В гостях ПрактикаDays Леонид Довладбегян – управляющий директор онлайн-супермаркета Perekrestok.ru

«ПрактикаDays» ─ это сообщество предпринимателей и топ-менеджеров, меняющих настоящее и создающих будущее. Мы каждый день говорим в эфирах о ритейле, технологиях и предпринимательстве с руководителями абсолютно разных компаний, от домашних стартапов до международных корпораций.

Самое главное, чего мы хотим, — смотреть шире на свой бизнес, свою работу, видеть тренды, чувствовать происходящие вокруг изменения и вместе создавать свое будущее.

Утренний кофе с Леонидом Довладбегяном

Как дела у «Перекрёстка» и у Perekrestok.ru?

Сразу оговорюсь, что торговая сеть “Перекрёсток” и Perekrestok.ru – это теперь разные бизнесы. Внутри X5 Retail Group торговая сеть “Перекрёсток” работает в формате «супермаркет», а Perekrestok.ru – это уже отдельная бизнес-единица, самостоятельная онлайн-платформа, которая подчиняется цифровому комитету компании.

В период локдауна Perekrestok.ru зафиксировал пятикратный рост спроса по отношению к предыдущему году. При этом во второй половине марта-начале апреля мы не могли справиться с входящим объемом заказов, но уже в мае ситуация стабилизировалась, и мы вернулись к прежним условиям доставки день в день или на следующий. Сейчас мы видим определенное снижение спроса по отношению к пику ажиотажного спроса, но это было ожидаемо. Кроме того, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года мы растем двузначными темпами.

Вы планируете расти в онлайне так же быстро, как это было сейчас, или, все-таки, с выходом из карантина всё вернется на круги своя?

Наш рост точно продолжится, просто он не будет таким же взрывным как во время самоизоляции, а продемонстрирует более плавную динамику. Связано это с тем, что за время локдауна люди преодолели некоторые барьеры, которые обычно мешают совершить первую покупку продуктов через интернет, поэтому доля покупателей со сформированной привычкой покупать продукты онлайн уже выросла.

И многие из них продолжат заказывать еду через интернет и будут наращивать свое потребление онлайн. Опыт Китая (страна, которая первая вышла из локдауна, и опыт которой мы изучаем) говорит о том, что рост спроса на продукты продолжался и после локдауна.

Вы видите какие-то изменения в спросе, поведении клиентов в онлайне или в офлайне?

Основные тренды связаны с безопасностью. Я не считаю, что мир сильно изменится после карантина. Он и изменится, и не изменится одновременно. У людей останется та же привычка, но действовать они станут немного по-другому - будет больший фокус на безопасность.

Если брать онлайн-ритейл, то локдаун людям запомнился изменением потребительских привычек: например, они реже заказывали еду из ресторанов, считая, что это не так безопасно, начали чаще заказывать продукты домой и достаточно много готовили сами. У нас, к примеру, в 26 раз выросла категория «товары для выпечки». Все, наверное, заметили, как много было всего в Инстаграме (и не только) про приготовление пищи. Люди стали готовить дома и уделять время семье – это хорошие тренды.

Но рестораны, конечно, при этом никуда не денутся.

Что интересного вы делаете в текущей ситуации? Я видел, что уже продаете на Яндекс.Маркете. Какие решения реализуете с точки зрения быстрой доставки или маркетинговых каналов?

Если говорить конкретно про локдаун и пандемию, то достаточно много решений было принято в связи с ажиотажным уровнем спроса – нам пришлось с этим очень быстро разбираться. В частности, временно снизить уровень сервиса. Это были решения вынужденного характера. Главное, что мы сделали: разделили потоки с пенсионерами, как с самыми незащищенными слоями населения, понимая, что им нужно доставлять продукты отдельно, и ввели услугу бесконтактной доставки.

Сейчас достаточно много всего внедряется. Яндекс.Маркет – это один из каналов, пока достаточно маленький. У нас активно развивается проект с постаматами – на сегодняшний день установлен уже 31 аппарат для выдачи заказов. В начале июня мы вышли в новый регион – Нижний Новгород, где запустили даркстор на базе бывшего гипермаркета «Карусель».

При этом клиентам из Нижнего Новгорода доступна совершенно новая для нас опция - самовывоз из даркстора. Это первый наш подобный объект с клиентской зоной и парковкой, до этого дарксторы представляли собой более типичные склады. Экспресс-доставка у торговой сети «Перекрёсток» была экстренно запущена как отдельный бизнес-юнит.

Каким ты видишь будущее фуда, и какие форматы будут основными уже через пару лет? Может быть, постаматы будут в каждом подъезде в шаговой доступности? Какие у тебя прогнозы?

Меня всегда смущают любые прогнозы из серии «не будет радио и театров, а только телевидение». Не будет такого, что постаматы заменят собой всё.

Что касается дарксторов: я очень хорошо понимаю нашу модель и верю в нее. Dark store – это мини распределительный центр (15-20 тысяч кв. м), в него хорошо помещается новый ассортимент (порядка 50 000 SKU до конца года).

Что касается миссии «дозакупки», то на мой взгляд, она самая интересная для ритейла, потому что формирует частотность продаж. Внутри нее еще очень много ниш для бизнеса. Когда человек идет по улице и зашел купить воды или мороженое в магазин шаговой доступности – это один бизнес. А когда он поехал в гипермаркет закупиться на неделю вперед - другой.

Но гипермаркеты уходят, и вместо них появляются онлайновые игроки, такие как мы, которые работают с миссией «закупки впрок». Что будет в «дозакупке», сказать сложнее, потому что она начала развиваться чуть позже.

Такие сервисы быстрой доставки, какие есть у Mail, Яндекс, Сбербанка, растут очень сильно, равно как и наши сервисы по экспресс-доставке. Потенциал внутри этого сегмента очень хороший. В принципе, «миссия дозакупки» очень интересна сама по себе, и она будет расти. Но как там сложится рынок, пока не понятно, и то, что будет лучше, доставка из даркстора или из магазина. В Китае я видел и то, и другое.

Насколько значимым по доле может стать формат Яндекс.Лавки, Ленточки и ваших экспресс-доставок? Понятно, что вы тестируете значимость, но сейчас очень многие переходят на закупку через эти каналы («то, что есть, то и купим»). Сможет ли это стать основным каналом, и, если не убить, то подрезать посещаемость в больших магазинах?

Я считаю, что у этого направления хорошие перспективы, и оно станет большим каналом. Вопрос доли весьма спорный, потому что доля формируется текущими игроками и зависит от того, насколько игроки сделают это удобно и хорошо. Я считаю, что многое будет зависеть от уровня сервиса. Лично я в этот сегмент очень верю.

Важно найти правильные модели (сейчас они пилотируются). Что касается долей, то ни у кого этого понимания сейчас нет. Здесь нет прямой конкуренции: они никогда не разместят ассортимент 50 000 SKU на своих 100 кв. м, как это делаем мы в наших дарксторах, а мы никогда не будем такими быстрыми, как они. Будут существовать оба формата, и они не будут конкурировать напрямую, потому что в разное время у клиентов есть разные потребности – и закупка впрок, и дозакупка.

Ты говорил про частотность фуда… По сути это означает, что крупному фуду нужно выстраивать свои маркетплейсы для того, чтобы этой аудитории, с которой налажен контакт, можно было предложить и газонокосилки и всё, что угодно… Есть ли у вас планы открыть свой маркетплейс?

Прокомментирую сначала первую часть вопроса. Несмотря на то, что мысль про маркетплейсы хорошая, пока никто на одном интерфейсе не смог совместить и экспресс-доставку, и большую закупку, потому что они совершенно разные: экспресс-доставка начинается с услуги, а закупка впрок начинается с товара – у них разные customer journeys. Они очень разные с точки зрения клиентского опыта. И это очень философский вопрос – что лучше: чтобы это было в одном приложении или сервисе, или чтобы это была экосистема из нескольких приложений.

По сути, то, что мы видим - быстрая доставка продуктов ближе к логистическому сервису типа «такси» с точки зрения интерфейсов, чем к большой закупке. Я считаю, что эти интерфейсы кардинально разные: мы больше похожи, условно, на М-Видео, а экспресс-доставка - на Яндекс.Такси. Глобально, это будет скорее конкуренция экосистем - супер-приложений, которые, скорее, будут перебрасывать клиентов друг на друга, из одного приложения в другое, чем это будет единое приложение. Не всё так просто.

Теперь то, что касается маркетплейсов. Это очень хорошая мысль, и нам такой формат очень интересен: мы уже работаем с рядом поставщиков по модели маркетплейса, когда они привозят товары под конкретные заказы, мы расширяем категории, у нас скоро будет обновленная стратегия и много новостей по этой теме.

Один из ваших конкурентов запустил пилот в Москва-Сити с бесконтактным магазином через приложение Take&Go. Планируете ли вы делать что-то подобное? Насколько, по вашему мнению, этот формат может быть перспективен?

Мы сами это не развиваем, т.к. этим занимаются коллеги из офлайна, а также отдел инноваций корпоративного центра, у которых есть разные проекты. Проект «Перекрёстка» Scan&Go очень активно развивается, раскручиваются кассы самообслуживания. «Пятерочка» тестирует магазин без кассиров. Не могу сказать, что это стало мейнстримом или где-то уже активно используется, но мы сами тоже работаем в этом направлении.

С твоей точки зрения, что из себя представляет цифровая трансформация в ритейле (не только в фуде)? Какой будет ритейл будущего, и в каком направлении сейчас всё движется?

Я думаю, что пока доля цифровых онлайн-сервисов маленькая. Трансформация касается в основном бизнес-процессов и внутренних процессов ритейла – это очень большой объем. Это связано и с закупками товаров (категорийный менеджмент), и с автоматизацией внутренних процессов, с логистикой, с разными прогнозными системами.

Цифровая трансформация – это трансформация процессов, отношений к этому процессу внутри, переход в другой формат работы, когда гибкие команды внедряют и адаптирую новые технологии. По сути – это бэкэнд-процессы и отношение к этому внутри компании.

В том, что касается ритейла будущего: это безопасный для клиента, очень технологичный внутри бизнес, в котором магазины «у дома» стали очень удобными, современными, со своей выпечкой, с большой долей ready to eat категории, качественные с точки зрения визуальной составляющей.

Это и супермаркеты, которые предоставляют большой спектр услуг для удовлетворения всех потребностей в районе; это и гипермаркеты, ушедшие в онлайн. И при этом всё это – омниканальный бизнес.

Т.е. доля онлайна будет расти? Многие офлайновые сети уже сейчас сокращают магазины, потому что никто не ожидал текущую ситуацию, и все сделали вывод, что в будущем (независимо от коронавируса), большая доля переместится в онлайн. Видишь ли ты, что в таком новом ритейле через 3-5 лет доля онлайна будет приближаться к 80%? Возможно ли это с твоей точки зрения?

Короткий ответ на твой вопрос – нет. Невозможно даже в течение 10 лет, а в течение 50 лет просто страшно предсказывать из-за быстрых изменений в последнее время. Я думаю, что офлайн будет по-прежнему доминировать. По моим предположениям, доля онлайна через 5 лет может достигнуть 3,5% в среднем по стране.

Как ты оцениваешь конкуренцию экосистем платформ маркетплейсов? Каким образом нашему традиционному е-комерсу уживаться с ними? Какие перспективы этой схватки?

Я считаю, что е-коммерс у нас в стране очень развит, равно как и онлайн-маркет. Рад, что и экосистема в нашей стране развивается, и что ряд крупных игроков смотрят в её сторону. Я верю, что будет глобальная конкуренция между экосистемами, потому что экосистеме намного легче работать с трафиком и предложить целый спектр услуг.

Сам я являюсь подписчиком нескольких экосистем, не только российских. Мне кажется, что бизнес будет развиваться в сторону экосистем. Если взять наш онлайн ритейл, то он очень не структурирован – у нас нет консолидирующих игроков. При этом эксперты в своих нишах останутся. Если посмотреть на развитие бизнеса, то я вижу, что нишевые эксперты намного эффективнее экономически, чем дженерал мерчендайз игроки.

Я считаю, что очень важна экспертиза в конкретной нише, умение вырасти из нее, а дальше уже перейти в экосистему. Бывает, что так называемые «догоняющие» бизнесы очень эффективны в своем развитии, потому что они уже посмотрели на путь, пройденный основными игроками, и в этом плане могут перепрыгнуть из нишевых игроков сразу в экосистему.

Нишевый игрок, являясь частью крупной экосистемы, будет намного эффективнее, чем игрок, который строит глобальный маркетплейс. По сути, экосистема клиенту удобнее, чем одна ветвь платформы, потому что объединяет в себе всё. Поэтому, я думаю, что и у нишевых игроков всё будет хорошо, и экосистемы будут.

Вы активно растете, много работаете, нужны ли вам сейчас какие-то люди, может быть сервисы? Кто вам может быть сейчас полезен?

Люди нужны на несколько направлений. Мы сейчас очень активно формируем команду. Если говорить о внедрении новых сервисов, то в этом направлении мы смотрим то, что связано со сквозной аналитикой, а также анализируем достаточно много маркетинговых сервисов, связанных с коммуникациями.

0
2 комментария
Убит админом

Перекресток вбухал кучу бабла в рекламу,  фактически за свой счет сформировал аудиторию нового рынка. Ну, запустили, но отладили и чего? Каким образом Перекресток планирует конкурировать? Ассортимент низкий, доставка дорогая, никаких скидок, программа лояльности фейковая. Зачем потребителю ставить приложуху Перекресток, когда другие предлагают то же самое, ассортимент шире, цены дешевле, а еще и подсписку на музыку/фильмы или на мобилу сделают бесплатной?

Ответить
Развернуть ветку
Убит админом

Корпоративная культура X5 - это торгаши с овощебазы. Ой, это не мы, ой, это другой департамент  ... и т.п.  Ни о какой  продуктовой разработке не может идти и речи. Там в CPO классическая проджект из IT. В компании даже Продактов нет. Заказали разработку приложухи на аутсорсе... а кто развивать будет?  Слабо себе представляют, что такое цифровая трансформация, экосистемы и будущее ритейл. В цифровом бизнесе так не удержаться!

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда