Модный фулфилмент: как монокатегорийные склады меняют мир e-commerce
Логистическая компания “Цайняо” (Alibaba Group) и онлайн-ритейлер KupiVip запустили специализированный фулфилмент-центр для категории модных товаров, добившись скорости обработки заказов на 20% выше, чем в среднем по рынку.
Сегмент модных товаров растет быстрее других ниш в e-commerce примерно на 7%. По данным Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), в прошлом году рынок увеличился на четверть и достиг практически 1,3 трлн руб. Это общемировая тенденция: согласно Statista, fashion лидирует с объемом $620,6 млрд. Одежда и обувь традиционно входит в топ-3 на платформах Alibaba во всём мире.
Вместе с ростом ниши растет и потребность онлайн-ритейлеров в комплексных услугах, которые включают в себя размещение на складах; прием, обработку, комплектацию, упаковку и доставку заказов; получение оплаты от покупателей, работу с возвратами.
Что происходит на российском рынке фулфилмент-услуг
По оценкам Data Insight, рынок фулфилмента в среднем растет на 36% ежегодно с 2016 года. В 2018 году он оценивался в 13 млрд рублей и 41 млн посылок. Учитывая темпы роста, к началу этого года его объем должен был составить порядка 17,7 млрд. рублей и 56 млн. посылок.
Фулфилмент услуги в России предлагают более 70 компаний. Вплоть до прошлого года 80% рынка было поделено между четырьмя провайдерами. Логика развития e-cоm индустрии требовала единого сквозного решения, которое позволило бы обеспечить быстрое, прозрачное и контролируемое движение товаров на всех этапах (обработка заказа, складское хранение, магистральная логистика и последняя миля). Ни один из существующий провайдеров не мог предоставить такой сервисный пакет. Поэтому маркетплейсы перестали отдавать фулфилмент на аутсорс и начали заниматься им самостоятельно (Ozon и Wildberries – в 2014, Lamoda – 2015, Беру! – 2017).
Сегодня на рынке назрел мощный тренд – специализация услуг под определенные ниши в электронной коммерции. Особенно это касается fashion-сегмента. Специализированные фулфилмент центры постепенно вытесняют "многокатегорийные" склады, занимая примерно треть рынка по объему средств. По мнению партнера Data Insight Федора Вирина, причина заключается в большей экономической целесообразности первых. Для брендов, которые сегодня пытаются оптимизировать издержки, чтобы соответствовать растущим ожиданиям покупателей относительно скорости и стоимости доставки, это может играть решающее значение.
Партнерство KupiVip и “Цайняо”
Путь к продуктивности и снижению издержек в e-commerce лежит через коллаборации, где партнеры соединяют сильные стороны своей экспертизы. В мае 2020 года “Цайняо” и KupiVip запустили совместный проект: новый склад площадью в 10 000 кв. м в Подольске с емкостью обработки заказов до 25 000 в сутки. Онлайн-ритейлер несет ответственность за фулфилмент. KupiVip покрывает весь операционный цикл, который включает в себя прием товаров, складскую обработку и хранение, формирование и отгрузку готовых заказов для покупателей модных товаров на платформах Alibaba Group на территории России. Одним из первых брендов, который воспользовался возможностями специализированного фулфилмент-центра, стал производитель обуви Kari.
В то время как стандартные 3PL операторы фокусируются на предоставления базового сервиса, который часто ограничивается хранением и доставкой, специализированный центр учитывают особенности ниши. Все процессы на складе полностью адаптированы под нужды брендов одежды и обуви. Например, KupiVip проводит специальную обработку товара, прошедшего транспортный цикл, для того, чтобы вернуть ему достойный вид.
Роль автоматизации в повышении сервиса
Согласно опросу Statista, две трети онлайн-покупателей бросают корзины в том числе из-за того, что их не устраивает время ожидания товара. Поэтому сегодня гиганты e-commerce уделяют большое внимание внедрению технологий в складские процессы. Партнерский склад KupiVip и “Цайняо” управляется системой автоматизации KupiVip Marketplace 3.0, что позволяет сделать процесс хранения и транспортировки надёжным и безопасным. По данным “Цайняо”, в среднем специализированный склад на 20% быстрее обрабатывает заказы, чем обычные площадки.
Технологии могут решать и другие актуальные для fashion-ритейлеров проблемы – например, большое количество возвратов. Согласно оценкам Sale Cycle, одежда и обувь – категории с наиболее частыми возвратами при онлайн-покупках. Больше половины представителей онлайн-ритейла в fashion-сегменте утверждают, что отказы от товаров серьезно затрудняют операционную деятельность компаний. Чтобы минимизировать возвраты, KupiVip использует систему замеров размерных характеристик одежды/обуви (автоматический мэтчинг по всем размерным сеткам производителей по технологии Sizolution).
Таким образом, рынок фулфилмента развивается сегодня в двух плоскостях: с одной стороны, консолидация услуг с автоматизированным операционным циклом, с другой – специализация предложения, учитывающая нишевые особенности – от специфики хранения и транспортировки до общения с клиентами. Это ведет к снижению издержек для продавцов, особенно в МСБ, и более качественному клиентскому обслуживанию.