{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Как Ozon решает проблемы поставщиков

В мае на vc.ru было более 25 публикаций от поставщиков на Ozon. Мы MPGO, самое большое сообщество поставщиков на российские маркетплейсы, не могли остаться равнодушными и внимательно изучили проблемы, с которыми сталкиваются наши коллеги. Разделили условно все затруднения на несколько глобальных категорий и задали вопросы сотрудникам Ozon.

Нам — всем поставщикам — важно понимать, что маркетплейс знает о текущих проблемах и принимает меры.

Коллеги из Ozon рассказали, что делают для решения проблем уже сейчас и какие нововведения нас ожидают.

MPGO: У поставщиков, продающих товары со склада Ozon, возникают следующие затруднения — нет календаря свободных слотов (сложно запланировать поставку) и нельзя исправить созданную поставку (даже в меньшую сторону). Как это решается?

Ozon: Тут, наверное, логичнее начать с проблемы, которая не обозначена, но, уверены, «болит» больше всех: отсутствие свободных слотов и как итог — сложности с записью на поставку.

Учитывая стремительно растущее число продавцов на площадке, мы решились на кардинальную меру: теперь от одного продавца одновременно на один склад может быть только две заявки с забронированным тайм-слотом.

На первый взгляд мера может показаться суровой, но на самом деле ещё осенью можно было создать максимум одну заявку. Потом по просьбам партнёров мы сняли это ограничение — в итоге нашлись не совсем добросовестные продавцы, которые создают несколько заявок «на всякий случай» и отменяют их в последний момент.

Новое правило должно спасти от таких злоупотреблений и уравнять возможности записи для всех партнёров. Подробнее о том, как всё будет работать, расскажем в рассылке сегодня-завтра.

В личном кабинете поддержим решение тоже.

До середины июня появится календарь, который сразу же подсвечивает даты со свободными слотами.

То есть не нужно будет сначала выбирать дату и только потом узнавать, есть ли свободное окно — как это реализовано сейчас.

Если ваши планы по поставкам меняются:

  • привезти меньше товара, чем указано в УПД, можно: понимаем, что остатков на складе может оказаться меньше, чем вы рассчитывали;
  • возможность изменения даты поставки самостоятельно, не через поддержку — уже в работе, тоже ориентируемся на первую половину июня.

Кстати, эти и другие нюансы схемы FBO обсуждали на вебинаре «Как сделать поставку на склад Ozon». Изначально он задумывался для новичков, но, кажется, и опытным продавцам освежить знания тоже можно.

MPGO: Помогите разобраться с тем, какие товары Ozon перестал возить в регионы с центральных складов?

Ozon: Это коснулось товаров со средней стоимостью продажи за март меньше 300 рублей (без НДС) и более дорогих, но объёмных товаров, которые редко покупают (к примеру, подушек). По нашим расчётам, именно этих товаров чаще всего не хватает в регионах, и логичнее возить их сразу же на региональные склады, чтобы сократить сроки доставки до покупателя.

Товары отбирались руками, а не автоматически. По первой категории это происходило так: например, товар в начале марта мог стоить 100 рублей без НДС, а во второй половине марта — 400 рублей без НДС. Мы брали сумму всех продаж и делили её на количество продаж. Если полученная средняя стоимость продажи получалась меньше 300 рублей без НДС, товар скрывался из выдачи для регионов.

Каждому продавцу, у которого нашлись товары, попадающие под новое правило, отправлялся список этих позиций. Если вам кажется, что ваши товары, которых нет в списке, тоже перестали отображаться для регионах — отпишитесь в комментариях, и мы проверим, в чём дело.

Если есть ещё какие-то вопросы по этому нововведению, которые мы упустили/не заметили — тоже дайте знать)

И простите, что не рассказали о новости заранее, а уже практически по факту — обычно стараемся так не делать, но некоторые изменения случаются очень стремительно.

MPGO: Также поставщики отмечают некорректные блокировки из-за стечения обстоятельств — курьер не приехал вовремя или ПВЗ не работал. Как действовать, чтобы избежать блокировки?

Ozon: Согласны, что новая система контроля качества ещё не всегда работает совершенно, но мы стараемся всячески подстраховать продавцов от несправедливого отключения:

  • если сотрудник точки приёма не может принять отправления партнёра (не работает интернет, вы приехали не в свой слот), он обязан составить акт и указать в нём причину отказа. Это гарантия, что мы удалим отправления, которые не сдал продавец, из расчёта показателей. Главное — отправить акт в службу поддержки как можно скорее
  • курьеры теперь должны предупреждать продавцов о своём приезде до 14:00. Если этого не происходит или же в машине не хватило места, тоже нужно написать нам — для этого в поддержке заведены отдельные категории. Если подтвердится, что вины продавца нет, мы удалим отправления из расчёта.

При этом знаем, что есть случаи, когда служба поддержки не реагирует оперативно на такие обращения — в итоге продавец всё-таки теряет доступ к продажам.

Сейчас мы думаем, что можем предложить партнёрам в качестве извинения, и вернёмся с решением на этой неделе.

MPGO: Некоторые поставщики находят некорректным принцип сравнения цен, можете рассказать об этом больше?

Ozon: За последнее время количество покупателей и заказов на Ozon сильно выросло, и поэтому для нас стало особенно важно сохранять качественный сервис и честные цены. К сожалению, некоторые партнёры необоснованно завышают цены — сначала мы об этом предупреждаем, но потом продажи тех, кто не исправил ситуацию, приходится останавливать.

При этом мы сравниваем цены на Ozon c ценами на сторонних сайтах под авторизацией, которая может подразумевать и клиентскую скидку. Так как именно цена со скидкой является итоговой для покупателя и отражает реальную рыночную цену.

Кроме того, значение индекса цен, при котором появляется риск блокировки, — 1,15. А меньший или равный единице индекс говорит о том, что ваши цены конкурентные. То есть вы можете на своё усмотрение варьировать цены так, чтобы показатель оставался в промежутке между 1 и 1,15.

На практике этот промежуток означает, что можно ставить цены на 17,5% выше рыночных — это достаточно большое поле для манёвра (здесь формула, которая поможет проверить расчёты).

Наконец, у продавцов есть неделя на то, чтобы отрегулировать цены и «настроить» общий индекс цен, который отображается на главной странице личного кабинета. Особенно учитывая, что сейчас мы пересчитываем индекс не один, а уже два раза в день. Так вам не нужно ждать следующих суток, чтобы точно проверить, помогло ли изменение цен на конкретный товар.

MPGO: Один из самых болезненных вопросов для малых и средних предпринимателей — финансовый. Поставщики Ozon время от времени упоминают ошибки начисления, ошибки расчетов комиссии и задержки выплат. Подобные проблемы — редкость, но они вызывают беспокойство, с чем они связаны?

Ozon: Хотим сразу уточнить главное: крупная задержка выплат продавцам за всё время работы маркетплейса случилась один раз — в середине февраля этого года. Деньги должны были придти в пятницу, но часть продавцов увидела их только в начале следующей недели. Больше мы такого не допускали и стараемся не допускать дальше: понимаем, насколько финансовый вопрос важен для продавцов.

Другое дело — разовые частные случаи, тут причин может быть много: например, ошибка в реквизитах или задержка на стороне банка.

Что касается расчётов по новой структуре комиссий, то было несколько ошибок в апреле и мае, пока наши системы перестраивались под новые порядки. Собрали ниже известные нам случаи, если что-то пропустили — тоже дайте знать.

Начисления за первую половину мая

Не везде учли минимальный размер комиссии, который появился со 2 мая. Потом исправили ошибку и пересчитали комиссию, в итоге суммы продавцам ушли верные. Единственное — в разделе «Баланс на сегодня» ещё могут отображаться некорректные данные, до конца июня рассчитываем поправить.

Отображение за вторую половину апреля

Из-за технической неполадки всё в том же разделе — «Баланс на сегодня» — у некоторых партнёров показывались не все типы начислений: например, без стоимости размещения на складах. Поэтому при ручном подсчёте итог не сходился с показателем «К выплате за период». Уже чиним, по срокам — тоже ориентируемся на конец июня.

По фактическим выплатам за период с 16 по 30 апреля — сумма пришла верная, ориентироваться можно на отчёт о реализации и акты о выполненных работах.

Расчёт стоимости доставки

В мае мы показывали в личном кабинете, что доставка новых FBO-товаров стоит 75, а не 35 рублей. Проблема автоматически решалась после первой покупки товара, и в выплатах всё учитывалось верно. Сейчас, чтобы не путать партнёров, исправили недочёт, и доставка отображается правильно.

А вот что ещё в работе — так это фактическое начисление 75 рублей за доставку некоторых небольших товаров меньше литра, где уже была первая покупка. Планируем поправить всё до конца следующей недели, ошибочные начисления пересчитаем.

MPGO: Самая важная проблема, которая волнует всех поставщиков Ozon — служба поддержки, которой потребуется «больше времени для решения вопроса».

Ozon: Мы ещё с осени активно инвестировали в поддержку — и это дало результаты. Если в сентябре 2019 года мы отвечали в течение суток на 57% поступивших запросов, то в марте 2020 — уже на 70%.

Потом грянула пандемия и самоизоляция, количество партнёров резко выросло — в итоге скорость и качество обработки обращений временно упало. Почему «временно»: за май мы увеличили количество людей в поддержке в 2,5 раза, и улучшение ситуации не за горами — сейчас обращения партнёров одновременно обрабатывают больше 200 человек.

Ещё одна хорошая новость: мы расширили команду поддержки в социальных сетях — у Сергея Комарова появились помощники. Скоро, надеемся, сможем присутствовать и в Telegram-чатах с продавцами.

И важный момент. Мы понимаем, что такая частая необходимость обращаться в поддержку объясняется сложностью продукта, и очень вкладываемся в его развитие — так, чтобы он максимально отвечал требованиям партнёров, был удобным и эффективным. Поэтому если мы приглашаем вас поучаствовать в опросе или тестировании, не отказывайтесь, пожалуйста :)

MPGO: Мы благодарим команду Ozon за подробные ответы и колоссальный ежедневный труд!

Индустрия растет и развивается, этому в числе прочего способствуют карантинные ограничения. Стало больше новых покупателей, постоянные пользователи маркетплейсов совершают больше покупок, увеличивается количество поставщиков — многие продавцы и производители экстренно выходят в онлайн, чтобы поддержать свой бизнес и найти новый канал продаж.

Все это требует серьезного вовлечения со стороны маркетплейсов — некоторые задачи создают большую нагрузку, некоторые процессы необходимо перестраивать. Это всегда сопряжено с накладками.

Главное — что любые накладки и сложности решаются в рабочем порядке.

MPGO — крупнейшее cообщество поставщиков на российские маркетплейсы

0
170 комментариев
Написать комментарий...
Leonid Sobchenko

реальный пиар - который бы сработал, это если б все кейсы с ВС по озону взять и решить, либо объяснить почему не решить, кто виноват в этом и какие компенсации будут или не будут. 
А так... ну когда озон говорит "у нас все хорошо, есть мелкие недочеты но мы их победим и все будем жить в ажуре"  - не убедительно. Потому что есть немало кейсов обратного с фото и видео.  

Ответить
Развернуть ветку
MPGO - сообщество поставщиков
Автор

Знаете выражение "за что купил — за то продал"?) Мы задали вопросы и поделились полученными ответами.

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Sobchenko

ну вы лукавите) надо было задавать не общие вопросы, где фигурируют "некоторые поставщики"
А "Иванов Иван Иваныч, вот на ВС статью написал, у него пропал товар, а вы считаете ,что он есть, а он нигде не отображается, а деньги за хранение списываются, тикет такой то, такой то и такой то, какая по нему ситуация?
Или вот "Петрова Анна Павловна. Вы неправильно измерили ее подогреватели бутылочек и она вам 40 000 переплатила доставки. Тикет такой то. Как вы ее проблему решаете?"
А все эти общие заходы напоминают интервью какого нибудь чиновника каким нибудь соловьевым, где все довольны и счастливы, проблемы народа в целом на словах решены и чуть ли не завтра светлое будущее, а реальные проблемы реальных людей даже не обсуждаются.
Если бы вы были реальный журналист, то фразы типа "И простите, что не рассказали о новости заранее, а уже практически по факту — обычно стараемся так не делать, но некоторые изменения случаются очень стремительно" вызывали бы у вас приступ гомерического хохота. Ну я по крайней мере ржал) о каких правилах можно говорить(а их дохрена всяких правил), если их на ходу меняют и уже постфактум оповещают и то не всех.

Ответить
Развернуть ветку
MPGO - сообщество поставщиков
Автор

Я лукавлю или вы?:)

Давайте уточним. Как человек я искренне сочувствую всем тем 25 авторам постов про Озон, которые в мае писали здесь о своих проблемах. Однако, я не вижу смысла в том подходе, который вы описали.

У нас в сообществе 16к участников. 25 человек — менее 1%. Вы считаете, что нам нужно наплевать на интересы всей аудитории (которая точно также задает вопросы и сталкивается с проблемами) и поставить во главу угла интересы 25 человек.

Вы меня простите, возможно, я ошибаюсь, но когда кто-то упал, попав ногой в яму, его, конечно, нужно лечить, жалеть и компенсировать потери. Но с точки зрения пользы для всего общества (тех, кто ходит по этой дороге ежедневно), логичнее и правильнее заделать яму. Узнать, когда её заделают, что для этого делается и так далее. Потому что в противном случае мы будем жалеть, лечить и поддерживать всех бесконечно, и бесконечно кто-то будет ломать ногу, попав ею в яму.

Добавилось ли ясности?

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Sobchenko

Решить общие проблемы можно и через частные. Так даже наглядней. Потому что не один человек сталкивается с тем, что его товар не так измеряют. Не один человек сталкивается с тем, что не может завезти товар на склад, а завезенный товар не отображается в системе. Решив их проблемы вы бы показали главное - проблемы решаются. 
А слов наговорить можно много. 
Например вы отстаиваете позицию Озона как маркетплейса со своими правилами и дело поставщика этим правилам соответствовать "Вы начинаете эти правила нарушать — не по своей вине", - вы пишете выше в коментах.
Но озон сам свои же правила не соблюдает. И меняет их(например про эти вот самые товары за 300р типа подушек, которые не поставляются в регионы с центральных складов), никого не ставя в известность. Как можно соответствовать правилам, о которых ты не знаешь?
Почему вы такие вопросы в интервью не задавали?

Ответить
Развернуть ветку
MPGO - сообщество поставщиков
Автор

Решить проблемы можно разными способами, мы выбрали такой.

Можете сделать лучше? Сделайте:)

Можете задать вопросы лучше, и получить более конкретные ответы? Задайте и получите. Мы вас опубликуем и поблагодарим:)

Я не отстаиваю позицию Озона. Вы ошибочно интерпретируете мои вопросы как одобрение или осуждение политики той или иной площадки. А истина где-то рядом:)

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Sobchenko

я не ваши вопросы интерпретировал. Вы говорите "у площадки есть правила, извольте их соблюдать продавцы" - или я не так понял ваши слова

Вот ваши слова:"Я не одобряю сейчас политику той или иной компании, мне интересно вашу логику понять — вы хотите пользоваться площадкой, но при этом не соблюдать её требования и считаете, что это хорошо и правильно?"

В вашем же интервью площадка Озон сама признает что резко, никого не предупредив меняет правила. Вы не высказываете своему собеседнику никакого возмущения. Ну мол, с кем не бывает. А что кто то завез дофига этих подушек и теперь платит за хранение непродаваемого на всю РФ товара, ну это же частности. 25к подписчиков это совсем не интересует.

Мне вот было бы интересно, как так можно внезапно все поменять и не иметь возможности партнеров предупредить? А не преследует ли маркетплейс цели заработать на поставщиках лишних пару миллиончиков?

Но человеку, которому прилетело от озона за то, что ВБ понизило за свой счет цену, которая по формуле стала не нравится ОЗОНУ вы не забыли указать на правила озона и на то, что "возможно финансовая модель некоторых маркетплейсов" вам не подходит.

Я тут вижу двойные стандарты.

Ответить
Развернуть ветку
Иван М

Где вы и где OZON!
Собака лает - караван идет!

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Sobchenko

:) та да, все всё понимают (с)

Ответить
Развернуть ветку
Иван М

Я согласен что OZON  не идеален ) и меняет правила на лету ! Но я постоянно под них подстраиваюсь, потому что Я продаю на ИХ площадке .... а не наоборот!

Что тут еще говорить ??? 

А у RU bilnik так пукан надрывается т.к. он делать ничего не хочет, а хочет только трындеть про "одинаковые цены для обоих МП"

Ответить
Развернуть ветку
RU bilnik

вообще ничего не хочу делать, хочу, чтобы деньги с неба падали

Ответить
Развернуть ветку
MPGO - сообщество поставщиков
Автор

А что вы интерпретируете, если не мои вопросы, заданные одному из комментаторов?) Да, мне интересна логика поставщика, который хочет играть не по правилам. Логика маркетплейсов, которые резко меняют правила, мне тоже интересна, и эти вопросы я тоже задаю. Вообще люблю вопросы задавать и понимать, кто как мыслит))

У маркетплейсов логика более прямолинейная, кстати. Выгодно — работаем, невыгодно — не работаем. И я не понимаю, почему люди, которые говорят о том, что им не подходят новые правила или политика изменений, продолжают чего-то требовать от той или иной площадки.

Кстати, если вы работаете с маркетплейсами, то знаете, что лидеры рынка тоже экстренно выкатывают новые правила. 

Ответить
Развернуть ветку
167 комментариев
Раскрывать всегда