{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как выбрать товар, который будет хорошо продаваться

Сейчас Анна Калеева возглавляет маркетплейс Ozon, а несколько лет назад построила бизнес, продавая товары на Amazon. Анна подготовила шпаргалку для предпринимателей, которые хотят начать работать в новой товарной нише и при этом не потерять деньги.

Более трёх лет я работала старшим аналитиком в инвестбанке, а в 2017 году решила попробовать торговать на Amazon. Нашла на eBay американские курсы по инструментам аналитики маркетплейсов, подобрала поставщиков и востребованный товар — постеры-карты китайского производства, на которых можно отметить страны, где ты побывал. Изучать тему начала в августе, а уже в декабре мои первые товары стали доступны к заказу на Amazon.

Анна Калеева, директор Ozon Marketplace

Начинающим продавцам непросто проверять гипотезы о том, какие товары будут хорошо продаваться и позволят бизнесу кратно расти. Проверка боем — это прямой денежный риск. А полученные на маленьком объёме продаж результаты не всегда достоверны и масштабируются. Поэтому я в своё время решила начать бизнес именно с продаж на маркетплейсе: большая площадка — это большие данные по всем товарным категориям, миллионы покупателей и удобные инструменты аналитики. Всё это позволяет проверять гипотезы и находить рабочие быстрее. За время своей работы продавцом на маркетплейсе я сформировала алгоритм поиска перспективных товаров и ниже расскажу, как подобрать товар, который будет хорошо продаваться.

Ходовая цена

Начнём с базовых правил. Оптимальный ценовой диапазон товаров для старта: 1200—5000 рублей (с НДС). Если цена меньше, затраты на логистику съедят всю маржу, больше — потребуются существенные инвестиции в закупку.

Совет. Клиенты любят скидки, поэтому, прикидывая маржинальность товара, закладывайте возможность снижать цену во время собственных акций или промоакций маркетплейса и при этом оставаться в плюсе. Чтобы правильно спрогнозировать расходы на акции, изучите размер скидок, которые дают конкуренты на похожие товары.

Ходовой размер

Начинать лучше с товаров небольшого размера и веса: до 50 см по каждой из сторон и весом не больше 1—1,5 кг — их легко хранить и транспортировать. Большинство товаров, продающихся онлайн, укладываются в эти параметры, а значит, многие логистические компании и маркетплейсы смогут найти подходящую упаковку, обеспечить качественную и быструю транспортировку и безопасное размещение на складах и в сортировочных центрах.

Подводные камни

Каких товаров стоит избегать:

  • Тех, что усложняют логистику: хрупких, с батарейками и сильными магнитами — во время хранения и доставки могут возникнуть неожиданные неприятности, которые на старте точно не нужны.
  • Тех, что могут нарушать чужие авторские права, например копий «акулы из икеи», или требуют специальной сертификации: продуктов питания, ювелирных изделий и т. д.
  • Товаров с большим количеством вариаций (много цветов и размеров каждой позиции) — сложно предсказать спрос на конкретные размеры и цвета.
  • Сезонных товаров: короткие всплески спроса — не лучшая возможность для проверки гипотез.
  • Товаров, изготовляемых по индивидуальному заказу, например мебель, — они не позволяют быстро тестировать гипотезы на большом количестве покупателей.

Совет. Делая ставку на определённый товар, обратите внимание на отзывы, покупателей непосредственно на маркетплейсах и сервисах с обзорами товаров, например Яндекс.Маркет, Otzovik и iRecommend. Оцените, как часто покупатели отказываются от товара или возвращают его — расходы на логистику возвратов могут съесть всю маржу.

Ходовая категория

Лучше всего для старта продаж в интернете подходят категории, которые люди уже привыкли покупать онлайн. Вот какие категории уже пользуются стабильным спросом в онлайне в России:

  • хобби и творчество;
  • автотовары и аксессуары;
  • товары для мам и детей;
  • красота и здоровье;
  • фото-, видеокамеры и аксессуары;
  • мобильные телефоны и аксессуары;
  • прочая электроника;
  • товары для дома и кухни, для сада и дачи;
  • музыкальные инструменты;
  • товары для офиса;
  • зоотовары и аксессуары для животных;
  • товары для занятия спортом;
  • товары для туризма;
  • ремонт и строительство;
  • игры.

Совет. В категориях, где продавцы активно конкурируют за продажу одного и того же товара (электроника / бытовая техника / популярные книги / другое), найти свободные ниши поможет сравнение данных с нескольких площадок. Если на одной площадке товар в топе, а на другой такого товара ещё нет, и вы можете поставлять его по такой же цене, как у конкурентов, это уверенная заявка на успех.

Оценка спроса

Анализировать, какие товары самые перспективные, я предлагаю на глобальных маркетплейсах вроде Amazon по нескольким причинам:

  • там очень широкий ассортимент товаров;
  • больше надстроек и инструментов для поиска товаров;
  • много продавцов, что позволяет проанализировать уровень конкуренции в той или иной нише на конкретном рынке.

Совет. Тем, кто анализирует спрос для торговли на российском рынке, советую смотреть на немецкий Amazon: по привычкам и менталитету пользователей эта страна ближе всего к нам.

На что смотреть, анализируя товарную нишу на Amazon:

  • Количество отзывов на товар: не больше 100, если вы смотрите основную площадку (США), и не больше 50, если это локальная версия Amazon. Это значит, в нише еще не «толпятся» конкуренты.
  • Рейтинг товара — вам нужны товары со средним значением рейтинга, которыми пользователи не очень довольны. Это значит, что товар можно легко доработать и улучшить, чтобы повысить ценность для потребителя.
  • Best Sellers Rank (BSR) — рейтинг востребованности товара в своей категории. Рассчитывается на основе количества и частоты покупок. Если BSR у товара низкий и в базе нет аналогичных товаров-конкурентов с высоким BSR, значит, в этой нише невысокая конкуренция.

Для анализа спроса на Amazon советую сервис Jungle Scout. Посмотрите их видеоролики о поиске ниши и попробуйте инструмент Opportunity Finder, он анализирует данные о поисковых запросах, продажах, конкуренции и ценах на конкретные товары на Amazon.

В России тоже начинают появляться подобные сервисы. Например, MPStats.io (правда, он платный) собирает и показывает статистику о продажах отдельных товаров, их остатки, цены и рейтинги на Ozon и Wildberries.

В Ozon мы много внимания уделяем развитию внутренних инструментов аналитики. Весной в личном кабинете продавца (в разделе «Аналитика») появилась статистика «Что покупатели ищут на Ozon»: для каждой категории мы собрали популярные фразы, по которым покупатели искали товары. Это позволяет определять тренды — узнать, что покупатели чаще ищут, и на основании этого скорректировать товарный ассортимент; подобрать слова и фразы для настройки рекламной кампании; скорректировать описания товаров, определив, какие характеристики важны для покупателей.

Оценка маржинальности

Если вы производите товар в России, вы наверняка уже знаете почти всё о его себестоимости и анализировали возможную маржинальность. Если же вы решили выходить на маркетплейс с товарами, закупленными за рубежом, с вероятностью 90% это будет Китай. Быстро прикинуть себестоимость таких товаров можно с помощью расширенного поиска на Alibaba.com.

Совет. Найдите интересующие товары в каталоге. В фильтрах выберите признак Gold Supplier — это лучшие поставщики. В MOQ (minimal order quantity — минимальный объём поставки) поставьте 500/1000 штук, этого достаточно для теста. Теперь вы видите среднюю цену на нужный вам товар. Сравните её с ценой на конкурирующие товары или те же товары на конкурирующих площадках — так вы оцените маржинальность.

Уникальный товар и импульсный спрос

Поставками востребованных товаров с высокой маржой занимаются многие предприниматели. Чтобы найти свой «голубой океан», имеет смысл экспериментировать в том числе с уникальными товарами — такими, которые или вообще не продаются на маркетплейсах, или продаются очень мало. Например, редкие модели бытовой или офисной техники, медицинские приборы. Много уникальных товаров есть и в ходовых категориях: игрушки, интерьер и декор, одежда. Спрос на уникальные товары с помощью анализа данных «хакнуть» не получится. Единственный способ — экспериментировать с продвижением, ценой и контентом.

Чтобы быстрее получить результаты для таких товаров, используйте качественные фото и детальные характеристики товара в описании, продвигайте товар в выдаче и мотивируйте покупателей оставлять отзывы.

Хотите больше узнать о возможностях ecommerce-аналитики и работе в отдельных категориях? Напишите в комментариях, о чём вам интересно было бы почитать в следующих постах.

0
76 комментариев
Написать комментарий...
Рустам

Из тикетов #289931 - не по нашей вине приняли не все отправления, акт не дали, в итоге блокировка и полный игнор от службы поддержки. Про другие тикеты вообще уже забыл, так как служба поддержки положила большой и толстый буй.
Стандартная отмазка: обращений много, мы не справляемся. Вопрос, зачем тогда брать столько продавцов, если помочь не можете? Может увеличить штат нужно? Не знаете что делать, так спросите у WB, они в этом плане вообще эталон. Поработав с этой площадкой-я очень резко изменил свое мнение об этом маркетплейсе в целом. 

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Комаров

Рустам, смотрим обращение, отпишусь)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Комаров

Рустам, добрый вечер ещё раз! Если мы об одном и том же акте, за 17 мая — то в обращении вы пишете, что он всё-таки был, но вы его выкинули) Тем не менее мы нашли его исходник, скинул вам в личку. Там указано, что 123 отправления не отгружены в итоге. Такое происходит по двум причинам: либо вы их не привезли совсем (что, видимо, не так), либо второй, более вероятный вариант — привозили, но были проблемы с упаковкой.  
Но, кстати, даже если бы не 17 мая — серьезные нарушения также были и 14, 15 и 16: их бы хватило на блокировку тоже.

Ну и на будущее — всё же сохраняйте акты) 

Ответить
Развернуть ветку
Рустам

Сергей, если вы внимательно посмотрите, то я прислал скриншот нашей переписки со службой поддержки и причиной почему не приняли 123 позиции. Вы как и большинство сотрудников-отвечает на отвали, не прочитав внимательно все аргументы из-за чего возникает претензия (https://photos.app.goo.gl/o3RyDyzGEpFsAQGm6). Подписали только акт приема-передачи, но акт отказа приема остального товара нет и никогда не существовало!!! Конечно дальнейшие просрочки возникли после такого ср@ного отношения: "ждите сейчас вам специалист ответит в чате". И сливаются. С таким процентом уже бесполезно было вовремя что либо привозить, так как блокировка с 16% неизбежна в любом случаи. Какой смысл от акта приема-передачи, что бы это изменило, если с 17ого числа нет никакой реакции по данному обращению? Исходник так и не пришел, неизвестно куда вы его скинули. 

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Комаров

Здравствуйте, Рустам! Пытались выявить истинный корень проблемы, подходили к вопросу с разных углов — но, увы, на данный момент достоверно восстановить ход событий не удаётся. Сложность могла возникнуть как у нас (технические причины), так и у вас: не привезли 123 позиций/некачественная упаковка или этикетка.

Рекомендую всегда просить акты у наших сотрудников и сохранять их. Это поможет решать подобные недопонимания оперативнее, будем точно знать причину отказа.

Уверен, что остался не самый приятный осадок после ситуации, и мы не хотим заканчивать общение на такой ноте. Уже сейчас усилили контроль качества работы поддержки и сотрудников на пунктах, чтобы сократить количество таких недоразумений в будущем. Также в качестве извинения за несправедливый блок предоставляем промокод на 1500 баллов, которые вы можете потратить на рекламные кампании для продвижения товаров. Подробная инструкция придет вам на почту.

Ответить
Развернуть ветку
73 комментария
Раскрывать всегда