Почему малому бизнесу стоит бежать в онлайн при первой возможности
И как мы в Shopaholic готовы помочь в этом
Вирус COVID-19 оказался куда более опасным для малого бизнеса, чем для людей. По всему миру небольшие лавки, кафе и магазины стоят закрытыми или испытывают колоссальное снижение посещаемости. Для бизнеса это равнозначно смерти, если ничего не предпринять как можно скорее.
Падение оффлайна
Больше всего пострадали рестораны, кафе, бары, кинотеатры и прочие публичные заведения. Спрос на них в четырёх исследованных странах (Китай, Германия, Великобритания и США) упал в среднем на 86%. Почти так же плачевно обстоят дела в туризме — почти 84% падения спроса. Немного лучше в бытовых услугах — уровень падения спроса составляет почти 73%. Продажи одежды упали в среднем на 50,7%, а потребительской электроники, мебели и товаров для дома совокупно — на 33,5%.
Главный аналитик Price.ru Алексей Петровский проанализировал изменение спроса на различные группы товаров в России. Больше всего просел спрос на сувениры (-61,8%), ювелирные изделия, часы и украшения (-56,8%), фото и видео (-46,6%) и товары из-за рубежа (-42,9%). В то же время спрос на софт и видеоигры вырос на 15,8%, продукты питания — на 22,9%, а на водку так и вовсе на 24,1%. Вне конкуренции, разумеется, находятся медицинские товары, спрос на которые вырос на 37,5%.
В среднем падение спроса на товары составило 14,9%. Что же касается услуг, то больше всех пострадали здесь всё те же туризм и HoReCa. Из-за жестких карантинных мер московские кафе и рестораны потеряли даже больше среднемировых — более 90% выручки.
И проблемы онлайна
В то же время онлайн-торговля и все бесконтактные модели взаимодействия расцветают на глазах. Крупные ритейлеры, в частности, Amazon, не справляются с ажиотажным спросом, сроки доставки сильно выросли, из-за чего пришлось отменить Amazon Shipping. Были даже сообщения о невозможности сделать заказ у различных онлайн-ритейлеров. Британский ритейлер Tesco призвал покупателей ходить в магазины, потому что служба доставки способна обеспечить лишь 10% спроса.
Российские онлайн-ритейлеры тоже оказались не готовы к резкому росту спроса. Сайт «Утконоса» был какое-то время недоступен, у пользователей мобильного приложения «ВкусВилл» были проблемы с оформлением заказов, а время доставки во всех онлайн-супермаркетах заметно увеличилось. Кроме того, пропускная система в Москве сразу же парализовала движение тех немногих пассажиров городского транспорта.
Пользуйтесь возможностью!
Проблемы у крупных онлайн-ритейлеров открывают редкую и очень ценную возможность для малого бизнеса. И если вы ещё не задумывались о том, чтобы перевести ваш замерший бизнес в «онлайн», то самое время это сделать.
Наверняка многим кажется, что их бизнес чисто оффлайновый и никак не годится для переезда в Интернет. Да, в ряде случаев так и есть, увы. Но зачастую стоит взглянуть на ситуацию под другим углом, чтобы увидеть перспективы.
Для большей наглядности мы решили собрать несколько примеров микро- и малых бизнесов и показать, как они могут трансформироваться. Все компании реальны, сейчас они как раз находятся в стадии превращения.
Бакалейная лавка
Продуктово-хозяйственный магазин Comercial Mi Viña на протяжении 25 лет спокойно работал в городе Сан-Педро-Сула в Гондурасе. Не помешал ему и конституционный кризис 2009 года, в ходе которого в стране сменилась власть. Но с приходом невидимой угрозы в начале 2020 года бизнес остановился.
- Итак, чтобы спасти свой бизнес, Рамону в первую очередь необходимо создать интернет-магазин. Так его клиенты смогут выбирать и заказывать товары, не выходя из своих домов.
- После запуска интернет-магазина важно, чтобы все клиенты узнали о нем как можно быстрее. В этом отлично помогут расклейка объявлений на окрестных домах и «сарафанное радио».
- Когда клиенты начнут посещать сайт и делать заказы, Рамону необходимо будет перестроиться самому. Теперь вместо стояния за кассой он будет тратить время на комплектование и доставку заказов. Поскольку магазин небольшой, а его клиенты живут неподалеку, Рамон вполне может справляться с доставкой самостоятельно. К слову, изменения обязательно коснутся и помещения магазина, которое теперь превратится в склад.
Цветочный магазин
Одной из сильных сторон цветочного магазина Blumen Oase Sottrum в коммуне Зотрум недалеко от Бремена было его удачное расположение. С приходом коронавируса это преимущество перестало играть роль, а магазин закрылся одновременно с объявлением карантина.
Ирина, владелица Blumen Oase Sottrum, сразу же пришла к выводу, что надо переносить бизнес в «онлайн». Спрос на цветы в букетах на фоне пандемии сильно упал, но магазин также продает цветочную рассаду, что вселяет некоторую надежду на будущее.
- Как и Рамону, Ирине нужно в первую очередь разработать интернет-магазин. Сайт у Blumen Oase Sottrum уже был, но на нем есть лишь немногочисленные примеры, а выбор и продажи происходили через прямое общение с покупателями. Теперь основной упор нужно сделать на многообразие готовых предложений: покупатели не смогут консультироваться удаленно столь же эффективно, как находясь в магазине.
- Прием, комплектацию и доставку заказов Ирина практикует уже давно, так что в этом плане не придется ничего запускать с нуля.
- После запуска полноценной онлайн-торговли Ирине наверняка придется пересмотреть использование своих торговых площадей в сторону удобства хранения.
Бренд дизайнерской одежды
TheDxpest и Spicybears — бренды одежды ручной работы от белорусского дизайнера Татьяны Антошук. TheDxpest это толстовки, худи, свитшоты и аксессуары без полового разделения, а Spicybears это оригинальные сумки и рюкзаки.
Татьяна и до пандемии продавала свои творения исключительно «онлайн», доставляя их по всему миру. Так что с приходом COVID-19 её бизнес изменился куда меньше, чем бизнес других наших героев.
Существующий сайт уже позволяет оформлять заказы и оплачивать их «онлайн». Правда, для повышения эффективности ему не помешала бы доработка. Например, чтобы снизить процент возвратов, стоит более подробно прописать размерные сетки и указать в них больше измерений.
- На данный момент отправка приобретенных изделий осуществляется через 7-9 рабочих дней после оплаты. По возможности этот период стоит сократить.
Кафе-доставка
Изначально mrPaby задумывалось как кафе со специфической кухней. Главная ее особенность — сочетание традиций разных народов, сбалансированность и полезность. Но коронавирус внес свои коррективы, поставив крест на желании кормить гостей на своей территории.
В итоге на Альтуфьевском шоссе Москвы появилась новая доставка вкусной и полезной еды. Доставкой занимаются курьеры на электровелосипедах и в специальных костюмах, это «фишка» проекта.
Несмотря на сложную и плохо предсказуемую ситуацию в Москве во время карантина, создатели задали жесткую планку 30-минутного срока доставки в пределах окрестной зоны.
- По сути, уже сейчас это функционирующий бизнес, которому не страшна пандемия. Думаем, в ближайшее время mrPaby еще внесет корректировки в бизнес-процессы для достижения максимальной эффективности.
Поставщик фермерских продуктов для ресторанов
Бизнес моментально пришел в упадок, оставшись без канала сбыта. Выходом из ситуации станет переориентация на конечных потребителей.
У Томаса уже был максимально простой сайт с возможностью онлайн-заказа. Но товарные позиции, которые там сейчас размещены, явно предназначены для ресторанов. Так, минимальный заказ набора овощей составляет 8,5 кг. Соответственно, нужно полностью пересмотреть товарное предложение и адаптировать его под потребности розничных покупателей.
Переход на B2C означает для фермеров полную смену целевой аудитории. Так что после переработки сайта необходимо будет плотно заняться продвижением.
После окончания карантина фермеры наверняка снова запустят работу с ресторанами, но при этом вряд ли откажутся от конечных потребителей. Всё это можно реализовать на базе одного сайта.
Гибкость и высокая скорость принятия решений это как раз то, что позволяет малому бизнесу выжить в суровых и беспрецедентных условиях. Торговля оказалась наиболее приспособленной к быстрым изменениям, так что стоит воспользоваться этим шансом для спасения собственного бизнеса. И уж точно не стоит пытаться переждать лишения: никто не знает, когда они закончатся и доживет ли ваш бизнес в спячке до этого момента.
Как мы в Shopaholic решили помочь бизнесу выстоять
С самого начала распространения пандемии мы внимательно следим за развитием событий. Всё это время мы вынашивали идею, как максимально эффективно внести свой вклад в противодействие этим ужасным событиям.
В результате мы решили помочь малому бизнесу как наиболее пострадавшему от пандемии. Несколько недель назад мы запустили программу поддержки для 100 представителей микро- и малого бизнеса, решивших переехать в «онлайн». Эти компании совершенно бесплатно получат от нас по необходимому набору лицензий на плагины Shopaholic для создания собственных e-сommerce-продуктов. Помимо лицензий, мы предоставим им бесплатные консультации в рамках наших возможностей и компетенций.
Приятно осознавать, что нашу инициативу поддержали и другие. Свой вклад в трансформацию малого бизнеса решили внести и другие вендоры:
Уже сейчас желающих получить нашу поддержку набралось довольно много, а в скором времени их станет куда больше ста. Поэтому мы вынуждены выбирать наиболее подходящие.
Чтобы попытать счастья, заполните эту форму и ждите. Если ваш проект прошел отбор, мы свяжемся с вами для обсуждения деталей. После этого мы подберем оптимальную архитектуру для вашего e-commerce-решения и обеспечим его всеми необходимыми лицензиями.
Надеемся, что пандемия закончится в ближайшее время. Желаем вам здоровья и твердости характера в это непростое время!
Совковым бизнесменам, не имеющим онлайн-присутствия и держащим людей у офисного стола как у станка с 9 до 6, уже давно пора было на пенсию. Ну, теперь уйдут на пенсию с утешительной премией Дарвина зато.
Bы увидели среди рассмотренных проектов совковые?
- фермер, поставляющий продукты в рестораны, который вынужден перепрофилироваться с b2b- на b2c-сегмент
- семейная цветочная лавка
и т.п.
Он просто неадекватный)
Как быть барам? кроме как коктейли на вынос ничего не сделаешь(
Как я и говорю:
Наверняка многим кажется, что их бизнес чисто оффлайновый и никак не годится для переезда в Интернет. Да, в ряде случаев так и есть, увы.Бары не единственный бизнес, который пострадает больше всех, к сожалению. Но для них есть другие варианты поддержки от лоялльных клиентов, продажа сертификатов, которые можно будет "погасить" позднее, когда пандемия сойдет на те и режим карантина будет снят.
К слову, кинотеатры тоже решили заняться доставкой специфической еды своих баров (попкорна, чипсов, начос и снеков для здорового питания).
Да, с барами проблема. Едва ли можно внедрить бизнес-модель "доставка коктейлей на дом". Все, что на данный момент смогли придумать, это открыть виртуальные бары вместо реальных. Но это приносит только расходы, а не прибыль.