Как мелкому нишевому интернет-магазину выжить в кризис

Несмотря на рост потребности в услугах доставки, параллельно мы видим как покупательская способность угасает, растет курс валюты и дальше будет только хуже! Кризис можно воспринимать как катастрофу и ничего не делать, а можно как возможность что-то предпринять. Надеюсь эта публикация подкинет новых идей по развитию и выводу своих e-commerce проектов из пике. Если дополните в комментариях ваши идеи, от этого статья станет еще полезнее для всех!

В закладки

1. Оптимизировать расходы

Периодически смотрю в Facebook биржу продаваемых проектов, в том числе интернет-магазины и крайне удивляюсь тому, как люди ими управляют. Например, при обороте в 1-2 млн. в месяц, умудряются раздувать штат до 8-10 человек. Складские площади используются не эффективно, якобы берутся с запасом. Даже высоко маржинальные ниши не прокормят собственника с такими затратами. Я вижу для маленького магазина выход в следующем:

- Людей брать не в штат, а по аутсорсингу. Например, очень широко представлена услуга колл-центра, можно даже ночью принимать заказы, тем самым увеличивая кол-во своих конкурентных преимуществ и не пропуская звонки.

- Складские операции отдать фулфиллмент-оператору. Вы занимаете столько площади, сколько нужно для хранения ваших остатков, ни больше, ни меньше. За буферную площадь платить не придется. Люди в фулфиллмент центрах 100% работают эффективнее и загружены более плотно, чем ваши сотрудники, зуб даю! Еще одним плюсом к УТП вашего магазина будет то, что как правило у таких подрядчиков масса вариантов для отправки ваших заказов. В одном окне вы получаете и курьерки и ПВЗ и Постаматы и Почту России. Вопрос выбора фулфиллмент-операторов и нюансов работы с ними требует отдельной статьи, которую я чуть позже напишу, чтобы максимально раскрыть этот вопрос.

- Логистику отдать логистам! Конечно, есть направления, где не всегда можно доверить курьерскую доставку сторонней организации, причин может быть много: необходимость инсталляции при доставке, специфика перевозки (термические требования, хотя и тут есть предложения, правда только в Москве), тем не менее для большинства магазинов это реально и даже выгоднее, чем гонять своего курьера, искать ему подмену и самому срываться в экстренных случаях. Тем более, что через фулфиллмент это сделать проще простого.

- Наложка - зло! Посчитайте какие затраты отбирает у вас наложка! Морозятся деньги, остатки, да еще и затраты на возврат заказов. А еще не редко, когда товар теряет товарный вид или же по срокам годности пропадает. Кто-то может возразить, аргументировав тем, что уйдет аудитория. А вы попробуйте, сначала посчитайте выгоду от наложенного платежа, а потом создайте доверие к магазину, картами сейчас точно все научатся пользоваться. На крайний случай, для староверов есть оплата по квитанции в банке (деньги приходят за 1-2 рабочих дня).

2. Пересмотрите свой ассортимент

- Портфель брендов. В эпоху маркетплэйсов, многие производители уже начинают сокращать дистанцию до розницы. Например я, открывая интернет-магазин косметики, при отборе брендов в свой ассортимент, первым отсеивающим фактором ставил присутствие бренда в маркетплэйсах. Конкурировать с ними нам - малышам не реально. Правда там, где нужна компетенция в выборе товара, как раз малыши и будут на коне, так как ни один маркетплэйс не консультирует по подбору товара.

- Запускайте собственную торговую марку (СТМ). Сейчас это как никогда доступно, все зависит от вашего товара. Контрактного производства как в России, так и за рубежом - море! Хоть косметика, хоть бытовая химия и электроника. Да, это будет сложнее, затраты на продвижение бренда, рецептуры, сертификация, растаможка и вот это вот все. Но ты продвигаешь свое, тебе никто не диктует условия.

- Пересмотрите товарную матрицу. Уверен, далеко не все из вас смотрят в учетной системе оборачиваемость SKU, а ведь это замороженные деньги, занятое место на складе и иногда даже списание по сроку годности. Время избавляться от балласта.

3. Расширяйте рынок

- Переехать в Москву. Вы можете базироваться в любом "Зажопинске", но магазин должен отправлять заказы из Москвы, так вы расширите свою аудиторию. Одной вашей локации мало, нужно больше золота :) Конечно, если у вас ширпотреб, эта схема не сработает. Через формат фулфиллмента можно вообще остатки держать во всех городах-миллионниках.

- Смотреть на рынки Европы и стран СНГ. Если вы производите что-то свое, сейчас самое время начинать конкуренцию в других странах. Рубль ослаб, Китай давно уже не такой уж и дешевый, поэтому флаг в руки, барабан на шею!

4. Работа с клиентом

- Реактивируйте свою базу клиентов. Сделайте рассылки, прозвоните ключевых клиентов, поговорите как они себя чувствуют, чем могли бы быть друг другу полезны в столь трудное время.

- Увеличьте рекламу. Все почему-то в кризис отключают рекламные кампании. Зачем? Спрос упал - упали клики, вы не потеряете больше чем обычно. Когда конкуренты отключились, для вас конкуренция ослабла и нужно этим пользоваться.

- Актуализируйте сервис. Дайте возможность забрать заказ самовывозом (если не было). Предложите варианты рассрочек, подключите сервисы онлайн-кредитования. Внедрите новые услуги, которых ранее не предлагали, можно их продавать дополнительно увеличивая свой чек и закрывая новые клиентские потребности

- Внедряйте технологии. Увы, но до сих пор есть масса компаний, в том числе интернет-магазинов без CRM. Изучите их возможности, пока сидите на так называемом "карантине", примерьте какие возможности они для вас откроют в работе с клиентом.

На этом все, если будут приходить еще идеи, буду UPать статью, если конечно зайдет :) Если нужно какую-то тему более глубоко раскрыть - буду рад это сделать, пишите в комментах.

P.S. относитесь к трудностям без паники, как к сложным но интересным задачам и постепенно их решайте. Так жить станет интересней и веселее, а в итоге может привести и к финансовому благополучию!

{ "author_name": "Андрей Епанчинцев", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 4, "likes": 9, "favorites": 19, "is_advertisement": false, "subsite_label": "trade", "id": 118741, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 08 Apr 2020 18:13:15 +0300", "is_special": false }
Лаборатория качества
Уходим в online: как в «коронавирусной» спешке защитить себя от возможных потерь
Команда разработчиков Microsoft каждый месяц допускает 30 тысяч ошибок в коде, а ведь ее системами пользуются…
Объявление на vc.ru
0
4 комментария
Популярные
По порядку
0

Хорошая статья, все по делу. Еще можно добавить такой момент как контент-маркетинг. Да, это история долгоиграющая с отсроченным эффектом, но как раз в такое время, когда работы стало меньше почему б не заняться им. 

Ответить
0

Интересно про отсеивание брендов, представленных на маркетплейсах. Не сталкиваетесь ли вы с тем, что как раз все ключевые - там таки представлены? А те, которых на маркетплейсах нет, нуждаются в дополнительном промо?

Ответить
0

И такое бывало. Но как правило, где доп промо - там и маржа выше. Тогда включаются доп критерии: готов ли бренд дать эксклюзив, насколько уникальный продукт и так далее. Супер известные бренды - денег с гулькин нос и куча демпинга. Это по крайней мере на моем опыте. Поэтому и говорю: СТМ это то, что можно и нужно запускать. Но это сложнее, да

Ответить
–1

А ещё можно организовать доставку, в целом при желании и отлаженной системе это можно сделать за один день. Нужна только касса для курьеров (для интернет-магазинов она тоже подходит). Если хочется попробовать, но с минимальными вложениями, можно, например, в аренду взять. Это гораздо дешевле, чем покупать, ещё и техподдержка будет. К примеру, можно здесь https://kassaofd.ru/services/onlajn-kassa-v-arendu 

Ответить

Прямой эфир