{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Хитрости по работе с ритейлерами для производителей. Часть 1

Побывав по обе стороны, накопил шкатулку хитростей как для производителей, так и для ритейлеров. Некоторые очевидны матёрым дельцам, а остальные не замечают даже опытные бизнесмены, тем лучше срабатывают. В этой части разговор пойдёт о ценообразовании от бизнес-модели.

Продолжение выдуманной истории о жёстком кофе. Как обхитрить маркетплейс рассказал в предыдущей статье.

Цифры – составная часть идеи. Ошибиться в расчётах будет больно. Об этом и поговорим. Об упаковке, ассортименте, POS’ы, банальностях и хитростях поговорим в следующей статье.

Оффлайн-магазины отличаются от интернет-коллег фактором импульсных покупок. Единственное исключение – это «муж со списком покупок», тут маркетологи бессильны 😉

Поэтому с ритейлом лучше дружить, но и выгоду помнить. По ту сторону баррикад иной раз встречаются закупщики-берсерки, которые будут выжимать по условиям до последнего.

Начнём со взгляда на вопрос цены с позиции наших любимых клиентов и партнёров.

Взгляд на цену со стороны покупателя

С одной стороны, казалось бы, очевидно, что чем ниже цена, тем лучше. Но все прекрасно знают, что хороший продукт дешёвым быть не может. Важно не перегнуть в обе стороны. Цена ниже ожидаемой покупателем — значит дешёвка, выше ожидаемой – «за что?»

Придерживаюсь правила: при схожих параметрах продукта уровень цен сопоставим или выше конкурентов (чаще второе).

Никакого космоса, просто промониторили цены, предложения конкурентов и близкие товары. Попутно позвонили парочке конкурентов с легендой о запуске магазина. Подробнее расспросили о товаре, ценах и условиях.

В результате получаем:

  • вилку розничных цен;
  • сильные и слабые стороны конкурентов (пригодится для определения цены);
  • точки улучшения, для обоснования большей цены;
  • условия конкурентов для ритейлеров.

Взгляд на цену со стороны магазина

Вопрос аппетита владельцев магазинов оставляем за скобками, пройдёмся по так сказать «константам» применимым к товару.

Выгодно иметь возможность отгружать как с НДС, так и без него. Если поставщик без НДС, а магазин на НДС, то 20% розничной цены улетят в налоговую. В случае, когда оба с НДС магазин отправит 20% только от наценки.

Комиссия за эквайринг также утекает из прибыли магазина. Тарифы разные, в среднем до 2,5% опять же от розничной цены, а не наценки.

Применительно к товару магазин ещё интересуют оборачиваемость, отсрочка и далее по списку. Для понимания: в среднем продуктовом запросто может находиться товара на несколько миллионов рублей.

Советы по ценообразованию

Вначале разделили розничные продажи и оптовые. Как минимум у них разные стоимости продажи и сопровождения клиента.

Посчитали базовые оптовые цены исходя из расходов, бизнес-модели, ситуации на рынке и выгодны партнёров. Последний пункт важен, т. к. владелец магазина вряд ли альтруист. Грубо исходим из того, что магазин наценит 45-50% на закупку (помним, что 20% наценки уйдёт на НДС).

Начинающим производителям полезно делать расчёт для двух ситуаций: текущий уровень входящих цен и перспективный, при переходе на большие объёмы.

Цены считали из расчёта, что в будущем получим от своих поставщиков лучшие условия за счёт объёма. Поэтому готовы поступиться частью прибыли в моменте.

От оптовых цен посчитали розничные, как если бы розничный отдел был внешним контрагентом и сравниваем с «адекватными» ценами для покупателя. В реальных проектах (продукты можно сопоставить с кофе) расчётные цены получались ниже целевых, поэтому пропорционально поднимал и розничные, и оптовые.

Следующий уровень расчёта цен

Знать стоимость денег – полезный навык. Например, один из секретов быстрого роста ВкусВилла заключается в оборачиваемости товара и отсрочке в 10 дней. Это позволяло пользоваться деньгами поставщиков и не платить за кредиты.

Отсрочка – это норма при работе с продуктовым ритейлом. Исключением будет первая поставка, об этом отдельно напишу.

Хотим продавать больше, поэтому заинтересованы, чтобы на полке стоял весь ассортимент и был в наличии. Поэтому предлагаем отсрочку оплаты до 14 дней. И при этом закладываем стоимость денег в нашу фин. модель.

Самый простой способ определить стоимость денег – узнать условия факторинга (к тому же в будущем планируем использовать).

Простейшая схема факторинга​ Trend Na Realizm

Также закладываем брак (товар с мятой и рваной упаковкой принимаем на возврат), оставляем поле для манёвра по акциям.

В результате получаем прайс-лист с адекватными ценами, опирающимися на оценку рынка, финансовую модель текущего момента и будущего, бизнес-модель и стоимость денег.

Маркетинговые расходы зависят от бизнес-модели, но исключительно редко могут повториться даже у двух якобы одинаковых компаний. Эта тема потянет на несколько длиннющих статей, так что этот аспект попустил.

В следующей статье расскажу, как производителю выгодно работать с ритейлом, поделюсь несколькими хитростями очевидными для матёрых и любопытными для новичков. А на десерт будет пару рецептов взлома реальности. Также возможно затрону тему поиска новых клиентов из ритейла.

Постарался ёмко без воды дать конкретику, но уж очень длинная статья с кучей уточнений получается. Как ни сокращал, всё равно много букв получилось.

Как такая подача? Или стоит по каждому пункту подробнее пройтись с выкладками и шаблонами?

Могу на конкретном примере показать, как работают хитрости. Будет как логотип за комментарий, но не логотип и не за час. Условий три: реальный проект; выбираю субъективно; более 5 желающих. Интересно?

P.S. Статьи пишу пока есть время и стоит карантинная цель «написать 7 статей» 😁

Невошедшее в статьи и шальные мысли в Телеграме

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Борис Васильев

"Могу на конкретном примере показать, как работают хитрости. Условий три: реальный проект ..."
"Пользуясь случаем, продам гараж" (с).

Мы производим оздоровительный природный подземный концентрат морской воды - никак не соберусь с силами для Трибуны.
Покупают фармацевты, санатории, бассейны и пациенты.
В бутылках и в бочках. Поставки идут с доставкой на дом от Мурманска до Хабаровска.
Ритейл не берет.
Буду рад хитростям.

Ответить
Развернуть ветку
TrendNaRealizm
Автор

Интересный продукт

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Так стараемся же, четыре года.
Оценка "Интересный продукт" - это очень много и излишне)))
Скромно "Буду рад хитростям.")))

Ответить
Развернуть ветку
Igor Karklin

а что интересного в соли?

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Кто-то что-то писал про "соль"?

Ответить
Развернуть ветку
Igor Karklin

Почему в российском ритэйле нет корзины с уценкой (срок годности, упаковка)?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда