{"id":7301,"title":"\u041e\u0431\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u043e\u0435 \u043f\u043e\u043a\u043e\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u043e\u0432","url":"\/redirect?component=advertising&id=7301&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/305673-korotko-stat-it-nastavnikom-v-yandeks-praktikume&placeBit=1&hash=5591e8d5fc363bbaa8a8e7b0d32c598ff61e6e85d92efa116d2239cd70682d9f","isPaidAndBannersEnabled":false}

Медицинские маски: теория спроса и предложения, кейс наших дней

Ситуация с медицинскими масками, на мой взгляд, заслуживает того, чтобы попасть как пример в учебники по микроэкономике. Наблюдая, как она развивается, я прям вот вижу всю теорию в действии. Это настолько восхитительно, что не могу удержаться от того, чтобы поделиться с вами.

Сделаю оговорку, что рассматриваю ситуацию с точки зрения микроэкономики, где поведение участников рынка считается рациональным и не учитываются эмоциональные и поведенческие факторы.

Итак, вспомним (или изучим) азы теории спроса и предложения.

Закон спроса гласит, что количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении.

Равнове́сная цена (англ. equilibrium price) — это цена, объём спроса при которой равен объёму предложения, и этот объём, соответственно, является равновесным. (см. картинку.)

​Изменение объема спроса и равновесной цены

При этом люди сочли, что не разумно платить за разовые маски по многократно возросшей цене. И ситуация со спросом на них стала такой, что равновесная цена не нашлась. Как следствие, сформировался спрос на многоразовые маски.

То есть, приходит человек в аптеку, видит разовую маску, которую носить не больше двух часов, по цене свыше 50 рублей и думает, что целесообразней найти многоразовую или сшить самостоятельно. Так рождается альтернативный спрос.

А что же предложение?

Закон предложения гласит: предложение, при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цены.

Если рыночная цена товара имеет тенденцию к повышению, то производители будут заинтересованы в расширении объемов производства. Но! это всегда происходит с запаздыванием, потому что производителям нужно время на перестройку процессов, закуп сырья.

Когда такое произойдет, кривая предложения также смещается вправо, это позволяет снизить равновесную цену.

Что лежит в основе увеличивающегося предложения?

Конечно же, возможность получения большей прибыли за счет увеличившейся цены. Производственные ресурсы перераспределяются в те сферы деятельности, где будет большая доходность. До тех пор, пока не установится новая равновесная цена.

В нашей ситуации с масками мы видим, что швейные производства активно переходят на выпуск многоразовых масок. Но не только они! Начинают шить даже те, кто ранее никакого отношения к этому не имел. Потому что спрос и потому, что высокая маржинальность.

Возможно, они бы шили не многоразовые, а медицинские маски, но для этого производства требуется лицензия, нужно время и финансы на ее получение.

Изменение объема предложения и равновесной цены

Еще больше интереса в ситуации с масками добавляет государственное регулирование цен. Чтобы избежать чрезмерного роста цен (которое, как мы видели выше, вполне естественно), государство ограничило розничную цену на медицинские маски и обязало производителей обеспечивать поставки по госзаказу. Очевидно, для них это потеря прибыли, т.к. установленная государственная цена в 2-4 раза ниже равновесной.

Из теории мы знаем, что при нарушении рыночного механизма регулирования цен, возникают такие негативные последствия как дефицит и «черные” рынки. А на “черных» рынках равновесная цена всегда выше, чем цена при свободной работе рыночного механизма.

И в точности это мы наблюдаем в ситуации с масками. Спекуляция и завышение цен на черном рынке как ответ вмешательство в естественное установление рыночной цены.

Почему люди удивляются и злятся, называя предпринимателей спекулянтами? Наверное, они не учили микроэкономику.

Что же будет дальше?

  • Объем предложения масок будет расти до тех пор, пока будет в этом экономический смысл: равновесная цена будет окупать издержки на переориентирование производств и давать доход больше, чем в другой сфере.

  • С ростом объема производства равновесная цена будет снижаться.
  • После спада ажиотажа по поводу вируса, кривая спроса сместится влево, что еще ниже опустит равновесную цену.

  • У предприятий останутся большие запасы масок, которые они потом долго будут распродавать.

Какие из этого можно сделать выводы?

1. То, что сейчас называют спекуляцией — это естественная реакция рынка на ситуацию с резким увеличением спроса, давно описанная теорией в микроэкономике как законы спроса и предложения.

2. Конечно, сейчас выгодно заниматься производством и продажей масок благодаря ажиотажному спросу. Но важно отследить момент, когда предложение уравновесит спрос. Тогда будет пора аккуратно выходить.

3. В этой статье я рассмотрела причины резкого роста цен на медицинские маски с точки зрения теории спроса и предложения.

4. Как вы, наверное, заметили, точно так же развивается ситуация с ценами на медицинские перчатки и имбирь. И я предлагаю наблюдать внимательней за ситуацией с рынком презервативов. Потому что спрос на них растет, а производства останавливаются из-за карантина.

Всем добра!

{ "author_name": "Лилия Хомицкая", "author_type": "self", "tags": ["\u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u043a\u0430","\u0442\u0435\u043e\u0440\u0438\u044f","\u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438\u0432\u043a\u0440\u0438\u0437\u0438\u0441"], "comments": 9, "likes": 8, "favorites": 13, "is_advertisement": false, "subsite_label": "trade", "id": 120650, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Thu, 16 Apr 2020 10:30:29 +0300", "is_special": false }
0
9 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Информативности в статье нет.
1. Вся статья — масок дефицит, спрос высокий - высокая цена, масок много, спроса нет - низкая цена — знает каждый человек с 5 лет.
2. Сетуете, что никто не знает микроэкономику, а сами выносите предположение: "После спада ажиотажа по поводу вируса, кривая спроса сместится влево, что еще ниже опустит равновесную цену."
- Что в рамках общей концепции вашей аналитики не учитывает возможные последствия, которые приведут к формированию совершенно иного по объему рынка производства масок (например, как в Китае).
- Не берете в расчет сотавляющую масочной моды. Уже сейчас видно, что эта составляющая рынка будет огромна.
- Фактора сокрытия (пока не явный) своего лица от людей, камер слежения.
- И т. д. 

Т. е. рынок масок не только вырастет и не останется запасов, о которых вы говорите, но еще и цена на маски может подняться кратно за счет производства новых моделей, технологий и модной составляющей.

1

Александр, спасибо за ваш объемный комментарий!
Очевидно, что если бы в статье не было информативности, комментировать бы тоже было нечего ;)
1. Если вы знаете это с 5 лет - это отлично. Возможно, кто-то не знает. Я писала для них. 
2. После спада ажиотажа кривая спроса сместится влево. Потому что уменьшится объем потребности и появятся товары-заменители. Я как раз об этом и пишу. 

Да, масочную моду не беру в расчет потому, что это не относится к рациональному поведению. О чем была оговорка во втором абзаце. Сделала это осознанно, чтобы не размывать основную мысль.

Соглашусь с вами, что люди захотят скрывать лица, и не только от камер слежения. Маска дает определенное чувство безопасности и возможность поиграть со своим образом.
Дополнительное предложение уравновесит спрос, и многоразовая маска будет в среднем стоить 100-300 рублей в зависимости от материала и места продажи. И, конечно же, будут отдельные luxury-модели, но в общем объемы рынка они не займут большую долю. 

0

Грамотно) спасибо за годный контент

0

Теперь следует материал чуть расширить и упростить и подсунуть под дверь Политбюро ... в 19 например 70 году.
У меня есть ТАМ ребята, могут помочь.
И СССР=Россия пойдут развиваться по ближе к Дэн Сяо Пин китайскому пути.

0

А зачем?)

0

Чтобы СССР=Россия пошли развиваться по ближе к Дэн Сяо Пин китайскому пути.
Чтобы, в итоге, мостов, дорог, ВСМ и российских товаров стало больше.
Ну и чтобы эпидемия быстрее закончилась)))

0

А, вы про макроэкономику? Так а статья-то - про микро! Давайте лучше про закон убывающей предельной полезности порассуждаем?

0

С юмором у вас тоже так себе дело обстоит...
Ну и ладно)))

0
Читать все 9 комментариев
«В магазин должны идти не за пивом, а к тебе»: предприниматель открывает пивные магазины для других Статьи редакции

Давид Аракелян начал с торговли в ларьках в 90-е, работал в игорном бизнесе, строил маршруты для вывоза мусора и торговал пивом. Сейчас он открывает для других несколько пивных магазинов в месяц и берёт за каждый 150 тысяч рублей.

Ассортимент одного из магазинов
Бизнес-филантропия и благотворительность. Почему это не затраты, а вложения? Рассказываем на примере CloudPayments

Социальная ответственность составляет важную часть ДНК компании CloudPayments. Делимся инсайтами, почему мы поддерживаем НКО, создаем благотворительные проекты и как транслируем принципы филантропии внутри команды.

Вопросы налогообложения при инвестировании. Что важно учитывать?

Инвестиции в ценные бумаги и иные финансовые инструменты в последние несколько лет пользуются популярностью не только у профессиональных игроков рынка, но и у частных инвесторов, для которых данный вид деятельности представляет собой некое хобби.

Как с помощью карты Censydiam создать позиционирование бренда

Бренд-стратег Nimax Оля Якушенко рассказывает о том, как использовать фреймворк при построения брендинговых и маркетинговых стратегий компании.

Карта Censydiam
В Москве ввели локдаун с 28 октября по 7 ноября — работать будут только аптеки и продуктовые магазины Статьи редакции

На время нерабочих дней приостановлена работа всех предприятий и организаций в Москве.

Как следить за американскими дивидендами: удобный календарь

Инвестору для «охоты» за дивидендами требуется постоянно следить за датами и анализировать цифры. Теперь это гораздо проще — мы сделали удобный Дивидендный календарь по акциям США.

Почему стоит следить за качеством сквозной аналитики

Девелопер «Самолет» — об опыте внедрения аналитических метрик

5 заповедей для бизнеса, которым я не следую

Есть «истины» очевидные всем — «Пушкин, это лучший русский поэт». Хорошо если человек предлагает относительно безобидную альтернативу, «Больше люблю Лермонтова», а если «Ну не знаю, Немиров лучше» или «Мне вообще Пушкин не нравится». За такое и побить могут.

МТС запустила сервис помесячной аренды смартфонов Статьи редакции

Пока можно арендовать только iPhone XR, 11, 12 и 13 в разных комплектациях.

Теория поколений: есть ли ей место в дизайне?

На vc.ru десятки статей о том, как брендам коммуницировать с поколениями X, Y и Z. Логомашина разбирается, стоит ли делить людей на бумеров и зумеров в дизайне.

Успешное представление интересов энергетической компании

Юридическая фирма «Надмитов, Иванов и Партнеры» успешно представляла интересы крупной энергетической компании – заявителя в судебном процессе в Арбитражном суде Тюменской области, по делу об оспаривании ненормативного правового акта регионального управления Росприроднадзора об отказе в возврате переплаты за негативное воздействие на окружающую…

null