova
Автор

Саша, здравствуйте. Первая мысль - у меня была как у вас, но я решила уточнить все таки - кто все эти люди. К сожалению, они были очень косвенно связаны с отделом продаж. При чем эти люди были на окладе полностью, т.е. сложилось впечатление, что это были помощники помощников (ну вы поняли :) или как сейчас модно: начальник начальников

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Давыдовский

Отличная статья. Ничего лишнего и по делу, автору спасибо.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Kelerius

Как  и маркетологи)))

Ответить
Развернуть ветку
Irina Snyatkova
Автор

Константин, добрый день. Тут частично соглашусь, часть маркетологов не доконца понимают, какая их роль в автосалоне, в итоге на протяжении всех 10 лет мы часто видим скучную и никому не нужную рекламу в тех местах, где она в принципе не нужна. Хороший маркетолог играет всегда в долгую, у меня были положительные примеры из практики, когда я видела, как покупатели, даже спустя 10 лет приезжали в тот же салон. Но думаю тут как раз командная работа - маркетолог, который изначально находит покупателей и крутой отдел продаж. Моя мечта :)

Ответить
Развернуть ветку
Ann Vishnyakova

Спасибо, очень много полезной информации, мне, как маркетологу пригодится 200%!!

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Kosharovsky

Не думал, что в такой период люди покупают авто, хотя...
Вспомнил, как одноклассник в 2008 (как он выразился) "вышел в джип"...
Так что, да, видимо кто-то и прикупит.
Автор, а что с поставками авто из-за рубежа, там же у них заводы позакрывались? Да и локально, если карантин - все тормознут? 
Т.е., по-любому надо бОльшую часть персонала как то освобождать?

Ответить
Развернуть ветку
Irina Snyatkova
Автор

Евгений, доброе утро :) Китай уже восстанавливается, предполагаю, что часть автомобилей мы уже увидим в ближайшем квартале, остальные пока под вопросов. Проблемы пока наблюдаются с запчастями, но небольшие. Зависит от того, насколько наше государство всех закрыло на карантин. Запасов денег в среднем у автосалонов хватит на 4-5 месяцев плюс обещали хорошую поддержку от производителя. Конечно, сложно что-то прогнозировать. Но даже с учетом такой ситуации, автосалоны забывают про самое главное - про клиентов(

Ответить
Развернуть ветку
Sandy Bell

В целом правильно.
Март период выплат годовых бонусов в ряде сфер, плюс недоверие к рублю и ожидание роста цен, я думал что в салонах условная давка.
Но на положительные ожидания накладывается негатив от возможной рецессии, сокращений, увольнений и тп.
Поэтому трезво мыслящим и уже имеющим достойное, но не новое полноприводное авто лучше сформировать резерв или купить что то более насущное...

Ответить
Развернуть ветку
Виктория Шмидт

В статье есть рекомендации, как выжить бизнесу в непростое время. Причем очень простые. Думаю, что процентов 60 дилерских центров и без напоминаний ими пользуются. Кричать, что все плохо и будет ещё хуже - все мы можем. А вот придумать, как выжить - далеко не каждый. Да, скорее всего в бизнесе останутся не все. Да, многие останутся без работы. Но это мы все уже проходили. Мир меняется, рынок меняется. Надо приспосабливаться. 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Панкратов

Видео сейчас смотрел, что во многих городах режут колеса машинам во дворах, не хочу сеять панику, но это преступность и возможно со стороны шиномонтажек или продажников шин.

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Заплатин

Статья полезная, позитивный вывод логически оправдан. Очень мотивирует. Автор- молодец. 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
23 комментария
Раскрывать всегда