Как Ozon решает проблемы поставщиков

В мае на vc.ru было более 25 публикаций от поставщиков на Ozon. Мы MPGO, самое большое сообщество поставщиков на российские маркетплейсы, не могли остаться равнодушными и внимательно изучили проблемы, с которыми сталкиваются наши коллеги. Разделили условно все затруднения на несколько глобальных категорий и задали вопросы сотрудникам Ozon.

Нам — всем поставщикам — важно понимать, что маркетплейс знает о текущих проблемах и принимает меры.

Коллеги из Ozon рассказали, что делают для решения проблем уже сейчас и какие нововведения нас ожидают.

MPGO: У поставщиков, продающих товары со склада Ozon, возникают следующие затруднения — нет календаря свободных слотов (сложно запланировать поставку) и нельзя исправить созданную поставку (даже в меньшую сторону). Как это решается?

Ozon: Тут, наверное, логичнее начать с проблемы, которая не обозначена, но, уверены, «болит» больше всех: отсутствие свободных слотов и как итог — сложности с записью на поставку.

Учитывая стремительно растущее число продавцов на площадке, мы решились на кардинальную меру: теперь от одного продавца одновременно на один склад может быть только две заявки с забронированным тайм-слотом.

На первый взгляд мера может показаться суровой, но на самом деле ещё осенью можно было создать максимум одну заявку. Потом по просьбам партнёров мы сняли это ограничение — в итоге нашлись не совсем добросовестные продавцы, которые создают несколько заявок «на всякий случай» и отменяют их в последний момент.

Новое правило должно спасти от таких злоупотреблений и уравнять возможности записи для всех партнёров. Подробнее о том, как всё будет работать, расскажем в рассылке сегодня-завтра.

В личном кабинете поддержим решение тоже.

До середины июня появится календарь, который сразу же подсвечивает даты со свободными слотами.

То есть не нужно будет сначала выбирать дату и только потом узнавать, есть ли свободное окно — как это реализовано сейчас.

Если ваши планы по поставкам меняются:

  • привезти меньше товара, чем указано в УПД, можно: понимаем, что остатков на складе может оказаться меньше, чем вы рассчитывали;
  • возможность изменения даты поставки самостоятельно, не через поддержку — уже в работе, тоже ориентируемся на первую половину июня.

Кстати, эти и другие нюансы схемы FBO обсуждали на вебинаре «Как сделать поставку на склад Ozon». Изначально он задумывался для новичков, но, кажется, и опытным продавцам освежить знания тоже можно.

MPGO: Помогите разобраться с тем, какие товары Ozon перестал возить в регионы с центральных складов?

Ozon: Это коснулось товаров со средней стоимостью продажи за март меньше 300 рублей (без НДС) и более дорогих, но объёмных товаров, которые редко покупают (к примеру, подушек). По нашим расчётам, именно этих товаров чаще всего не хватает в регионах, и логичнее возить их сразу же на региональные склады, чтобы сократить сроки доставки до покупателя.

Товары отбирались руками, а не автоматически. По первой категории это происходило так: например, товар в начале марта мог стоить 100 рублей без НДС, а во второй половине марта — 400 рублей без НДС. Мы брали сумму всех продаж и делили её на количество продаж. Если полученная средняя стоимость продажи получалась меньше 300 рублей без НДС, товар скрывался из выдачи для регионов.

Каждому продавцу, у которого нашлись товары, попадающие под новое правило, отправлялся список этих позиций. Если вам кажется, что ваши товары, которых нет в списке, тоже перестали отображаться для регионах — отпишитесь в комментариях, и мы проверим, в чём дело.

Если есть ещё какие-то вопросы по этому нововведению, которые мы упустили/не заметили — тоже дайте знать)

И простите, что не рассказали о новости заранее, а уже практически по факту — обычно стараемся так не делать, но некоторые изменения случаются очень стремительно.

MPGO: Также поставщики отмечают некорректные блокировки из-за стечения обстоятельств — курьер не приехал вовремя или ПВЗ не работал. Как действовать, чтобы избежать блокировки?

Ozon: Согласны, что новая система контроля качества ещё не всегда работает совершенно, но мы стараемся всячески подстраховать продавцов от несправедливого отключения:

  • если сотрудник точки приёма не может принять отправления партнёра (не работает интернет, вы приехали не в свой слот), он обязан составить акт и указать в нём причину отказа. Это гарантия, что мы удалим отправления, которые не сдал продавец, из расчёта показателей. Главное — отправить акт в службу поддержки как можно скорее
  • курьеры теперь должны предупреждать продавцов о своём приезде до 14:00. Если этого не происходит или же в машине не хватило места, тоже нужно написать нам — для этого в поддержке заведены отдельные категории. Если подтвердится, что вины продавца нет, мы удалим отправления из расчёта.

При этом знаем, что есть случаи, когда служба поддержки не реагирует оперативно на такие обращения — в итоге продавец всё-таки теряет доступ к продажам.

Сейчас мы думаем, что можем предложить партнёрам в качестве извинения, и вернёмся с решением на этой неделе.

MPGO: Некоторые поставщики находят некорректным принцип сравнения цен, можете рассказать об этом больше?

Ozon: За последнее время количество покупателей и заказов на Ozon сильно выросло, и поэтому для нас стало особенно важно сохранять качественный сервис и честные цены. К сожалению, некоторые партнёры необоснованно завышают цены — сначала мы об этом предупреждаем, но потом продажи тех, кто не исправил ситуацию, приходится останавливать.

При этом мы сравниваем цены на Ozon c ценами на сторонних сайтах под авторизацией, которая может подразумевать и клиентскую скидку. Так как именно цена со скидкой является итоговой для покупателя и отражает реальную рыночную цену.

Кроме того, значение индекса цен, при котором появляется риск блокировки, — 1,15. А меньший или равный единице индекс говорит о том, что ваши цены конкурентные. То есть вы можете на своё усмотрение варьировать цены так, чтобы показатель оставался в промежутке между 1 и 1,15.

На практике этот промежуток означает, что можно ставить цены на 17,5% выше рыночных — это достаточно большое поле для манёвра (здесь формула, которая поможет проверить расчёты).

Наконец, у продавцов есть неделя на то, чтобы отрегулировать цены и «настроить» общий индекс цен, который отображается на главной странице личного кабинета. Особенно учитывая, что сейчас мы пересчитываем индекс не один, а уже два раза в день. Так вам не нужно ждать следующих суток, чтобы точно проверить, помогло ли изменение цен на конкретный товар.

MPGO: Один из самых болезненных вопросов для малых и средних предпринимателей — финансовый. Поставщики Ozon время от времени упоминают ошибки начисления, ошибки расчетов комиссии и задержки выплат. Подобные проблемы — редкость, но они вызывают беспокойство, с чем они связаны?

Ozon: Хотим сразу уточнить главное: крупная задержка выплат продавцам за всё время работы маркетплейса случилась один раз — в середине февраля этого года. Деньги должны были придти в пятницу, но часть продавцов увидела их только в начале следующей недели. Больше мы такого не допускали и стараемся не допускать дальше: понимаем, насколько финансовый вопрос важен для продавцов.

Другое дело — разовые частные случаи, тут причин может быть много: например, ошибка в реквизитах или задержка на стороне банка.

Что касается расчётов по новой структуре комиссий, то было несколько ошибок в апреле и мае, пока наши системы перестраивались под новые порядки. Собрали ниже известные нам случаи, если что-то пропустили — тоже дайте знать.

Начисления за первую половину мая

Не везде учли минимальный размер комиссии, который появился со 2 мая. Потом исправили ошибку и пересчитали комиссию, в итоге суммы продавцам ушли верные. Единственное — в разделе «Баланс на сегодня» ещё могут отображаться некорректные данные, до конца июня рассчитываем поправить.

Отображение за вторую половину апреля

Из-за технической неполадки всё в том же разделе — «Баланс на сегодня» — у некоторых партнёров показывались не все типы начислений: например, без стоимости размещения на складах. Поэтому при ручном подсчёте итог не сходился с показателем «К выплате за период». Уже чиним, по срокам — тоже ориентируемся на конец июня.

По фактическим выплатам за период с 16 по 30 апреля — сумма пришла верная, ориентироваться можно на отчёт о реализации и акты о выполненных работах.

Расчёт стоимости доставки

В мае мы показывали в личном кабинете, что доставка новых FBO-товаров стоит 75, а не 35 рублей. Проблема автоматически решалась после первой покупки товара, и в выплатах всё учитывалось верно. Сейчас, чтобы не путать партнёров, исправили недочёт, и доставка отображается правильно.

А вот что ещё в работе — так это фактическое начисление 75 рублей за доставку некоторых небольших товаров меньше литра, где уже была первая покупка. Планируем поправить всё до конца следующей недели, ошибочные начисления пересчитаем.

MPGO: Самая важная проблема, которая волнует всех поставщиков Ozon — служба поддержки, которой потребуется «больше времени для решения вопроса».

Ozon: Мы ещё с осени активно инвестировали в поддержку — и это дало результаты. Если в сентябре 2019 года мы отвечали в течение суток на 57% поступивших запросов, то в марте 2020 — уже на 70%.

Потом грянула пандемия и самоизоляция, количество партнёров резко выросло — в итоге скорость и качество обработки обращений временно упало. Почему «временно»: за май мы увеличили количество людей в поддержке в 2,5 раза, и улучшение ситуации не за горами — сейчас обращения партнёров одновременно обрабатывают больше 200 человек.

Ещё одна хорошая новость: мы расширили команду поддержки в социальных сетях — у Сергея Комарова появились помощники. Скоро, надеемся, сможем присутствовать и в Telegram-чатах с продавцами.

И важный момент. Мы понимаем, что такая частая необходимость обращаться в поддержку объясняется сложностью продукта, и очень вкладываемся в его развитие — так, чтобы он максимально отвечал требованиям партнёров, был удобным и эффективным. Поэтому если мы приглашаем вас поучаствовать в опросе или тестировании, не отказывайтесь, пожалуйста :)

MPGO: Мы благодарим команду Ozon за подробные ответы и колоссальный ежедневный труд!

Индустрия растет и развивается, этому в числе прочего способствуют карантинные ограничения. Стало больше новых покупателей, постоянные пользователи маркетплейсов совершают больше покупок, увеличивается количество поставщиков — многие продавцы и производители экстренно выходят в онлайн, чтобы поддержать свой бизнес и найти новый канал продаж.

Все это требует серьезного вовлечения со стороны маркетплейсов — некоторые задачи создают большую нагрузку, некоторые процессы необходимо перестраивать. Это всегда сопряжено с накладками.

Главное — что любые накладки и сложности решаются в рабочем порядке.

MPGO — крупнейшее cообщество поставщиков на российские маркетплейсы

0
170 комментариев
Написать комментарий...
Alexandr

Нам ОЗОН блокирует личный кабинет за то, что нашел на личном аккаунте пару похожих товаров которые знакомые не забрали из ПВЗ тк прислали подделку от других продавцов. У нас торговля идет со склада ОЗОНА под своей ТМ, все документы были загружены, сертификаты, декларации итд..Позже, после объяснений - разблокировали на 1 сутки. На следующий день опять заблокировали. Никто ничего не решает и не собирается решать. 
Составлены куча обращений где как обычно Вам ответят что вопрос будет когда нибудь решен. А тем временем около 5000 единиц товара и 400 артикулов просто пылятся на складе ОЗОНА, скоро начнется платное хранение. На это всем без разницы. Ответ от поддержки один - ваш вопрос решается. Что там решать можно? 
Просто бред какой-то пишут как обычно...Зачем блокировать партнера со своими товарами и писать что вы нарушаете конкуренцию.. Интересно с кем мы нарушаем конкуренцию если наши товары продаем только МЫ. Странный подход к работе.
Также работаем на Wildberries, Beru, Goods проблем нет и все решается быстро.
Перед приходом на ОЗОН подумайте 100 раз, в любом случае вы испытаете проблемы с ними и будете постоянно нервничать что Вас заблокируют, товары потеряют, вернут сломанное и многое другое. 
Вы можете взять КРЕДИТ от ОЗОН инвестиции и можете подумать как Вы его выплатите если Вас заблокируют и продажи Ваши встанут..Им без разницы на Вас. НЕ вы так другие придут..

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Комаров

Александр, добрый день! Подскажете название своего юрлица, пожалуйста?

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr

Здравствуйте Сергей. Вроде решили мы с поддержкой этот вопрос с блокировкой магазина. Обещали разблокировать завтра наш магазин. Прикладываю скриншот с номером обращения.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr

Сергей, как и ожидалось ничего не произошло сегодня. Поддержка ОЗОН говорит создавайте новое обращение будем решать...
Создали новое обращение по FBO
Обращение 373586
Если поможете ускорить решение проблемы, было бы неплохо.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Комаров

Снова здравствуйте, Александр. Спасибо за сигнал, возьмём в работу. Хотелось бы уточнить, чтобы полностью понимать ситуацию — что имеете в виду под «личным аккаунтом»? 

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr

Это значит что я заказывал товары с личного ОЗОН аккаунта 4 заказа с разными товарами, которые знакомые не забрали по причине подделки(закрашены логотипы брендов) и б/у товаров. И казалось ну бывает, это на озоне сплошь и рядом бывает. Но оказывается нет, тк товары похожие на наши были, то нам блокируют магазин и говорят что специально не забрали товары на личном аккаунте. Это бред полный от поддержки.
Что сделано с нашей стороны: заведены все документы на свои бренды, сертификаты, декларации, отказные письма. Товары продаются абсолютно чесно со склада Озона под своей ТМ 95% товаров.
На Wildberries, Beru, Goods проблем нет
Скриншот от упертой поддержки приложил
Просто пытаемся понять зачем блокировать успешный магазин с большим числом ходовых товаров, большим числом 5-звездочных отзывов, со всеми необходимым документами, когда на площадке множество подобных поддельных товаров и такие магазины не блокирует никто.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr

Ну как за 4 дня выяснили что нибудь ? 

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Комаров

Александр, доброе утро! Простите, что пропал. Разобрался с вашим вопросом: оказалось, что ещё в декабре 2019 года мы блокировали ваш личный кабинет из-за торговли несертифицированной техникой. Текущая ситуация — заказ товара у другого продавца в большом количестве и невыкуп — тоже относится к недобросовестным действиям.

Поэтому сейчас вашей компании, к сожалению, снова закрыт доступ к нашей площадке.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr

Да блокировка была в 2019 году за несертифицированные товары, серую технику. Мы этот вопрос полностью переработали и удалили все товары из Озона. 

по другому магазину:
Так заказов было 4шт и не выкуп был потому что подделка, о чем было сообщено в поддержку..Плохих отзывов даже не оставляли..Где отдел качества нашел какую то конкуренцию, когда продажи велись под своим брендом и никак не связан ни с кем на площадке.
Считаю что это бред блокировать за это. Тем более что на все товары были сертификаты и декларации как необходимо, оформлен бренд к тому же. И все на складе у Вас в Хоругвино с соблюдением всех правил.
Раскрутка была через внутреннюю рекламу озона.

Просьба пересмотреть это решение, очень не хочется переносить все на другое юр лицо и опять полгода крутить рекламу, восстанавливая количество продаж.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Комаров

Снова здравствуйте, Александр! Посоветовались ещё раз с коллегами и в индивидуальном порядке решили, что можем дать последнюю возможность пользования нашей площадкой.

Кабинет разблокируем, но обязан предупредить, что при повторном нарушении общепринятых правил или при подозрениях в недобросовестной конкуренции — заблокируем снова. Теперь уже без права на восстановление. 

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr

Когда ждать разблокировки примерно?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Комаров

Личный кабинет уже разблокировали. Как будет время — проверьте, пожалуйста. 

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr

Все увидели, заказы пошли, благодарю за помощь!

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr

Спасибо! Мы уже все переработали после блокировки в 2019 году, как я писал. Все несертифицированные товары были удалены.
На остальные товары получены все документы нужные
С личного аккаунта больше заказов не будет подобных.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr

Последние обращения

443771

В нем ответили ожидайте ответа в этом обращении 358188

И тишина..

Я вам в личку скинул номер договора еще раз

Ответить
Развернуть ветку
167 комментариев
Раскрывать всегда