{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Как монетизировать маркетплейс услуг

Очень часто вижу вопросы относительно того, как зарабатывать на бирже услуг. В этой статье хочу разобрать наиболее частые модели монетизации и рассказать про их плюсы и минусы.

Идея маркетплейса услуг может быть не только в виде крупных федеральных площадок типа YouDo, Profi.Ru и подобных, на создание и раскрутку которых нужна куча денег и времени, но и в локальных или нишевых продуктах.

Например, я 3 года занимаюсь запуском маркетплейсов услуг на базе готовых решений. Из наиболее раскрученных:

Запускались на решении Сервис ПИ и уже полтора года развиваются со своим программистом. В сторах более 20 000 установок от мастеров.

И АвтоЭлемент - грузинский маркетплейс заказа запчастей:

Запускались на решении RTPlatform, мы сопровождали проект первые полгода и подобрали фрилансера для самостоятельного развития проекта.

Очень часто на старте непонятно, как сервису зарабатывать первые оборотные деньги. В этой статье хочу разобрать самые популярные модели монетизации и указать плюсы и минусы каждого из видов.

Процент от сделки

Самая популярная модель, которая приходит в голову при создании, но и самая опасная. Популярность связана с тем, что маркетплейс по своей сути - это автоматизированный перекупщик. Логика аналогичная офлайну - заберу процент за привод клиента.

  • Плюсы: Доход растёт прямо пропорционально обороту всех исполнителей, работающих на вашем сервисе.
  • Минусы: Вас будут часто обманывать, указывая заниженную сумму сделки.
  • Популярные ресурсы с такой моделью: Profi.Ru для репититоров и тренеров.

Подписка

Когда основатель решает вопрос обмана в модели процента от сделки, он приходит к подписной модели. Логика в том, что риск быть обманутым обменивается на меньший, но гарантированный платёж от исполнителя.

  • Плюсы: Понимая LTV и конверсию в покупку можно с большой точностью строить финансовое планирование.
  • Минусы: Есть и более доходные виды монетизации
  • Популярные ресурсы с такой моделью: YouDo, FL

Продажа контакта

Альтернатива подписной модели, когда по каким-то причинам исполнитель не готов платить за длительный период, но готов купить контакты конкретного заказчика и закрыть доступ к заказу от других исполнителей. Обычно применяется в сферах, где много шлаковых заказов или у исполнителя пока нет доверия к сервису.

  • Плюсы: Аналогично подписке прогнозировать доходы легко - это среднее количество заявок умноженное на стоимость контакта.
  • Минусы: Некоторые мастера не будут успевать купить и это будет раздражать их.
  • Популярные ресурсы с такой моделью: Дом Без Забот

Оплата за отклик

Одна из трансформаций продажи контакта. В этом случае исполнитель не выкупает заказчика, а платит за то, чтобы заказчик мог увидеть его предложение. Количество возможных откликов от исполнителей не ограничивается.

  • Плюсы: на один заказ накапает большое количество откликов и исполнителям легче расстаться с маленькой суммой.
  • Минусы: Многие исполнители расстраиваются, когда оплатят несколько откликов, но не получат ни одного заказа.
  • Популярные ресурсы с такой моделью: YouDo, Profi.Ru

Оплата за публикацию задания

То же самое, что оплата за отклик, но с точностью до наоборот - заказчик платит за то, чтобы исполнители увидели его задание. Пришло в маркетплейсы услуг из досок объявлений, где происходит оплата за размещение объявления. Применяется крайне редко, в сферах, где исполнитель на вес золота.

  • Плюсы: Исполнители будут рады, что платить не придётся.
  • Минусы: Заказчики привыкли, что подобные сервисы для них бесплатны и убедить их заплатить за размещение задания будет крайне не просто.
  • Популярные ресурсы с такой моделью: найти не удалось

Безопасная сделка

Сервис в этом случае становится гарантом сделки. Заказчик платит в сервис сумму сделки вначале, а исполнитель получает платёж от сервиса только после полной сдачи работ. Одно из развитий процента от сделки.

  • Плюсы: Вы зарабатываете честный процент, в отличие от первого варианта
  • Минусы: Юридически сервис несёт ответственность за все проведённые через себя услуги.
  • Популярные ресурсы с такой моделью: YouDo, FL

Баннерная реклама

Сервис делается полностью бесплатным, а взамен пользователи видят рекламные блоки. Чаще всего применяются на рейтингах и подобных плозадках. Сюда же закладываю выделение цветом, подъём и прочие действия с визуальной составляющей.

  • Плюсы: Вы становитесь рекламной площадкой и вас будет беспокоить только посещаемость, качество услуг, условия работы и прочее - дело заказчика и исполнителя.
  • Минусы: На этом много не заработать.
  • Популярные ресурсы с такой моделью: RatingRuneta

Альтруистический подход

Иногда на основе личных убеждений и ценностей основатель запускает площадку полностью бесплатно. Обычно это делается либо для ускорения раскрутки, либо для сбора клиентской базы.

  • Плюсы: Достаточно быстрый рост. У обеих сторон не будет аргументов почему бы не попробовать.
  • Минусы: Вы ничего не зарабатываете. Есть риск набрать халявщиков.
  • Популярные ресурсы с такой моделью: найти не удалось

Обычно большинство основателей запускаются по последней модели. Активный рост в самом наччале намного важнее мизерной прибыли. С первых пользователей её всё-равно будет как с козла молока, а мороки с пользователями, которые заплатили 100р и днями выносят мозг техподдержке может быть много.

О монетизации имеет смысл задумываться, когда будет 10 000+ пользователей. Тогда основатель уже чётко понимает какие ценности его сервиса важны большинству постоянных пользователей и сколько они за это готовы будут заплатить.

При развитии чаще всего используются комбинации моделей монетизации, чтобы повысить маржинальность площадки, главное с этим не переусердствовать и не сформировать имидж мошеннического проекта.

Подписывайтесь на мой YouTube - там разбираю механики разработки и раскрутки маркетплейсов.

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Артур Керимов

Интересная статья. Вы сказали, что сами являетесь разработчиком маркетплейсов, подскажите, какую схему используете в своих проектах?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

У меня компания по разработке маркетплейсов с нуля (если идея проверена) - тут само собой, клиент, который заказывает музыку и говорит что хочет реализовать.

Плюс есть готовое решение для проверки идеи маркетплейса. В нём реализовали подписку, как самую стабильную в плане финансов, с возможностью отключения. То есть обычно человек тестирует идею без монетизации, если нащупал работающую схему, то включает подписку, а затем пробует на основе своего опыта иные способы.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Рыбак

Очередной высер

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Земцов

Хороший обзор. А как на твой ю.канал то попасть? По ссылке просто на ютуб перекидывает.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Спасибо. Ссылка на канал - https://www.youtube.com/channel/UCoXCrCSkRAEr-SL-sWdk3gA 
Видимо поторопился и криво в статье указал

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Danilov

Денис, ты ведь уже писал об этом. Почти 1-в-1 скопировал свой прошлый пост 🤷🏼‍♂️

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

это продолжение февральского материала. Там речь была о том как подойти к выбору типа монетизации, а тут скорее обзор всех видов, которые встречал в практике своих заказчиков, за исключением совсем уж экстравагантных. 

Да и сомневаюсь, что подавляющее большинство читателей за мной следят так же активно, как ты)

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Подольский

Не удержался, скачал поделку для грузинов. Денис, твой ионик неправильно делает рендер табов. Переходи на нейтив =)

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

конечно, перекраска табика стоит х3 бюджета на приложение. Если реально хочешь помочь - напиши в саппорт приложения, программисты поправят. А то ты как обычно... 

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Подольский

Напиши сам =) Тебе плюс в карму за внимательность! я не как обычно, просто решил посмотреть приложение.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Подольский

Кстати, как бизнес в карантин?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

да круто всё, за март 4 лицензии пошли, в апреле уже две. Скоро админку на битриксе будем релизить

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Подольский

Отлично. А то тут многие плачут 😢

Ответить
Развернуть ветку
Денис Богачев

Есть один важный вопрос - как определить, что заказчик реальный, при использовании метода «продажа контакта» это крайне важно

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда