{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

vc.ru выпустил небольшую партию мерча на Ozon

И рассказывает об опыте выхода на маркетплейс.

В период коронавируса расцвёл и без того растущий сегмент онлайн-торговли: Ozon за первый квартал нарастил продажи на 115%, а в апреле оборот увеличился уже в три раза в сравнении с прошлым годом. Сотрудники vc.ru тоже попробуют себя в роли продавца, чтобы посмотреть на процессы изнутри. И посвятят этому серию статей.

В этом материале они расскажут про свою старую задумку — сделать фирменные вещи и аксессуары.

Михаил Тепловодский

креативный продюсер «Комитета»

Первая головоломка

Вопрос, с которым сталкиваешься сразу — а что именно мы будем делать? Толстовки попали в список автоматически, а дальше был лёгкий ступор: не выпускать же пошлые бизнес-сувениры вроде блокнотов и флешек.

Идею подсказали коллеги по офису: многие из них пользуются попсокетами — держателями для больших смартфонов. А следом на борт взошли тканевые сумки, пришедшие на замену пластиковым пакетам.

В порядке дополнительного вызова мы заказали всё у разных производителей.

Толстовки

  • Уровень головной боли: 5/10

Толстовки стали нашим мемом — их мы пообещали победителям одного из конкурсов на TJournal, а затем долгое время не могли найти подходящего производителя. За это время один призёр даже успел присоединиться к редакции, а сотни читателей регулярно и не к месту писали нам напоминания.

К основным сложностям привело полное отсутствие опыта: приходилось реактивно разбираться, что такое «футер с начёсом» или «втачные рукава».

Основной совет банальный: заранее потрогать предлагаемую ткань — тактильные ощущения обмануть сложно. Ещё лучше — попросить оставить несколько образцов разных моделей: они помогут сориентироваться в процессе. Когда меняется форма карманов или другие элементы, это влияет и на внешний вид швов — их будет сложно представить по одним фотографиям в переписке.

Эволюция тестовых вышивок логотипа

Метод нанесения логотипа мы выбрали по остаточному принципу: отказались от плёнок, краски и нашивок — всё это показалось менее надёжным, чем сделать «татуировку» нитью. В тестовые варианты мы внесли немало правок несмотря на небольшой размер вышивки — около четырёх сантиметров по стороне.

Нам не хотелось, чтобы логотип выглядел кричаще: мы распечатали на принтере несколько вариантов в натуральную величину и прикладывали их к одежде, определяясь с размером и местоположением.

Предпоследний макет толстовок

Резюмируя ощущения, хлопот было много, но они скорее приятные — нужно разрываться между формой карманов и уточнять в поисковике, что такое «люверс». Разнообразие параметров довольно внушительное, поэтому качество обратной связи от производителя можно вносить в список решающих факторов.

Попсокеты

  • Уровень головной боли: 6/10

Для проверки мы заказали штучные экземпляры у четырёх производителей. Общаться с ними не пришлось: у многих есть конструктор на сайте. С другой стороны, особых возможностей кастомизации нет — иногда нельзя выбрать даже цвет основы.

Отдельную фрустрацию вызвала центровка нашего логотипа в конструкторе

Расставив попсокеты в ряд, мы приступили к главному тесту и отчаянно тёрли поверхности монетой. Однозначно сильный кандидат не проявился: краска облезала у симпатичных экземпляров, приехавших в классной упаковке, и наиболее стойко держалась на тусклых.

Мы написали производителю самого стойкого попсокета с пожеланием сделать краски ярче. В ответ нам предложили объёмное нанесение — логотип чуть-чуть возвысится над поверхностью, а дополнительный слой краски придаст нужную сочность. Тестовый попсокет с честью прошёл испытание монеткой, и мы заказали партию.

Победивший кандидат со слегка объёмным нанесением — поцарапался, но выстоял

Для фотосессии мы приклеили один на телефон и уже на следующий день он «облез» — по кусочкам отклеивалась поверхность.

Причиной оказалась передислокация производства из-за карантина: сменился тип пластика и поверхность перестала с ним дружить. Производитель быстро признал ошибку и всё переделал, но я бы рекомендовал закладывать время и на такие внезапные риски.

Шоппер

  • Уровень головной боли: 7/10

Похоже, что бренды заразили нас темой ответственного потребления, поэтому решили сделать шоппер — авоську современности.

Как правило, рисунки на них наносят краской, и практически не встретить сумки, на которых получается не размыто. Мы обратили пристальное внимание на флекс-плёнку, забракованную ещё на толстовках, и узнали о ней много нового. Как оказалось, она не боится стирок, и её так просто не отодрать.

Минусы тоже есть: она побаивается высокой температуры и может со временем помяться. Первый фактор не смутил — сумки гладят значительно реже одежды. Печатать монотонные расцветки нам наскучило, и мы попробовали серую светоотражающую плёнку.

Тёмно-серая плёнка ловит блики и начинает светиться белым

Мы потестировали образцы четырьмя методами: пытались разорвать сумку на части, гладили утюгом, стирали и сминали. В момент, когда утюг жарил непосредственно поверхность плёнки, её края чуть-чуть съёжило. Итоги стресс-испытаний признаны достойными.

Обидный брак в процессе

Затем мы вернулись за партией и посеяли панику: было заметно, что производитель редко работает с юрлицами: путались акты и накладные, юридические вопросы временами подвисали, а первый счёт был случайно выставлен на мою личную карту — мобильный банк показал сообщение, что я попал на двадцать тысяч рублей.

И самое удивительно — изменился фасон сумок. Никто не понял, что случилось, но сумки стали гораздо лучше.

Почему решили попробовать

На vc.ru не проходит ни дня, чтобы продавцы Ozon не обсуждали нововведения и бизнес через площадку — нам тоже захотелось почувствовать себя «в теме». Особенно сейчас, в моменты расцвета онлайн-торговли.

Но окончательное решение приняли, изучив варианты логистики: можно отгружать с собственного склада, а можно и отправить всю партию в Ozon — там перехватят оставшиеся операционные вопросы. Покупателям разница между этими путями не заметна, но конкретно нам проще передать часть забот и хранение сотрудникам маркетплейса, не превращая офис в склад и не отвлекаясь на порционную отправку.

Эксперимент направлен скорее на изучение процессов изнутри, но размер комиссий, скорее всего, позволит нам продать партию в плюс, несмотря на её «камерный» и разовый характер. О наших подсчётах расскажем дальше.

Как рассчитать свою выгоду и долю площадки

Покажем математику на примере наших толстовок. Прежде всего, площадка возьмёт комиссию с каждой продажи — она зависит от категории товара. Все категории можно найти здесь, а если нужной нет, стоит свериться с небольшим списком запрещённых к продаже.

Но проще воспользоваться веб-версией калькулятора, куда можно ввести, например, «худи» и выбрать что-то похожее на свой товар. Страница подсказала, что толстовки попадают в категорию «Одежда», где комиссия составляет 15%.

Нюанс: категория не всегда очевидна, и иногда действительно проще пользоваться калькулятором. К примеру, модераторы несколько раз не пропустили наши попсокеты, пока мы не выяснили, что они относятся к «Электронике».

Этот же калькулятор подскажет и стоимость доставки каждого экземпляра до покупателя, если ввести его длину-ширину-высоту. Оказалось, запакованная толстовка — это 12 литров, и доставка обойдётся в 75 рублей за каждую.

Для дешёвых и крупногабаритных товаров математика может кардинально отличаться — проверяйте себя. К примеру, доставка одного попсокета нам обойдётся в 35 рублей, а это довольно существенный процент от стоимости, если сравнивать с толстовками. Затраты на маркетплейс в этом случае оказались соразмерны с себестоимостью.

Если товар хитовый, то на этом подсчёты можно закончить — нужно будет оплатить только комиссию и доставку. Услуги Ozon по размещению на складе бесплатны, если товар не лежит там дольше обозначенного срока. Ниже мы расскажем, что происходит в обратной ситуации.

Необязательные расходы

Легко можем представить себе ситуацию, что покупателю не подойдёт размер или пара толстовок окажется с браком. Стоимость возврата равна стоимости доставки и тоже ляжет на продавца: маркетплейс обеспечивает широкую географию, поэтому закладывает ещё и возврат из отдалённых городов, например. Нужно контролировать качество своей партии и внимательно заполнять описание карточки товара, чтобы покупатели точно понимали, что вещь им подходит.

Более хитрая статья расходов — стоимость размещения на складе Ozon. Длительность бесплатного периода у каждой категории товаров своя. Мы, к примеру, ничего не заплатим, если полсотни наших толстовок разойдутся за три месяца.

Но это непрофессиональный подсчёт для разовой партии, ведь многие продавцы будут иметь дело с регулярными поставками. Поэтому нужно ориентироваться на такой параметр, как «оборачиваемость».

Это несложная формула, которая включает в себя среднесуточный объём товаров на складе. Его можно найти в личном кабинете: мы со своими толстовками, к примеру, занимаем на складе около 700 литров. И должны продавать в среднем по семь литров в день — тогда хранение будет бесплатным. Ключевое слово — «в среднем»: условия не изменятся, если партия целиком разойдётся в последний день порога оборачиваемости.

Если торговля пойдёт не так бойко, то придётся отдавать по 50 копеек за лишний литр в день. Или семь рублей в день, начиная с 91 дня, если пересчитать на одну худи. Другими платными услугами мы пользоваться не собираемся, но о них стоит знать.

Таким образом, затраты на вывод толстовок на Ozon составят около 17% — это комиссия и доставка. Ещё 750 рублей мы заплатим, если каждую десятую толстовку будут возвращать. И начнём ежемесячно платить по 200 рублей за каждую застрявшую на складе худи — предположим их будет десять, и их всё-таки скупят за ещё один месяц.

Заложив риски, выходим на затраты в 21% от стоимости толстовки на услуги Ozon. Ещё мы никуда не денемся от ставки НДС в 20%. Вся остальная цена, по большей части, состоит из себестоимости — наша наценка составляет около двухсот рублей.

Конечно, с оптовыми поставками или собственным производством математика могла стать более соблазнительной. Если у нас всё будет совсем плохо, за 50 рублей нам вернут толстовки или за 20 — уничтожат.

Что дальше

Во втором материале расскажем, каким образом устроен процесс регистрации и документооборота, как подготовить свои товары к выходу на маркетплейс, и какие варианты логистики существуют.

А пока — можно прикупить себе любой мерч из этой статьи.

0
209 комментариев
Написать комментарий...
Агент Моссада

Очень грустно и безвкусно. Не ожидал мерча совсем, но предполагал, что он мог быть лучше

Ответить
Развернуть ветку
Миша Тепловодский

Покажете пример весёлого мерча?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Чуль

Лови)

Ответить
Развернуть ветку
Федор Конь

А где такое купить?

Ответить
Развернуть ветку
Розарио Агро

Класс!

Ответить
Развернуть ветку
Khabib96

80% мерча унылое говно
20% вкусовщина

Ответить
Развернуть ветку
Kristian Krayt

Ну какой бренд, такой и мерч. Свинячьи цвета, нелепое название и смена курса на стандартное сми: в этом весь бывший ЦП. Не говоря о рекламе Ozon'a таким вот способом.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Shiryaev

Вообще-то розовые цвета это цвета бизнеса, а не свинячие, вы разве не знаете?

Ответить
Развернуть ветку
Khabib96

не свиняячий, а оптимистичный пинк! (с)

Ответить
Развернуть ветку
Denis Shiryaev

Лососевый – это цвет потенциальной выгоды, как говорил Стив Джобс

Ответить
Развернуть ветку
Khabib96

нет причин не доверять человеку пишущему с айфона

Ответить
Развернуть ветку
Denis Shiryaev

*Лососевого цвета айфона

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Khabib96

у до\\\дя скорее magenta

Ответить
Развернуть ветку
Katty Rebel

спасибо,что написали это за всех

Ответить
Развернуть ветку
S.Z
Ответить
Развернуть ветку
Вадим Божинов

Тут скорее то, что мерч не обязан дословно интерпретировать лого или оригинальную айдентику, особенно если она условная. Всегда можно подойти свежо и чтобы это спровоцировало спрос. Понятное дело, что никто не просит от мерча vc уровня дизайна (это пример) Black Squad или мерча Кодака, но можно было бы чуть больше оригинальности приложить

https://www.pinterest.ru/hellobozhinov/merch-references/

Ответить
Развернуть ветку
Миша Тепловодский

Не могу сказать, что после ссылки пожалел о несделанных шагах.

Есть интересные вещи (особенно футболки), но это только с точки зрения дизайна. В производстве это сложно, дорого и очень долго, с большими вопросами по практичности и повседневности.

Ответить
Развернуть ветку
Khabib96

"на...й нам не нужон этот мерч ваш.ави"

Ответить
Развернуть ветку
S.Z
Ответить
Развернуть ветку
Stas Sokolov

Вот жеж ;)

Ответить
Развернуть ветку
206 комментариев
Раскрывать всегда