{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Немного о рынке готового бизнеса

Меня зовут Николай, я работаю брокером по продаже готового бизнеса в компании «Альтера Инвест». Начиная писать эту статью, я заранее готовлюсь к критике и негативу, основанных на множестве предубеждений как к самим сделкам по продаже бизнеса, так и в целом к посредническим профессиям.

Разумеется, эти предубеждения основаны на опыте взаимодействия с недобросовестными людьми, поэтому имеют право на существование.

Что такое готовый бизнес?

Бизнес как объект продажи — это набор определенных элементов, позволяющих извлекать прибыль. А вот что такое прибыль — вопрос гораздо более сложный и достойный отдельной статьи, поэтому ограничусь очень примитивным допущением:

Прибыль — это деньги, которые можно забрать из бизнеса, при этом его не убить.

Так вот, что это могут быть за элементы:

  • Право аренды помещения.
  • Настроенные рекламные каналы.
  • База поставщиков.
  • База постоянных клиентов.
  • Технологии и процессы по созданию добавленной стоимости.
  • Сайт, номер телефона, профили в социальных сетях.
  • Материальные активы (оборудование, мебель).
  • Товарные остатки.

Когда вы создаете бизнес с нуля, вы по сути закупаете или создаете подобные элементы и выстраиваете их в единую систему. При этом вы рискуете, что какой-то из элементов потребует больше вложений, чем принесет результата или попросту не будет функционировать

Выход — купить готовый бизнес и адаптировать его под себя или просто продолжить извлекать прибыль

Как формируется цена бизнеса?

Когда покупатель принимает решение о покупке бизнеса, его мало волнует сколько денег вложено на старте или какие бизнес-планы рисовал его создатель. Реальными критериями цены являются:

  • Прибыль, которая определяет срок окупаемости вложения в покупку, а также позволяет готовому бизнесу конкурировать с другими инструментами инвестиций. То есть даже если dы вложили в свой ресторан 10 млн рублей, а он приносит 100 тысяч, его не купят за 10 млн, потому что покупатель за эти деньги лучше купит коммерческую недвижимость с той же доходностью, но гораздо меньшими рисками и вовлеченностью. Собственно, далее о них.
  • Риски. Если ваш бизнес — это интернет-магазин по продаже трендовых товаров, он будет продаваться по очень низкому мультипликатору прибыли, потому что есть риск не окупить вложения до момента спада тренда. Если ваш бизнес нарушает закон (хостел в жилом фонде), он будет продаваться гораздо дешевле такого же, но легального. Бизнес с краткосрочным договором аренды будет дешевле бизнеса с зарегистрированным долгосроком
  • Вовлеченность. Чем более «пассивен» бизнес, тем больше он будет стоить при равных рисках. К примеру, до возникших карантинных проблем у гостиничного сектора он продавался в среднем по 2–3 летней окупаемости с учетом очень низкой стоимости материальных активов. То есть вы платили 30 прибылей вперед за, в основном, право аренды и рейтинг на букинге.
  • Ликвидная стоимость материальных активов. То есть не цена, за которую вы купили пароконвектомат в свое кафе, а цена, по которой его можно продать на «Авито». Товарный остаток — максимeм по закупочной оптовой цене, а иногда и с дисконтом от нее.

Из всего этого получаем среднюю цену бизнеса:

Цена = Прибыль x 18 + ЛСМТ

В случае, если есть риски выше рынка — применяется понижающий коэффициент. Если вовлеченность собственника ниже, чем в среднем по рынке — повышающий.

И да, когда я говорю о цене, я руководствуюсь ценами реальных сделок, а не желаниями продавцов, указанных в объявления о продаже.

А хороший бизнес разве продают?

По факту, разумеется, никто не будет продавать пассивный безрисковый бизнес с окупаемостью выше вклада в банке

Но в реальности бизнес — это не машинка по беспребойному производству денег и реальных причин продажи может быть много:

  • Собственник бизнеса эмоционально или физически устал от данной деятельности и не видит дальнейших перспектив и себя в проекте. Особенно это прослеживается в сделках по продаже общепита, так как бизнес очень утомителен. В таком случае продажа означает получение прибыли за несколько месяцев или лет вперед при снятии с себя обязанностей и ответственности.
  • Собственник верит, что может вложить деньги с большей доходностью или меньшими рисками. Если вы думаете, что это означает низкое качество бизнеса, так как собственник в него «не верит» — вы правы в определенном проценте случаев.
  • Конфликт учредителей. Часто интересы расходятся. Кому-то хочется вкладывать и бизнес деньги, а кому-то — изымать, каждый считает, что вкладывает больше усилий, чем партнер и прочие внутренние конфликты. Продажа доли — крайне редкая история, поэтому в таких случаях зачастую бизнес проще продать полностью.

Значит ли все это, что плохие бизнесы не продают? Конечно, нет. Недобросовестных продавцов на любом рынке всегда хватает, но «плохой» или «хороший» — это крайне субъективная оценка.

Иногда бизнес покупается не из-за всей системы элементов, описанных в первом разделе, а из-за «хорошей» части из них, чтобы затем заменить «плохую» на свои. Битые машины же тоже кто-то покупает.

В заключение

Чтобы статья не получилась слишком длинной, на этом пока закончу.

Ели тема покажется вам интересной, я с удовольствием расскажу о других гранях этого рынка:

  • Зачем нужны бизнес-брокеры. Мешаем мы или помогаем этому рынку и чем отличаемся от риелторов (обязательно напишите в комментариях, что мы такие же ненужные мошенники и негодяи).
  • Какие бизнесы лучше покупаются и продаются.
  • Стоит ли покупать свой первый бизнес или лучше открыть самому.
  • Какие риски возникают в процессе и после продажи у продавца и покупателя.

С удовольствием отвечу на ваши вопросы!

0
75 комментариев
Написать комментарий...
Олег

Очень мутная контора. Сперва обращался к вам за покупкой, потом вы сами предлагали мне продать ) В основном это мертвый бизнес, продают аренду. В целом, никому не советую 

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Shkuta
Автор

Ничего не понял из Вашего комментария. Если у Вас был неудачный опыт взаимодействия с нашей компанией, опишите именно сам опыт, а не мнение о компании, мы разберем его как кейс. 
Повторюсь, я здесь не как представитель компании, а как эксперт в области сделок по купле-продаже готового бизнеса и вероятно смогу подсказать как решить именно Вашу задачу

Ответить
Развернуть ветку
Космонавт

""Меня зовут Николай, я работаю брокером по продаже готового бизнеса в компании «Альтера Инвест»"""
Когда пошел негатив, вы сразу переобулись и теперь вы в  5й раз повторяете, что вы тут ни как представитель компании, а ( видимо) независимый эксперт. Ну так и зачем спрашивается вы тогда пытались саму контору пиарить?? По факту услышали о своей конторе, то что она заслуживает и сами хапнули негатива. Вы в следущий раз подготовьтесь нормально и боже упаси, если вы хотите адекватного общения,  упоминаний о Альтере. 

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Shkuta
Автор

Потому что я сотрудник компании и зачем это скрывать?
По поводу заслуживает ли компания негатива - ни на один мой вопрос о реальном кейсе ни один из комментаторов не ответил.

Просто напросто я не хочу превращать экспертную статью в книгу отзывов о компании.  У меня не так профессия, я продажей бизнеса занимаюсь, а не работой с репутацией

Ответить
Развернуть ветку
Космонавт

А хотите конкретный отзыв о компании, да пожалуйста!!! Я уже давно его на гугл картах оставил:
Пожалуй самая неадекватная компания на просторах России!!! Я обращался в данную компанию 4 раза, один раз даже продал через нее проект. Оказалось, что мне просто повезло с конкретным менеджером, в последствии он ушел ( или ушли) из компании. Далее по старой привычке я еще 3 раза пытался общаться с данной компанией. Регламент такой, вы оставляете заявку на сайте или даже звоните в офис, администратор у вас расспрашивают подробности и обещают, что ближайшее время с вами свяжутся и все..... дальше тишина. Через неделю вы опять звоните в офис, администратор извиняется, обещает, что вот прям сейчас вам позвонят..... но...... Вы звоните в 3й раз, требуете руководство и только после общения с кем то из руководства моховик начинает движение. Господа собственники компании, если вы не в состоянии поставить грамотную работу компании, не занимайте место на рынке, не мучайте ни себя не других!!!

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Shkuta
Автор

Давайте я попробую разобраться. Если убрать эмоции из Вашего текста:
1. Компания успешно выполнила свою работу и продала Ваш бизнес
2. У Вас не получилось быстро состыковаться с брокером. То есть Вы не 4 раза обращались в компанию, а для того чтобы Вашу задачу взялись выполнять пришлось сделать 4 звонка. Такое бывает в крупной компании и от технического сбоя и человеческого фактора никто не застрахован
Задачу по Вашему повторному обращению в итоге решили?

Ответить
Развернуть ветку
Космонавт

Как говорила моя Бабушка, "Ссы в глаза, ему все Божья роса"! Вы адекватность способны включать? Еще раз, для тех кто в танке. Обращался по 4м разным кейсам, а не звонил 4 раза. И отвечая на ваш вопрос, нет не решили. 

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Shkuta
Автор

Напишите мне свой номер телефона в личку и я смогу понять, почему так произошло

Ответить
Развернуть ветку
Космонавт

Мрак!! Мне то это сейчас зачем? Я давал вашей компании достаточно шансов реабилитироваться. Вы продолжали гадить. Я свои выводы сделал и предостерегаю других от работы с вашей помойкой. 

Ответить
Развернуть ветку
72 комментария
Раскрывать всегда