Как монетизировать маркетплейс услуг
Очень часто вижу вопросы относительно того, как зарабатывать на бирже услуг. В этой статье хочу разобрать наиболее частые модели монетизации и рассказать про их плюсы и минусы.
Идея маркетплейса услуг может быть не только в виде крупных федеральных площадок типа YouDo, Profi.Ru и подобных, на создание и раскрутку которых нужна куча денег и времени, но и в локальных или нишевых продуктах.
Например, я 3 года занимаюсь запуском маркетплейсов услуг на базе готовых решений. Из наиболее раскрученных:
Запускались на решении Сервис ПИ и уже полтора года развиваются со своим программистом. В сторах более 20 000 установок от мастеров.
И АвтоЭлемент - грузинский маркетплейс заказа запчастей:
Запускались на решении RTPlatform, мы сопровождали проект первые полгода и подобрали фрилансера для самостоятельного развития проекта.
Очень часто на старте непонятно, как сервису зарабатывать первые оборотные деньги. В этой статье хочу разобрать самые популярные модели монетизации и указать плюсы и минусы каждого из видов.
Процент от сделки
Самая популярная модель, которая приходит в голову при создании, но и самая опасная. Популярность связана с тем, что маркетплейс по своей сути - это автоматизированный перекупщик. Логика аналогичная офлайну - заберу процент за привод клиента.
- Плюсы: Доход растёт прямо пропорционально обороту всех исполнителей, работающих на вашем сервисе.
- Минусы: Вас будут часто обманывать, указывая заниженную сумму сделки.
- Популярные ресурсы с такой моделью: Profi.Ru для репититоров и тренеров.
Подписка
Когда основатель решает вопрос обмана в модели процента от сделки, он приходит к подписной модели. Логика в том, что риск быть обманутым обменивается на меньший, но гарантированный платёж от исполнителя.
- Плюсы: Понимая LTV и конверсию в покупку можно с большой точностью строить финансовое планирование.
- Минусы: Есть и более доходные виды монетизации
- Популярные ресурсы с такой моделью: YouDo, FL
Продажа контакта
Альтернатива подписной модели, когда по каким-то причинам исполнитель не готов платить за длительный период, но готов купить контакты конкретного заказчика и закрыть доступ к заказу от других исполнителей. Обычно применяется в сферах, где много шлаковых заказов или у исполнителя пока нет доверия к сервису.
- Плюсы: Аналогично подписке прогнозировать доходы легко - это среднее количество заявок умноженное на стоимость контакта.
- Минусы: Некоторые мастера не будут успевать купить и это будет раздражать их.
- Популярные ресурсы с такой моделью: Дом Без Забот
Оплата за отклик
Одна из трансформаций продажи контакта. В этом случае исполнитель не выкупает заказчика, а платит за то, чтобы заказчик мог увидеть его предложение. Количество возможных откликов от исполнителей не ограничивается.
- Плюсы: на один заказ накапает большое количество откликов и исполнителям легче расстаться с маленькой суммой.
- Минусы: Многие исполнители расстраиваются, когда оплатят несколько откликов, но не получат ни одного заказа.
- Популярные ресурсы с такой моделью: YouDo, Profi.Ru
Оплата за публикацию задания
То же самое, что оплата за отклик, но с точностью до наоборот - заказчик платит за то, чтобы исполнители увидели его задание. Пришло в маркетплейсы услуг из досок объявлений, где происходит оплата за размещение объявления. Применяется крайне редко, в сферах, где исполнитель на вес золота.
- Плюсы: Исполнители будут рады, что платить не придётся.
- Минусы: Заказчики привыкли, что подобные сервисы для них бесплатны и убедить их заплатить за размещение задания будет крайне не просто.
- Популярные ресурсы с такой моделью: найти не удалось
Безопасная сделка
Сервис в этом случае становится гарантом сделки. Заказчик платит в сервис сумму сделки вначале, а исполнитель получает платёж от сервиса только после полной сдачи работ. Одно из развитий процента от сделки.
- Плюсы: Вы зарабатываете честный процент, в отличие от первого варианта
- Минусы: Юридически сервис несёт ответственность за все проведённые через себя услуги.
- Популярные ресурсы с такой моделью: YouDo, FL
Баннерная реклама
Сервис делается полностью бесплатным, а взамен пользователи видят рекламные блоки. Чаще всего применяются на рейтингах и подобных плозадках. Сюда же закладываю выделение цветом, подъём и прочие действия с визуальной составляющей.
- Плюсы: Вы становитесь рекламной площадкой и вас будет беспокоить только посещаемость, качество услуг, условия работы и прочее - дело заказчика и исполнителя.
- Минусы: На этом много не заработать.
- Популярные ресурсы с такой моделью: RatingRuneta
Альтруистический подход
Иногда на основе личных убеждений и ценностей основатель запускает площадку полностью бесплатно. Обычно это делается либо для ускорения раскрутки, либо для сбора клиентской базы.
- Плюсы: Достаточно быстрый рост. У обеих сторон не будет аргументов почему бы не попробовать.
- Минусы: Вы ничего не зарабатываете. Есть риск набрать халявщиков.
- Популярные ресурсы с такой моделью: найти не удалось
Обычно большинство основателей запускаются по последней модели. Активный рост в самом наччале намного важнее мизерной прибыли. С первых пользователей её всё-равно будет как с козла молока, а мороки с пользователями, которые заплатили 100р и днями выносят мозг техподдержке может быть много.
О монетизации имеет смысл задумываться, когда будет 10 000+ пользователей. Тогда основатель уже чётко понимает какие ценности его сервиса важны большинству постоянных пользователей и сколько они за это готовы будут заплатить.
При развитии чаще всего используются комбинации моделей монетизации, чтобы повысить маржинальность площадки, главное с этим не переусердствовать и не сформировать имидж мошеннического проекта.
Подписывайтесь на мой YouTube - там разбираю механики разработки и раскрутки маркетплейсов.
Интересная статья. Вы сказали, что сами являетесь разработчиком маркетплейсов, подскажите, какую схему используете в своих проектах?
У меня компания по разработке маркетплейсов с нуля (если идея проверена) - тут само собой, клиент, который заказывает музыку и говорит что хочет реализовать.
Плюс есть готовое решение для проверки идеи маркетплейса. В нём реализовали подписку, как самую стабильную в плане финансов, с возможностью отключения. То есть обычно человек тестирует идею без монетизации, если нащупал работающую схему, то включает подписку, а затем пробует на основе своего опыта иные способы.
Очередной высер
Хороший обзор. А как на твой ю.канал то попасть? По ссылке просто на ютуб перекидывает.
Спасибо. Ссылка на канал - https://www.youtube.com/channel/UCoXCrCSkRAEr-SL-sWdk3gA
Видимо поторопился и криво в статье указал
Денис, ты ведь уже писал об этом. Почти 1-в-1 скопировал свой прошлый пост 🤷🏼♂️
это продолжение февральского материала. Там речь была о том как подойти к выбору типа монетизации, а тут скорее обзор всех видов, которые встречал в практике своих заказчиков, за исключением совсем уж экстравагантных.
Да и сомневаюсь, что подавляющее большинство читателей за мной следят так же активно, как ты)
Не удержался, скачал поделку для грузинов. Денис, твой ионик неправильно делает рендер табов. Переходи на нейтив =)
конечно, перекраска табика стоит х3 бюджета на приложение. Если реально хочешь помочь - напиши в саппорт приложения, программисты поправят. А то ты как обычно...
Напиши сам =) Тебе плюс в карму за внимательность! я не как обычно, просто решил посмотреть приложение.
Кстати, как бизнес в карантин?
да круто всё, за март 4 лицензии пошли, в апреле уже две. Скоро админку на битриксе будем релизить
Отлично. А то тут многие плачут 😢
Есть один важный вопрос - как определить, что заказчик реальный, при использовании метода «продажа контакта» это крайне важно