Хитрости по работе с ритейлерами для производителей. Часть 1
Побывав по обе стороны, накопил шкатулку хитростей как для производителей, так и для ритейлеров. Некоторые очевидны матёрым дельцам, а остальные не замечают даже опытные бизнесмены, тем лучше срабатывают. В этой части разговор пойдёт о ценообразовании от бизнес-модели.
Продолжение выдуманной истории о жёстком кофе. Как обхитрить маркетплейс рассказал в предыдущей статье.
Цифры – составная часть идеи. Ошибиться в расчётах будет больно. Об этом и поговорим. Об упаковке, ассортименте, POS’ы, банальностях и хитростях поговорим в следующей статье.
Оффлайн-магазины отличаются от интернет-коллег фактором импульсных покупок. Единственное исключение – это «муж со списком покупок», тут маркетологи бессильны 😉
Поэтому с ритейлом лучше дружить, но и выгоду помнить. По ту сторону баррикад иной раз встречаются закупщики-берсерки, которые будут выжимать по условиям до последнего.
Начнём со взгляда на вопрос цены с позиции наших любимых клиентов и партнёров.
Взгляд на цену со стороны покупателя
С одной стороны, казалось бы, очевидно, что чем ниже цена, тем лучше. Но все прекрасно знают, что хороший продукт дешёвым быть не может. Важно не перегнуть в обе стороны. Цена ниже ожидаемой покупателем — значит дешёвка, выше ожидаемой – «за что?»
Никакого космоса, просто промониторили цены, предложения конкурентов и близкие товары. Попутно позвонили парочке конкурентов с легендой о запуске магазина. Подробнее расспросили о товаре, ценах и условиях.
В результате получаем:
- вилку розничных цен;
- сильные и слабые стороны конкурентов (пригодится для определения цены);
- точки улучшения, для обоснования большей цены;
- условия конкурентов для ритейлеров.
Взгляд на цену со стороны магазина
Вопрос аппетита владельцев магазинов оставляем за скобками, пройдёмся по так сказать «константам» применимым к товару.
Выгодно иметь возможность отгружать как с НДС, так и без него. Если поставщик без НДС, а магазин на НДС, то 20% розничной цены улетят в налоговую. В случае, когда оба с НДС магазин отправит 20% только от наценки.
Комиссия за эквайринг также утекает из прибыли магазина. Тарифы разные, в среднем до 2,5% опять же от розничной цены, а не наценки.
Применительно к товару магазин ещё интересуют оборачиваемость, отсрочка и далее по списку. Для понимания: в среднем продуктовом запросто может находиться товара на несколько миллионов рублей.
Советы по ценообразованию
Вначале разделили розничные продажи и оптовые. Как минимум у них разные стоимости продажи и сопровождения клиента.
Посчитали базовые оптовые цены исходя из расходов, бизнес-модели, ситуации на рынке и выгодны партнёров. Последний пункт важен, т. к. владелец магазина вряд ли альтруист. Грубо исходим из того, что магазин наценит 45-50% на закупку (помним, что 20% наценки уйдёт на НДС).
Цены считали из расчёта, что в будущем получим от своих поставщиков лучшие условия за счёт объёма. Поэтому готовы поступиться частью прибыли в моменте.
От оптовых цен посчитали розничные, как если бы розничный отдел был внешним контрагентом и сравниваем с «адекватными» ценами для покупателя. В реальных проектах (продукты можно сопоставить с кофе) расчётные цены получались ниже целевых, поэтому пропорционально поднимал и розничные, и оптовые.
Следующий уровень расчёта цен
Знать стоимость денег – полезный навык. Например, один из секретов быстрого роста ВкусВилла заключается в оборачиваемости товара и отсрочке в 10 дней. Это позволяло пользоваться деньгами поставщиков и не платить за кредиты.
Отсрочка – это норма при работе с продуктовым ритейлом. Исключением будет первая поставка, об этом отдельно напишу.
Хотим продавать больше, поэтому заинтересованы, чтобы на полке стоял весь ассортимент и был в наличии. Поэтому предлагаем отсрочку оплаты до 14 дней. И при этом закладываем стоимость денег в нашу фин. модель.
Самый простой способ определить стоимость денег – узнать условия факторинга (к тому же в будущем планируем использовать).
Также закладываем брак (товар с мятой и рваной упаковкой принимаем на возврат), оставляем поле для манёвра по акциям.
В результате получаем прайс-лист с адекватными ценами, опирающимися на оценку рынка, финансовую модель текущего момента и будущего, бизнес-модель и стоимость денег.
Маркетинговые расходы зависят от бизнес-модели, но исключительно редко могут повториться даже у двух якобы одинаковых компаний. Эта тема потянет на несколько длиннющих статей, так что этот аспект попустил.
В следующей статье расскажу, как производителю выгодно работать с ритейлом, поделюсь несколькими хитростями очевидными для матёрых и любопытными для новичков. А на десерт будет пару рецептов взлома реальности. Также возможно затрону тему поиска новых клиентов из ритейла.
Постарался ёмко без воды дать конкретику, но уж очень длинная статья с кучей уточнений получается. Как ни сокращал, всё равно много букв получилось.
Как такая подача? Или стоит по каждому пункту подробнее пройтись с выкладками и шаблонами?
Могу на конкретном примере показать, как работают хитрости. Будет как логотип за комментарий, но не логотип и не за час. Условий три: реальный проект; выбираю субъективно; более 5 желающих. Интересно?
P.S. Статьи пишу пока есть время и стоит карантинная цель «написать 7 статей» 😁
Невошедшее в статьи и шальные мысли в Телеграме
"Могу на конкретном примере показать, как работают хитрости. Условий три: реальный проект ..."
"Пользуясь случаем, продам гараж" (с).
Мы производим оздоровительный природный подземный концентрат морской воды - никак не соберусь с силами для Трибуны.
Покупают фармацевты, санатории, бассейны и пациенты.
В бутылках и в бочках. Поставки идут с доставкой на дом от Мурманска до Хабаровска.
Ритейл не берет.
Буду рад хитростям.
Интересный продукт
Так стараемся же, четыре года.
Оценка "Интересный продукт" - это очень много и излишне)))
Скромно "Буду рад хитростям.")))
а что интересного в соли?
Кто-то что-то писал про "соль"?
Почему в российском ритэйле нет корзины с уценкой (срок годности, упаковка)?