Немного о рынке готового бизнеса

Меня зовут Николай, я работаю брокером по продаже готового бизнеса в компании «Альтера Инвест». Начиная писать эту статью, я заранее готовлюсь к критике и негативу, основанных на множестве предубеждений как к самим сделкам по продаже бизнеса, так и в целом к посредническим профессиям.

Разумеется, эти предубеждения основаны на опыте взаимодействия с недобросовестными людьми, поэтому имеют право на существование.

Что такое готовый бизнес?

Бизнес как объект продажи — это набор определенных элементов, позволяющих извлекать прибыль. А вот что такое прибыль — вопрос гораздо более сложный и достойный отдельной статьи, поэтому ограничусь очень примитивным допущением:

Прибыль — это деньги, которые можно забрать из бизнеса, при этом его не убить.

Так вот, что это могут быть за элементы:

  • Право аренды помещения.
  • Настроенные рекламные каналы.
  • База поставщиков.
  • База постоянных клиентов.
  • Технологии и процессы по созданию добавленной стоимости.
  • Сайт, номер телефона, профили в социальных сетях.
  • Материальные активы (оборудование, мебель).
  • Товарные остатки.

Когда вы создаете бизнес с нуля, вы по сути закупаете или создаете подобные элементы и выстраиваете их в единую систему. При этом вы рискуете, что какой-то из элементов потребует больше вложений, чем принесет результата или попросту не будет функционировать

Выход — купить готовый бизнес и адаптировать его под себя или просто продолжить извлекать прибыль

Как формируется цена бизнеса?

Когда покупатель принимает решение о покупке бизнеса, его мало волнует сколько денег вложено на старте или какие бизнес-планы рисовал его создатель. Реальными критериями цены являются:

  • Прибыль, которая определяет срок окупаемости вложения в покупку, а также позволяет готовому бизнесу конкурировать с другими инструментами инвестиций. То есть даже если dы вложили в свой ресторан 10 млн рублей, а он приносит 100 тысяч, его не купят за 10 млн, потому что покупатель за эти деньги лучше купит коммерческую недвижимость с той же доходностью, но гораздо меньшими рисками и вовлеченностью. Собственно, далее о них.
  • Риски. Если ваш бизнес — это интернет-магазин по продаже трендовых товаров, он будет продаваться по очень низкому мультипликатору прибыли, потому что есть риск не окупить вложения до момента спада тренда. Если ваш бизнес нарушает закон (хостел в жилом фонде), он будет продаваться гораздо дешевле такого же, но легального. Бизнес с краткосрочным договором аренды будет дешевле бизнеса с зарегистрированным долгосроком
  • Вовлеченность. Чем более «пассивен» бизнес, тем больше он будет стоить при равных рисках. К примеру, до возникших карантинных проблем у гостиничного сектора он продавался в среднем по 2–3 летней окупаемости с учетом очень низкой стоимости материальных активов. То есть вы платили 30 прибылей вперед за, в основном, право аренды и рейтинг на букинге.
  • Ликвидная стоимость материальных активов. То есть не цена, за которую вы купили пароконвектомат в свое кафе, а цена, по которой его можно продать на «Авито». Товарный остаток — максимeм по закупочной оптовой цене, а иногда и с дисконтом от нее.

Из всего этого получаем среднюю цену бизнеса:

Цена = Прибыль x 18 + ЛСМТ

В случае, если есть риски выше рынка — применяется понижающий коэффициент. Если вовлеченность собственника ниже, чем в среднем по рынке — повышающий.

И да, когда я говорю о цене, я руководствуюсь ценами реальных сделок, а не желаниями продавцов, указанных в объявления о продаже.

А хороший бизнес разве продают?

По факту, разумеется, никто не будет продавать пассивный безрисковый бизнес с окупаемостью выше вклада в банке

Но в реальности бизнес — это не машинка по беспребойному производству денег и реальных причин продажи может быть много:

  • Собственник бизнеса эмоционально или физически устал от данной деятельности и не видит дальнейших перспектив и себя в проекте. Особенно это прослеживается в сделках по продаже общепита, так как бизнес очень утомителен. В таком случае продажа означает получение прибыли за несколько месяцев или лет вперед при снятии с себя обязанностей и ответственности.
  • Собственник верит, что может вложить деньги с большей доходностью или меньшими рисками. Если вы думаете, что это означает низкое качество бизнеса, так как собственник в него «не верит» — вы правы в определенном проценте случаев.
  • Конфликт учредителей. Часто интересы расходятся. Кому-то хочется вкладывать и бизнес деньги, а кому-то — изымать, каждый считает, что вкладывает больше усилий, чем партнер и прочие внутренние конфликты. Продажа доли — крайне редкая история, поэтому в таких случаях зачастую бизнес проще продать полностью.

Значит ли все это, что плохие бизнесы не продают? Конечно, нет. Недобросовестных продавцов на любом рынке всегда хватает, но «плохой» или «хороший» — это крайне субъективная оценка.

Иногда бизнес покупается не из-за всей системы элементов, описанных в первом разделе, а из-за «хорошей» части из них, чтобы затем заменить «плохую» на свои. Битые машины же тоже кто-то покупает.

В заключение

Чтобы статья не получилась слишком длинной, на этом пока закончу.

Ели тема покажется вам интересной, я с удовольствием расскажу о других гранях этого рынка:

  • Зачем нужны бизнес-брокеры. Мешаем мы или помогаем этому рынку и чем отличаемся от риелторов (обязательно напишите в комментариях, что мы такие же ненужные мошенники и негодяи).
  • Какие бизнесы лучше покупаются и продаются.
  • Стоит ли покупать свой первый бизнес или лучше открыть самому.
  • Какие риски возникают в процессе и после продажи у продавца и покупателя.

С удовольствием отвечу на ваши вопросы!

0
75 комментариев
Написать комментарий...
Олег

Очень мутная контора. Сперва обращался к вам за покупкой, потом вы сами предлагали мне продать ) В основном это мертвый бизнес, продают аренду. В целом, никому не советую 

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Shkuta
Автор

Ничего не понял из Вашего комментария. Если у Вас был неудачный опыт взаимодействия с нашей компанией, опишите именно сам опыт, а не мнение о компании, мы разберем его как кейс. 
Повторюсь, я здесь не как представитель компании, а как эксперт в области сделок по купле-продаже готового бизнеса и вероятно смогу подсказать как решить именно Вашу задачу

Ответить
Развернуть ветку
Космонавт

""Меня зовут Николай, я работаю брокером по продаже готового бизнеса в компании «Альтера Инвест»"""
Когда пошел негатив, вы сразу переобулись и теперь вы в  5й раз повторяете, что вы тут ни как представитель компании, а ( видимо) независимый эксперт. Ну так и зачем спрашивается вы тогда пытались саму контору пиарить?? По факту услышали о своей конторе, то что она заслуживает и сами хапнули негатива. Вы в следущий раз подготовьтесь нормально и боже упаси, если вы хотите адекватного общения,  упоминаний о Альтере. 

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Shkuta
Автор

Потому что я сотрудник компании и зачем это скрывать?
По поводу заслуживает ли компания негатива - ни на один мой вопрос о реальном кейсе ни один из комментаторов не ответил.

Просто напросто я не хочу превращать экспертную статью в книгу отзывов о компании.  У меня не так профессия, я продажей бизнеса занимаюсь, а не работой с репутацией

Ответить
Развернуть ветку
Космонавт

А хотите конкретный отзыв о компании, да пожалуйста!!! Я уже давно его на гугл картах оставил:
Пожалуй самая неадекватная компания на просторах России!!! Я обращался в данную компанию 4 раза, один раз даже продал через нее проект. Оказалось, что мне просто повезло с конкретным менеджером, в последствии он ушел ( или ушли) из компании. Далее по старой привычке я еще 3 раза пытался общаться с данной компанией. Регламент такой, вы оставляете заявку на сайте или даже звоните в офис, администратор у вас расспрашивают подробности и обещают, что ближайшее время с вами свяжутся и все..... дальше тишина. Через неделю вы опять звоните в офис, администратор извиняется, обещает, что вот прям сейчас вам позвонят..... но...... Вы звоните в 3й раз, требуете руководство и только после общения с кем то из руководства моховик начинает движение. Господа собственники компании, если вы не в состоянии поставить грамотную работу компании, не занимайте место на рынке, не мучайте ни себя не других!!!

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Shkuta
Автор

Давайте я попробую разобраться. Если убрать эмоции из Вашего текста:
1. Компания успешно выполнила свою работу и продала Ваш бизнес
2. У Вас не получилось быстро состыковаться с брокером. То есть Вы не 4 раза обращались в компанию, а для того чтобы Вашу задачу взялись выполнять пришлось сделать 4 звонка. Такое бывает в крупной компании и от технического сбоя и человеческого фактора никто не застрахован
Задачу по Вашему повторному обращению в итоге решили?

Ответить
Развернуть ветку
Космонавт

Как говорила моя Бабушка, "Ссы в глаза, ему все Божья роса"! Вы адекватность способны включать? Еще раз, для тех кто в танке. Обращался по 4м разным кейсам, а не звонил 4 раза. И отвечая на ваш вопрос, нет не решили. 

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Shkuta
Автор

Напишите мне свой номер телефона в личку и я смогу понять, почему так произошло

Ответить
Развернуть ветку
Космонавт

Мрак!! Мне то это сейчас зачем? Я давал вашей компании достаточно шансов реабилитироваться. Вы продолжали гадить. Я свои выводы сделал и предостерегаю других от работы с вашей помойкой. 

Ответить
Развернуть ветку
Космонавт

Ваши продажи, напрямую зависят от репутации компании! Если вы пришли опытом поделиться, то не нужно столь запятнанную компанию как красную тряпку выставлять. Если продажами занимаетесь, то должны элементарные законы бизнеса понимать. 

Ответить
Развернуть ветку
72 комментария
Раскрывать всегда