vc.ru ищет PHP Middle разработчика

Wildberries, Ozon, Goods, «Беру»: разбираем процесс продаж

Когда приходит время подключиться к маркетплейсу, с которым раньше работать не приходилось, возникают вопросы о том, какие у него есть особенности в работе с продавцами и отличия в бизнес-процессах продаж.

В закладки
Слушать

Давайте разберём ключевые различия популярных российских маркетплейсов, а также типовые шаги, через которые проходит каждый продавец, начиная продажи на маркетплейсах.

Этой статьёй мы продолжаем цикл статей о маркетплейсах, включающем также следующие материалы:

Особенности продаж на Wildberries, Ozon, Goods, «Беру»

В прошлой статье мы говорили об особенностях российских маркетплейсов и среди них выделили площадки, которые на текущий момент занимают особое место на рынке интернет-торговли: Wildberries, Ozon, Goods, «Беру». Для начала подробнее рассмотрим каждую из них.

  1. Wildberries начал развитие с формата интернет-магазина одежды и обуви, а сейчас представляет собой самый крупный маркетплейс с разнообразными товарными категориями. Оборот Wildberries, согласно отчёту компании, в 2019 году составил 223,5 млрд рублей, количество обработанных заказов достигло 164 млн. Wildberries работает по логистической схеме фулфилмент.
  2. Ozon начал работу в 1998 году как торговый-онлайн сервис для продажи книг и видео, став одним из первых онлайн-ритейлеров России. Сравнительно недавно Ozon начал работать по модели маркетплейса, предлагая не только свои товары, но и товары партнёров. Ozon предлагает работу как по схеме фулфилмент, так и по схеме продажи со склада продавца. В последнем случае продавец может доставить товар в сортировочный центр самостоятельно или воспользоваться логистикой Ozon. Компания сообщает, что оборот продаж в 2019 году составил 80,7 млрд рублей, объём доставленных заказов составил 32,3 млн.
  3. Маркетплейс goods является быстроразвивающимся проектом группы «М.Видео-Эльдорадо», он начал свою работу в конце 2017 года. В среднем на goods пользователи оформляют 5000 заказов в день. За 2019 года оборот goods вырос втрое, достигнув 6 млрд рублей. Компания запустила доставку в регионы и существенно расширила сеть пунктов вывоза заказов, доведя их общее количество до 8000. Маркетплейс в основном работает по модели «заказ со склада продавца», но уже тестирует функцию фулфилмента.
  4. «Беру» – это совместный проект «Яндекса» и «Сбербанка», который начал свою работу в мае 2018. К концу 2019 года, по данным пресс-службы «Яндекс.Маркета», оборот маркетплейса «Беру» превысил 2 млрд в месяц. Изначально «Беру» был сфокусирован на работе по схеме фулфилмента, а сейчас предлагает своим партнёрам логистическую схему «заказ со склада поставщика».

В таблице ниже представлены основные отличия четырёх упомянутых маркетплейсов, связанных с логистикой, работой с продавцами, управлением товарным каталогом и заказами.

https://rdv-it.ru/products/rdv-market/otlichiya-marketpleysov/

Как видно из таблицы, у описанных маркетплейсов есть свои особенности в работе с продавцами и отличия в бизнес-процессах продаж. Данная таблица даст представление об объёмах трудозатрат для организации продаж на маркетплейсах, в том числе необходимых для корректировки бизнес-процессов и разработки интеграции информационных систем с маркетплейсами.

Процесс продажи товаров на маркетплейсах

Процесс продаж на различных маркетплейсах по схеме «заказ со склада продавца» выглядят примерно одинаково. Типовые шаги, которые необходимо выполнять через личный кабинет маркетплейса выглядят следующим образом:

1. Управление товарным каталогом:

  • выбрать товары для публикации на маркетплейсе, исходя из маржинальности, категории, наличию и т.п.;
  • рассчитать доходность продаж на маркетплейсах, исходя из размера комиссии, розничных цен и цен конкурентов;
  • наполнить карточки товаров для успешной склейки с товарным каталогом маркетплейса;
  • выполнить склейку товаров с каталогом маркетплейса по артикулам и штрих-кодам;
  • настроить обновление товарного каталога, цен и остатков на витринах маркетплейса.

Типовой процесс подготовки и публикации товарного каталога на маркетплейсах:

2. Обработка заказов на маркетплейсах:

  • оперативно реагировать на уведомления о заказах, подтверждать исполнение заказов и сроки их доставки;
  • резервировать товары под подтверждённые заказы на собственном складе или оформлять заказы у поставщика, если товары отсутствуют на складе.

Типовой процесс обработки заказов на маркетплейсах:

3. Комплектация и отгрузка:

  • выполнить комплектацию и упаковать заказы по правилам маркетплейса;
  • подготовить сопроводительную документацию для покупателя;
  • напечатать этикетки в соответствии с требованиями маркетплейса и сформировать реестры приёма-передачи грузовых мест;
  • проконтролировать факт доставки товаров, переданных в маркетплейс;
  • принять возвраты товаров, если произошел отказ покупателя при доставке.

Есть два варианта передачи подготовленных отправлений в логистику маркетплейса: 1 — можно доставить самостоятельно, 2 — воспользоваться «нулевой милей» маркетплейса, когда маркетплейс забирает отправления со склада продавца с помощью свой логистики.

Типовой процесс комплектации и отгрузки отправлений на маркетплейс:

4. Учёт продаж и взаиморасчёты с маркетплейсами:

  • сформировать методологию учёта согласно особенностям маркетплейса;
  • вести учёт реализации товаров, отказов и возвратов, операций по программе лояльности;
  • загружать финансовые отчеты от маркетплейсов и контролировать оплаты по заказам;
  • отражать реализацию в соответствии с полученными актами об оказанных услугах от маркетплейса;
  • учесть все операции при формировании бухгалтерской и управленческой отчетности.

Маркетплейсы предлагают разные схемы расчётов с продавцами по выполненным заказам. Некоторые маркетплейсы производят финансовые расчёты сразу, в течение 1–5 рабочих дней после доставки заказа, другие выполняют расчёты по итогам продаж за месяц.

Некоторые маркетплейсы применяют программы лояльности для своих клиентов. В этом случае маркетплейсы компенсируют продавцу часть стоимости товаров, оплаченных клиентом по программе лояльности.

Типовой процесс взаиморасчётов с маркетплейсами:

В случае работы с маркетплейсом по схеме фулфилмента, процесс продаж значительно упрощается. Обработка заказов, комплектация и подготовка отправлений выполняется на стороне маркетплейса.

Кроме процессов управления товарным каталогом, продавцам необходимо отслеживать остатки собственных товаров на складе маркетплейса и периодически их пополнять. Методология учёта для работы по схеме «фулфилмент» отличаться по части учёта складских операций и реализаций от методологии учёта при работе по схеме «заказ со склада продавца».

Маркетплейсы стараются предоставить необходимые инструменты для выполнения данных процессов внутри своих личных кабинетов. Также маркетплейсы предоставляют API для автоматизации взаимодействия IT-систем продавцов с платформой. Автоматизацию можно осуществить своими силами или воспользоваться готовыми решениями партнёров. Подробнее об автоматизации работы с маркетплейсами поговорим в нашей следующей статье.

{ "author_name": "RDV Автоматизация", "author_type": "self", "tags": ["\u043c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u043f\u043b\u0435\u0439\u0441\u044b","\u0431\u0435\u0440\u0443","wildberries","ozon"], "comments": 20, "likes": 23, "favorites": 266, "is_advertisement": false, "subsite_label": "trade", "id": 137459, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Mon, 29 Jun 2020 10:04:22 +0300", "is_special": false }
Офлайн
Какие испытания ждут индустрию фитнеса после пандемии
Отрасль ждут глобальные метаморфозы: «улицы здоровья» в торговых центрах, фитнес-клубы b2b, бум онлайн-платформ для…
Объявление на vc.ru
0
20 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
3

Спасибо за таблицу, не знал, что гудс выходит на фулфилмент тоже.

Ответить
0

Пожалуйста. :)

Ответить
1

Интересная статья, осталось выбрать наиболее выгодную площадку или продавать на всех разом.

Ответить
1

Жаль нет сравнения ещё и с Ali

Ответить
0

Когда разберемся с локальными маркетплейсами, обязательно перейдем на разбор зарубежных площадок. )

Ответить
0

Тмолл — это уже локальная площадка

Ответить
1

У вас: OZON / Заведение номенклатуры / API нет
На сайте OZON: Помощь для партнеров / Загрузка товаров / Через API

Вы имели ввиду что-то другое или данные в таблице устарели?

Ответить
0

Виталий, действительно, при подготовке материала допустили ошибку. Спасибо.

Ответить
0

Важный момент. Если маркетплейс является платежным агентом, то он будет выдавать кассовый чек покупателю. Но если не является агентом, то чек должен выдавать продавец. Внимательно читайте договор.
Насколько знаю, Goods является агентом. Беру по разному, в зависимости от того, оплата онлайн или оплата при доставке.

Ответить
2

Они все сами печатают чеки или их партнеры по доставке. Кассовый чек продавец печатает только по возвратам покупателя после выкупа на платформах goods и беру. С Ozon и WB проблем нет, все сами делают.

Ответить
0

Когда заказывал в гудсе, чек выдавали от имени гудса. Но что-то похожее было в igooods, привезли продукты и выдали "чек агента" - указаны суммы, юрлицо продавец и указана комиссия площадки.

Ответить
0

В таблице написано, что для Wildberries при заведении номенклатуры можно загружать спецификации через API. Есть ли ссылка на это API или описание к нему?

Ответить
0

У wb тупой чат бот

Ответить
0

Wildberries под шумок перешли на предоплату, масса недовольных клиентов круто снизит обороты. 

Ответить
0

Предоплата, в рамках карантина уменьшает время нахождения человека в пункте выдачи, но гораздо важнее, снижает процент не выкупа. Хотя, и объем покупок тоже снижается, увы.

Ответить
0

а есть у каких либо marketplace-ов возможность безналичной оплаты? через выставление счета?

Ответить
0

Со стороны покупателя - нет, там b2c.
Со стороны продавца - там b2b, но договориться нереально.

Ответить
0

Настоятельно не рекомендую связываться с Озоном.
Это гнилая помойка совкового типа, которая любит менять правила по ходу игры и по сути может делать все что угодно с вашим товаром и деньгами. Например, может просто украсть товар со склада, может не выплачивать деньги, не предоставлять отчетных документов, а затем месяцами игнорировать обращения в службу поддержки. Служба поддержки продавцов по сути не функционирует: в личном кабинете Озона на вопросы не отвечают вообще ничего, а на фб отвечают стандартными скриптовыми отписками типа "мы передали ваш вопрос, скоро ответят".
С другими маркетплейсами я пока не имел опыта, возможно там то же самое творится.

Ответить

Комментарии