Вы случайно не PHP Middle?

Генеральный директор DNS Digital Store: «Чем больше вы представлены в офлайне, тем успешнее вы будете в онлайне»

В гостях «ПрактикаDays» Дмитрий Алексеев, основатель и генеральный директор DNS Digital Store.

В закладки

«ПрактикаDays» ─ это сообщество предпринимателей и топ-менеджеров, меняющих настоящее и создающих будущее. Мы каждый день говорим в эфирах о ритейле, технологиях и предпринимательстве с руководителями абсолютно разных компаний, от домашних стартапов до международных корпораций.

Самое главное, чего мы хотим, — смотреть шире на свой бизнес, свою работу, видеть тренды, чувствовать происходящие вокруг изменения и вместе создавать свое будущее.

В гостях — Дмитрий Алексеев, основатель и генеральный директор DNS Digital Store. Гооворим о DNS, предпринимательстве и будущем

Как в текущей ситуации обстоят дела у DNS?

По-разному. В разные моменты времени в разных частях страны ситуация отличается. Могу сказать, что мы готовились к худшему развитию событий.

У вас стандартная история: во время пандемии екоммерс вырос, а офлайн просел. После открытия офлайна екоммерс стал снижаться, а офлайн не дотягивает до прошлогодних параметров?

В среднем, наверное, это так. Есть волнообразные эффекты, когда, например, правительство выдает деньги на ребенка, к нам их приносят, и мы этому очень рады.

Рассчитываете ли вы по итогам года выполнить намеченный план?

Думаю, что такая вероятность есть.

Какой у вас прогноз на второе полугодие?

Независимо от ситуации на рынке, самое главное для нас — быть полезными клиентам, удовлетворять их потребности и делать это лучше, чем другой сервис на рынке.

С точки зрения экономической ситуации в стране, есть два тренда: пандемия не пройдет бесследно, и экономика будет ухудшаться. В результате мы получим следующие эффекты — сырье будет дешеветь, и денег будет меньше.

При этом для нашей отрасли есть положительные моменты в том, что сейчас к нам приходят те деньги, которые раньше люди тратили на поездки и развлечения.

Второй тренд — экономика может перераспределиться. Сложно сказать, какой тренд станет доминирующим. Я оптимист и надеюсь, что экономика перераспределится. Сложно давать прогнозы, надо быть готовым к любой ситуации.

У вас выжидательная стратегия: действовать по ситуации без резких движений?

Для такой крупной компании, как DNS, сейчас это универсальная тактика. Мы слишком большие для того, чтобы делать любые резкие движения, но при этом понятно, что необходимо реагировать на ситуацию. Наша задача — не совершать резкие движения, а сохранить гибкость, чтобы адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.

За последние месяцы были ли приняты какие-то интересные решения?

Я считаю, что в кризис выигрывает не тот, кто быстрее подсуетится, а тот, кто изначально был адаптивный и «без гирь» на ногах. Одним из плюсов нашей компании является гибкая и распределенная система: люди на местах могут принимать решения и они старались адаптироваться в зависимости от того, что происходило в той или иной части нашей страны. Ситуация в каждом регионе разная.

Мы работаем в 800 городах, поэтому на ситуацию нужно было реагировать гибко. Где-то нужно было отреагировать на изменения в логистике, где-то — на сложности в производстве. Это рабочие моменты, поэтому не могу сказать, что мы ввели какое-то ноу-хау.

Сейчас многие компании вынуждены работать с «гирями» не только на ногах, но и на руках, и на шее. У некоторых компаний — это большая кредитная нагрузка или обязательства перед поставщиками, у других — необходимость расти быстрыми темпами. В текущей ситуации многие оказались заложниками, поэтому вынуждены принимать быстрые решения. Время принятия решений очень сильно сократилось.

Я не соглашусь, что сократилось время принятия решений. Быстро принимать решения нужно было не только в кризис, но и полгода, год и два года назад. Бизнес — это всегда про быстрые решения. Необходимость быстро принимать решения — это не феномен кризиса.

Да, не феномен, но многие компании оказались не готовы к кризису. В вашей же компании уникальная система управления...

Я не соглашусь, что у нас что-то уникальное. Я убежден в том, что большая компания не может управляться в ручном режиме, поэтому система распределения полномочий и принятия решений — это важное качество для любой большой компании. Это требование рынка и, находясь в рыночной ситуации, нельзя работать по-другому.

Если говорить о екоммерс-составляющей вашего бизнеса, выросла ли для вас значимость этого направления?

Что такое екоммерс в вашем определении?

Екоммерс — это технология, которая позволяет ритейлу «достучаться» до своей аудитории при помощи разных каналов и создать удобное пространство для удовлетворения ее потребностей. Насколько фокус вашей компании сместился в сторону е-комм технологий?

Если бы мои московские коллеги так часто не спрашивали меня про екоммерс, я бы не знал о его существовании. Дело в том, что мы выросли из среды специализированного бизнеса, который позже стал ритейловым, поэтому у нас интернет присутствовал всегда.

Мы всегда стремились сделать максимально привлекательным наш сервис, включая услуги через интернет. Где начинается и где заканчивается екоммерс, я не всегда понимаю.

Я до сих пор не знаю, сколько составляет наша доля онлайн-продаж, потому что видов такого взаимодействия много: сделал заказ через интернет, забрал сам или через доставку. Или смотрел на сайте, а потом приехал в магазин и купил. Сценарии очень разные.

Планируете ли вы сокращать свою офлайн-сеть?

Специально для ваших зрителей я поделюсь инсайтом: я придерживаюсь мнения о том, что большинство заклинаний из области екомма произносятся для московских инвесторов с целью развести их на деньги.

Волшебное желание всем сделать свой маркетплейс — это из области предпринимателей, которые хотят быстро получить деньги. Мне кажется, что клиентам никакой маркетплейс не нужен.

В чем «фишка» цифровых технологий, которые грех не использовать любому предпринимателю (независимо екомм или нет) — все, что вы делаете в цифровой среде для 1 клиента, вы можете сделать для 100, 1000 или миллиона клиентов.

Количество затрат, если и вырастет, то непропорционально росту количества контактов, которые вы можете обеспечить в цифровой среде. То есть масштабируемость и эффект от масштаба очень большие.

Если говорить о доставке — чем больше вы делаете доставок, тем затратнее вам будет обходиться единичная услуга. У доставок отрицательные масштабируемость и эффект от масштаба. Отрицательный эффект от увеличения количества доставок съест весь эффект от цифровизации бизнеса. Поэтому мой совет — смотреть не на хайп, а на суть происходящих процессов.

Мы не собираемся сокращать свое присутствие в офлайне. Мой совет: для создания максимально успешного онлайн-бизнеса будьте максимально в офлайне.

То есть в ближайшем будущем DNS не станет маркетплейсом?

Я считаю, что это актуально для московских инвесторов. Так как мы не в Москве и у нас нет инвесторов, к сожалению, мы не станем маркетплейсом.

Вы не считаете конкурентами те компании, которые позиционируют себя как маркетплейсы и продают электронику?

Конечно, они оказывают влияние на рынок, но это больше про хайп, чем про суть бизнеса.

Кто в ближайшие годы будет вашим основным конкурентом? «М.Видео», «Ситилинк»?

Хорошо, чтобы было еще больше компаний, которые составляли бы конкурентную среду. Возможно, степень концентрации бизнеса бытовой техники и электроники слишком большая, и было бы хорошо, если бы появилось больше игроков.

Мы за конкуренцию, с большим уважением относимся к нашим коллегам. Мы считаем, что они помогают нам вести бизнес, и мы учимся чему-то новому.

Если бы вы получили 100 миллиардов инвестиций, что бы вы сделали?

Я бы их не брал.

Сейчас в Москве повсеместно появляются новомодные решения вроде цифровой трансформации розницы. От этого у больших и маленьких компаний меняются стратегии. Какова стратегия DNS? Кем вы будете через 5 лет?

Наша основная задача — не потерять контакт с действительностью, сохранить гибкость и подвижность в принятии решений. Я не верю в хитрые планы, в которых можно спрогнозировать развитие на 5 лет.

Есть вопрос от интернет-магазина электроники: откуда такой снобизм к екомму? Вы традиционный розничный крупный игрок и в этом вы прекрасны, но есть компании, которые наоборот выросли из интернета и хорошо в нем себя чувствуют.

В каком-то смысле и мы выросли из интернета. У меня нет никакого снобизма. Я рад за всех, кому удается вести бизнес в интернете и за его пределами. Просто считаю, что не нужно вестись на хайп.

Что вы посоветуете классическим интернет-магазинам, у которых нет офлайна?

Чем больше вы представлены в офлайне, тем успешнее вы будете в онлайне. Мой совет классическим интернет-магазинам: думайте не о том, офлайн вы или онлайн, а думайте о вашем покупателе и что вы можете сделать для него, чтобы он любил именно вас.

У вас репутация «своего человека», который вырос из небольшого бизнеса и создал свою империю. По версии «Форбс», вы входите в список самых состоятельных россиян. Очень многие начинающие предприниматели смотрят на вас и пытаются уловить тренды. Можете дать совет предпринимателям, которые хотят вырасти с точки зрения масштаба и удовлетворения потребностей большого количества клиентов?

Первое — это не надо смотреть на рейтинги. Я просто занимаюсь любимым делом, и если из этого что-то получается, я очень рад, но не более того.

Что касается вашего вопроса «Что делать?» — это очень абстрактный вопрос и на таком уровне абстракции можно ответить только: «Надо хорошо работать». В разных сегментах и направлениях происходят разные события, на которые надо адекватно реагировать.

Универсальное правило звучит так: на нерастущем рынке (в России рынок не растет и будет только падать ) бизнес будет укрупняться, а это значит, что все сводится к двум возможным тактикам: вы должны расти и быть не меньше лидеров рынка либо вы должны уходить в какую-то нишу.

Почему у вас получилось вырасти до таких масштабов?

Повезло.

Говорят, в те времена можно было воткнуть палку, и она прорастала в дерево. Это именно своевременный выход на рынок?

Основной секрет в том, что повезло, и мы оказались в том сегменте (потребительский рынок), который в 2000-х в России стремительно рос. Фактически мы создавали потребительскую экономику, которой сейчас гордимся.

Кроме того, цифровой сегмент рынка рос еще быстрее. Наложение этих двух трендов дало нам возможность что-то сделать. Другой вопрос в том, что могло повезти много кому, но повезло именно нам.

Можно сформулировать главный совет предпринимателям так — пытайтесь поймать удачу и везение?

Под лежачий камень вода не бежит, надо искать удачу. Надо отдавать отчет в том, что на растущем рынке повезет гораздо большему количеству людей, чем на нерастущем. Я бы рекомендовал всем предпринимателям идти туда, где есть что-то новое и есть развитие. Понятно, что если в целом экономика не растет, развивающихся сегментов будет мало.

Например, сейчас активно развивается электротранспорт. Очевидно, что интернет сегодня — это основной канал коммуникации и в ритейле, и в медиа, и в других отраслях. Сейчас это тоже тренд.

Стройка?

Никому в России не рекомендую заниматься стройкой, потому что это очень специфическая область, где 80% уходит на бестолковую бумажную беготню и только 20% — на стройку.

В вашем случае это будет успешный проект?

Хотелось бы, но пока идет очень тяжело. По сравнению с розницей, которая является рыночным сектором экономики, где все определяет то, насколько ты понравился или не понравился клиенту, в стройке это работает по-другому. В стройке, по-крайне мере во Владивостоке, что бы ты ни сделал — люди все покупают (потому что неизбалованные). Проблема только в том, что у них мало денег.

В этом смысле это не очень комфортный бизнес, потому что большую часть времени нужно тратить не на то, чтобы понравиться покупателю, а на то, чтобы лучше встраиваться в бумажную карусель. Это не самая мотивирующая вещь.

Это как-то связано с DNS или это отдельное направление?

Это отдельное направление, связанное с тем, что один крупный проект мы уже реализовали, а теперь хочется, чтобы Владивосток стал лучшим местом для жизни. К сожалению, без стройки это сделать невозможно. Город плохо строится, и мы пытаемся решать эту задачу по-предпринимательски.

{ "author_name": "Борис Преображенский", "author_type": "self", "tags": ["dns"], "comments": 2, "likes": 5, "favorites": 32, "is_advertisement": false, "subsite_label": "trade", "id": 139099, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Thu, 02 Jul 2020 17:50:04 +0300", "is_special": false }
0
2 комментария
Популярные
По порядку
2

"Мне кажется, что клиентам никакой маркетплейс не нужен."

Это прям пять 👍.

Приятное интервью. Радует, что есть такие руководители.

Ответить
0

Переход в онлайн, безусловно, нужно делать грамотно, но для этого совершенно не обязательно обширное присутствие в офлайн.

Ответить

Комментарии