Как интернет-магазин сэкономил в два раза на веб-разработке, отказавшись от инхауса

Рассказываем, как мы, Hawking Bros, помогли крупному онлайн-ритейлеру завершить затянувшийся перезапуск интернет-магазина, увеличить его производительность и отказоустойчивость при средней посещаемости в 75 000 пользователей в сутки.

Сантехника-Онлайн.Ру — это лидер рынка по продажам сантехнических товаров, входит в топ-50 интернет-магазинов России по версии Data Insight. На момент начала работы с нами у клиента уже было две параллельно существующие версии интернет-магазина: старая и новая.

Прежнюю не вывели из эксплуатации, потому что свежая не до конца отвечала требованиям компании. Быстро завершить разработку оказалось непросто из-за разветвленной системы внутренней проверки и согласований: у Сантехники-Онлайн была собственная команда разработки, тестирования и аналитики. На согласование каждой итерации уходили недели — обычная ситуация в enterprise-разработке. В результате к запланированной дате запуска часть решений попросту устарела, зато прибавился груз задач и предложений, которые возникли после ввода в эксплуатацию нового сайта. Привет, порочный круг согласований и обсуждений, который приносит столько боли, но без которого крупному проекту не выжить.

У нас был большой инхаус, который работал над новой версией интернет-магазина. Однако возникали проблемы на многих этапах разработки: как при постановке и приоритезации задач, так и при администрировании процесса разработки. Остро ощущалась нехватка менеджмента на проекте и знаний по управлению многочисленной командой. Это вылилось в определенные финансовые издержки. В итоге руководство нашей компании поставило задачу о переводе большей части разработки на внешних экспертов.

Евгений Сахаров, IT-директор Сантехника-Онлайн

Так выглядела схема работы над проектом и контроля задач

Тем не менее новую версию интернет-магазина запустили, и какое-то время обе площадки делили между собой трафик, что создавало определенные неудобства как для покупателей и дилеров, так и для сотрудников самой компании.

На этой стадии мы и включились в игру. Силы внутренней команды разработки клиент бросил на завершение миграции в облачную IT-инфраструктуру, а мы взялись перезапускать интернет-магазин, взяв на себя фронт, бэк и техподдержку. Стратегию и цели проекта разрабатывал IT-отдел клиента, на нашей стороне было составление конкретного плана тактических действий по направлениям работ.

Мы занимались оптимизацией затрат и ресурсов для разработки. При этом мы не демпинговали и не снижали цену в ущерб себе или клиенту. На проекте была возможность сократить объем трудозатрат. Вопрос был лишь в том, удастся ли клиенту и нам за пару первых месяцев работы частично перестроить процессы, особенно менеджмент, прием и отгрузку итераций правок.

Выбор в пользу 1С-Битрикс

В качестве CMS использовался 1С-Битрикс, который был сильно кастомизирован, что повысило его гибкость и производительность. Поддержание интернет-магазина в живом состоянии постоянно требует тестирования гипотез, внесения корректировок и точечных исправлений. Если все это делать с помощью разработчиков, то о нужной скорости можно забыть. Кроме того, часы ценных специалистов тратятся на мелкие задачи. Поэтому мы расширили функциональность, и теперь контент-менеджеры могут быстро настраивать блоки и обновлять информацию на сайте самостоятельно.

Помимо этого, сотрудники уже много лет работали на Битриксе и привыкли к его интерфейсам. «Переезжать» они не хотели, поэтому мы решили просто расширить возможности текущей CMS.

Интеграции

У Сантехники-Онлайн бОльшая часть оплат и транзакций совершается онлайн — в офлайне функционируют только пункты выдачи. Кроме того, речь идет о высоконагруженном интернет-магазине. А как гласит русская народная поговорка, где видишь ecommerce, там жди интеграций.

  • Интеграция с 1С, откуда в режиме реального времени и в порядке очереди приходят данные с обновлениями. Процесс непрерывный, так что за актуальность информации в карточках товаров и в целом на сайте можно не беспокоиться. И это даже несмотря на то, что в каталоге компании десятки тысяч позиций.

  • Интеграция с системой доставок транспортной компаний ПЭК.

  • Интеграция с почтовыми сервисами, в частности, Mindbox.
  • Интеграция с сервисами рассылок (SMS, e-mail).
  • Интеграция с Яндекс.Маркет.
  • Телепорт и GTM (Google Tag Manager). Оба инструмента нужны отделу маркетинга для сбора данных о поведении пользователя.

  • И Sphinx — инструмент для быстрой и точной фильтрации и поиска в каталоге. Его возможности используют крупные компании вроде Superjob и Avito для настройки умного поиска, учитывающего написание слов с ошибками, сокращения, дробные числа, словоформы, синонимы и т.п.

Методология работы

Методологию мы строили, исходя из нескольких условий:

  • Будут незапланированные задачи. И их будет много, так как это крупный интернет-магазин, где команда постоянно тестирует гипотезы и старается улучшить конверсию.

  • Нужно строить понятную для клиента отчетность и не превращать срезы по результатам в формальные встречи, а также не теряться в задачах и правильно их приоритезировать.

  • Скорее всего, на отдельных этапах понадобятся дополнительные мощности и ресурсы, значит, на проект подключат новых специалистов. Тут мы прикрыли тыл умением быстро масштабировать команду.

С первым пунктом все оказалось так, как мы и предполагали. За неделю число незапланированных задач могло достигать нескольких десятков. Для интернет-магазина это нормальная ситуация, разработчику нужно просто быть к этому готовым. Дополнительные таски как раз относились к категории конверсионных: скажем, исправить баг в форме регистрации. Такие задачи надо быстро внедрять и выносить на бой, а еще нужно сделать процесс разработки не только оперативным, но и гибким, чтобы каждый участник проекта понимал, что происходит и чтобы задачи из разряда «надо вчера» не вытесняли стратегические.

Наиболее эффективным методом оказались недельные спринты: чем короче спринт, тем чаще выходят релизы и быстрее можно получить обратную связь. Это, в свою очередь, дает возможность скорректировать направление работы, опираясь на пользовательские инсайты и фидбек от клиента.

Код-ревью также частично перешел к нам. Это позволило не создавать очередь задач на стороне клиента и не наращивать технический долг. Под нож пошел и первоначальный объем тестирования, так как оно проводилось слишком часто.

Раз в две недели мы встречались очно с топ-менеджментом компании. Встречи проходили в формате рабочей группы — мы разбирали репорт с прошлой встречи и намечали дальнейшие шаги. Таким образом, работала система кросс-контроля по выполнению задач. Клиент проверял нас, мы — его.

Пример репорта

Принципы управления проектом

Помимо этого мы помогли заказчику разобраться с тикетовой системой. Команда проекта и задачи существовали в 2 трекерах одновременно: Битрикс24 и YouTrack. Из-за этого таски дублировались, не всегда было ясно, какие задачи в работе, а какие сдвинуты по сроку. Да и в целом, тяжело вести учет и контроль задач одинаково эффективно в двух системах. Принимайте во внимание и тот факт, что одинаковые задачи ставились разными людьми и содержали разные формулировки. Отслеживать дублирование приходилось вручную.

Продолжать работу в двух системах было бессмысленно, и мы отказались от Битрикс24. Он остался для внутренней коммуникации клиента. Задачи по разработке сайта стали обрабатываться менеджером со стороны Сантехника-Онлайн и переноситься в YouTrack, где мы использовали Канбан и ввели приоритезацию по таскам. Параллельно мы вели ежедневную отчетность в Google-таблицах. В отчете у нас рассчитывалось процентное соотношение по задачам по стадиям работ и объем потраченных и запланированных человеко-часов. Клиент всегда видел полную и прозрачную картину того, что происходит на проекте, какие задачи закрыты, какие еще в работе.

Кроме того, для отдельных крупных задач мы использовали диаграмму сгорания. Затем мы внедрили накопительную диаграмму потока (CFD). Последняя позволяла быстро оценить и понять, на каком этапе работы скапливается больше всего задач.

Диаграмма сгорания, реальный пример с проекта

В месяц на сторону клиента передавалось около 200 задач, такое же количество поступало в разработку. Чтобы обрабатывать такой поток, использовался Канбан-метод. Задачи распределялись по статусам и приоритетам между свободными исполнителями, принимались, синхронизировались. В течение дня на сторону клиента регулярно передавались закрытые задачи.

Алексей Нефедов

, менеджер проекта

Еще одна особенность проекта — неравномерное распределение нагрузки. Были месяцы, когда мы вырабатывали по 300 часов, а бывало и так, что это число достигало 1500. На этот случай мы быстро масштабировали команду: задействовали дополнительного фронта, бэка или сразу нескольких специалистов, которые быстро погружались в проект. Это позволяло за считанные дни увеличить количество вырабатываемых часов без потери качества.

Команда Hawking Bros также умеет быстро масштабироваться: у нас наблюдалась острая нехватка персонала в осенние месяцы, когда была самая большая загрузка по веб-разработке. HB, благодаря быстрому подключению дополнительных специалистов, всего лишь за месяц увеличила объем вырабатываемых часов в 2 раза.

В целом, грамотные принципы менеджмента со стороны Hawking Bros помогли нам упорядочить внутреннюю и внешнюю веб-разработку.

Евгений Сахаров, IT-директор Сантехника-Онлайн

Результаты

За год мы перезапустили основной канал продаж компании с расширенной функциональностью и постоянной актуализацией данных. Теперь у компании одна площадка для взаимодействия со всеми потребителями. Кроме того, мы помогли клиенту упорядочить работу на проекте и выстроить понятный и прозрачный процесс взаимодействия внутренней и аутсорс-команд.

Если сравнивать годовую сумму контракта с нашей компанией и расходы на содержание внутренней команды (заработная плата, онбординг специалистов и т.п.), то экономия клиента составила 50%.

Хочу поблагодарить всю команду Сантехники-Онлайн и отдельно СТО компании, Евгения Сахарова. Спасибо за умение слушать и слышать, а также за гибкость в работе с нами и доверие. Мы любим сложные проекты, благодаря которым можем показать, на что мы способны. Особенно в плане менеджмента, масштабирования команды и управления сроками.

И респектую нашей команде, задействованной на этом проекте. Ребята, горжусь вашим умением адаптироваться к меняющимся условиям без потери качества. Благодаря этому нам и доверяют такие крутые проекты.

Егор Сизяков, управляющий партнер Hawking Bros

Если есть желание обсудить кейс, высказать свое мнение или пообщаться, пишите в telegram: @sizyakov (Егор Сизяков).

0
23 комментария
Написать комментарий...
Alexander Inkognito

я понял из статьи что it директор не смог настроить работу отдела разработки и разработка погрязла в бюрократии...

Ответить
Развернуть ветку
Макс Мухарёв

Да, похоже, что разработку инхаус просто зарубили. Судя по описанию доверия специалистам не было, как и свободы действий. При этом продукт у сантехники-онлайн долгие годы выглядел достойно. И раньше команда явно справлялась с задачами хорошо.

В связи с этим вопросов по тексту возникает огромное количество. Почему разрабатывали новый проект, а не развивали старый? Почему не справились с организацией внутренней разработки? Почему решили поменять шило на мыло? Почему решили, что внешняя разработка лучше, чем изменение процесса принятия решения? И т.д.

Крайне любопытно как смогли при этом подружиться с внешними исполнителями. И как смогли работу принять, вообще. Сайт запустили новый?

Очень похоже по статье, что в компании серьезные сложности в организации работы отдела ИТ. А когда ИТ-компания не может организовать ИТ... Это фиаско.

Ответить
Развернуть ветку
Hawking Bros
Автор

Сантехника-Онлайн — это, в первую очередь, ecommerce с развитым офлайном, а не IT-компания. Многие ведущие игроки на рынке привлекают внешних подрядчиков для закрытия N-ого объема работ, и это совсем не говорит о том, что они не могут выстроить у себя процессы.

Старый сайт вывели из эксплуатации, потому что он устарел по дизайну и с технологической точки зрения, был сложен и дорог в поддержке из-за большого количества легаси-кода. Лучшим вариантом была именно разработка нового проекта.

Ответить
Развернуть ветку
Макс Мухарёв

Посмотрел, да. Раньше очень уважал этот проект, в плане реализации и SEO. Сейчас вижу, что изменился дизайн. Внутренняя структура мне не известна, допустим, что стало лучше. Но первое же тестирование показало, что сайт с проблемами серьезными. Карточка товара не загрузилась, фото не показались, вкладки не переключаются, меню тормозит, сайт тормозит. Решение, похоже, было ошибочным. Но сложно оценить с внешней стороны это все полностью, конечно. В какой срок вы планируете его довести до стабильного состояния?

Что касается "не ИТ-компания". Я понимаю, что есть ещё логистика и много обычных оффлайн процессов. Но сути это не меняет. В компании основной процесс продаж заточен на интернет. И работа должна вестись постоянно. Создание нового легаси вместо старого - это странное решение.

Ответить
Развернуть ветку
Hawking Bros
Автор

А можете в личные сообщения тут написать, что конкретно не работает? А если скриншоты приложите, будет еще лучше.  

Ответить
Развернуть ветку
Макс Мухарёв

Направление я вам показал, откройте карточку просто. Я смотрел акриловую ванну, если отметить точнее.

Ответить
Развернуть ветку
Hawking Bros
Автор

Компания быстро развивалась, и она хотела сохранить темпы и роста. Поэтому ей и понадобился консалтинг извне по части веб-разработки. 

Ответить
Развернуть ветку
Nataniel Bampoo

Нет, просто денег на внутренний ИТ-отдел не хватило, поэтому поигрались в "ИТ-компанию" всех распустили и наняли консалтинг извне. Ну и очень много грубейших ошибок в самом начале запуска эпопеи с сайтом 2.0 - отсутсвие ПМа, решения о том, какие технологии использовать, решали хз какие люди без экспертизы. В итоге ИТ-отдел просто сожрал все деньги и закрылся.

Ответить
Развернуть ветку
Nataniel Bampoo

А ещё компания опять ищет разработчиков на hh - https://hh.ru/employer/683931.
Так что может быть аутсорс нужен был только чтобы подкопить опять денег и всё-таки свой отдел лучше. Ну надеюсь, они учтут урок от первого ИТ-отдела.

Ответить
Развернуть ветку
Громовой Никита

Могу сказать, что история из этого кейса скорее про то, как внутренняя команда создала проект, архитектуру, написала приличный код, но была очень дорогой. И эффективные менеджеры решили проявить чудеса экономичности, уволить специалистов и нанять удаленную команду студентов плохих гуманитарных вузов в качестве разработчиков (иначе качество продукта, который они выдавали, можно объяснить только какими-то клиническими отклонениями.)

Кроме того, статья наполнена откровенным враньем. Рассмотрим по пунктам:

"Силы внутренней команды разработки клиент бросил на завершение миграции в облачную IT-инфраструктуру, а мы взялись перезапускать интернет-магазин, взяв на себя фронт, бэк и техподдержку" - О чем это Вы? Ответственно заявляю, что такого не было. Новая версия была запущена целиком силами внутренней команды. 

"Стратегию и цели проекта разрабатывал IT-отдел клиента, на нашей стороне было составление конкретного плана тактических действий по направлениям работ" - Разве покрытие проекта костылями, чтобы делать задачи как можно скорее, можно назвать тактическим планом?

О каком выборе в пользу Битрикс идет речь в статье? Новый сайт был написан на собственной системе классов поверх битрикс внутренней командой. 

"Код-ревью также частично перешел к нам." Тут нужно отметить особый уровень компетенций специалистов из Hawking Bros. Редко встретишь программистов, которые не в состоянии настроить автоформатирование кода, когда им об этом напоминают месяцами. Общую бестолковость в написании кода вообще комментировать не буду. 

Количество задач, которые делали Hawking Bros, возможно, соответствуют действительности. Но я бы скорее назвал это планомерном разрушением неплохого проекта, чем созиданием. 

Ответить
Развернуть ветку
Hawking Bros
Автор

Никита, привет!

Отлично помним тебя как участника команды с-о.ру. Ты оставил хорошее впечатление как разработчик. Никогда бы не подумали, что у тебя затаилась обида на нас и твоего бывшего работодателя, и ты целенаправлено создашь аккаунт для ответа на пост.

Ты действительно считаешь, что мы не обсуждали текст кейса с нашими коллегами? Мы привыкли согласовывать такие важные моменты и в этот раз сделали тоже самое.

История про разработчика, который считает, что его код самый лучший — стара как мир. Но этот кейс не про код, а про бизнес. Еком — это огромная машина, в которой завязаны десятки служб от курьеров до внешних аудиторов. И единственное, что ведет к планомерному уничтожению проекта (бизнеса), это увлечение сотрудников процессом, а не результатом.

В любом случае спасибо тебе за комментарий и удачи тебе в твоей карьере. Повторимся: ты оставил хорошее впечатление и мы были бы рады посотрудничать с тобой на других проектах.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeniy

Печально что вы так и не разобрались, что Никита, за редким исключением, практически не писал код и занимался другими задачами, одной из которых был код-ревью, насколько я понимаю, также код-ревью "поделок" и вашей команды, поэтому доверюсь его оценке качества вашей работы.
Позволил себе вмешаться, потому что вы явно не поняли главную мысль комментария, на который пытались ответить, и перевели все в отстраненные разговоры про код, бизнес и т.д., а заключается она в том, что можно приукрашивать, но откровенно врать не хорошо, даже в интересах бизнеса. Также печально слышать, что в этом обмане века замешаны еще и ваши коллеги.

Ответить
Развернуть ветку
Hawking Bros
Автор

Евгений, думаю, мы вполне поняли, что он хотел сказать, так как имели возможность поработать вместе на проекте. И, повторимся, будь кейс с "приукрашиваниями" или "обманом века", клиент бы не дал опубликовать его. Всего доброго. 

Ответить
Развернуть ветку
Prolis Labkk

Это не тот ресурс, где про сантехника-онлайн.ру принято писать что-то хорошее.

Ответить
Развернуть ветку
Hawking Bros
Автор

Мы пишем об организации работы на этом проекте и о том, что сделали. Все основано на собственном опыте. 

Ответить
Развернуть ветку
Prolis Labkk

Ну и писали бы про работу на крупный ресурс, торгующий бракованнми сантехизделиями, читатель бы догадался о ком речь.

Ответить
Развернуть ветку
Света Ерохнович

это вам не повезло, мне все в порядке доставили

Ответить
Развернуть ветку
Имя Фамилия

Очередная статья для того чтобы продать Битрикс.

На самом деле сегодня всё больше компаний предпочитают наоборот именно инхаус команды, т.к. они работают только на них, всегда под рукой и т.д. Другое дело, что здесь судя по всему, менеджмент не смог выстроить процессы и решить кадровые вопросы.Закономерным результатом этого и стала убыточность штатной команды.

Ответить
Развернуть ветку
Hawking Bros
Автор

До кризиса многие компании предпочитали инхаус, это правда. Но вот после пошли сокращения. +За последние 10-12 лет было несколько периодов, когда все лихорадочно собирали инхаус, а затем, при наступлении очередного кризиса, сокращали его. Это цикличный процесс. Говорить, что инхаус всегда и в любом случае лучше аутсорса некорректно.

Ответить
Развернуть ветку
Имя Фамилия

Когда компания переживает трудные времена, она в любом случае будет так или иначе экономить. К слову, на аутсорсе это к сожалению то же сказывается.

Но, здесь, как я понял из статьи, другой кейс...

Ответить
Развернуть ветку
Denis K

Как свидетель этих событий просто офигиваю от написанного, но если рассматривать это чисто как пиар Hawking Bros то в общем и пофиг. Предлагаю всем поработать с ребятами, чтоб убедиться и в качестве разработки и менеджменте.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeniy

Начав читать статью испытал множество эмоций, негодование сменялось недоумением и обратно, но добравшись до конца понял, что текст юмористический, высмеивающий и доводящий до абсурда всякие приемчики недобросовестной рекламы, топорного маркетинга и неприкрытого пиара.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Сергиенко

Достаточно одного Битрикса, дальше можно не продолжать, если на входе куча Г-кода, то на выходе будет такая же куча Г-кода плюс новые баги ))))

Ответить
Развернуть ветку
20 комментариев
Раскрывать всегда