Вы случайно не PHP Middle?

«Не знаю, когда бы мы выросли в 30 раз, если бы не пандемия»: главное из интервью с основателем «Вкусвилла» Материал редакции

Андрей Кривенко рассказал проекту «Русские норм!», как компания переживает коронакризис, когда проведёт IPO и почему у неё нет KPI и спланированного бюджета.

В закладки
Слушать
Андрей Кривенко

Ответы Андрея Кривенко собраны по темам и отредактированы для удобства чтения.

О работе в пандемию

За май в сервисе доставки «Вкусвилла» оформили заказ около 60 тысяч семей, которые не знали о нём раньше. Всего на онлайн-заказы приходится 200 тысяч наших клиентов. За три месяца режима самоизоляции мы выросли в онлайн-сегменте в 30 раз.

До объявления карантина у нас не было официальной доставки: работал экспериментальный проект с Gett, который привозил продукты из «Вкусвилла». О нём почти никто не знал, за день выходило не больше 1000 заказов. Когда объявили режим самоизоляции и заказов стало 7000, наш сервер не справился с нагрузкой и повис.

Раньше трудно было представить, что так много людей научатся заказывать продукты в онлайне. До коронавируса доля онлайн-покупок продуктов в России составляла 0,1%, в Европе в лучшем случае — 3%. И это, наверное, связано с низким качеством услуги. Например, прежде сложно было заказать свежевыжатый сок, тем более чтобы его привезли через 15 минут.

С одной стороны, произошедшее — большая трагедия для многих отраслей. С другой — прорыв для человечества с точки зрения цифровизации.

Я не знаю, к какому времени мы бы достигли тридцатикратного роста, если бы не пандемия. У нас были планы на этот год — увеличить онлайн-сегмент в два раза, максимум в три, но не в 30 же.

Если говорить о бизнесе в целом, то мы не так много заработали за время пандемии. Планы рентабельности были до 8%, фактически вышло не больше 2%.

Нам пришлось закрыть или заморозить 60 магазинов, потому что не было покупателей. Эти магазины располагались в ТЦ или рядом с метро. Точки внутри микрорайонов, наоборот, стали приносить больше прибыли, тогда как раньше они были слабенькими.

Что будет после отмены ограничений

Все эксперты говорили: как только отменят самоизоляцию, онлайн-заказы упадут в два раза, но у «Вкусвилла» они в два раза выросли. Однако из-за коронакризиса люди становятся беднее и экономят на еде.

Мы будем искать другую бизнес-модель, чтобы не потерять клиентов. Уже сейчас у нас бесплатная доставка, таким образом мы поддерживаем наших покупателей. Это благодарность за то, что они выбрали нас.

Об открытии точки в Амстердаме

Мы решили проверить гипотезу: насколько наша концепция понравится жителям Западной Европы. В магазине Vkusvill нет российских продуктов, в нём продаются только амстердамские, но стандарты качества — наши. Для голландцев это необычно: например, в Европе не указывается срок годности на продуктах.

Если наша гипотеза подтвердится и проект в Амстердаме к осени выйдет хотя бы в ноль, мы сможем открыться и в других европейских городах.

Об IPO

В сентябре мы официально объявим о проведении IPO. До этого ещё есть время, вдруг что-то произойдет, поэтому мы раньше времени ничего не объявляем.

Я сравниваю IPO с футболом: нет ни одной команды второй или первой лиги, которая не хочет попасть в высшую. И публичная компания, по сути, — высшая лига.

IPO помогает сильно укрепить компанию: дополнительный аудит и мнения со стороны позволят нам стать эффективнее.

Этим летом я должен был провести два месяца в США: искать инвесторов, которые разделяют наш поход к ведению бизнеса. Мы не стремимся стать для всех хорошими и удобными и хотим найти инвесторов, которым нравится наша модель управления и развития. Таких, как Baring Vostok. Это партнёр, который нам помогает (Baring Vostok владеет 12% акций «Вкусвилла» — vc.ru).

Инвестор может преследовать свои интересы, не связанные с ценностями «Вкусвилла», в этом случае мы можем отказать ему в покупке акций.

До Covid-19 у нас была хорошая финансовая модель, магазины очень быстро окупались. Но мы не уверены, что так же будет и на западном рынке. Окупаемость магазинов в Париже и Берлине может быть в пять раз меньше, чем в Москве.

И в этом случае нужна публичность, чтобы привлечь средства на масштабирование «Вкусвилла». Кредиты мы не рассматриваем.

Почему во «Вкусвилле» нет KPI и бюджета

План бюджета в компании — всегда ошибка. Цифра, которую ты перед собой ставишь, никогда не совпадает с той, что в итоге получается. У нас вообще нет таких понятий, как план и KPI. Многие инвесторы в ужасе от системы менеджмента по Тейлору.

Они считают, что компания — это постройка вроде Эйфелевой башни, которую можно чётко спланировать. Башня стоит уже 120 лет, потому что гениальный Эйфель продумал, где ставить распорки и закреплять болты. И задача башни — стоять, несмотря на внешние обстоятельства.

Если говорить о компании, топ-менеджеры спроектировали что-то, разослали инструкции, люди эти инструкции выполнили — и получилась Эйфелева башня.

Но сейчас люди хотят, чтобы продукты подстраивались под них. Значит, компания должна уметь меняться каждый день, что совсем не соответствует стратегии планирования и закладывания бюджета.

О «ТилТех капитале»

Венчурный фонд «ТилТех капитал» основан в 2017 году Андреем Кривенко, председателем совета директоров ГК «Агама» (поставщик морепродуктов) Юрием Алашеевым и главой медицинского НП «Центр высоких технологий "Химрар"» Андреем Иващенко.

Фонд сфокусирован на потребительских рынках. В его инвестиционном портфеле клиника доказательной медицины Docdeti и магазин Food & Wine.

справка vc.ru

Цель почти всех венчурных инвесторов — поиск единорога. Они вкладывают во множество компаний: 99% проектов умирает, 1% остаётся. Чтобы окупить расходы, выстреливший проект должен быть «единорогом».

У нас другие цели. Мы ищем:

  • Сильного предпринимателя, который сам управляет своей компанией.
  • До коронакризиса он получал прибыль 40–50% в год.
  • У него небольшая закредитованность, а лучше, чтобы её не было.
  • Он хочет остаться на плаву и сохранить команду.
  • У проекта должны быть перспективы стать лидером в какой-то нише.

Среди наших амбиций — чтобы в России появились компании, которые будут знать за границей.

{ "author_name": "Ольга Такмазьян", "author_type": "editor", "tags": ["\u0432\u043a\u0443\u0441\u0432\u0438\u043b\u043b","\u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u043d\u0430\u043a\u0430\u0440\u0430\u043d\u0442\u0438\u043d\u0435"], "comments": 53, "likes": 29, "favorites": 74, "is_advertisement": false, "subsite_label": "trade", "id": 140666, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Fri, 10 Jul 2020 12:22:03 +0300", "is_special": false }
Маркетинг
Выступления и презентации в стиле Apple: на примере WWDC20
К нам часто приходят клиенты с запросом «Хотим в стиле Apple», и теперь на один такой запрос станет больше — он будет…
Объявление на vc.ru
0
53 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
14

Жду в комментариях истории про то, что Вкусвилл оверпрайс, а продукты ничуть не лучше чем в Магните и Пятерочке 

Ответить
9

Ну, вкуссвил не смог заменить мне остальные супермаркеты.
Я там беру:
1) муссы творожные
2) ветчину из индейки
3) авокадо
4) какие-нибудь необычные вареники раз в пятилетку.

Все остальное покупаю в ближайших магазинах, так как не вижу смысла брать во вкусвилле.

Ответить
7

Я не особо согласен, у меня у дома две Пятёрочки, Вкусвилл, и ноунейм магазин, и практически всегда более маленький Вкусвилл выигрывает у остальных.
Я знаю, что если я пойду во Вкусвилл, то:
1) Куплю качественные, вкусные овощи/фрукты.
2) Вкусную молочку.
3) Топовые полуфабрикаты.
4) Десерты, что-то к чаю
 Короче говоря, завтрак или «ленивый» ужин точно смогу сделать. При этом на кассе не будет очереди, меня адекватно обслужат, а в спину мне не будут дышать перегаром и тыкать заточкой (извините).
А если я собираюсь готовить что-то серьезное, то я поеду в какой-то большой стор и там закуплюсь на неделю, но точно не поеду в условный Магнит. Из больших магазинов очень нравятся Мираторг, Твой Дом, ну и Перекрёсток стал более-менее стал.

Ответить
6

Десерты, что-то к чаю

Такое же как везде, ничего там нет healthy

Ответить
3

Я не писал, что там healthy, здоровое - это очень растяжимое понятие. Но больше нигде рядом с домом я не могу купить каких-нибудь мусов, десертов с чиа, банановых/кокосовых чипсов, мороженого с соленой карамелью/тыквой и тд.
И ещё раз, я не говорю, что это все здоровая еда.

Ответить
2

а в других магазинах не качественные продаются? Все-таки вкус и качество - это не совсем одно и то же. Они часто используют маркетинговые приемы западных практик, например, в США популярно писать на курице и свинине (без ГМО, антибиотиков и стероидов), но фишка в том, что в США абсолютно вся курица и свинина по Закону не содержит этих веществ. Так же и у Вкусвилла: "наши овощи не содержат нитратов!". Но, постойте, натуральные овощи не могут не содержать нитратов, это уже будут не натуральные овощи

Ответить
0

 в спину мне не будут ... тыкать заточкой

Надеюсь, что это шутка, и в ответ пошучу, что могут ткнуть чем-то более мягким и розовым пониже спины.

Ответить
0

Хм... А вы точно во ВкусВилл зашли в тот раз?

Ответить
5

Уже все сказали, ну и он в интервью не сильно это отрицал, идут и готовы идти на компромиссы в будущем, за потребителем. Вкусвил уже бизнес и большая сеть.

Ответить
2

Не дождешься

Ответить
1

я лично покупаю там готовые супы/второе, цены сравнимы с mealty

лайфхак - через savetime.net можно заказать оттуда доставку со скидкой 30% на первые три заказа по промокоду minus30, а по пормокоду 254723-34A2 можно получить скидку 300 р на первый заказ

потом регишь новый аккаунт на другой номер телефона, и повторяешь :))

Ответить
1

Десерты и кондитерка, молоко, творог кефир, некоторые сыры у них хороши. Остальное под вопросом, овощи/фрукты зачастую оверпрайс.

Ответить
2

Я как-то не понял как у них код написан, если на 7000 заказах в день у них сервера перестали справляться. Это 1 заказ в 12 секунд, если равномерно, да и даже 7000 в секунду - это невысокая нагрузка

Ответить
26

На самом деле, малость прифигел от их IT решений, когда начал там покупать. То, что нагрузку не расчитали - фигня.  Моментальная связь между приложением и кассой, как лояльность считается, и они реально единственные, у кого получилось сделать кассу самообслуживания к которой идешь, даже если свободный кассир. В которой нет дебильных "Выберите способ оплаты", "Ставьте на лоток", "позовите кассира, что-то пошло по звезде" и т.д. Просто подносишь штрих-код - она тут же начинает работать, жмешь оплатить, подносишь карту и, сука, все. 
Потом, правда, какой-то умник решил ее оптимизировать и добавил шаг ввода бонусной карты шагом, а не опцией, но ни у кого, включая Азбуку, таких терминалов не получилось.

Ответить
1

Как продукт - ноль вопросов, круто реализовано. Но мы не  видим что под капотом, а там возможно ад и Израиль. Я очень удивлён, что 7000 заказов в день (!!!) и они легли, мы в своё время для одного из клиентов за 2 месяца с 3000 запросов в секунду (!!!) подняли до 120 000 в секунду - это норм, но даже 7к в секунду, а не в день - это не так уж сложно с их бюджетами

Ответить
1

Это же все рассчитывается исходя из экономических соображений и перспектив. Подобные проблемы наблюдались по всему миру. Например, английский Sainsbury's ложился несколько раз после заявлений правительства об ограничениях, а теперь обрабатывает только реальных заказов 260 000 в неделю.

Ответить
–2

Во многих маркетах уже удобнее/привычнее идти на кассы самообслуживания. И шаг ввода бонусной карты — это нормально. Всегда можно быстро скипнуть.

Или можно приложить бонусную карту сразу, тогда, перед оплатой, исчезнет этот шаг.

Ответить
13

 как у них код написан, если на 7000 заказах в день у них сервера перестали справляться

Это — натуральный код. Без нитратов, гормонов роста, и консерваторов.

Ответить
3

Никак. У Вкусвилла принципиально IT не было своего до короны

Ответить
2

Нет и сейчас.

Ответить
0

7000 заказов. Сколько было уников да еще и одновременно - неизвестно. Даже если начать заниматься диванной аналитикой и представить, что конверсия у них 3%, то получится около 235 000 юзеров в день на сайте. Пусть даже нагрузка будет равномерная, то это ~9800 в час или 163 юзера в минуту, которые чето делали - тыкали по страницами, сервак делал запросы в бд, отдавал контент и прочая муть. В целом неплохо, на самом деле. 

Ну и откровенно говоря, 7к заказов в сек - это докуя) 

p.s. да и тем более там обычный битрикс, чего вы от него хотите? Не думаю, что там его прям оптимизировали и затачивали под высокие нагрузки и замарачивались с серваками. 

Ответить
0

Конверсия 3% НЕ означает, что эти пользователи будут создавать непрерывную нагрузку на сервер, ползая и выбирая товары. Сколько страниц просмотрит отвалившийся пользователь? Ну в среднем я думаю не больше 5, таким образом расчеты выше неверны - покупатель создаёт нагрузку больше чем визитор.

Ответить
2

Угу, по этому я и сказал, что это диванная аналитика) 

Ответить
1

Согласен - надо смотреть реальные цифры, но всё равно падение на 7000 заказах в день выглядит странно. Я предполагаю, что это не веб-сервера упали, а внутренняя инфраструктура не справляется, но без полноценного аудита тяжело сказать

Ответить
6

"например, в Европе не указывается срок годности на продуктах"
в Европе указывают "минимальный срок" на упаковке до которого данный продукт будет соответствовать своим органолептическим свойствам, а так же являться безопасным. Ест-но голландцы не понимают, зачем им знать дату производства, если все свойства продукта производитель гарантирует 

Ответить
4

У ТилТех прям прекрасные запросы к потенциальным целям, только неясно, зачем таким компаниям ТилТех. 
Интервью интересное, хорошо, что Осетинской становится меньше раз от раза, это упрощает просмотр. 

Ответить
3

Тоже не понимаю прикола вкусвила.  ну по молочке может ок что то кому то мне все равно,  ну там готовая еда пару позиций ниче в своем прайсе , в остальном я лучше в азбуке возьму, по ценам там примерно тоже самое все,  но в азбуке сервис, и качество , а не ип васильков .

Ответить
1

Единственный минус, что азбуки не так распространены, но с качеством и сервисом всегда все идеально. Со вкусвиллом мне категорически не везет - то испорченное, то невкусное, то отравлюсь. Каждый раз иду туда при отсутствии альтернатив, но теперь уже зарекся

Ответить
1

Что поддержка говорит на все эти случаи?

Ответить
1

Не спрашивал, честно говоря) Думаю, что сказали бы, что очень сожалеют и можно вернуть даже без чека. Вопрос не в том, чтобы мне вернули мои 200 рублей, просто хотелось бы без косяков)

Ответить
1

Так если ты не спрашивал, то как они могут узнать о проблеме?

Ответить
1

Можно же вернуть. Я так пару раз делал

Ответить
1

У нас в регионах Вкусвилл - это как луч света в тёмном царстве.

Ответить
1

У нас в городе нет Вкусвила, но на сколько я понял:

1. Часть клиентов готова туда ходить из-за окружения (как в клуб) — по наблюдению за питерскими/Мск друзьями;

2. Товары отбираются качественные, а производителя нормально так подпрессовывают по цене (приятель поставляет выпечку туда).

По-сути обычная сеть магазинов заточенная на определённый сегмент.

Ответить
0

Я как-то раз очень давно покупал во вкусвиле готовую еду и она была очень далека до азбуки. В азбуке плюс/минус блюда похожи на ресторанные. Но самая большая проблема, что во вкусвиле нет сигарет и нормального бухла. Ходить в два магазина с одинаковым ценником смысла особо нет.

Ответить
3

ВкусВилл сам по себе новый проект в России. С новой системой управления. Демократичному отношению к сотрудникам, а главное к их ошибкам. Каждый отдел работает так, как удобно людям: со своим расписанием, удобствами и правила. Экосистеме Вкусвилла можно позавидовать. Там никто не следит друг за другом, а каждый делает свою работу. Кстати, работают там точно профессионалы, раз удерживают весь рабочий процесс "без присмотра сверху". 

Ответить
0

Надо знать как работает Х5.

Ответить
2

Раньше был прям фанатом Вкусвилла, казалось, что есть разница, за которую можно переплатить денег. Но в итоге, мне кажется, я понял их модель, есть некоторые "рекламные" товары действительно хорошего качества, на которые они делают невысокую наценку по сравнению с обычными магазинами, а на остальные наценка идет прям конская по сравнению с той же Лентой. И клиент как бы подсаживается на покупку продуктов там за счет этого, а по факту по качеству у большинства продуктов разницы то и нет (не считая 10-15 действительно уникальных)

Ответить
2

А можешь перечислить какие на твой взгляд товары у них в топе по качеству/цене

Ответить
2

Где гарантия что какой нибудь фермер не написал в индейку антибиотиков ? Верить на слово ?

Ответить
1

Индейку вроде особо нет смысла пичкать антибиотиками, только курицу, возможно я ошибаюсь конечно

Ответить
0

Поэтому "Вкусвилл" постоянно проверяет все товары от поставщиков: https://vkusvill.ru/quality/ - как в своих лабораториях на складах, так и в специализированных лабораториях.

Ответить
2

Интервью с Галицким должно было чему-то научить ведущую. Возможно в этот раз получилось хорошо 👍

Ответить
2

Вкусвилла - "Не знаю, когда бы мы выросли в 30 раз, если бы не пандемия"
Zoom - "Not bad, not bad"

Ответить
2

Вкусвилл очень странная компания - ценник как в Азбуке, а обслуживание как в Дикси. Товары там хорошие, но вот в большинстве своем продавцы все портят.

Ответить
0

Поддерживаю, думал только мне так "везёт" на хамовитых бабулек на кассе Вкусвилла.

Ответить
0

Труд рабский, платят мало. Судя отзывам

Ответить
2

Огромное спасибо Андрею за "Вкусвил", фактически с него началась в Мск нормальная молочка: нормальный кефир, нормальный творог и тд.  
Плюс приличные колбасы и копчености - тот же 'казылык' зачетный.
Респект таким бизнесменам )

Ответить
1

Ближайшую к дому точку закрыли. То есть где-то они выросли, а где-то нет

По продуктам- много у них хорошего качество. Но ценик небюджет (что понятно)
Но это в любой сети такое бывает. В районном Дикси постоянно акции на кофе, например 

Ответить
0

ну это, эффект низкой базы и все такое

Ответить
0

В последнее время стали косячить с качеством продуктов и с качеством доставки. овощи/фрукты на витрине классные, а в доставку кладут какой-то швах. В последнем заказе проткнули йогурт чем-то в пакете, или такой был уже до этого. Время доставки стало больше. Подгадываешь чтоб ребенок не спал - привозят позже, и ребенок просыпается. (СПБ)
Думаю отказываться от доставки и ездить в их магаз как раньше, своим ходом.
Как магазин и качество продуктов меня полностью устраивает, перестал ходить в шаговые магазины, Иногда раз в пару недель езжу в Ленту купить с запасом то чего нет во вкусвилле. 

Ответить
0

Я просто, комментарий пишу при доставке, чтобы звонили не в дверь, а на телефон - и на беззвучный - и доставка приезжает, и дети спят. ;)

Ответить
0

Прикол в том, что когда делается заказ, то ребенок не спит, и если ориентироваться на время доставки которое они озвучивают, и которое раньше соблюдалось, то ребенок тоже не спит. А теперь они не успевают, т.к курьеров мало, а заказов много.
Из последнего по их доставке: заморозку теперь не берем у них, от слова совсем. Привозят ВСЁ поплывшее и размороженое. Один плюс деньги возвращают обратно за эти позиции. Резюмируя: при масштабировании бизнеса масштабируйте и внутренние процессы со штатом.

Ответить

Комментарии