Масштабная трансформация
Сбербанка в прямом эфире
LIVE
Торговля
Иван Арефьев
12 699

«Старбакс»: невероятная история Говарда Шульца

Странное явление в 1981 году заметил Говард Шульц, работая продавцом: крохотная фирма из Сиэтла делала необычайно крупные заказы на ручные кофеварки.

В закладки
Слушать
Основатель Starbucks Говард Шульц

Это был «Старбакс» — магазины по продаже кофе, маленькая сеть всего из четырех точек. Однако никто в США не закупал так много ручных кофеварок как они.

Это не давало покоя Говарду: почему в Сиэтле все любят именно эту кофейню, а остальная страна пользуется электрическими кофеварками?

И Говард решил: «Поеду-ка я, погляжу на эту компанию, узнать, что у них там происходит».

Когда он приехал в Сиэтл и подошел к двери «Старбакс», та распахнулась и пьянящий аромат кофе затащил его внутрь. Говард оказался в месте, похожим, на храм почитания кофе.

За потертым деревянным прилавком стояли корзины с кофе со всего света: с Суматры, Кении, Эфиопии и Коста-Рики.

При этом в Америке то время все думали, что кофе не выращивается, а появляется прямо из банки. Однако в «Старбаксе» продавали именно цельнозерновой кофе.

Оказалось, люди предпочитают ручные кофеварки потому что им нравится ритуал приготовления, и кофе не пригорает в отличии от электрических кофеварок.

Когда парень за прилавком протянул Говарду свежезаваренный кофе, его пар и аромат, казалось, обволакивают все лицо. Добавлять сахар и молоко считалось смертным грехом. Говард сделал пробный глоток и от удивления его глаза широко раскрылись. Он был пленен необыкновенным вкусом.

Это был самый крепкий кофе, который он когда-либо пробовал. В «Старбаксе» жарили кофе дочерна, потому что нерушимо верили, что темная обжарка выявляет всю полноту истинного вкуса кофе.

Все что Говард пил раньше стало казаться помоями. Он жаждал научиться готовить также и стал расспрашивать сотрудников о компании, о сортах и о способах обжарки.

Затем Говард поехал на завод где обжаривали кофейные зерна, чтобы встретиться с владельцами компании Джеральдом Болдуином и Гордоном Боукером.

Основатели Starbucks

Там он снова почувствовал этот чудесный аромат жарящегося чернейшего кофе. Он был таким насыщенным, что кружилась голова.

Говарда раздирало любопытство, почему эти двое решили посвятить всю свою жизнь кофейному делу. На тот момент Starbucks было уже 10 лет.

Интересно то, что никто из них даже и не помышлял о построении бизнес-империи. Они основали «Старбакс» по одной единственной причине: они любили кофе и хотели, чтобы у Сиэтла был доступ к лучшим сортам.

Оказалось, что в США, богатейшей стране на свете, лидером западного рынка, пили ужасный кофе. Большую часть потребляемого кофе был дешевый низший сорт «Робуста». Даже настоящий цельнозерновой кофе разбавляли дешевыми зернами, в погоне за выгодой. Крупные кофейные бренды жертвовали вкусом ради конкуренции.

Первый «Старбакс» открылся в 1971 году с тридцатью сортами цельнозернового кофе. Это был просто магазин, кофе в чашках тогда не продавали.

Тогда и зародилась традиция общаться с покупателями и делиться знаниями о хорошем кофе. Общение сближало людей и запускало сарафанное радио. Поэтому клиентская база быстра росла.

Для основателей «Старбакс» главным было качество. Они были борцами за чистоту кофе и никогда не желали понравится массам, а только горстке покупателей с тонким вкусом.

Обычно производители предпочитают легкую обжарку, поскольку это прибыльнее. Поскольку чем дольше жарка, тем меньше вес. Но «Старбакс» больше заботит не прибыль, а вкус. Это отличало их от всех остальных.

Требуется время чтобы привить новый вкус, но постепенно высокий стандарт качества вызывает у людей восхищение, преданность и привязанность. И в какой-то момент число клиентов переваливает все рамки воображения.

Переход в «Старбакс»

Говард не мог не думать о «Старбакс». И через год он бросил свою престижную работу с солидной зарплатой в $75 000 ради крошечной компании из пяти кофеен. Многим это казалось безумием.

Но Говард думал не о том какой была Starbucks, а то, какой она могла бы стать. Он думал об экспансии в другие города. Почему бы и остальным жителям Америки не испытать восторг от настоящего кофе?

Говард попросил владельцев «Старбакс» взять его в команду и сказал им:

«Вы обладатели настоящего сокровища. Стоит угостить любого человека из любого города, и он сразу влюбится в ваш кофе. Можно открыть сотни новых магазинов и разрастить «Старбакс» на масштабы все страны.»

Владельцы поколебались, но все, же дали согласие и немного акций. Говард с головой погрузился в работу: стоял за прилавком, общался с персоналом, дегустировал кофе и учился определять на вкус тончайшие особенности разных способов обжарки. Шло время и Говард все больше и больше завоевывал доверие команды. Но самое интересное случилось позже.

Италия

Однажды Говард гулял в Италии и заглядывал в каждую кофейню чтобы посмотреть как у них все устроено. И то, что он увидел, поразило его.

Говард увидел грациозно двигающегося барриста, который одновременно разговаривал с посетителями, перемалывал зерна и наливал кофе. Он заметил, что барриста приветствует всех по имени. А посетители наслаждались каждой минутой.

Говард был заворожен. Ему открылась романтика итальянских кофеен с дружеской атмосферой.

В то время в Италии насчитывалось 200 000 кофеен. Они были на каждом углу. В Италии отвратительная инфраструктура, но совершенно невероятная еда. В пище итальянцы отличаются продуманностью к каждой мелочи и берут только самое лучшее.

Американцы воспринимают кофейню закусочной. А для итальянцев это уютный дом. Для Американцев барриста это неквалифицированный рабочий. А в Италии это уважаемый в округе человек.

Увидев это, Говарда осенило!

Вот чего не хватает «Старбакс»! Это было как божественное озарение.

«Старбакс» продает великолепный кофе, но не предлагает его в чашках. Они продавали кофе только в упаковках.

В одной из кофеен Говард заказал неизвестный ему ранее напиток «Латте». Он думал, что это будет просто кофе с молоком. Но оказалось это было нечто. Это необыкновенная гармония воздушного молока и эспрессо. Напиток без малейшего изъяна.

Никто в Америке не знал ничего подобного. Итальянцы превратили кофепитие в симфонию.

Возвращение в Сиэтл

Говард вернулся в Сиэтл воодушевленный, однако для боссов он был всего лишь перевозбужденным директором по маркетингу.

Боссы заявили, что «Старбакс» это магазин, а не ресторан. Продажа напитков в чашках разрушит целостность миссии. Кроме того, в тот момент они были заняты покупкой их давнего конкурента: сети кофеен Peet’s Coffee and Tea, она была выставлена на продажу.

Для руководителей «Старбакс» это был шанс, чтобы расширить сеть своих магазинов. Идея выглядела для них более привлекательно, нежели выстраивать сеть ресторанов.

После дорогой покупки и расширения, «Старбакс» увязла в долгах. Большой кредит связывал руки. Тяжелая ноша лишала гибкости. Внимание руководителей рассеялось на два города. Им пришлось метаться между Сан-Франциско и Сиэтлом. Эффективность команды снизилась. А тут еще и Говард лезет со своей идеей. Поэтому руководители не хотели продавать кофе в чашках. И отчаяние Говарда усиливалось.

Руководители еще долго сопротивлялись, но в какой-то момент они наконец позволили ему открыть в центре Сиэтла один эспрессо-бар. В тот день Америка впервые попробовала кофе «Латте». За сутки в кофейне побывало вдвое больше посетителей, чем обычно в других их магазинах.

Постепенно бизнес рос. Посетителей становилось все больше и на улице стала создаваться очередь. Кофейня стала местом встреч, где царила возбуждающая атмосфера.

Однако руководители посчитали этот успех отвлекающим от основного направления. Они не хотели, чтобы «Старбакс» воспринимали как кофейню где быстро варят кофе. Они не хотели превращаться в рестораторов.

Все на что они согласились — поставить бар еще в одном-двух магазинах и не более того. Владельцы думали, что «Старбакс» не нужно становиться больше чем она есть.

Они сказали:

- «Если посетителей станет много, мы не сможем помнить их по именам так, как помним сейчас. Прости Говард, но тебе придется смириться…»

Говард на несколько месяцев погрузился в депрессию, парализованный неопределенностью. У компании были финансовые проблемы, но даже в этой сложной ситуации она отвергала уже проверенный прибыльный путь развития.

Поиск инвесторов

Говард не мог так просто отказаться от своей грандиозной идеи: эспрессо-баров в итальянском стиле, и ушел из «Старбакс», чтобы основать собственное дело: кофейни на многолюдных улицах.

Он решил, что его идея должна заинтересовать инвесторов. Необходимо было собрать 1,7 млн долларов.

Говард с большой гордостью провел презентацию и бизнес-план на 50 кофеен для компании Faema — производителю кофеварок.

Переполненный энтузиазмом Говард говорил:

«Однажды люди будут говорить вместо «Чашка кофе» «чашка Старбакс», а на улицах будут стоять длинные очереди»

Казалось, предложение обернется стопроцентной удачей, ведь Faema торговала кофейными аппаратами. И кто как ни она, должна лучше других быть заинтересованной в сбыте своего-же товара?

Однако Faema отказалась, сославшись на то, что американцы не способны наслаждаться эспрессо так же как Итальянцы.

Если хотите знать, что чувствуют неудачники, попробуйте найти деньги на новое дело. Перед вами будут закрывать двери. К вам будут относиться с подозрением. Подорвут вашу веру в себя. Назовут сотни причин, почему ваша идея — отстой.

Весь год Говард был не просто неудачником, а неудачником из неудачников. Это был самый трудный период в его жизни.

Говарда считали безумцем, потому что никто не верил, что американцы станут тратить на кофе полтора доллара.

На сбор средств уходило много энергии. Рабочий день тратился на просьбы денег, беготню по встречам и совершенствование питча.

Говард обращался к каждому в ком видел потенциального инвестора. Это был самый трудный период в его жизни. Говард испытывал чувство, будто его всякий раз пинают, когда он стучится в очередную дверь.

Говард наивно заводил разговор, чуть ли не с каждым.

Часто люди отказывали с высокой надменностью, и Говард ощущал себя нищим официантом, бегающим туда-сюда, чтобы угодить ради мизерных чаевых.

Многие говорили, что идея безумна и предлагали поискать нормальную работу. Кто-то просто не перезванивал.

За весь год Говард встретился с 242 людьми, из них 217 ответили «НЕТ».

Трудно оставаться на подъёме, постоянно слушая от всех, что твоя идея — ужасная.

Однако вопросы и возражения инвесторов повторялись. Поэтому презентация Говарда постепенно совершенствовалась.

По иронии судьбы первым инвестором Говарда стала сама «Старбакс». Джерри Болдуин предложил $150 000. Основатели «Старбакс» не хотели заниматься идеей Говарда, но в самого Говарда верили.

Первым посторонним инвестором стал врач Рон Марголис. Рон отказался смотреть бизнес план, прервал перевозбужденного Говарда и сразу сказал: «Сколько тебе надо? $100 000 достаточно?»

Рон проявлял симпатию к Говарду, потому что уже был знаком с его профессионализмом. Рон знал, что Говарду можно доверять, остальное его не волновало. Впоследствии его вложения подорожали до 10 млн долларов.

Потом инвестор по имени Гарольд Горлик дал более 200 000 долларов. Это самый большой чек из когда либо собранных на тот момент.

Далее вложились три титана — бизнес лидеры Сиэтла. Джек Бенаройя, Герман Сарковски и Сэм Строум. Они как группа вложились на 750 000 долларов.

Все те первые инвесторы, которые поверили в Говарда, впоследствии были щедро вознаграждены и получили 100 к 1.

Поначалу Говард остерегался венчурных инвестиций, поскольку слышал, что некоторые венчурные инвесторы вмешиваются в ведение дел. И в итоге все рушат своим недальновидным подходом.

Плохие партнеры могут преследовать сиюминутные интересы в ущерб будущему компании — думал Говард, но его страхи оказались напрасными. Вместо вмешательства Говард получил кучу авторитетных и опытных советчиков.

Подвергать сомнению общепринятое мнение — ни с чем не сравнимое удовольствие. Достигать результата вопреки общепринятому мнению — удовольствие вдвойне.

Говард Шульц

Открытие Il Giornale

8 апреля 1981 года открылась первая кофейня. Ее назвали «Il Giornale» (иль жёрнэле), что означало «ежедневный».

Говард с друзьям ходил в собственную кофейню и поедал огромное количество еды и кофе, чтобы потенциальные инвесторы видели, насколько высоки показатели продаж.

Говард воссоздал итальянскую обстановку. Играла исключительная итальянская опера. Барриста носили белые рубашки и бабочки. Сидячих мест не было. Вдоль стены на брусьях висели газеты. Итальянское меню и декор.

Но оказалось, что многое из этого не подошло Сиэтлу. Людям надоела неугомонная оперная музыка. Галстуки бабочки оказались непрактичными. Посетителям не где было присесть, если они никуда не спешили. Некоторые названия в меню были непонятны.

Говарду пришлось быстро исправлять все ошибки.

Однако в целом идея работала. И через полгода количество клиентов в день выросло с 300 до 1000.

Кофейня опережала время и казалась настоящим сокровищем. Клиенты чувствовали себя особенными, как члены закрытого клуба.

Конкурентным преимуществом оказалась скорость. Однако ключ к успеху лежал в работниках. Говард заразил всех верой в великие дела. Сотрудники были одержимы энтузиазмом и вместе с Говардом готовы были работать сверх нормы.

Команда во многом напоминала семью, они часто ходили друг к другу в гости есть пиццу.

Через полгода Говард открыл вторую кофейню. Третью кофейню открыли сразу в Канаде, дабы продемонстрировать инвесторам способность к масштабному росту.

Все три кофейни быстро стали популярными. Объемы продаж росли.

Тем временем владельцы «Старбакс»: Джерри и Гордон испытывали финансовые трудности и решили продать «Старбакс» Говарду Шульцу.

В результате 18 августа 1987 года родилась современная «Старбакс». Кофейни Il Giornale переименовали.

После объединения, «Старбакс» стал одновременно и магазином и кофейней. Это было его отличительной чертой. Это была кофейня нового типа, больше чем магазин, но еще и не ресторан.

Экспансия

«Старбакс» ускорял темы развития в новые города. Каждый год открывалось больше кофеен чем предыдущий.

Однако с ростом «Старбакса» рос и страх Говарда: потому что на глаза попадались очень хорошие маленькие кофейни-конкуренты, которые имели все шансы быстро разрастись и догнать «Старбакс». Если бы не инвестиции, они стали бы реальной угрозой.

Когда рост стал неизбежностью, увеличилась дистанция транспортировок и поэтому встала угроза потери свежести кофе.

Эту проблему решили вакуумные упаковки с односторонним клапаном, который выпускал углерод, но не впускал кислород и влагу. Эта хитрость помогла сохранить свежесть свежеобжаренного кофе.

Вакуумные пакеты освободили от нужды тратить деньги на строительство дорогостоящих обжарочных заводов в других регионах страны и помогли продолжить быструю экспансию. Люди пили свежайший кофе даже за тысячу миль от единственного завода.

Потери

Однажды «Старбакс» потеряла в четыре раза больше запланированной суммы. Акционеры думали, что Говард сбился с пути и не знает, что делает.

Но Говард настоял, что нужно продолжать терять деньги, до тех пор, пока они не сделают три вещи:

  • команду для масштабирования
  • новый обжарочный завод мирового уровня
  • компьютерную систему, чтобы контролировать сотни точек

Эти меры кажутся дорогими, но своевременная подготовка позволяет в будущем сэкономить в несколько раз больше. Именно это позволят быть готовым к неожиданным проблемам, которые неизбежно возникают из за быстрого роста и застают врасплох.

Кажется, что это очевидные вещи. Любой поступил бы так же. Но оказывается крайне тяжело убедить в этом инвесторов, которые любят сомневаться по любому малейшему поводу, когда дело касается денег.

Наставник

Говард и предположить не мог, на сколько одинок человек управляющий компанией. Очень немногие могли разделить его трудности, отчаяние и тревоги. Говард испытывал острую нехватку друга-профессионала. Человека с опытом управления быстрорастущей компании в розничной торговле, который мог бы дать мудрый совет.

И в Сиэтле был такой — Джефф Бортман. Человек который жил и дышал торговлей. Он создал оптовый магазин Costco Wholesale (коско хулсэйл) и за 20 лет превратил компанию в сеть из 250 оптовых клубных магазинов с доходом в $19 млрд. «Старбакс» казался крохотным на ее фоне.

Говард познакомился с Джеффом когда привлекал инвестиции и ему можно было доверять. У Джеффа было шестое чувство, и он щедро делился с Говардом советами.

Позднее Говард убедил Джеффа стать членом совета директоров. Потому что остальным членам легче было поверить авторитету и опыту Джеффа, нежели догадкам Говарда.

В период интенсивного роста Говарду Шульцу требовались новые инвестиции. Однако розничная торговля утратила былую привлекательность. И теперь венчурные капиталисты отдавали предпочтения IT-компаниям. Поэтому многие отказывали Говарду.

Однако благодаря авторитету того самого Джеффа Бортмана удалось убедить инвестировать Крейга Фоули, в то время возглавлявшего Citibank’s Chancellor Capital Management inc.

Крейг вложился по низкой ставке. Но благодаря его авторитету и большой вложенной сумме в $4,5 млн, это выглядело как жест доверия, что привлекло внимание других инвесторов. В результате в 1990 году удалось собрать рекордные $13,5 млн.

В то время Говард ни малейшего представления не имел о венчурном капитале. Спустя годы он пожалел, осознав последствия преждевременного сбора капитала.

Однако, в отличии от IT-бизнеса, быстрый рост в оффлайн возможен только за счет расширения торговых точек, что неизбежно требует постоянных финансовых инъекций: строительство, аренда, инвентарь. Поэтому у Говарда Шульца просто не было выбора. Иначе не было бы такого быстрого и гладкого роста.

Быстрый рост

Экспансия ускорялась. В 1992 году построили 50 кофеен. В 1993 — 100 кофеен. Аналитики Уолл-Стрит были в восторге, наблюдая показатели продаж.

«Старбакс» в первую очередь шла на те рынки, где было больше почтовых заказчиков. Это высокообразованные, состоятельные, много путешествующие и интересующиеся культурой и искусством люди. Аудитория которая идеально подходила для экспансии.

Но и конкуренты не дремали. Кофейный бизнес стал привлекать множество других игроков. Поэтому «Старбакс» ускорился покорять Восточное побережье, Нью Йорк и Бостон.

В Бостоне «Старбакс» предприняла неожиданный шаг, вместо разжигания войны с местными конкурентами: сетью The Coffee Connection, состоявшей из 25 кофеен — они их купили.

А вместе с ними и рецепт нового напитка: «Фраппучино» — это смесь капучино, молочного коктейля и мороженого. Фраппучино был фантастически популярным и моментально стал хитом. О нем говорили все.

В жаркие дни кофейни пусты. Но с Фраппучино кофейни Starbucks стали приносить прибыль даже летом. Сейчас это один из самых успешных продуктов «Старбакс».

К концу 1994 года «Старбакс» совершила молниеносный бросок по многим городам США. Расширение происходило без особых усилий, открыть новую кофейню было так же просто, как налить чашку кофе. Был отлажен бесперебойный механизм роста, так хорошо работавший, что в итоге «Старбакс» открывал по кофейне каждый день.

Однако компания снова столкнулась с проблемами.

Мороз

В 1994 году в Бразилии ударил сильный мороз и цена на кофе взлетела до небес. При этом на Бразилию приходится треть мирового запаса кофе. Акции «Старбакс» полетели вниз.

Предыдущий мороз в 1986 году продержал высокие цены на кофе в течении нескольких лет. Поэтому перед «Старбакс» встала угроза серьезного кризиса

К счастью компания имела десятимесячный запас зеленого кофе благодаря долгосрочным контрактам по фиксированной цене.

«Старбакс» оказалась защищена, потому что закупала кофе напрямую. Иначе им пришлось бы переплачивать втройне. Это и отличает «Старбакс» от других бизнесов. Это не просто кофейня, а еще и производитель, импортер и оптовый продавец — четыре в одном.

Компания делает все самостоятельно, начиная от обжарки и заканчивая дымящейся чашкой в собственном магазине.

Крупные компании незамедлительно подняли цены на кофе в банках. Их запасы были скромными, поэтому у них не было выбора. А запасы «Старбакса» позволили сохранить цены низкими.

«Старбакс» умудрилась даже получать прибыль в период этого кризиса, за счет внутренней оптимизации и сокращения издержек. Оказалось, внутри компании есть множество слабых мест: в контрактах, затратах, планировании и ресурсах. Возможно без кризиса, «Старбакс» никогда бы не заметила своих слабостей.

Говарда Шульца всегда поражало, что по иронии судьбы, компания лучше всего развивалась во время крупных неудач.

Архитектура

По мере роста сети «Старбакс», посетители стали жаловаться что все кофейни одинаковые. А единичные конкуренты наоборот, поражали своим оригинальным декором и причудливым стилем.

Для «Старбакс» это было как ножом по сердцу. Как открывать 300 кофеен в год и при этом, чтобы они не были похожи друг на друга как две капли воды?

«Старбакс» начал много экспериментировать с дизайном и оказалось, для людей более важны: диваны, кресла, камины — это создавало особую атмосферу.

В одной из кофеен на Манхеттене поставили изодранные диваны и мягкие кресла, купленные на «гаражной распродаже». Кофейня быстро стала популярной и превратилась в послеобеденный оазис и место встреч.

Но оригинальный дизайн очень дорог. А это плохо сочеталось со стратегией быстрого роста.

Эту проблему в помогла решить стандартизация дизайна. А большое количество кофеен давало преимущество в закупках.

Они определили минимальное количество элементов интерьера необходимое для одной кофейни. И стали закупать по оптовым ценам. В результате удалось сократить затраты и время на разработку кофейни с 24 недель до 18. А освободившиеся ресурсы вложили в творчество.

Чтобы стимулировать творчество, Говард Шульц организовал секретную студию и нанял команду архитекторов, художников и дизайнеров. И поставил задачу создать модель кофейни будущего, выйти за границы привычного и создать лиричный дизайн.

Студия была секретной, чтобы новый дизайн за счет неожиданности оказал более ощутимый эффект. Дизайнеры и художники изучали мифологию сирен, идею третьего места, кофейную культуру, сорта, фрески, литературу и другое.

В результате дизайнеры ушли от сухости к романтике и добавили обстановку с эффектом ручной работы. Для этого взяли концепцию четырех стихий: земля, огонь, вода и воздух. Соотнесли их с четырьмя стадиями приготовления кофе: взращивание, обжарка, варка, и аромат. В результате родились четыре типа дизайна, которые разнообразили все кофейни Starbucks.

Был даже случай, когда одна из компании полностью скопировала интерьер кофейни «Старбакс», все цвета, логотип и даже брошюры.

Реклама

Каждый раз с открытием кофейни в новом городе, кто-нибудь обязательно предсказывал неудачу.

Никто не верил, что эспрессо станет таким популярным. И что кофейни появятся на перекрестках по всей Америке.

Тем не менее, в каждом городе, в первый день работы в кофейню выстраивалась очередь.

Однако Говард Шульц, хотя и был маркетологом, но рекламу не давал. В чем же тогда секрет?

Секрет в том, что реклама в лоб мало эффективна. Гораздо проще спровоцировать сарафанное радио, когда люди сами говорят о вас.

Для этого, в каждом городе, «Старбакс» организовывала концерты с известными музыкантами, приглашая влиятельных фигур города. Привлекая внимание авторитетных людей, «Старбакс» запускала о себе сарафанное радио.

Сила бренда

Когда открыли первую кофейню в Токио, с первой минуты и до закрытия выстроилась очередь. Не смотря на то, что в Токио кофейни на каждом углу, бренд «Старбакс» обладал там той же силой что и в Сиэтле.

У Говарда Шульца не было цели строить сильный бренд. Бренд стал следствием страстной команды. «Старбакс» вкладывала силы в сотрудников.

Традиционный бизнес воюет за долю на рынке. А «Старбакс» создал новый рынок. Когда средний чек составляет $3,5 тяжело заставить клиента вернуться. Однако в «Старбакс» возвращаются в среднем 18 раз в месяц.

Самые мощные бренды строятся душой и силой духа, а не рекламной компанией.

Обычно бренд строится на качественном продукте. Но в «Старбакс» возвращаются не только ради кофе, а ради людей и атмосферы.

Когда вы попадаете в Старбакс, персонал прилагает все усилия чтобы вы чувствовали себя особенным, приветствуют улыбкой, считают умным и называют по имени — такое трудно забыть.

Дух команды

К сожалению, сейчас всюду царит посредственность. Нас обслуживают люди, которым до нас нет никакого дела. Их интересует только наши деньги.

Стоит взять слишком много воды для заварки и кофе получится не вкусным. Если передержать кофейник, кофе будет горелым.

Обслуживающий персонал самый низкооплачиваемый, хотя является лицом компании. Когда уходит старый сотрудник, теряется связь с клиентами и они уходят. Один неприятный момент и вы потеряли клиента навсегда.

Говард Шульц снизил текучку кадров и изменил отношение к работе.

В конце 80-ых щедрость была не в моде, социальный пакет был редкостью, но «Старбакс» вместо сокращения расходов на медицинское обслуживание, напротив, увеличила их.

Казалось, что это безумная идея. Члены совета директоров недоумевали, ведь это огромные лишние траты.

Но оказалось это было лучшее решение в истории фирмы. В сетях быстрого питания текучка кадров обычно составляет от 150% до 400% в год. А в «Старбакс» стала менее 65%!

Снижение текучки существенно сократило расходы на найм и обучение, потому что обучение сотрудника в двое дороже чем соцпакет.

Какой бы не был изящный бизнес-план — толку ноль, если служащие не будут вкладывать душу в общее дело.

По этому поводу Говард Шульц даже удостоился встречи с президентом Клинтоном.

Опционы

В какой-то момент стало казаться что «Старбакс» уже на каждом углу. Для потребителей, чем больше компания, тем больше кажется что она менее человечна. Крупные компании теряют индивидуальность, а мелкие предприниматели наоборот воспринимаются как заботливые труженики.

В голове общества лежит установка, что большой значит плохой.

Говард Шульц сломал этот стереотип. Он раздал фондовые опционы более 700 сотрудникам в 1991 году. Один опцион составлял 12% от годовой зарплаты. Позже эти cсотрудники смогли продать их и позволить себе дорогие автомобили и загородные дома.

Такая политика противоречит общепринятой в деловом мире. Обычно компании ориентированы на выгоду и считают своих сотрудников расходным материалом.

Однако, владея акциями, сотрудник чувствует сопричастность и относится к работе с такой же ответственностью как и глава компании.

Обычно акции раздают в IT-фирмах ведущим программистам, но в истории торговли такого еще не было никогда.

Раздача опционов поменяла отношение сотрудников. У сотрудников стали появляться новаторские идеи по увеличению продаж, по новым продуктам и сокращению затрат.

Говард Байер

Одним из таких сотрудников был Говард Байер. Он часто повышал голос на совещаниях. Он ни к чему не оставался равнодушным, был искренним и смущал всех своей прямотой. Что у него на уме, то и на языке.

Обычно люди сдержаны, стараясь не обидеть, ходят вокруг да около. Но Говард Байер открыто спорил с кем угодно и когда угодно: на совещаниях, на заводе и в коридорах. Он говорил:

— «Почему слово люди аж на третьей странице»?

— «Почему бы не дать клиентам все, что они хотят»?

— «Почему заведующие кофейнями боятся высказывать свое мнение»?

Говард Байер четко формулировал свои мысли и добивался искренности от других.

Однажды он сказал, что нужно каждой кофейне открываться на 10 минут раньше и на 10 позже, чтобы превзойти ожидания клиентов, тем самым взбесив директоров кофеен до предела.

Но его цель была в другом.

Таким дерзким заявлением он шокировал собеседников, тем самым оживляя их и располагая к откровенной беседе. Иначе, без искренности и открытости не родить новую идею.

Он намеренно провоцировал конфликт, чтобы заставить других взглянуть на вещи шире. Говард Байер заставил многих расстаться с своими догмами и пересмотреть многие ценности.

Однажды Байер заметил интересную вещь, многие посетители хотели обезжиренное молоко, но в «Старбакс» его не предлагали.

Байер прибежал к Говарду Шульцу и дерзко заявил:

— вы читаете отзывы посетителей?

— конечно

— почему же тогда не реагируете?

— не реагирую на что?

— посмотрите сколько людей хотят молоко обезжиренное

— ну я проводил дегустацию, это просто не вкусно

— на чей вкус? (Сказал Байер выходя из себя)

Обезжиренное молоко в «Старбакс» на тот момент приравнивалось к государственной измене. Проблема жирного молока вызвала один из самых горячих споров в истории компании.

Говард Байер был против всех. Все были против него. Он настаивал, чтобы Шульц хотя бы попробовал.

Но все было тщетно. Если вы растите компанию как растите ребенка, вам трудно избавиться от инстинктивного желания заботиться о каждой мелочи.

Но в какой-то момент Шульц все таки осознал, что затыкать уши, значит лишать компанию великолепных возможностей. Обычно инновационные идеи исходят от менеджеров среднего звена и рядовых служащих.

Сейчас половина объема продаж того самого «Латте» с обезжиренным молоком. Говард Байер попал в самое сердце клиента.

Ошибка многих предпринимателей — ставить в руководители верных и преданных людей, но у них нет нужных навыков.

Преданные помощники поддакивают по любому поводу, потакая вашему самолюбию. А сильные люди стимулируют к росту.

Если человек способен собрать команду, вдохновить и подключить на одну волну, вместе они смогут творить чудеса.

Также родилась идея составить собственный сборник джазовых хитов и продавать их на эксклюзивном диске.

Многим посетителям нравилась музыка, которая играла в кофейнях и они оставляли сотни просьб, чтобы им ее продавали. Поскольку у многих людей нет времени самому искать хорошую музыку.

И хотя обычно в кофейнях не продают диски, на деле количество продаж трехкратно превзошло ожидания и составило 75 000 дисков.

Через несколько недель Ральф Саймон вице президент Capitol Records сказал, что если бы продажи пластинки отслеживались как обычные альбомы, она попала бы в первую десятку джазовых чартов Billboard.

Уолл-стрит

Мощь бренда «Старбакс» и дух компании нельзя пощупать руками и конвертировать в цифры. Однако перед IPO (публичное размещение акций) важна адекватная оценка стоимости компании.

И хотя крупные инвестиционные банки были впечатлены экономикой и эффективностью «Старбакс». Тем не менее для них Starbucks был очередным непримечательным вариантом из длинного списка потенциальных IPO.

Они оценивали только числа и не принимали во внимание ценности компании. Банкирам неведомо как тяжело из года в год выстраивать ценности компании. Банкиры — это люди из другого мира. Им плевать, как «Старбакс» относится к сотрудникам. Для них важна только финансовая выгода.

Лучшими сферами для капиталовложений считались биотехнологии и волоконная оптика, а кофейни казались невзрачными. Банкиры не верили, что «Старбакс» способен удержать высокие темпы роста.

Поэтому, Говард Шульц очень долго искал того, кто понимал бы что «Старбакс» не очередной ресторан. Он провел конкурс среди семи инвестиционных банков, чтобы найти того, кто действительно проникнется страстью к «Старбакс».

И нашел Дэна Левитанна из Wertheim Schroder. Он понимал о чем идет речь. А речь шла об амбициозной компании, которая рискует пошатнуть отношение американцев к кофе.

26 июня 1996 года «Старбакс» вышла на фондовый рынок со стартовой ценой $17 за акцию. Цены большинства компаний-новичков падают сразу после размещения. Но как только начались торги «Старбакс», ее акции взлетели до $20 за штуку.

Вопреки предсказаниям аналитиков Уолл-стрит, цена акций еще долго оставалась высокой и за три месяца достигла $33.

В результате IPO собрало для компании гораздо больше, чем ожидали — $420 млн.

«Старбакс» попала в высшую лигу. Стоимость акций «Старбакс» всегда превышала ее прибыль на радость скептикам. Поэтому спекулянты любили играть на понижение, но всегда проигрывали.

Третье место

Почему люди готовы стоять длинные очереди ради какого-то стаканчика? На первый взгляд кажется, что просто из за кофе. Однако все на много глубже.

«Старбакс» создал «третий мир».

Это уютный уголок между работой и домом, в котором люди улетают от повседневных забот. Экзотические сорта кофе и напитки — роскошь, которая по карману любому.

Клиенты готовы выбрать длинный путь, лишь бы по пути зайти и выпить утренний кофе.

Некоторые конкуренты открыто заявляют, что ждут когда «Старбакс» придет в их локацию. Потому что когда люди знают, что есть место где можно посидеть —они тянутся туда. В итоге выигрывают обе стороны.

Зайти в «Старбакс» тоже самое что ненадолго убежать от суеты. Это глоток свежего воздуха. Люди приходят сюда не ради кофе, а ради атмосферы и общения. Это не просто кофе, и даже не кофе для гурманов — это «феномен стиля жизни».

Понравилось? Ставьте лайки, пишите комментарии, смотрите видео:

{ "author_name": "Иван Арефьев", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 201, "likes": 271, "favorites": 303, "is_advertisement": false, "subsite_label": "trade", "id": 144920, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 24 Jul 2020 18:29:57 +0300", "is_special": false }
Объявление на vc.ru
0
201 комментарий
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
114

Месяц херачил эту статью, выколупывал по крупицам интересные факты из кучи воды, а тут какие-то мудаки дизы ставят. Ну что не так-то а? Все желание продолжать делать контент пропадает

Ответить
38

Месяц херачил статью

Поэтому вы не должны ставить дизлайки

Иначе больше не буду делать контент

не хочешь - не делай, че за разговор вообще.
мы тебе ничего не должны, иди нахер ¯\_(ツ)_/¯
дизлайк

Ответить
9

Да ты не понял. Это сейчас статью залайкали, а вначале были только дизлайки. И самое интересное дизлайки кто-то поставил мгновенно сразу после публикации. Как можно за 15 секунд оценить статью? Если бы не мой этот коммент, статья так и осталась бы в низах. Повезло что люди заметили и вытянули ее вверх. Складывается впечатление что тут какие-то коварные боты минусуют все подряд. 

Ответить
98

Это тайное общество любителей чая, древняя и очень могущественная организация.

Ответить
0

У меня последняя статья из минусов так и не вылезла. Потом вообще удалили с сайта.

Ответить
–2

пжл, удалить коммент.

Ответить
45

Иван, статья обширная, но читать было трудновато. Все эти превосходные степени сравнения и восторженное отношение очень похожи на то, как пишут в западной прессе. Я читал и думал - это перевод? Сами факты интересные, но так и хочется вступить в заочный спор по некоторым моментам вроде преимуществ темной обжарки, которую последние годы как раз критикуют. А вступить в спор хочется, потому что подача в тексте как будто откровение снизошло, а не просто пытались унифицировать цепочку поставок. 

Ещё мне лично было бы интересно почитать про историю выхода Старбакс за пределы США. Как построена работа с арабами, как работает российский офис (там тоже раздают опционы?), вот это всё. 

У меня нет цели раскритиковать статью, пишите ещё (если после местных комментариев ещё будет желание, лол).

Ответить
9

Добавлю, что странно и даже неприятно читать "барриста" с двумя "р", "Латте" с большой буквы в кавычках, "костко хулсэйл", вообще в тексте очень много грязи и даже ошибок. Если хотите, я могу её отредактировать на свой вкус, чтобы вы смогли в будущем знать, на что обращать внимание.

Ответить
2

А мне интересно как они в Россию заходили и с какими проблемами тут столкнулись. Еще совсем недавно их тут не было. А в прошлом году в Питере они росли как грибы и теперь на каждом углу)

Ответить
7

Кстати, в Питере, ни в одном Старбакс не озвучил ничего особого. Писюлька имени на стаканчике ощущается как маркетинговый ход не более. Какого-то особого духа не почуял. Как раз приятнее местечковые кофейни. 

Ответить
0

Статья понравилась, но «эКспрессо» это прям да)

Ответить
0

Если я правильно помню, то как раз в Бразилии используется слово expresso. Был немало удивлен.

Ответить
1

А в Танзании ?

Ответить
2

Кстати да, Танзания внезапно крайне актуальна.

Ответить
1

А ещё в Бразилии много диких обезьян)

Ответить
0

Это именно в Питере их долго не было, а в Москве они уже много лет были.

Ответить
4

Вы очень внимательный. Действительно есть у них это восторженное отношение )) И когда читаешь книгу попадаешь под это него и не замечаешь 

Ответить
12

я в детстве такие же читал про ленина LOL

Ответить
7

«Если хотите узнать, что чувствуют настоящие неудачники...» - напишите статью на ВиСи с кучей ошибок и, вдобавок, понойте в комментах к ней же ;)

Ответить
2

Однако неудачником я чувствовал себя не долго. Пошел спать. А с утра захожу и вместо дизов вижу горы лайков и комментов. Я в шоке. А мое нытье помогло выяснить, что оказывается орфографические ошибки могут вызвать лавину дизлайков. Сам я никогда не обращаю внимание на чужие ошибки. Но оказывается, многих людей почему это жутко бесит! По моим ощущениям из всех дизлайков 90% за орфографию. Никогда больше не буду публиковать текст, пока не прогоню через сервис проверки офрографии :)

Ответить
7

Да я  же не про мелкие ошибки говорю, никто их не выискивает в тексте. Тут уже написали ниже, но повторю: -чувак, ты пишешь про кофе, Старбакс и Италию и называешь напиток эКспрессо.
Это заслуживает не дислайка, а гильотины!

Ответить
7

Может потому что а) слишком длинная б) Старбакс кофе сейчас это говно говнющее. Странно читать что когда-то там «в Америке кофе был говно, и вот тут появился Старбакс». Большего кала чем Старбакс сейчас ещё поискать надо. 

Ответить
3

Хейтерство какое-то. Такого ресторанного уюта с простотой обслуживания фастфуда больше нигде нет. Многие копируют со старбакса только цены а вот сервис их пока никто не может повторить

Ответить
1

Вы пробовали традиционный американский кофе "Mr. Coffee"? Это напиток, который получается, когда кипяток проходит через кофе-фильтр. Редкостное пойло! 

Ответить
1

Конкретно этот нет, но как-то в Чикаго в Старбаксе взял айс кофе, и это не пойло было, а помои натуральные. 

Ответить
8

Возможно, потому что в слове эспрессо нет буквы "к".

P. S. Я не минусовал)

Ответить
3

Коряво, предложения короткие, будто реферат школьника через переводчик прогнали.

Ответить
4

Иван, статья отличная! Содержательная, зрелая и очень интересная.
Негативная оценка видимо вызвана то частью аудитории, которая считает потребителей продуктов бакса идиотами. Зачем платить за кофе 300, когда рядом по 150 продают. В случае если хотите набрать лайков, попробуйте сделать хайповый говноматериал и кинуть тут его на вентилятор))

Ответить
4

Спасибо Вам за статью! Открыл для себя много нового. Критика, это признак того что Вы смогли зацепить аудиторию. Стиль правда получился очень похожий на Западные статьи. Поздравляю Вас с этим, ведь это не просто.

Ответить
3

Дизы ставят те,кто не в теме. Я предприниматель и причём концепция создателя Старбакс мне близка,сам работаю по этой схеме. И посему - статья отличнейшая, давно не читал такого интересного чтива об успешном успехе. Осилил на одном дыхании. Незамотивированному человеку осилить столько букв не реально, отсюда и дизы. Забей, не каждому дано оценить, как и в любом деле есть понятие ЦА(целевой аудитории).

Ответить
2

Почти везде в российских форумах все заканчивается мегасрачем, причем не по существу. Просто люди (в основном) такие, что они будут стараться показать свою "умность", чем вникать в суть сказанного.  Я однажды на пикабу  написал пост про то, как после моих стараний на улице изменили алгоритм работы светофора, и этим прекратились аварии (очень часто с смертельным исходом). Так большинство комментарий было по поводу стилистики и грамматики.
Люди здесь просто  жуткий смесь закомплексованности+высокомерия. 

Ответить
2

Ну извините, если была бы жизненно важная информация или инструкция, то пофигу на грамматику и стилевые обороты. В случае же развлекательной статьи и стиль, и грамматика являются неотъемлемой частью итогового «продукта». 

Про срачи на российских форумах, впрочем, согласен)))

Ответить
1

Может из-за того, что это здесь уже раз десять было точно. Вот как пример: https://vc.ru/story/39428-govard-shulc-i-starbucks-kakie-principy-i-novovvedeniya-predprinimatelya-priveli-set-kofeen-k-uspehu

Ответить
4

Я видел ее. Она очень короткая и больше на новость похожа. А я сделал лонгрид основываясь на книге

Ответить
2

Отличная статья, прочитал на одном дыхании, спасибо!
Они ввели ещё множество дополнений, которых нет в статье, но, это так, к слову)

Ответить
2

Спасибо большое за ваш труд
Правда очень понравилась статья и вдохновила прочитать книгу и кейсы)

Ответить
1

Есть такая стратегия, что при выпуске своей статьи минусят другие, чтобы свою на главную протолкнуть.
Статья норм.

Ответить
0

Вот именно! Статьи компаний лайкает отряд их сотрудников. Поэтому они застрахованы. А я один. 

Ответить
1

Очень содержательно! Думал книгу прочесть. А нахера? Теперь, я все знаю😉 спасибо)
Твори! Я буду читать точно!

Ответить
1

У вас отличная статья. Спасибо. Благодаря этой истории, которую вы донесли до масс, у меня снова появилось вдохновение и прилив сил. А дизлайки... Ну вспомните героя вашей статьи - если бы в его время были бы столь популярны соцсети, то за его идею ему тоже ставили бы дизлайки. Просто не парьтесь. Радуйтесь - негатив - это тоже проявление внимания. 

Ответить
0

А книгу Шульца читали?

Ответить
0

Читал. Книга меня очень впечатлила, но в ней информация была как-то скомкана, и я решил сделать выжимку)

Ответить
0

Надо что-то делать с ошибками — «несмотря», «в трое».

Ответить
0

Не согласен? Значит, мудак. Ок.

Ответить
30

>Все что Говард пил раньше стало казаться помоями.

Я как-то взяла в старбаксе латте декаф, даже латте не спасло эти хм... выбросила, с тех пор не заходила).

>Оказалось, что в США, богатейшей стране на свете, лидером (-е) западного рынка, пили ужасный кофе.

Они и сейчас его пьют, в т.ч. в Старбаксе🙃

>Даже настоящий цельнозерновой кофе разбавляли дешевыми зернами, в погоне за выгодой.

Дешевые зерна - это тоже настоящий цельнозерновой кофе. Делают из зерна. Органолептические качества могут очень отличаться.

>Большую (-ая) часть потребляемого кофе был дешевый низший сорт «Робуста».

Низший? 🤓 Их фактически два: арабика и робуста. Робуста дешевле, но иногда может по цене сравняться с недорогой арабикой. Это виды. Сорта уже отличаются по месту произрастания, потом делят на плантации и проч.

>Это было как божественное озарение.

дада, я тоже часто использую слово божественный😁

>Это необыкновенная гармония воздушного молока и экспрессо. Напиток без малейшего изъяна. Никто в Америке не знал ничего подобного. Итальянцы превратили кофепитие в симфонию.

А американцы добавили в него супер сахарные сиропы, взбитые сливки, специи, карамель и прочие улучшайзеры. И превратили кофе обратно ну не в помои, но точно не в симфонию).

>Ее назвали «Il Giornale» (иль жёрнэле)

Если калькирование с итальянского, то иль джорнале (д почти не произносится, л мягкая)

>Говард с друзьям ходил в собственную кофейню и поедал огромное количество еды и кофе, чтобы потенциальные инвесторы видели, насколько высоки показатели продаж.

Если надо чтобы стартап взлетел в глазах инвесторов, тащи друзей и родственников потреблять 😆

>У Говарда Шульца не было цели строить сильный бренд. Бренд стал следствием страстной команды. «Старбакс» вкладывала силы в сотрудников.

Вроде про команду-семью, страсть и веру в людей которые самое главное уже не модно? Или все ещё заходит?

Вы месяц статью писали, а вычитать забыли. Обидно же, качество подачи пострадало.
Старбакс хорош тем, что привил культуру кофеен в России. Где ты можешь посидеть за чашкой, почитать книжку и тебя не будут выгонять горящим взором «а что это вы тут место занимаете». Кофе у них не вкусный и оверпрайс.

Ответить
5

Помню пластиковый стакан воды с чайным пакетиком за 200 рублей в 2014-м. Помню пластиковый стакан с кофе за 300 в 2007-м. Доллар тогда стоил 25 руб. Дороже чем в Нью-Йорке!

Ответить
0

Не в Шереметьево случайно?

Ответить
0

Аэропорты - отдельная тема. Нет,  на Арбате и в районе м.Белорусская. Зашел, сделал выводы)

Ответить
0

Потому что деньги платились не за чай и кофе, а за "посидеть" в этом самом третьем месте (для студентов было особенно актуально, и там были розетки).

Ответить
0

Для студентов посидеть в Старбаксе дороговато, если студент не жил на полном обеспечении родителей. Есть библиотеки, без кофейного флёра, но также с розетками и бесплатно.

Ответить
0

10 лет назад библиотек с розетками ещё не было, а заплатить 200р за кружку чая и сидеть с ней 4+ часа у розетки было вполне нормально даже на стипендию (речь не про каждый день, конечно).

Ответить
0

Кто-нибудь, как бы разъяснил, что имеется в виду под "культуру кофеен".
Если "посидеть за чашкой" - не ясно ..., ибо из чашки следует пить, в темпе потребности организма в питье.
Если "почитать книжку" - читает большинство (и я) всё на дисплее, и в общественном месте не удобно, отвлекают "девушки, со взором горящим, делающие вид, что читают книжку")))
И если " Кофе у них не вкусный и оверпрайс." - то за что "Старбакс хорош"???

Ответить
0

Мне кажется, если вы не поняли, то и объяснять бесполезно, т.к. настроены, судя по комментарию, достаточно ехидо. 
Фанатом старбакса не являюсь. 

Ответить
0

В ехидстве своем не уверен, но если Вы его увидели - значит, что-то есть (в явлении, или в глазах смотрящего).
В любом случае, похоже, аргументов у вас не нашлось.
Возможно, потому, что "Фанатом старбакса не являюсь. "

Ответить
0

Никакой корреляции между вашим желанием отсутствия у меня аргументов и тем, что я не являюсь фанатом старбакса, нет.

Ответить
19

Нынешний Старбакс (по крайней мере в США) имеет мало общего с тем "местом силы", что строил Шульц в восьмидесятые, девяностые и двухтысячные. Сегодня это обычный конвейер с посредственным качеством и сырья, и напитков.
Pumpkin spice latte уже стал символом обыденности и плохого вкуса. А о чистоте и порядке в помещениях кофеен говорить вообще не стоит - там все очень плохо.
Даже среди сетевых американских кофеен есть образцы на уровень лучше (Compass coffee, blue bottle coffee и так далее).

Ответить
7

Вы правы, прямо в точку. Не хочу защищать старбакс, но тем не менее он и сегодня хорош. Я в Питере в 2019 почти каждый день сидел и работал в старбаксе. Обошел все кофейни. Самая уютная на сенной площади. Кофе восхитительный. Дорого, но почему бы и нет? На аренду коворкинга уходит примерно столько же денег. Однажды мне дали очередную кружку, я попробовал и произнес "многовато молока", барриста тут же выхватил кружку из руки, вылил и сделал новый. Главное что мне нравится в старбаксе это люди, туда обычно ходят приятные и стильные люди. Как только попадаешь в кофейню, сразу поднимается настроение. Поэтому меня и привлекла эта книга и вдохновился написать статью.

Ответить
7

В России вообще импортный общепит как правило лучше, чем в стране происхождения. Это касается Старбакса, Макдональдса, KFC и прочих американских сетей. В штатах всё вышеперечисленное - так себе. Не критикую статью, лишь привожу своё наблюдение.

Ответить
0

Хм интересно. А я всегда думал что наоборот) А почему?

Ответить
6

Трудно сказать. Кто-то видит причину в введении относительно высоких МРОТов в некоторых штатах, что делает затруднительным найм дополнительного персонала (уборщиков в основном). Ведь цены на напитки просто так повысить нельзя, ибо народ уже приучен к константам. Возможно вопрос экспансии в определенный момент стал более важным, чем вопрос качества (экстенсивный vs интенсивный рост). Гипотез множество и все не проверить.
Но парадоксальный факт есть - в крупных городах России за каких-то 30 лет после распада совка смогли построить сектор услуг питания на голову выше, чем в Америке.

Ответить
1

Видимо, потому что на момент появления в России тот же Макдональдс вызывал трепет и считался рестораном (как его официально и называют), работали и работают там +- нормальные люди. А в США это место сбора всякого сброда с дешёвой едой и персоналом, чьи lives matter, который больше никуда не взяли.

Ответить
1

Так и есть. А еще потому что в Штатах просто гигантская конкуренция на рынке фастфуда и каждый старается переплюнуть соседа. Учитывая, что Мак, КФС и прочие - это большие франшизы, которые сложно контролировать, их легко обходят по качеству местечковые сети, у которых все удобно устроено от HR до логистики и подбора продуктов. Например такие. как In'n'Out.
Кстати Макдак в России франшизой не является, компания контролирует все процесс напрямую. Этим и объясняется высокое его качество у нас.

Ответить
0

Потому что там это франшиза, а у нас нет.

Ответить
3

Статью прочел. Кофе плохой. В Италии на любой заправке кофе лучше. И дешевле. И без пафоса.

Ответить
2

Вы серьезно считаете, что в старбаксе вкусное кофе? Сходите на какую нибудь высавку кофе - там дают попробовать обычно.
А вот обстановка да, приятная. 

Ответить
3

Да, именно за обстановку его и ценят, в любой стране я знаю, что я приду в старбакс и смогу там поработать потому что там есть стабильный интернет. 
Ну и я из большинства, у меня понятие вкусный если он не говно. 
Хотя в Праге есть страбакс такой что там кофе как растворимый мне дают, причем это только в одной кофейне, зарекся в нее ходить

Ответить
0

Это который в Праге?

Ответить
1

Возле музеума

Ответить
0

А мой любимый - на Зличине, возле ИКЕА, который в отдельном домике

Ответить
0

Мне ещё нравится тот что между музеум ом и мустеком, там на втором этаже нету музыки, можно с кем то поговорить если нужно.
У меня сейчас идея появилась, все старбакс в праге обойти и вкусы попробовать.
Кстати как там на зличине, место есть посидеть или он только пешеходный? 

Ответить
0

Там места много - там и внутри, и снаружи можно посидеть

Ответить
1

Да. Я на одно время на него подсел как наркоман, и в день мог выпить по три венти. Перепробовал все сорта, все способы приготовления. Вот сиропы это конечно гавно оказалось. Иногда бывал пережженый. Не нравилось когда остывший подавали. Но в целом я доволен. Может в других городах по другому). После старбакса не могу пить кофе в мелких единичных кофейнях, он кажется везде теперь каким-то колхозным )) 

Ответить
5

Как раз в единичных кофейнях иногда и можно взять вкусный кофе. У нас в Росси в целом практически нет понимания, что есть хорошее кофе. Обычно, это нечто горькое и крепкое. Но по факту это не всегда так. Разные сорта имеют разный вкус. А правильно приготовленное молоко дает необходимую сладость, чтобы не класть в кофе сахар или сиропы. Если это чистый сорт арабики, то там, при правильном приготовлении, вообще горечи не будет. Только кислинка. 

Ответить
0

Арабика горькая а кислая - робуста. На сколько я знаю. 

Ответить
1

 Арабика горькая а кислая - робуста. На сколько я знаю.

Все верно, с точностью до наоборот))

Ответить
0

Каждый раз когда хочется пить кофе, нужно идти на выставку?

В самом старбаксе кофе не очень нравится, но в ритейле свежемолотый для домашней варки достаточно хорош

Ответить
1

"приятные и стильные люди"
Фильтрация по сумме чека?...
В гольф-клубах и в яхт-клубах похожие истории.
Так что похоже, само кофе - не очень причём.

Ответить
0

> вы правы, прямо в точку

А далее идёт мнение в точности наоборот :) 

Ответить
19

Почитайте Наоми Кляйн "No logo", есть там Глава про Старбакс - и про его методы выдавливания конкурентов, и про ноу-хау с копеечными зарплатами (конкретно про программу StarLabour и по какому принципу она настроена) - поймёте разницу между хвалебными историями успеха, которые они сами издают и собственно изнанкой. (Без издёвок - очень познавательно; главы по-моему "Без выбора" и "Без работы", если не ошибаюсь).

Ответить
5

Книжка кстати и правда очень интересная, сейчас читаю.
Но есть у меня какое-то ощущение, что Наоми в своей деятельности (будь это д/ф "Доктрина шока", или "No Logo") очень однобоко бомбит аргументами и "натягивает" факты под свою интерпретацию. Есть такая штука: вот читаешь, и сразу какое-то подозрение возникает, что тобой манипулируют, игнорируя все альтернативные точки зрения.

Ответить
3

ну не без этого, конечно :) это проповедь антиглобалиста :)

но если фильтровать краски, там много на самом деле и реальных схем описано, и как работу начали позиционировать как нечто для молодёжи, для опыта и т.п., за что особо и платить не требуется, и как тот же самый SB перебивал ставки аренды в несколько раз у популярных локальных кофеен или как открывал пять точек вокруг конкурента, размывая вал на все точки в районе и выживая таким образом независимых игроков - сейчас это повсеместная практика у всех сетевых игроков, но в те времена они были одними из первых с такой стратегией ..

Старбакс просто в своих историях успеха такие вещи не рассказывает ))) многовато воды про "третье место (силы))", "партнёров, а не работников" и тому подобное, хотя в рамках жанра ок, конечно же )

Ответить
11

Статья хорошая, кофе в Стакбаксе - говно.
Время СБ прошло, по крайней мере в РФ, его место занимают независимые локальные кофейни, благо культура потребления данного напитка находится в постоянном развитии 

Ответить
1

Во многих "независимых локальных кофейнях" говно еще похлеще SBx. Если говорить о кофе, как бизнесе, то организованный сетевой бизнес всегда сильнее разрозненных частников, поэтому лучшие локации будут за сетевиками, независимо от предлагаемого качества напитков.

Ответить
2

Говно везде есть. Как и есть хороший трушный продукт. В SB по-умолчанию не может быть трушного кофе, т.к. они его закупают миллиона тон у миллиардов поставщиков и ужаривают его нахрен так, чтобы по всей сети был один вкус кофе. Вкус говна 

Ответить
1

Вкус говна

Возможно, это именно тот вкус, который нравится миллионам покупателей кофе в сетевых кофейнях))

Ответить
1

Покупатели в SB топают не за кофе

Ответить
5

Ну тогда уж, справедливости ради, нужно отметить что сегодня SBx зарабатывает не на кофейнях, а на реализации в сетевом ритейле молотого кофе, капсул и напитков под своим брендом. $7 лярдов заплаченные Nestle за дистрибуцию бренда - тоже хороший приработок. Кофейни при этом лишь обеспечивают необходимую коммуникацию между брендом и миллионами потребителей. Поэтому сегодня SBx - это история уже не про кофе, а про ритейл-технологии.

Ответить
2

Да насрать на локации. Около крутых частников всегда собирается своя "тусовка" из постоянных клиентов. Я иногда специально езжу через весь город к "разрозненным частникам" за действительное вкусным кофе и атмосферой

Ответить
1

"Крутые частники" и тусовка вокруг их заведений не определяют рынок продаж кофе, как напитка. SBx (как и Макдак) доит людской поток, в масштабах которого упомянутая вами "тусовка" занимает доли процента.

Ответить
5

Классная статья! Автору респект

Ответить
5

Отличная познавательная статья. Автору спасибо.

Ответить
5

В начале думал 50 оттенков серого читаю, "превосходно пьянящее чарующее ощущения обволакивания умопомрачительным ароматом чудейснейшего ароматного напитка из дочерна красивейшего пережареного чудесного кофе", пошел в комменты, а там написано что по книге.
ПС. Статья хорошая.

Ответить
3

Многовато ошибок, начиная с -тся, -ться. Текст прогнать бы через проверку орфографии, взгляд цеплялся не один раз. Пунктуация тоже хромает.

Ответить
4

В Старбаксе дорогой и отвратительный кофе. Как третье место, также не очень подходит.

Ответить
3

Есть отличная книга Шульца - "Дело не в кофе". Всем рекомендую, особенно тем, кто строит свой бизнес.

Ответить
2

После прочтения книги «как чашка за чашкой строилась старбакс», я понял, что все что читал до этого — «детские сказки». Решил поспрашивать, есть ли что-то похожее. Мне порекомендовали «Не только о велоспорте» Армстронга, Ричард Брэнсон »Теряя Невинность» и «Нефть»

Ответить
2

Ли Якокка "Карьера менеджера"

Ответить
2

"Продавец обуви" Фила Найта, основателя Найк тоже про мучительное и необычное путешествие по пути строительства бизнеса

Ответить
3

Иван, Вы написали прекрасную статью об интересном бизнесе и очень талантливом человеке. На пустом месте он сумел увидеть перспективный бизнес и поднял его с нуля. Подняться можно на чем угодно. В этом главное. Нужно иметь талант видеть возможности. А литературность стиля или допущенные ошибки это не то на, что нужно обращать внимание. Бизнесс возможностей сотни. Только одни их видят, а другие нет. Когда-то мальчишкой мой дальний родственник сказал мне, что деньги можно делать из воздуха. Мы шли с ним по улицам Москвы и он расказывал мне как можно сделать деньги на одном, на другом, на третьем. Это было как КВН. Все было очень просто после его объяснения. Есть люди талантливые в бизнесе. Но ими нужно родиться.

Если хотите, то могу подсказать еще одну интересную тему. Спасибо.

Ответить
1

Кто-то говорит что Говарду Шульцу повезло, так как Старбакс попала в первую волну взрывного распространения кофеен. А до этого мир не знал настоящего кофе. Это так, однако его успех это следствие умения увидеть то, что другие увидеть на смогли. За идею буду благодарен, пишите) 

Ответить
4

Разве дело в кофе? Дела в таланте к бизнесу. Это могло быть кофе или что-то другое. Успех был в умной голове Шульца.

Другая идея? Карандашная фабрика в Москве, которую в 1927 году построил Хаммер. Меньше чем за год на развалинах старого мыловаренного завода он построил самую современную фабрику и немецкий поселок для рабочих из Германии. Он ничего не понимал в этом деле. У него не было "крыши в Кремле". У него не было больших денег. В Германии с ним никто не хотел иметь дело. И все за один год. Оборудование, квалифицированных рабочих, промышленное здание, жилой поселок, медпункт.

В первый же год он получил миллион долларов прибыли. Это единственный пример за всю историю существования Советского Союза и России. Он сделал фабрику "под ключ", все привез из Германии. Кто-то можетсказать, что ему повезло и он попал в первую волну распространения карандашей. А кто-то может сказать, что это был талант.

Много материала можно найти в мемуарах Хаммера переведенных на русский язык. Если не сможете найти, то я пришлю вам полный текст книги.

Ответить
1

Восхищаюсь Хаммером, читал его кое-что.
Буду рад тексту vbs@rapsalin.com

Ответить
0

Прилагаю книгу. Прицепить текст мне не удалось. Но книга есть в открытом доступе. Захотите писать на эту тему, могу состапвить вам компанию. С уважением, Лев

Ответить
1

Спасибо, нашел в доступе.
А что писать - не знаю, вроде не очень собирался.

У меня много уже написанного, но темы несколько другие.
Близко к данной теме (почти про компы):
Первая работа, или судьба мальчишки.
https://proza.ru/2015/07/31/753

Ответить
0

Добрый день, Борис.
Хорошая история. Это наша жизнь. У нее свои правила. У мальчика был талант. Это не многим дано. Вы тоже бежали впереди многих. Почему-то притормозили. Самое интересное в том, что никогда не бывает поздно. Поверьте моему опыту. Я в 42 года все начал с начала в США.                                                                                          Есть еще одна интересная история - "паровозная афера". Я сейчас про нее читаю. Там есть много интересного. 

Ответить
1

Паровозная афера - известная тема.
Косвенно один из моих рассказов касается "золота партии".
Тоже, на основе реальных событий.
Золотые семейства
https://proza.ru/2011/10/06/546

Ответить
0

Борис, Вы пишете легко и интересно. "Паровозная афера" интереснее, чем многие о ней думают. Посмотрите информацию обо мне в интернете и потом, может быть, мы с вами вернемся к этой теме. 

Ответить
0

Лев, большое спасибо за оценку.
Соответственно, я изучил несколько из найденных ваших полезных ресурсов.
Развернуто написал в личку.

Ответить
0

Борис, к сожалению, я не получил вашего сообщения. Попробуйте Skype (lev.lester)или  levlester2003@yahoo.com

Ответить
0

Мне 37 и до сих ничего не получилось выиграть в diversity lottery... вдохновляет, что в любом возрасте можно, видимо, начать все с нуля в этой стране... попасть бы туда еще

Ответить
0

С каждым годом возможности "попасть туда" уменьшаются. Но надежда умирает последней. Нужно иметь востребованную профессию, английский язык и желание трудиться. Все остальное не имеет значения.

Ответить
0

Да, легально попасть сложно очень, может придется идти на ловкачество с убежищем...

Да хотя бы трак водить, разгружать, формить.
Английский на всю семью - дома разговариваем на нем ;))

Ответить
0

А как насчет профессии? Что вы или ваша жена умеете делать профессионально?

Ответить
0

Я юрист в IT уже 11 лет, жена - экономист-казначей. Оба чудики с красными дипломами, а супруга аж с несколькими, даже золотая медаль со школы 🙈😂 работаем без проблем по 10-12-14 часов в сутки. Но реально - готов хоть слать на коммерческие права и траки водить по Америке.

Ответить
0

В каком городе вы живете? Золотые дипломы это признак наличия мозгов и способности обучаться. Это вам еще пригодится. Что такое экономист-казначей? Что конкретно она умеет? Насколько далеко это от accounting? Можно ли научиться? Есть ли возможность попасть на работу в фирму которая работает по международным правилам?

С юристом сложнее. Это не специальность. Но в ИТ это уже лучше. А что лежит рядом с вашими знаниями? Патентирование (я просто размышляю вслух)? Вам обоим нужно попробовать получить международную специальность. Умеете ли вы что-то делать руками? Надо открыть глаза и смотреть вокруг себя. Можете со мной советоваться. Вдруг что-то из этого получится. 

Ответить
0

Буду очень благодарен за книгу
onlyinfinitytrap@gmail.com

Ответить
1

Прошу прощения за долгую паузу. Я не увидел вовремя ваш ответ. Автобиографию Хаммера прилагаю. Это перевод его книги про бизнес в России. Он там себя немного приукрасил, да и переовд был сокращенным. Но история про карандашную фабрику почти правдивая. Читайте. Прицепить не удалось Но вы можете найти эту книгу в открытом доступе. Будут вопросы пишите.

Ответить
0

> не было крыши

> и все за один год

Вау. А может потому что в 1927 году не нужна была вышеупомянутая крыша, и может потому что тогда дела делались элементарно быстрее? Как минимум потому что бюрократии меньше было

Ответить
1

Мир не знал настоящего кофе? Серьёзно?

Ответить
1

А до этого мир не знал настоящего кофе.

Как же все плохо ...

Ответить
3

Спасибо!

Ответить
3

Больше всего в статье поражает скептицизм инвесторов. Продавать напиток по цене обеда - это же золотая жила, алло

Ответить
3

Есть отличный фильм "основатель" про МакДональдс. История один в один. Из ламповой точки с совершенным обслуживанием сделали мировой бренд с обоссаными зданиями. И даже в 80х репутация была не очень, судя по фильму "с меня хватит!" с М. Дугласом в главной роли.

Ответить
1

Статья классная. Просто многим нынче заходит негатив больше, к сожалению. За ошибку в паре слов готовы на кол 😏 Ну такое себе. Человек старался, изучал тему, считаю похвально.

Ответить
3

История крутая, за это лайк) но в кофе автор разбирается как моя бабушка (никак)

Ответить
–1

Хорошо, что есть такие как вы, кто точно во всем разбирается)

Ответить
3

без нас вы бы давно пропали

Ответить
0

Комментатор выше разве сказал, что в чем-то разбирается и тем более "во всем"? 

Ответить
–1

Это ирония была, блэт) и чел ее уловил, в отличие от тебя, походу)

Ответить
1

Ооо, ну тогда поздравляю: отличнейшее чувство юмора; превосходная ирония, прям глубокая такая, умная. Пожалуй, можно шутки в стенд ап писать

Ответить
–1

Да, это гораздо лучше, чем твоя сублимация)

Ответить
1

Я, конечно, олдфаг, но такие подъ*бы из года этак 2009 вызывают только умиление

Ответить
–1

ты же не можешь уснуть, когда в интернете кто-то не прав) 

Ответить
0

Это правда: сложно уснуть, когда получаешь удовольствие

Ответить
–1

рад за тебя, хоть какое-то удовольствие в жизни)

Ответить
0

А эти общие псевдо-высокомерные фразы в блокнотике "для победы в спорах в интернете" записаны или уже на подкорке отложились?

Ответить
–1

Пиши еще, мне нравится, как у тебя подгорает) Разве ты тут не за этим?

Ответить
0

Потерялась нить диалога? Что уже можно писать любую "крутую" фразу из спасительного блокнотика? Или, аа, я понял, обычно в этом моменте у неуравновешенного собеседника начинает подгорать, и его нужно скорее "уделать", вот это да, верх изящества

Ответить