Как выбрать товар, который будет хорошо продаваться
Сейчас Анна Калеева возглавляет маркетплейс Ozon, а несколько лет назад построила бизнес, продавая товары на Amazon. Анна подготовила шпаргалку для предпринимателей, которые хотят начать работать в новой товарной нише и при этом не потерять деньги.
Начинающим продавцам непросто проверять гипотезы о том, какие товары будут хорошо продаваться и позволят бизнесу кратно расти. Проверка боем — это прямой денежный риск. А полученные на маленьком объёме продаж результаты не всегда достоверны и масштабируются. Поэтому я в своё время решила начать бизнес именно с продаж на маркетплейсе: большая площадка — это большие данные по всем товарным категориям, миллионы покупателей и удобные инструменты аналитики. Всё это позволяет проверять гипотезы и находить рабочие быстрее. За время своей работы продавцом на маркетплейсе я сформировала алгоритм поиска перспективных товаров и ниже расскажу, как подобрать товар, который будет хорошо продаваться.
Ходовая цена
Начнём с базовых правил. Оптимальный ценовой диапазон товаров для старта: 1200—5000 рублей (с НДС). Если цена меньше, затраты на логистику съедят всю маржу, больше — потребуются существенные инвестиции в закупку.
Ходовой размер
Начинать лучше с товаров небольшого размера и веса: до 50 см по каждой из сторон и весом не больше 1—1,5 кг — их легко хранить и транспортировать. Большинство товаров, продающихся онлайн, укладываются в эти параметры, а значит, многие логистические компании и маркетплейсы смогут найти подходящую упаковку, обеспечить качественную и быструю транспортировку и безопасное размещение на складах и в сортировочных центрах.
Подводные камни
Каких товаров стоит избегать:
- Тех, что усложняют логистику: хрупких, с батарейками и сильными магнитами — во время хранения и доставки могут возникнуть неожиданные неприятности, которые на старте точно не нужны.
- Тех, что могут нарушать чужие авторские права, например копий «акулы из икеи», или требуют специальной сертификации: продуктов питания, ювелирных изделий и т. д.
- Товаров с большим количеством вариаций (много цветов и размеров каждой позиции) — сложно предсказать спрос на конкретные размеры и цвета.
- Сезонных товаров: короткие всплески спроса — не лучшая возможность для проверки гипотез.
- Товаров, изготовляемых по индивидуальному заказу, например мебель, — они не позволяют быстро тестировать гипотезы на большом количестве покупателей.
Ходовая категория
Лучше всего для старта продаж в интернете подходят категории, которые люди уже привыкли покупать онлайн. Вот какие категории уже пользуются стабильным спросом в онлайне в России:
- хобби и творчество;
- автотовары и аксессуары;
- товары для мам и детей;
- красота и здоровье;
- фото-, видеокамеры и аксессуары;
- мобильные телефоны и аксессуары;
- прочая электроника;
- товары для дома и кухни, для сада и дачи;
- музыкальные инструменты;
- товары для офиса;
- зоотовары и аксессуары для животных;
- товары для занятия спортом;
- товары для туризма;
- ремонт и строительство;
- игры.
Оценка спроса
Анализировать, какие товары самые перспективные, я предлагаю на глобальных маркетплейсах вроде Amazon по нескольким причинам:
- там очень широкий ассортимент товаров;
- больше надстроек и инструментов для поиска товаров;
- много продавцов, что позволяет проанализировать уровень конкуренции в той или иной нише на конкретном рынке.
На что смотреть, анализируя товарную нишу на Amazon:
- Количество отзывов на товар: не больше 100, если вы смотрите основную площадку (США), и не больше 50, если это локальная версия Amazon. Это значит, в нише еще не «толпятся» конкуренты.
- Рейтинг товара — вам нужны товары со средним значением рейтинга, которыми пользователи не очень довольны. Это значит, что товар можно легко доработать и улучшить, чтобы повысить ценность для потребителя.
- Best Sellers Rank (BSR) — рейтинг востребованности товара в своей категории. Рассчитывается на основе количества и частоты покупок. Если BSR у товара низкий и в базе нет аналогичных товаров-конкурентов с высоким BSR, значит, в этой нише невысокая конкуренция.
Для анализа спроса на Amazon советую сервис Jungle Scout. Посмотрите их видеоролики о поиске ниши и попробуйте инструмент Opportunity Finder, он анализирует данные о поисковых запросах, продажах, конкуренции и ценах на конкретные товары на Amazon.
В России тоже начинают появляться подобные сервисы. Например, MPStats.io (правда, он платный) собирает и показывает статистику о продажах отдельных товаров, их остатки, цены и рейтинги на Ozon и Wildberries.
В Ozon мы много внимания уделяем развитию внутренних инструментов аналитики. Весной в личном кабинете продавца (в разделе «Аналитика») появилась статистика «Что покупатели ищут на Ozon»: для каждой категории мы собрали популярные фразы, по которым покупатели искали товары. Это позволяет определять тренды — узнать, что покупатели чаще ищут, и на основании этого скорректировать товарный ассортимент; подобрать слова и фразы для настройки рекламной кампании; скорректировать описания товаров, определив, какие характеристики важны для покупателей.
Оценка маржинальности
Если вы производите товар в России, вы наверняка уже знаете почти всё о его себестоимости и анализировали возможную маржинальность. Если же вы решили выходить на маркетплейс с товарами, закупленными за рубежом, с вероятностью 90% это будет Китай. Быстро прикинуть себестоимость таких товаров можно с помощью расширенного поиска на Alibaba.com.
Уникальный товар и импульсный спрос
Поставками востребованных товаров с высокой маржой занимаются многие предприниматели. Чтобы найти свой «голубой океан», имеет смысл экспериментировать в том числе с уникальными товарами — такими, которые или вообще не продаются на маркетплейсах, или продаются очень мало. Например, редкие модели бытовой или офисной техники, медицинские приборы. Много уникальных товаров есть и в ходовых категориях: игрушки, интерьер и декор, одежда. Спрос на уникальные товары с помощью анализа данных «хакнуть» не получится. Единственный способ — экспериментировать с продвижением, ценой и контентом.
Чтобы быстрее получить результаты для таких товаров, используйте качественные фото и детальные характеристики товара в описании, продвигайте товар в выдаче и мотивируйте покупателей оставлять отзывы.
Хотите больше узнать о возможностях ecommerce-аналитики и работе в отдельных категориях? Напишите в комментариях, о чём вам интересно было бы почитать в следующих постах.
Анна, здравствуйте,
Прежде всего спасибо большое за Вашу статью. Было особенно интересно читать про Ваш опыт.
Но мне хотелось бы поговорить с Вами о другом. О философии взаимоотношений с партнёрами ОЗОН, ибо я верю, что мы, Селлеры, являемся партнёрами ОЗОН.
В последнее время ОЗОН внедрил жёсткие алгоритмы контроля качества доставки заказов по FBS, и цен по обеим схемам. Данные алгоритмы блокируют продажи, что приводит к потерям для ВСЕХ:
- ОЗОН и Селлеры теряют прибыль
- Наши общие клиенты не могут купить товар и уходят на другие площадки
- Селлеры вынуждены пересматривать свои планы по развитию на ОЗОН
Всё это усугубляется проблемами при приёмке в ПВЗ, которые не успевают принять собранные заказы ( блокируют продажи ); не приезжают курьеры ( блокируют продажи); цены сравниваются не с теми товарами или площадками с кардинально иными торговыми условиями (снова блокируют продажи). При этом совершенно не добиться оперативного решения вопросов от службы поддержки. Мои личные рекорды - 40 дней модерации новых товаров, 35 дней на решение проблем с публикацией товаров. В дополнение хочу отметить, что сами алгоритмы и их обновления являются СЫРЫМИ. Если их и тестируют, то из рук вон плохо. В итоге, блокировки происходят СЛУЧАЙНЫМ образом. А что-то с этим сделать не получается.
Поэтому я прошу Вас, как человека, несущего ответственность за развитие бизнеса ОЗОН внедрить следующие изменения:
- не блокировать продажи до момента окончания разбирательства по каждой проблеме. Дайте нам возможность по крайней мере письменно возражать против блокировок.
- с блокировками по цене работать точечно - блокировать только проблемные товары
- сравнивать цены товаров, коммерческие условия продажи которых хотя бы совпадают.
Пожалуйста, поймите, что ОЗОН - это океан, но не один океан ещё не смог выжить без многообразия своего планктона.
Ваш Иван Карасёв
Иван, я больше чем уверен что Анна сама не выкладывала эту статью тут, за нее это сделал специально обученный человек, так что она не прочитает ваше послание, к сожалению. Но посыл правильный, поддерживаю. А самое печальное, что даже если звёзды сойдутся, слепые прозреют, парализованные начнут ходить и Анне всё-таки передадут ваше послание, то плевать она хотела на просьбы простых людей...главное получать комиссию и плату за доставку.