Как технологии помогают ритейлу в период пандемии
COVID-19 застал мировую экономику врасплох. Ещё в марте эксперты ООН оценили годовой ущерб от вспышки заболевания коронавирусом в 2 триллиона долларов. Судя по всему, это не окончательный прогноз. Пандемия ударила по всем сферам, включая ритейл, которому в экстренном порядке пришлось адаптироваться под новые правила игры. И в этот момент оказалось, что лучше всех чувствуют себя те компании, которые активно вкладывались в IT и инновации. Почему так?
Коронавирус против ритейла
В крупнейших европейских розничных сетях продажи упали на 70% и более. Согласно исследованию компании Alvarez & Marsal, если ситуация с коронавирусом не улучшится в ближайшее время, примерно половина непродуктовых ритейлеров Великобритании просто перестанут существовать. Если только не станут более гибкими в плане использования инновационных технологий. Ведь наибольший подъём в период всеобщей изоляции испытала сфера e-commerce. В США, например, продажи в онлайн-магазинах за первые две недели марта выросли на 56%, в странах Европы этот показатель колеблется от 30 до 45%.
В России сильнее всех пострадал fashion-ритейл, который массово закрывает торговые точки и, судя по всему, не сможет пережить пандемию без поддержки государства. Крупные непродовольственные ритейлеры, например, компания Спортмастер, оперативно перешли на рельсы e-commerce и успешно наладили доставку товаров на дом. Но далеко не у всех компаний есть для этого необходимые ресурсы и техническая база. Кто-то оказался лучше подготовлен к цифровизации, а кто-то был застигнут коронавирусом врасплох.
Инновации Amazon
Мир всё больше становится похож на постапокалиптическую видеоигру Death Stranding, в которой отважные курьеры доставляют ценные грузы изолированным в подземных бункерах людям. Американский торговый гигант Amazon, похоже, давно готовился к чему-то подобному. Сегодня он доставляет своим покупателям на дом миллионы товаров, включая свежие овощи и фрукты прямо с грядок. Но одной лишь доставкой онлайн-ритейлер не ограничивается. В его арсенале немало современных технологий, которые как нельзя кстати пришлись в разгар коронавирусной пандемии.
Как бы грамотно ни была налажена доставка товаров покупателям, за кадром продолжают работать сотни тысяч сотрудников Amazon. Как сделать их работу безопаснее при помощи технологий? Во-первых, это умные склады и сортировочные центры, где роботы выполняют часть рутинных операций. Они наполняют полки склада товарами, сканируют и перевозят грузы с места на место, чтобы подготовить их к отправке конечным покупателям. Это позволяет сотрудникам избежать лишней беготни по помещениям и свести к минимуму контакты между ними.
Ещё в 2016 году был запущен экспериментальный проект Amazon Go — сеть из 26 частично автоматизированных магазинов без кассиров и очередей. Сложная система из массива сенсоров, камер с технологией компьютерного зрения и алгоритма глубокого машинного обучения идентифицирует покупателей на входе, а затем отслеживает, какие товары они кладут в свои корзины. На выходе нужная сумма просто списывается с их банковского счёта. Просто, быстро, минимум контактов с обслуживающим персоналом и нет надобности стоять в очереди, подвергая риску своё здоровье. Всё дорогостоящее оборудование окупается всего за два года. В ближайшее время Amazon планирует открыть ещё 1000 таких магазинов.
Как оказалось — быть инноватором и внедрять экспериментальные технологии для повышения эффективности бизнес-процессов порой очень выгодно. Пока большинство торговых сетей стоит перед выбором — использовать в своей работе автоматизацию и инновации или просто свернуть работу и закрыть двери, Amazon продолжает зарабатывать огромные деньги. С другой же стороны в целесообразность инноваций Amazon в условиях пандемии верят не все IT-эксперты:
Российский подход
Крупнейшие российские ритейлеры тоже не боятся экспериментов. Компания X5 Retail Group, которой принадлежат рознично-торговые сети «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Карусель», внедряет в свои бизнес-процессы инновационные технологии, но делает это более аккуратно и последовательно. Чаще всего пилотные проекты обкатываются сначала внутри компании на своих сотрудниках, и лишь если они докажут свою состоятельность их делают доступными широкой аудитории. В итоге из более чем 1100 инновационных проектов в работу были запущены только около 140. В период пандемии некоторые из них могут прийтись весьма кстати. Кроме того, уже сегодня 94% персонала X5 трудится удалённо, что наглядно демонстрирует хорошую подготовку компании к переходу на дистанционный режим работы.
Уже несколько лет X5 Retail Group экспериментирует с магазинами самообслуживания, где покупатель сам проводит товары через сканер, избегая очередей и контактов с кассирами. Не Amazon Go, конечно, но где-то очень близко. Или, например, решения из области больших данных и машинного обучения, когда с помощью сети камер осуществляется автоматический контроль наполненности полок, а также мониторится свежесть овощей и фруктов. Есть и более «диковинные» для отечественного рынка технологии. Например, обучение новых сотрудников с помощью виртуальной реальности без необходимости контактировать с тренерами и реальными покупателями. Или внедрение электронных ценников на основе технологии E-Ink. Всё это в совокупности позволяет значительно сократить нагрузку на персонал, тем самым меньше подвергать риску их здоровье.
В условиях пандемии по-прежнему хорошо чувствует себя сеть магазинов доставки продуктов питания «Утконос». Благодаря введенным в стране карантинным мерам выручка компании за первый квартал 2020 года увеличилась на 34,5% и достигла рекордных 3,33 миллиардов рублей. Ритейлеру есть чем гордиться в плане технологий. Официальное мобильное приложение предлагает пользователям адаптированную онлайн-витрину, возможность выбрать временной интервал доставки, отслеживание курьера на карте, голосовой поиск и поиск товара по штрих-коду. Покупатели оценили приложение по достоинству — на свои смартфоны его установили себе более 800 000 человек. Важную роль в работе ритейлера играет Data Science. С помощью больших данных «Утконос» предотвращает отток клиентов, изучает покупателей, персонализирует предложения, формирует цены и прогнозирует спрос, что особенно актуально в условиях нарушенных из-за коронавируса поставок.
Один из ведущих российских ритейлеров ПАО «Магнит» планирует оснастить свои магазины системой бесконтактной оплаты SELFIETOPAY. Терминалы оплаты сканируют лицо покупателя и списывают необходимую сумму с его счёта. Это избавит людей от необходимости использования бумажных купюр, пластиковых карт и от контактов с кассирами. Тестирование технологии началось в нескольких магазинах ещё в 2019 году. Сегодня SELFIETOPAY уже используют в пиццериях сети Papa John’s и кофейнях Cofix. Магнит также осуществляет полномасштабную цифровую трансформацию на базе программных решений немецкой компании SAP. Цифровизация затронет всё, начиная от автоматизации финансов и товародвижения, заканчивая прогнозированием спроса и управлением ассортиментом.
Что будет дальше: мнение экспертов
Никто не мог даже предположить, что всё всё произойдёт настолько быстро. Мир стремительно меняется на наших глазах. И ритейл-компании вынуждены становиться более гибкими, подстраиваясь под эти изменения. Им нужно быть максимально мобильными, иметь возможность перейти на дистанционный формат работы сотрудников, автоматизировать часть бизнес-процессов и в итоге уйти из оффлайна в онлайн. Что об этом думают руководители IT-компаний, которые создают программные решения для ритейла?
Фуд-ритейл в условиях самоизоляции вырос в 3–4 раза. Но из-за возросшего количества онлайн-заказов увеличились сроки доставки и ухудшилось общее качество сервиса. Ожидаемое время доставки — ключевой момент в формировании лояльности потребителя. Если заказ доставили позже, нахамили, нагрубили, клиент несколько дней в неведении, где его заказ находится, а в службе поддержки ему не могут помочь — в следующий раз он просто закажет в другом магазине. Привлечение пользователя стоит достаточно дорого, оно, как правило, не окупается с первой покупки. Именно поэтому интернет-магазину выгодно, чтобы пользователь осуществил много покупок. А стало быть, был лоялен.
Именно в период пандемии перед многими компаниями открываются совершенно новые возможности. Чтобы выстраивать персональное взаимодействие с покупателями ритейлерам сейчас следует обращать внимание на те задачи, которые раньше решить было просто невозможно. Какие именно технологии будут особенно востребованы в ближайшее время?
Какой бы непростой ситуация не выглядела со стороны, эксперты сходятся в одном: будущему ритейла ничто не угрожает. Постепенно доля товаров, приобретаемых и доставляемых дистанционно, будет расти, а рынок — активно развиваться. Сегодня важнее всего становятся технологии, связанные с данными: использование машинного обучения и Big Data, продвинутая аналитика для динамического ценообразования, прогнозирование спроса и изучение покупательской аудитории, персонализированный маркетинг и повышение эффективности бэк-офиса.
Следует понимать, что уровень существующих технологий постоянно растёт вместе с порогом вхождения в e-commerce. И уже через несколько лет из-за высокого уровня требующихся знаний войти в эту сферу будет очень непросто. Опять же, в выигрышном положении окажутся те ритейлеры, которые начали развиваться в этом направлении раньше остальных. Те, кто не боится экспериментировать и осуществляет активную цифровизацию и автоматизацию своих бизнес-процессов.
Об экспертах
Александр Калинин — директор и совладелец компании Sibedge. Входит в совет правления ассоциации РУССОФТ и координирует её комитет по сервисной индустрии.
Станислав Елисеев — директор и основатель компании USERSTORY. С 2005 года создаёт программное обеспечение для «КДВ групп», Media Markt, «Ростелеком» и многих других.
Мы работали с "экспертами" из Sibedge год назад...
Еще та шарашка, как будто бизнес из 90х), побыстрее сделать, получить деньги всеми правдами и не правдами и свалить.. А потом то что они сделали можно подтереться и выбросить. Мы остались крайне недовольны сотрудничеством, если это конечно можно было назвать сотрудничество.
А автор статьи работал в Sibedge в качестве главного продажника... Писали бы сразу статью от компании. Но тогда бы нельзя было написать ЭКСПЕРТ :)
Вот у них весь такой бизнес... в таких лазейках, пытаются кого-то обмануть...
Евгений, во-первых, мы работали с вами не год назад, а в 2020-ом, о чем есть документальное свидетельство. Во-вторых, переманивание наших сотрудников в проекте противоречит нашим нормам, поэтому Ваше сегодняшнее недовольство, хотя может быть для вас уместным, для нас не является объективным. При этом мы открыты и готовы к сотрудничеству, которое не нарушает деловые нормы. Желаем Вам успехов!
Во-первых, вы меня с кем-то путаете. Мы работали с вами именно в 2019. Как видно в 2020 вы не поменялись.
Во-вторых, мы не занимались переманиванием, смотрите пункт 1.
В-третьих, ваши сотрудники не являются рабами и имеют полное право решать, где они хотят работать. Ваше отношение к сотрудникам показательно то как вы подходите к бизнесу.
С вами сотрудничать больше никогда не будем и другим не советую Sibedge.
По тайм материалу вы обманываете, накручиваете часы и мы вас на этом ловили. А по фиксу вы делаете не качественно, постоянно переключаете разработчиков с проекта на проект, сроки не выдерживаете, тестирование никакое одного джуна подключают на команду из 5-6 разработчиков, лидов в команде нет и тд. При чем общались с партнерами, которые стали друзьями по несчастью и их тоже угораздило сотрудничать с вами. Так они сказали, что им пришлось даже доводить до судебных разбирательств с вами, которое они выиграли.
Рыба гниет с головы, какой топ-менеджмент, такой и бизнес.
Вам же не буду советовать успехов, так как вы только вредите IT сектору. Лучше бы другие ребята заработали.
Деловой этикет — это не про «рабство». Это система принципов и правил профессионального поведения людей в деловой сфере. Наша позиция — это взаимовыгодное сотрудничество и открытый диалог. Любопытно, что даже сейчас вы НЕ называете компанию и проект, на который ссылаетесь, и продолжаете приводить необъективную информацию о компании. Вы пишете: «Так они сказали, что им пришлось даже доводить до судебных разбирательств с вами, которое они выиграли.» — это откровенная ложь. Судебные дела есть в открытом доступе, вы не найдете факта подтверждающего ваше суждение. Нам очень жаль, что вы используете подобные методы. Невзирая на вашу коммуникационную стратегию, если у вас все еще остались неразрешенные вопросы и вы открыты к диалогу — просим писать/звонить лично, мы готовы выстраивать конструктивный и открытый диалог. Контакты не изменились. Благодарим за внимание и успехов!
Как там это называется в ФАС, "картельный сговор" или как. Когда шарашки типа FAANG договариваются не брать сотрудников друг друга или откровенно клеветать прозванивающей хрюше что сотрудник так себе и не справляется, хотя он ночами сидит за бесплатно чтобы к дедлайну успеть. Рубиус тоже на своих конференциях запрещает хантить. Совок какой-то - конкуренции ребята боятся т.к. условия работы стёмные и все лиды сваливают в Москву в нормальные компании.
Вторая контора тоже недалеко ушла. Походу в этих шарашках полгорода ит-шников поработали. Судя по отзывам, сбегают через полгода от туда. Работают по принципу нанять фрилансеров/студентов в чёрную/серую и продать их как сеньоров с 20 летним опытом, а потом кинуть этих самых сотрудников. К сожалению, деректор ещё параллельно поработал в продуктовой компании делающей печеньки из зимней вишни и сухарики где построил процессы по образу и подобию своей аутсорс конторы попутно проталкивая свои проекты на подряды и переманивая сотрудников. В итоге внедрили примерно такую систему:
Выставляется оценка на задачу менеджером, допустим 4 часа. Естественно разработчиков никто не спрашивает что они думают. Если вдруг каким-то чудесным образом он сделает задачу за 3 часа, то и оплачивается 3 часа и 1 час не в счёт, бонуса за проактивность нет. Соответственно, оценка по следующим задачам тоже будет урезана и сотрудник выгорит и уволиться, но это уже другая история. Если вдруг сотрудник делает задачу за 5 часов, то этот час не оплачивается, и будет типа штраф. В итоге всем наплевать на качество, главное уложиться в оценку. Заметил баг - и фиг с ним, пока будешь его чинить - куча времени пройдёт. Понимаю такой бред есть в аутсорсе, то переносить это в продукт - моветон.
У нас руководство решило тоже перейти на дистанционку на постоянной основе. Мир стал другим, приходится подстраиваться
Подобные эксперты пару лет назад на конференциях и в соц. сетях говорили примерно следующее (или их замы, эйчары и помощники и т.п.): "мы с недоверием относимся к удалённым сотрудникам, мы боимся их брать, мы не оформляем их по трудовому договору и держим их просто как фрилансеров в чёрную!".
Они же сейчас: "Удалёнка не так страшна. Все на удалёнку! Иххху, эвакуируем офис! Но оформлять по ТК мы всё равно не будем, ибо зачем платить страховые отчисления если чел живёт за 2000 км в Мухосранске!".