{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Немного о рынке готового бизнеса

Меня зовут Николай, я работаю брокером по продаже готового бизнеса в компании «Альтера Инвест». Начиная писать эту статью, я заранее готовлюсь к критике и негативу, основанных на множестве предубеждений как к самим сделкам по продаже бизнеса, так и в целом к посредническим профессиям.

Разумеется, эти предубеждения основаны на опыте взаимодействия с недобросовестными людьми, поэтому имеют право на существование.

Что такое готовый бизнес?

Бизнес как объект продажи — это набор определенных элементов, позволяющих извлекать прибыль. А вот что такое прибыль — вопрос гораздо более сложный и достойный отдельной статьи, поэтому ограничусь очень примитивным допущением:

Прибыль — это деньги, которые можно забрать из бизнеса, при этом его не убить.

Так вот, что это могут быть за элементы:

  • Право аренды помещения.
  • Настроенные рекламные каналы.
  • База поставщиков.
  • База постоянных клиентов.
  • Технологии и процессы по созданию добавленной стоимости.
  • Сайт, номер телефона, профили в социальных сетях.
  • Материальные активы (оборудование, мебель).
  • Товарные остатки.

Когда вы создаете бизнес с нуля, вы по сути закупаете или создаете подобные элементы и выстраиваете их в единую систему. При этом вы рискуете, что какой-то из элементов потребует больше вложений, чем принесет результата или попросту не будет функционировать

Выход — купить готовый бизнес и адаптировать его под себя или просто продолжить извлекать прибыль

Как формируется цена бизнеса?

Когда покупатель принимает решение о покупке бизнеса, его мало волнует сколько денег вложено на старте или какие бизнес-планы рисовал его создатель. Реальными критериями цены являются:

  • Прибыль, которая определяет срок окупаемости вложения в покупку, а также позволяет готовому бизнесу конкурировать с другими инструментами инвестиций. То есть даже если dы вложили в свой ресторан 10 млн рублей, а он приносит 100 тысяч, его не купят за 10 млн, потому что покупатель за эти деньги лучше купит коммерческую недвижимость с той же доходностью, но гораздо меньшими рисками и вовлеченностью. Собственно, далее о них.
  • Риски. Если ваш бизнес — это интернет-магазин по продаже трендовых товаров, он будет продаваться по очень низкому мультипликатору прибыли, потому что есть риск не окупить вложения до момента спада тренда. Если ваш бизнес нарушает закон (хостел в жилом фонде), он будет продаваться гораздо дешевле такого же, но легального. Бизнес с краткосрочным договором аренды будет дешевле бизнеса с зарегистрированным долгосроком
  • Вовлеченность. Чем более «пассивен» бизнес, тем больше он будет стоить при равных рисках. К примеру, до возникших карантинных проблем у гостиничного сектора он продавался в среднем по 2–3 летней окупаемости с учетом очень низкой стоимости материальных активов. То есть вы платили 30 прибылей вперед за, в основном, право аренды и рейтинг на букинге.
  • Ликвидная стоимость материальных активов. То есть не цена, за которую вы купили пароконвектомат в свое кафе, а цена, по которой его можно продать на «Авито». Товарный остаток — максимeм по закупочной оптовой цене, а иногда и с дисконтом от нее.

Из всего этого получаем среднюю цену бизнеса:

Цена = Прибыль x 18 + ЛСМТ

В случае, если есть риски выше рынка — применяется понижающий коэффициент. Если вовлеченность собственника ниже, чем в среднем по рынке — повышающий.

И да, когда я говорю о цене, я руководствуюсь ценами реальных сделок, а не желаниями продавцов, указанных в объявления о продаже.

А хороший бизнес разве продают?

По факту, разумеется, никто не будет продавать пассивный безрисковый бизнес с окупаемостью выше вклада в банке

Но в реальности бизнес — это не машинка по беспребойному производству денег и реальных причин продажи может быть много:

  • Собственник бизнеса эмоционально или физически устал от данной деятельности и не видит дальнейших перспектив и себя в проекте. Особенно это прослеживается в сделках по продаже общепита, так как бизнес очень утомителен. В таком случае продажа означает получение прибыли за несколько месяцев или лет вперед при снятии с себя обязанностей и ответственности.
  • Собственник верит, что может вложить деньги с большей доходностью или меньшими рисками. Если вы думаете, что это означает низкое качество бизнеса, так как собственник в него «не верит» — вы правы в определенном проценте случаев.
  • Конфликт учредителей. Часто интересы расходятся. Кому-то хочется вкладывать и бизнес деньги, а кому-то — изымать, каждый считает, что вкладывает больше усилий, чем партнер и прочие внутренние конфликты. Продажа доли — крайне редкая история, поэтому в таких случаях зачастую бизнес проще продать полностью.

Значит ли все это, что плохие бизнесы не продают? Конечно, нет. Недобросовестных продавцов на любом рынке всегда хватает, но «плохой» или «хороший» — это крайне субъективная оценка.

Иногда бизнес покупается не из-за всей системы элементов, описанных в первом разделе, а из-за «хорошей» части из них, чтобы затем заменить «плохую» на свои. Битые машины же тоже кто-то покупает.

В заключение

Чтобы статья не получилась слишком длинной, на этом пока закончу.

Ели тема покажется вам интересной, я с удовольствием расскажу о других гранях этого рынка:

  • Зачем нужны бизнес-брокеры. Мешаем мы или помогаем этому рынку и чем отличаемся от риелторов (обязательно напишите в комментариях, что мы такие же ненужные мошенники и негодяи).
  • Какие бизнесы лучше покупаются и продаются.
  • Стоит ли покупать свой первый бизнес или лучше открыть самому.
  • Какие риски возникают в процессе и после продажи у продавца и покупателя.

С удовольствием отвечу на ваши вопросы!

0
75 комментариев
Написать комментарий...
Дмитрий Башкиров

Если честно, статья поверхностная. На счёт негатива в комментариях: люди, к сожалению или к счастью, безусловно правы.

1. Зашёл на ваш сайт, увидел объявление о продаже производства медицинских масок (ID 3320120). Запрашиваете за него 1 500 000 рублей.

2. Вчитываемся в объявление: продаётся «эксклюзивный договор» со швейным цехом, то есть, не право собственности на оборудование / помещение, а право взять чьё-то производство, как понимаю, на аутсорсинг.

3. Мало того, что сайт + аккаунт с настроенной контекстной рекламой + договора и база контактов не стоят 1,5 млн рублей, вы заявляете в объявлении, что:
- с 1 апреля спрос будет длиться до 4-6 месяцев (как, с чего вы это взяли?)
- спрос на маски среди гос. учреждений сохранится (да, но вопрос в себестоимости 1 маски)

Я примерно знаком с этим рынком: сейчас снизился спрос на маски в Китае (внутренний рынок перенасыщен) и они открыли экспорт / импорт.

Сейчас аптека любая может заказать небольшую партию за 1.5-2₽ за штуку.

Те, кто такими цехами шили товар и пытаются его сейчас по 20-30₽ продавать - попали в неприятную ситуацию.

Если кто-то у вас это производство купит, на 90% потеряет все 1,5 млн.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Shkuta
Автор

Кстати, зашел на Ваш сайт:

"Группа компаний Bashkiroff занимается разработкой IT-продуктов, рекламной деятельностью и контент-менеджментом."

Вы тоже продаете сайты и настроенные рекламные компании. Инвестиции в Вас - это тоже потеря денег с вероятностью в 90% ?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Башкиров

Мы продаём решения под конкретную бизнес-задачу. Если клиент её изначально не верно обозначил, то само собой это могут быть провальные инвестиции :))

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Shkuta
Автор

Представляете, у брокеров так же. Успех во многом зависит от правильно поставленной задачи и адекватности ожиданий 

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Башкиров

Просто комментарий был о том, что сомнительные некоторые объявления и ваша политика с такими продавцами работать, а не о том, что вы, как специалист, не компетентны.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Shkuta
Автор

Если бизнес кажется слишком рисковым Вам, это не значит что в нем нет ничего ценного для другого покупателя.
Если брокеры будут на свой вкус выбирать продавцов, то можно упустить хорошие варианты, которые внешне кажутся сомнительными
Мы предупреждаем о рисках, которые видим со своей точки зрения, но итоговое решение о сделке лежит на покупателе

Ответить
Развернуть ветку
72 комментария
Раскрывать всегда