Уроки коронакризиса: чему пандемия научила бизнес
Пандемия коронавируса больно ударила по экономике. От нового кризиса пострадали даже те компании, благополучие которых до этого не вызывало ни у кого сомнений. Сегодня я хочу поговорить о том, какие проблемы бизнеса обнажила ситуация с пандемией и, соответственно, какие выводы компании должны сделать из этого кризиса.
Переход в онлайн — объективная реальность современного рынка
Тренд на цифровую трансформацию наметился уже давно, и пандемия Covid-19 в значительной мере ускорила этот переход. В период ограничений, связанных с коронавирусом, спрос из офлайна массово переместился в онлайн. Существенно вырос интерес со стороны онлайн-ритейлеров из сегмента МСП на услуги электронной коммерции. Это не просто заявление — мы активно работаем с МСП, их доля в нашем портфеле — 60%, и, действительно, видим на рынке растущий интерес к этой теме: только за период самоизоляции, доля МСП в нашем портфеле выросла на 12%. Те, кто не принимал платежи банковскими картами в сети Интернет, начали в срочном порядке выходить в онлайн и внедрять интернет-эквайринг. При этом значительный рост запросов на подключение интернет-эквайринга наблюдался не только со стороны малого и среднего бизнеса, но и крупного бизнеса в том числе.
Для многих компаний развитие онлайн-составляющей бизнеса стало залогом выживания в кризис. Ведь, если у компании есть надежный инструмент для приема платежей в онлайне, дальше можно придумать множество простых способов остаться на плаву несмотря на ограничения. Например, меня очень удивила бьюти-индустрия, которая по идее вообще должна была замереть на период карантина. В условиях ограничений, связанных с пандемией коронавируса, посетить мастера очно стало невозможно, но желание клиентов выглядеть хорошо осталось, и многие салоны ввели необычную онлайн-услугу: на дом клиенту доставлялось все необходимое для проведения косметологической процедуры, а мастер в онлайне рассказывал, как делать ту или иную процедуру.
Удобство и безопасность онлайн-торговли оценили и покупатели: оплата в один клик и бесконтактная доставка. Поэтому и после отмены ограничений мы видим, что онлайн-рынок продолжает расти и развиваться. Поэтому компаниям стоит подумать над тем, что переход в онлайн - объективная реальность современного рынка.
Ставка на честность и продукт
Любой кризис — это всегда «проверка на вшивость». И если ты — «мыльный пузырь» пусть даже очень большой, рано или поздно ты лопнешь. Данный кризис не стал исключением. Показательный пример — нашумевший скандал с одной из крупнейших немецких финтех-компаний Wirecard. Аудиторы не смогли найти около 1,9 млрд евро на счетах компании, что привело к ее банкротству. При этом компания в течение многих лет позиционировала себя как успешный и прибыльный бизнес. Но, как выяснилось, обманным путем: были раздуты продажи и прибыль. Сейчас Wirecard должна кредиторам 3,2 млрд евро.
Кейс Wirecard учит тому, что бренды должны стать «прозрачными» в отношении своих клиентов, партнеров, инвесторов, своих продуктов и своих ценностей. И для компаний
эта прозрачность уже давно выходит далеко за рамки обязательства просто раскрывать финансовые показатели. Глобальная цифровизация дает доступ к разного рода информации о компании: репутации, производительности, корпоративном и социально значимом поведении бизнеса. Поэтому бизнесу необходимо все больше внимания уделять качеству продукта, легитимности деятельности, а также не забывать о подушке безопасности, которая может помочь безболезненно пережить сложные времена, сохранив бизнес и сотрудников.
Все это должно стать частью ДНК современных компаний как для собственной устойчивости и конкурентного преимущества, так и для обеспечения здоровой бизнес-среды.
Диверсификация бизнеса — залог выживания
Во время этого кризиса больше всего пострадали те компании, которые концентрировались на каком-то одном продукте или одном рынке. И если рынок этого продукта значительно пострадал от коронавируса, то такие компании в лучшем случае терпели большие убытки, в худшем — вынуждены были закрыться. Приведу пример: некогда успешный гигант краткосрочной аренды жилья Airbnb очень сильно пострадал из-за ограничений на передвижение из-за пандемии. В результате, компании пришлось уволить 25% сотрудников.
Поэтому еще один урок — не кладите все яйца в одну корзину. Именно диверсификация бизнеса сможет уберечь компанию во время кризисов и потрясений за счет переключения мощностей в те сферы, которые наименее пострадали в сложный период.
Эффективность работы на «удаленке»
Пандемия коронавируса привела к тому, что многие компании уже в марте перевели большинство сотрудников на «удаленку». И тогда, в самом начале, остро стоял вопрос, смогут ли люди работать из дома также эффективно, как в офисе. Результаты превзошли ожидания: при грамотной организации рабочего процесса эффективность сотрудников на удаленке выросла, а компании получили возможность сэкономить на арендных платежах за счет отказа от части офисных помещений.
В итоге, многие компании планируют оставить часть сотрудников на «удаленке» и после окончания пандемии, а некоторые бизнесы полностью отказались от офисов, оставив только удаленный формат работы.
Бизнес ссыт оставлять сотрудников (планктон) на удаленке. Будут пытаться вернуть все на прежние рельсы (многие говорят что это практически невозможно). Нужен Covid 2020 чтобы усвоить урок и понять, что людям и самому бизнесу нужна удаленка.
Удаленно нужно уметь работать. Не все умеют.
Если человек живет не один, то удаленная работа превращается в абсолютный атас.
С одной стороны, да. Особенно если садики и школы закрыты и дети целый день дома. С другой стороны, если дети в школе или вообще в семье только взрослые, то в работе из дома есть масса плюсов. Как минимум, экономишь время на дорогу, нормально питаешься.
Я знаю много компаний, которые полностью или частично оставили удаленку. К примеру, оставили на удаленке часть сотрудников или дали возможность работать удаленно несколько дней в неделю. Так что процесс идет.