{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как выбрать товар, который будет хорошо продаваться

Сейчас Анна Калеева возглавляет маркетплейс Ozon, а несколько лет назад построила бизнес, продавая товары на Amazon. Анна подготовила шпаргалку для предпринимателей, которые хотят начать работать в новой товарной нише и при этом не потерять деньги.

Более трёх лет я работала старшим аналитиком в инвестбанке, а в 2017 году решила попробовать торговать на Amazon. Нашла на eBay американские курсы по инструментам аналитики маркетплейсов, подобрала поставщиков и востребованный товар — постеры-карты китайского производства, на которых можно отметить страны, где ты побывал. Изучать тему начала в августе, а уже в декабре мои первые товары стали доступны к заказу на Amazon.

Анна Калеева, директор Ozon Marketplace

Начинающим продавцам непросто проверять гипотезы о том, какие товары будут хорошо продаваться и позволят бизнесу кратно расти. Проверка боем — это прямой денежный риск. А полученные на маленьком объёме продаж результаты не всегда достоверны и масштабируются. Поэтому я в своё время решила начать бизнес именно с продаж на маркетплейсе: большая площадка — это большие данные по всем товарным категориям, миллионы покупателей и удобные инструменты аналитики. Всё это позволяет проверять гипотезы и находить рабочие быстрее. За время своей работы продавцом на маркетплейсе я сформировала алгоритм поиска перспективных товаров и ниже расскажу, как подобрать товар, который будет хорошо продаваться.

Ходовая цена

Начнём с базовых правил. Оптимальный ценовой диапазон товаров для старта: 1200—5000 рублей (с НДС). Если цена меньше, затраты на логистику съедят всю маржу, больше — потребуются существенные инвестиции в закупку.

Совет. Клиенты любят скидки, поэтому, прикидывая маржинальность товара, закладывайте возможность снижать цену во время собственных акций или промоакций маркетплейса и при этом оставаться в плюсе. Чтобы правильно спрогнозировать расходы на акции, изучите размер скидок, которые дают конкуренты на похожие товары.

Ходовой размер

Начинать лучше с товаров небольшого размера и веса: до 50 см по каждой из сторон и весом не больше 1—1,5 кг — их легко хранить и транспортировать. Большинство товаров, продающихся онлайн, укладываются в эти параметры, а значит, многие логистические компании и маркетплейсы смогут найти подходящую упаковку, обеспечить качественную и быструю транспортировку и безопасное размещение на складах и в сортировочных центрах.

Подводные камни

Каких товаров стоит избегать:

  • Тех, что усложняют логистику: хрупких, с батарейками и сильными магнитами — во время хранения и доставки могут возникнуть неожиданные неприятности, которые на старте точно не нужны.
  • Тех, что могут нарушать чужие авторские права, например копий «акулы из икеи», или требуют специальной сертификации: продуктов питания, ювелирных изделий и т. д.
  • Товаров с большим количеством вариаций (много цветов и размеров каждой позиции) — сложно предсказать спрос на конкретные размеры и цвета.
  • Сезонных товаров: короткие всплески спроса — не лучшая возможность для проверки гипотез.
  • Товаров, изготовляемых по индивидуальному заказу, например мебель, — они не позволяют быстро тестировать гипотезы на большом количестве покупателей.

Совет. Делая ставку на определённый товар, обратите внимание на отзывы, покупателей непосредственно на маркетплейсах и сервисах с обзорами товаров, например Яндекс.Маркет, Otzovik и iRecommend. Оцените, как часто покупатели отказываются от товара или возвращают его — расходы на логистику возвратов могут съесть всю маржу.

Ходовая категория

Лучше всего для старта продаж в интернете подходят категории, которые люди уже привыкли покупать онлайн. Вот какие категории уже пользуются стабильным спросом в онлайне в России:

  • хобби и творчество;
  • автотовары и аксессуары;
  • товары для мам и детей;
  • красота и здоровье;
  • фото-, видеокамеры и аксессуары;
  • мобильные телефоны и аксессуары;
  • прочая электроника;
  • товары для дома и кухни, для сада и дачи;
  • музыкальные инструменты;
  • товары для офиса;
  • зоотовары и аксессуары для животных;
  • товары для занятия спортом;
  • товары для туризма;
  • ремонт и строительство;
  • игры.

Совет. В категориях, где продавцы активно конкурируют за продажу одного и того же товара (электроника / бытовая техника / популярные книги / другое), найти свободные ниши поможет сравнение данных с нескольких площадок. Если на одной площадке товар в топе, а на другой такого товара ещё нет, и вы можете поставлять его по такой же цене, как у конкурентов, это уверенная заявка на успех.

Оценка спроса

Анализировать, какие товары самые перспективные, я предлагаю на глобальных маркетплейсах вроде Amazon по нескольким причинам:

  • там очень широкий ассортимент товаров;
  • больше надстроек и инструментов для поиска товаров;
  • много продавцов, что позволяет проанализировать уровень конкуренции в той или иной нише на конкретном рынке.

Совет. Тем, кто анализирует спрос для торговли на российском рынке, советую смотреть на немецкий Amazon: по привычкам и менталитету пользователей эта страна ближе всего к нам.

На что смотреть, анализируя товарную нишу на Amazon:

  • Количество отзывов на товар: не больше 100, если вы смотрите основную площадку (США), и не больше 50, если это локальная версия Amazon. Это значит, в нише еще не «толпятся» конкуренты.
  • Рейтинг товара — вам нужны товары со средним значением рейтинга, которыми пользователи не очень довольны. Это значит, что товар можно легко доработать и улучшить, чтобы повысить ценность для потребителя.
  • Best Sellers Rank (BSR) — рейтинг востребованности товара в своей категории. Рассчитывается на основе количества и частоты покупок. Если BSR у товара низкий и в базе нет аналогичных товаров-конкурентов с высоким BSR, значит, в этой нише невысокая конкуренция.

Для анализа спроса на Amazon советую сервис Jungle Scout. Посмотрите их видеоролики о поиске ниши и попробуйте инструмент Opportunity Finder, он анализирует данные о поисковых запросах, продажах, конкуренции и ценах на конкретные товары на Amazon.

В России тоже начинают появляться подобные сервисы. Например, MPStats.io (правда, он платный) собирает и показывает статистику о продажах отдельных товаров, их остатки, цены и рейтинги на Ozon и Wildberries.

В Ozon мы много внимания уделяем развитию внутренних инструментов аналитики. Весной в личном кабинете продавца (в разделе «Аналитика») появилась статистика «Что покупатели ищут на Ozon»: для каждой категории мы собрали популярные фразы, по которым покупатели искали товары. Это позволяет определять тренды — узнать, что покупатели чаще ищут, и на основании этого скорректировать товарный ассортимент; подобрать слова и фразы для настройки рекламной кампании; скорректировать описания товаров, определив, какие характеристики важны для покупателей.

Оценка маржинальности

Если вы производите товар в России, вы наверняка уже знаете почти всё о его себестоимости и анализировали возможную маржинальность. Если же вы решили выходить на маркетплейс с товарами, закупленными за рубежом, с вероятностью 90% это будет Китай. Быстро прикинуть себестоимость таких товаров можно с помощью расширенного поиска на Alibaba.com.

Совет. Найдите интересующие товары в каталоге. В фильтрах выберите признак Gold Supplier — это лучшие поставщики. В MOQ (minimal order quantity — минимальный объём поставки) поставьте 500/1000 штук, этого достаточно для теста. Теперь вы видите среднюю цену на нужный вам товар. Сравните её с ценой на конкурирующие товары или те же товары на конкурирующих площадках — так вы оцените маржинальность.

Уникальный товар и импульсный спрос

Поставками востребованных товаров с высокой маржой занимаются многие предприниматели. Чтобы найти свой «голубой океан», имеет смысл экспериментировать в том числе с уникальными товарами — такими, которые или вообще не продаются на маркетплейсах, или продаются очень мало. Например, редкие модели бытовой или офисной техники, медицинские приборы. Много уникальных товаров есть и в ходовых категориях: игрушки, интерьер и декор, одежда. Спрос на уникальные товары с помощью анализа данных «хакнуть» не получится. Единственный способ — экспериментировать с продвижением, ценой и контентом.

Чтобы быстрее получить результаты для таких товаров, используйте качественные фото и детальные характеристики товара в описании, продвигайте товар в выдаче и мотивируйте покупателей оставлять отзывы.

Хотите больше узнать о возможностях ecommerce-аналитики и работе в отдельных категориях? Напишите в комментариях, о чём вам интересно было бы почитать в следующих постах.

0
76 комментариев
Написать комментарий...
Alexander Steblina

Спасибо за статью! Что думаете о продаже уникальной дизайнерской мебели собственного производства на маркетплейсах общего профиля? Пока там почти нет такого, вопрос почему...Вес изделия 60 кг, габариты в упаковке 180х40х40 см

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Zhivulin

Одно слово - возвраты. Как их делать?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Steblina

Не знаю, еще не разбирался, но вообще мебель есть и на всех российских МП, просто ее мало. На Amazon или Wayfair куда больше, думаю с возвратами есть решение. 

Ответить
Развернуть ветку
73 комментария
Раскрывать всегда