{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

«Мы не ритейл, мы фуд-бренд и конкурируем с “Простоквашино” и Danone»: главное из интервью с основателем «Вкусвилла» Статьи редакции

Андрей Кривенко рассказал сооснователю Hoff Михаилу Кучменту, почему не считает свою компанию ритейлером, что помогает удерживать клиентов и как изменилась работа во время пандемии.

Андрей Кривенко​ The Village

С чего всё начиналось

До «Вкусвилла» я десять лет проработал финансовым директором в компании «Агама» [производитель рыбы и морепродуктов]. Мне это наскучило, я ушёл оттуда.

Жена вдохновила меня покупать свежее молоко и свежий творог. Я не понимал, зачем за ними ездить на Кунцевский рынок, и решил это исправить. Так появилась «Избёнка». Первый наш магазин появился в Строгино, он занимал всего 2 м², мы платили за аренду 16 тысяч рублей в месяц.

Мы с самого начала понимали, что бизнес не может оставаться в рамках двух-трёх прилавков, и всегда обсуждали, как стать доступными для широкой аудитории, как масштабировать бизнес. В марте 2012 года в Москве было уже 250 «Избёнок», и тогда на стратегической сессии с командой мы решили, что хотим занять 10% московского рынка продуктов.

Как выглядит бизнес сейчас

Пока что наша доля на рынке в Москве составляет 3%. В Москве и Московской области находится 1000 магазинов — 90% нашего бизнеса. Продукция «Вкусвилла» продаётся и на сторонних площадках: в «Утконосе», на Wildberries и Ozon, в «Перекрёстке», Billa. Но продажи на этих площадках составляют меньше 1% от всех продаж.

Наши клиенты делятся на три категории. Для первых «Вкусвилл» — магазин номер один, они закупаются только у нас. Вторые приходят к нам что-то докупить к основным продуктам, а третьи просто заходят за вкусными сладостями и свежим молоком. Основная масса клиентов, конечно, из третьей группы, но и первых много — 100 тысяч семей. Они приносят нам 20% выручки.

Мы не ритейл, мы отдельный фуд-бренд. Мы конкурируем с брендами молочных продуктов «Домик в деревне», «Простоквашино», Danone, Nestle.

Почему Кривенко не считает «Вкусвилл» ритейлером

Мы вынуждены заниматься ритейлом, потому что те стандарты качества, которые мы разработали для продуктов, сложно продавать в другой рознице. Например, мы принципиально не добавляем в колбасу нитриты, поэтому она имеет серый цвет варёного мяса. Если такую колбасу положить на полку обычного супермаркета, то возьмут другую, потому что она красивее.

На чём держится бизнес-модель компании

Есть два ключевых элемента — разработка продуктов и обратная связь от клиентов.

Мы разработали для продуктов собственные стандарты качества. В йогуртах с ягодами не должно быть усилителей вкуса и красителей, в кондитерских изделиях должно быть сливочное масло, а не маргарин. Нашим покупателям это важно.

Наши продукты объективно дороже, продавать их сложнее, и обратная связь от клиентов помогает выживать. Мы тщательно следим за вкусом, видом и упаковкой товара. У нас есть технологи, которые создают продукты и подстраивают их под потребителей. Нам очень важно, насколько разнообразные продукты у нас покупают. Мы считаем хорошим показателем те случаи, когда клиент берёт восемь разных продуктов в месяц.

Как получают обратную связь от клиентов

Когда в 2010 году у нас было 15 «Избёнок», мы узнали, что многие покупатели общаются с продавцами. Но собирать обратную связь с продавцов было невозможно, и мы решили на каждой упаковке указать мобильный Алёны Несифоровой, которая сейчас управляет нашей единой концепцией. Люди начали массово звонить ей, мы были в шоке, как много они хотят рассказать, и поняли, что звонки не должны уходить в пустоту.

Сейчас у нас есть общая CRM-система, в которую автоматически загружаются вопросы из нашего приложения, с почты, из «ВКонтакте». С этой системой работает горячая линия, которая отвечает на все письма и звонки. Этой зимой её сотрудники обрабатывали до 1000 звонков в день.

Также мы ввели рейтинги для продуктов в приложении. Покупатель может оценить продукт, и если он поставил тройку, двойку или кол, может указать причину. Если есть жалоба на сервис, система оповещает об этом магазин, в котором был куплен товар. Продавцы связываются с клиентами и решают проблему. Мы не контролируем это, каждый магазин сам обещает 101% сервиса.

Если же мы получаем жалобы на продукт, то после трёх отрицательных отзывов о проблеме узнают технологи. Система автоматически блокирует им возможность заказать новую партию на производстве.

Однажды один из наших производителей йогурта стал наливать в продукт другой наполнитель, и прямо с утра люди стали писать нам, что йогурт стало невозможно пить. Технологи сразу же сняли этот продукт с продажи во всех магазинах. Тем, кто уже успел купить такой товар, мы возвращаем деньги за покупку, начисляем бонусы и извиняемся.

При этом мы больше доверяем тем отзывам, которые оставляют наши давние клиенты. Отзывы тех, кто купил продукт в первый раз, мы можем и не зачесть.

О слабом месте бизнес-модели

Мы привыкли к тому, что летом у нас сильно проседает выручка, потому что покупатели уезжают из Москвы. До сих пор мы всё лето терпели и не пробовали добраться до Подмосковья. Но сейчас мы увидели, что магазин в Звенигороде на втором месте по выручке среди всех открытых во время пандемии.

Теперь мы с Gett вводим доставку в пределах 100 км от Москвы. Первая доставка будет бесплатной, вторая будет стоить 150 рублей. Бизнес-модель должна адаптироваться на тех, кто живёт не в Москве.

Что компания потеряла из-за пандемии

За два месяца мы потеряли 20% выручки, потому что многие семьи, которые закупаются у нас постоянно, уехали в Подмосковье. Мы закрыли часть магазинов, особенно в центре, где много офисов. Закрыли некоторые проекты, связанные с развитием компании.

Какие меры компания принимает во время кризиса

Мы сделали упор на проекты, которые помогают увеличить выручку — онлайн-доставку и партнёрство с Gett. Доставка сейчас спасает 10% нашей выручки. Продажи через наш сайт и приложение выросли в 20 раз, и если до пандемии они составляли 0,5% от всех продаж, то сейчас — 10%. В день мы доставляем до 15 тысяч заказов. Наша внутренняя цель — доставлять 100 тысяч заказов в день.

В тех магазинах, которые заморозили работу, мы не платим аренду. У нас краткосрочные договоры с арендодателями, и мы можем в любой момент уменьшить размер магазина, увеличить его, переехать в соседний. Сейчас мы, по сути, не платим там за аренду. Во всех магазинах, которые продолжают работать, мы начали продавать маски, нанесли на пол разметку и поставили на кассах специальные экраны из оргстекла.

Кроме того мы объявили мораторий на сокращения сотрудников и на повышение цен.

Об автоматах с продуктами в подъездах

Я сам узнал о существовании этого проекта из новостей. Это один из наших мелких внутренних стартапов. У нас есть своя система, по которой мы финансируем такие проекты, а они разрабатывают новые сервисы, и они не обязаны согласовывать свои идеи. С автоматами всё сложно — многие жители категорически против того, чтобы их ставили.

Об открытии «Вкусвилла» в Амстердаме

У нас уже есть арендованная торговая площадь, команда, товары. Всё движется к открытию, надеемся, что оно будет в начале мая. Скорее всего, название там останется таким же, только английскими буквами. Мы задумываемся над тем, чтобы развивать фуд-бренд не только в России, и это для нас пилотный проект.

0
183 комментария
Написать комментарий...
Paul McKoy

Концепция и подход Кривенко к бизнесу достойны уважения. Человек пытается плыть против течения и создавать качественный продукт в то время как весь ритейл на качество давно забил и пытается выжать производителей в ноль с соответствующим качеством производимой продукции. Сам там покупаю только готовую еду на обед иногда.

Ответить
Развернуть ветку
Космонавт

На заре своей молодости, работал в Боржоми, лет 20 назад. Так вот руководство, уже тогда не пило этот напиток. А в кулуарах делились информацией, - сколько мы продаем, столько воды по всей Грузии нет. Так и с ВкусВил, не нужно быть аналитиком, чтобы понять, что в стране нет столько фермерских хозяйств, сколько молока продает этот магазин. Фермерское, здоровое питание, это не более чем маркетинг. В итоге вы пьете тот же напиток, что купите в Перекрестке, но переплачиваете за якобы натуральность. 

Ответить
Развернуть ветку
Nataniel Bampoo
Так и с ВкусВил, не нужно быть аналитиком, чтобы понять, что в стране нет столько фермерских хозяйств, сколько молока продает этот магазин.

А можно не просто слова, а аналитику в цифрах? Вот реально. 

В итоге вы пьете тот же напиток, что купите в Перекрестке, но переплачиваете за якобы натуральность.

Во-первых, молочка там не дороже перекрёстка.
Вкусвилл 900мл за 56 рублей. Перекрёсток Простоквашино 930мл за 61 рубль по скидке. Пармалат вообще 71-80р.

Во-вторых, у них не "фермерское" в том смысле, в котором все употребляют это слово. У них поставляют молоко те, кто не может попасть в другие сетевые супермаркеты и гипермаркеты. Натуральность - она и у простоквашино есть, и у пармалата, и у домика в деревне. Ну да, где-то из сухого молока разводят, но это касается в основном ультрапастеризованного.
Хотите фермерское? Покупайте у Стерлингова :)

Я не защищаю Вкусвилл, но там беру достаточно много, потому что нравится вкус многих товаров включая готовую еду, а так же очень удобный формат магазинов и достаточно хорошее обслуживание. И это просто субъективно. Так же посещаю и перекрёсток, и пятёрочку, и мираторг. Т.е. я не фанат Вкусвилла, а просто покупатель.

P.S. почитал их цели и миссии - там нет слов про фермерское. Максимум про натуральное, но об этом говорит любой производитель продуктов.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey F

Ну то есть суть Вкусвилла с ваших слов 
1) фермерского в  настоящем смысле слова там нет
2) натуральное там такое же, как у других, просто они дают доступ мелким производителям, которым не выйти в другие сети.

Все плюсы Вкусвилла, по вашему, субъективны.

Делаем вывод, что между Вкусвиллом и Перекрестком, например, разница только в поставщиках. Но тут магазином выбора становится Перекресток, однозначно, так как туда поставляют крупнейшие поставщики с полностью выстроенной системой контроля качества. 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Фоминов

я прочитав книгу про них понял что они не позиционируются как фермерское, они заказывают на тех же предприятиях (но есть товары которые и в мелких ип/подобном заказывают), но по своим требованиям, которые на нормативке основаны. То есть, если кто то пальму добавляет, то они делают без нее и этим обосновано, то что у них дороже. 

Ответить
Развернуть ветку
Николай Демидов

Никто не будет перекраивать производственный процесс ради одной, не самой большой сетки магазинов.
Разве что наклеют этикетку, какую попросят, с надписями, которые попросят.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Фоминов

Ну не скажи, я уверен что есть те кому их объемы большие

Ответить
Развернуть ветку
180 комментариев
Раскрывать всегда