{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Максим Валецкий: как делать то, что тебе нравится. Секрет успешного предпринимателя

В гостях ПрактикаDays Максим Валецкий, председатель совета директоров компании Mr.Doors.

«ПрактикаDays» — это сообщество предпринимателей и топ-менеджеров, меняющих настоящее и создающих будущее. Мы каждый день говорим в эфирах о ритейле, технологиях и предпринимательстве с руководителями абсолютно разных компаний, от домашних стартапов до международных корпораций.

Самое главное, чего мы хотим, — смотреть шире на свой бизнес, свою работу, видеть тренды, чувствовать происходящие вокруг изменения и вместе создавать свое будущее.

Максим Валецкий, Mr.Doors, основатель и председатель совета директоров

Записи всех эфиров на youtube канале:

Расскажите в двух словах о вашей компании, чем вы занимаетесь?

В конце 1996 года мы начали бизнес с производства шкафов-купе. В настоящее время мы делаем всю корпусную мебель по индивидуальному заказу: кухни, мебель для офисов, зубоврачебных кабинетов и т.д. Хотя к нам до сих пор приходят люди, которые пытаются заказать межкомнатные двери, видимо, из-за нашего названия.

Особенность заключается в том, что мы делаем мебель для индивидуального заказчика, но в индустриальных масштабах. Во всем мире мебель на заказ – недешевая услуга, ее могут позволить себе только очень обеспеченные люди; в России же это доступно и для среднего класса.

В чем уникальность вашей компании на рынке, ведь сейчас много кто делает мебель на заказ.

В таких масштабах, как мы, никто не делает. Изначально у нас было преимущество первых в этой отрасли, а сейчас это еще и годами накопленный опыт в компьютерном проектировании. У нас работают тысячи опытных дизайнеров по всей стране. Мы до сих пор остаемся самым масштабным производителем, с самым большим количеством степеней свободы.

Сейчас многие говорят, что их компании до и после коронавируса ─ это две разные компании. Как поменяла пандемия Mr.Doors?

Нам «повезло», если можно так выразиться: проблемы начались еще в 2014-2015, а в 2016-2018 достигли своего максимума. Компания преждевременно состарилась (экономический термин, означающий, что в бизнесе перестают появляться новые деньги): учредители рано ушли, упала производственная функция, при этом стала нарастать административная.

К пандемии мы пришли уже битые-перебитые — более чем наполовину обновили штат, учредители вернулись в компанию, наладили финансы. Если сравнивать Mr.Doors в разные отрезки времени, то во второй половине нулевых это была действительно другая компания: тогда все горели, развивались.

Если говорить про динамику продаж: насколько сильно кризис отразился на вас?

Конечно, продажи мы потеряли, но гораздо в меньших объемах, чем предсказывали (35% против ожидаемых 70-80%). Могли потерять еще меньше, но в мае случилась масштабная компьютерная авария в нашей системе. В июне мы идем уже в плюс 15 % к прошлому году, так что по финансам неплохо выступили.

Каков прогноз на второе полугодие?

Июль-август – может, не 15% а 10% роста к прошлому году. В конце сентября будет так называемый судный день, тогда и посмотрим. Действительно тяжело приходится туристическому, ресторанному бизнесу и бизнесу массовых мероприятий. У остальных все не так уж и плохо.

До карантина у вас было более 150 салонов, будет ли сокращаться ваша сеть?

Пока сокращений не предвидится, более того, планируем открыть еще несколько салонов. Во время кризиса мы переключились на дистанционные продажи, которых раньше у нас не было. Я надеялся, что возврата к офлайну не будет, но ошибся. Клиенты хотят в салоны, а, как известно, клиент всегда прав.

Вопрос в том, сколько трафика нам будут приносить наши торговые точки. Если максимально – нам придется остаться, если же клиентский поток сильно снизится, то у меня есть идея из мебельных центров перебраться в офисы: арендовать их будет проще и дешевле.

Доля ваших онлайн-продаж снизилась до доковидного уровня или нет?

Я не знаю – мы еще не анализировали июнь. Противопоставлять онлайн офлайну нельзя из-за отсутствия «чистого» онлайна, это, скорее, симбиоз: какой бы продвинутой не была продажа – все равно она имеет физическую привязку. Когда, допустим, мебель по нашему проекту начнут печатать на 3D-принтере у заказчика дома – это и будет чистый онлайн.

Необходимо понимать, когда мы придем к этому, снизится средний чек, а человеческое общение станет роскошью. У богатых будут «живые» врач и учитель, у бедных – консультации по скайпу. Дешевую мебель можно будет купить онлайн, а нечто хорошее – только в салоне.

Конкуренция становится все серьезнее. За счет чего Mr.Doors будет развиваться дальше?

Конечно, пандемия внесла свои коррективы. Если брать глобально стратегию, то мы ее пересмотрели: раньше нас интересовал офисный сектор, а сейчас видим большой потенциал в SOHO (small office home office). Нам очень понравилась удаленка, назад в офис весь штат не стали выводить, большинство людей доказали свою эффективность, работая из дома. Кому-то, конечно, удобнее работать из офиса – дома не всегда есть условия. В связи с этим у нас появились новые маркетинговые планы: помощь компаниям в создании «под ключ» рабочих мест у сотрудника дома.

Также мы планируем создать суббренд, в котором роль человека будет практически сведена к нулю: все делать будет сам заказчик. Будут те же хорошие материалы, то же хорошее качество, только чуть меньше степеней свободы, чем в MrDoors: ручной труд будет исключен (не будем вырезать дырки под розетки или какие-то сложные углы обходить). Еще мы делаем дешевую франшизу, потому что считаем, что на нее вырастет спрос.

Количество рабочих мест повсеместно сокращается, но при этом остается большое количество активных людей. Вся ставка сейчас на регионы ─ выгоднее нанимать дизайнера, который будет работать дистанционно за хорошую комиссию, например, в Саратове,.

Вы известны своим нестандартным взглядом на предпринимательство. Чему лично вас научила пандемия?

Извините, кому плохо, но меня прет. В момент начала пандемии мне было 57, к ее концу ─ 58 лет. Всему, что я умею, меня научили 90-е. Именно тогда я состоялся как предприниматель, дальше я ничего не создавал, а больше терял. Сейчас очень похожее время: все нужно решать на ходу, рисковать, всех тянуть за собой. Это мое время.

Всем предпринимателям очень важно проходить психологическую оценку: так понимаешь, где ты будешь действительно полезен. Когда начнется поступательное развитие, от меня пользы не будет, я буду только всех отвлекать новыми безумными идеями.

Основная сложность сейчас ─ закостенелость большинства компаний, потому что сейчас важна скорость принятия решений, многим тяжело дается именно трансформация. Для вас оказалось иначе из-за бэкграунда 90-х?

До пандемии мы уже многое прошли: это и попытка рейдерского захвата в 2014, закостенелость компании, достигшая своего максимума в 2017 году. Нас так трепало последние 5 лет, что в пандемию мы вошли в боевой позиции. В 90-е никто никому не верил, потому все приходилось делать на скорость. Мы дошли до того, что делали шкаф за 5 рабочих дней. Сейчас опять неясные времена и не совсем понятно, что нужно людям. Поэтому мы сделали проект «Быстрая мебель». Уже не 5, но 10 рабочих дней ввиду сложности изделий.

Предпринимательство сродни мазохизму, ты все время ждешь, что должно что-то произойти и где-то бомбанет, все время решаешь что-то на адреналине. Согласны с этим?

Как правило, предприниматель ─ это адреналиновый маньяк. Если нет, то он может быть только хорошим менеджером, не более. Такие люди тоже нужны, но это не предприниматели.

Какое качество самое важное для предпринимателя?

Мой любимый писатель Дуглас Адамс говорит, что мастерство полета заключается в том, чтобы научиться бросать себя на землю и промахиваться. Я поздно прошел тесты и стал работать с индустриальным психологом (он занимается построением бизнес-отнощений, бизнеса с психологической точки зрения).

Заниматься нужно тем, в чем силен. Я силен в коммуникациях: могу расположить народ, завоевать симпатии и прочее, аналитические качества у меня приближаются к нулю. Поэтому партнер у меня сильнейший аналитик.

Когда я это понял, я стал больше полагаться на партнера. Для предпринимательства важны многие качества: аналитика, лидерские качества и коммуникабельность. Вопрос в том, что у вас есть, а в остальном нужно просто нанимать людей или найти партнера.

Счастливым быть легко: достаточно не делать того, что делает тебя несчастным. Я отчертил, чем мне нравится заниматься у себя в бизнесе, а чем нет. В итоге ты понимаешь, что счастлив, потому что занимаешься тем, что тебе действительно нравится. Знаю, что ваш главный принцип – делай то, что ты любишь.

Над нами довлеют стереотипы сознания. Бизнесмен это серьезный дядька в костюме с галстуком, он уставился в компьютер, на экране таблицы Excel, постоянно проводит совещания. И ты пытаешься себя заставить соответствовать этому образу. Не нужно заставлять себя делать что-то, от чего тебя тошнит. Не потому что ты слабак, а просто потому, что ты приспособлен для чего-то другого.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда