Упаковка продуктов питания после пандемии: 5 трендов

Коронавирус кардинально изменил многие сферы жизни в 2020 году, в том числе ― привычки покупателей. Сегодня никого не удивишь масками, перчатками и антисептиками в магазине. По рекомендациям Роспотребнадзора и Роскачества мы моем принесенные из магазина продукты в упаковке.

Рассмотрим, как будет меняться и уже меняется рынок упаковки на фоне ситуации с пандемией. Во что производители будут упаковывать продукты в ближайшие годы?

1. Продуктовый резерв: мы продолжим запасать

Подавляющее большинство россиян (77%) по данным ВЦИОМ боятся заболеть новой коронавирусной инфекцией, в Москве и Санкт-Петербурге этот процент еще выше. 82% москвичей и 79% петербуржцев резонно переживают за свое здоровье, опасаясь заболеть. В период эпидемии больше людей стали готовить и есть дома, предпочитая домашнюю еду ресторанной, и стали реже ходить в магазин. Это подтверждают и результаты исследования потребительского поведения, проведенного компанией Nielsen в России.

В марте 2020 года мы могли видеть резкий рост потребления товаров длительного хранения: бакалея, консервы, «заморозка».

По прогнозам Nielsen приобретенные в пандемию паттерны потребления с большой вероятностью сохранятся и после. Поэтому полуфабрикаты и продукты в упаковке длительного хранения удержат популярность. При этом самым главным критерием для хозяек останется уверенность в безопасности продукта: соблюдение санитарных норм и герметичность.

2. Легче упаковка ― меньше затраты

В условиях кризиса каждый предприниматель старается минимизировать все возможные расходы, в том числе ― на логистику. Легкая пластиковая упаковка стоит дешевле, чем стеклянная и металлическая. При транспортировке грузов одинакового веса, при прочих равных условиях, в контейнер или фуру помещается больше единиц товара, упакованного в пластик, чем в иные материалы.

По прогнозу ирландской компании Research and Markets, в 2020 и 2021 году мировой рынок пластиковой упаковки вырастет в финансовом выражении на 5,5% ежегодно.

Сегодня магазины в формате «у дома» продолжают процветать, ведь именно они пользовались наибольшей популярностью в период действия строгих ограничений. Там нет больших скоплений людей и легче соблюдать нормы безопасности. Возможно, что рынок отреагирует на рост популярности таких магазинов уменьшением тары и упаковки ― для удобства хранения на маленьких торговых площадях. «Даунсайзинг» упаковки может привести к уменьшению закупочной стоимости товара, что в свою очередь позволит бизнесу сэкономить.

Все большую популярность будет набирать гибкая и прозрачная упаковка. Такая упаковка не пропускает влагу, защищает продукт от микробов и вирусов, а самое главное ― можно легко потрогать и увидеть, что внутри. С точки зрения логистики и мерчандайзинга это также удобно: такие товары легче, и занимают меньше места, чем упакованные в стеклянную или металлическую тару. Поэтому, спрос на гибкую и легкую упаковку сохранится на несколько ближайших лет.

3. Гарантия качества для покупателя

Продукты, которые производятся при минимальном участии человека, создание которых практически полностью автоматизировано, ― подсознательно вызывают больше доверия. В первую очередь это касается герметично упакованных молочных продуктов, напитков в бутылках и тетра-пак, если они стоят на охлаждаемой полке. Намного меньше доверия вызывают продукты, которые требуют необходимого участия повара или технолога.

В пандемию мы наблюдали сильный рост спроса на консервированные продукты. Среди производителей консервов есть очень разные компании. Одни используют качественные продукты и технику, другие ― экономят на всем, в том числе на ингредиентах. Такой подход к качеству продукта зеркально сказывается не только на цене товара, но и на его вкусе. Потребитель уже заранее убежден, что в составе дешевые компоненты. Ажиотаж в марте-апреле стал исключением, ведь традиционно консервы не считаются кулинарным изыском и приобретаются на случай путешествия или отдыха «дикарём», а не для домашнего питания.

Однако уже в ближайшее время это будет меняться. Рынок незамедлительно реагирует на потребительские привычки, показатель качества будет и безопасности будет играть все большую роль в соотношении «цена ― качество». Поэтому возможность открыто показать процесс производства станет преимуществом для производителей продуктов питания в «постковидных» реалиях.

4. Автоматизация производства

Бизнес продолжит автоматизировать производство. Все больше компаний начнут вкладываться в оборудование, чтобы экономить в долгосрочной перспективе.

Поэтому идеал будущих производств: уменьшение численности персонала и его контакта с пищевой продукцией, увеличение итоговой продукции, минимум потерь (брака), удешевление логистики за счет использования легкой и практичной упаковки.

5. Рост интереса к экологичным материалам

Несмотря на то, что эксперты прогнозируют рост мирового рынка пластиковой упаковки, в том числе в России, ― это не означает конец развития «зеленого бизнеса». Наоборот, перед индустрией открываются новые направления. Будущее за новыми экологичными материалами для производства упаковки, и они уже тестируются крупными производителями продуктов питания.

Старый материал для производства упаковки, который мы знаем как небезопасный для природы ― пластиковый ламинат. Упаковка из таких материалов технически подходящая: она получается герметичной, не пропускает влагу и УФ-излучение благодаря внутреннему слою алюминия. Раньше такая упаковка считалась единственной возможной, но теперь ей нашли экологичную замену, которая обладает теми же техническими свойствами. Речь идет о перерабатываемой упаковке из «мономатериалов». Упаковку, состоящую из одного компонента, проще переработать и пустить на создание новых вещей. Мы уже тестируем этот тип материалов для производства упаковки с такими крупными компаниями, как Nestle, Seelberger и «Фрутоняня».

Поэтому уже в ближайшем будущем привычная мягкая упаковка, в которой мы привыкли покупать майонез, кетчуп и пюре для детского питания ― может стать экологичной и перерабатываемой.

0
5 комментариев
Николай Иконников

Звучит так, будто от короны одни только плюсы

Ответить
Развернуть ветку
ляг, отдохни

Лучше обращать внимание на позитив, чем концентрироваться на негативе. О нём итак все знают.

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Завацкая

Ждём ваши обновлённые упаковки. Фрутонняню специально в Украину заказываем. Очень любим, только жаль что в наших магазинах их нет

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Похоже, мы стратегически верно выбрали упаковку бутылки ПЭТ для своей продукции 4 года назад.
Прозрачный бесцветный концентрат морской воды выглядит в прозрачной бесцветной бутылке естественно и вызывает доверие.
И переработка тары возможна.

Ответить
Развернуть ветку
Cody Garbrandt

Упаковка еды - это очень кропотливый процесс, требующий огромного усилия, особенно в данный момент, ведь все должно быть обеззаражено. Недавно перешли на упаковку цветной капусты, и как известно перед упаковкой её нужно держать только в холодном помещении, в больших тарах, и под холодной водой. В качестве тары лучше всего подошли контейнеры Парнет-Тара. Некоторые время наблюдали за производством самих тар, и знаете это действительно один из лучших производителей контейнеров, все процессы проходят качественным контролем настоящих профессионалов. И хранятся они в чистых и убранных помещениях. https://www.partner-tara.ru/cat/plastikovie_jachiki - пластиковые ящики от данного производителя это отличное решения для производства, и в особенности для производства и упаковки пищи!

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда