Создание бренда электроники и вывод на рынок. Планы на будущее

Это не одна из историй, в которых здесь делятся своими ошибками и рассказами о золотых горах, которые были так рядом. Нет, все получилось и хорошо работает. Если вы инвестируете — вы тот, кого я ищу. Ознакомьтесь со статьей, возможно, вам будет интересно.

Начал я только с одной модели беспроводных наушников, хотя уже была подобрана и протестирована и другая электроника (банально не хватило денег, так как на линейку продукции нужны уже сотни миллионов). Изначально я планировал привезти сразу широкую линейку OEM товара и, естественно, быстренько завоевать весь мир😀. В офлайн наушники пробовал продавать только в одном магазине (знакомого), продажи были хорошие, но относительно продаж на маркетплейсах очень слабыми. Поэтому время, средства и силы решил не расходовать на начальном этапе на продажи в не сетевые магазины. Забегая вперед скажу, что и в М.Видео проявили интерес к моим наушникам, но об этом дальше.

Итак, я долго искал точку приложения усилий — новое направление бизнеса, в котором нет такой коррупционной составляющей, где маркетинг это только выстраивание правильных отношений с единственным лицом, принимающим решение о твоей работе на ближайшее будущее (год назад я окончательно прекратил заниматься совершенно другим делом — электрикой, была бригада, брал небольшие подряды по монтажу освещения, ЛЭП, немного участвовал в тендерах). В итоге пришел к выводу, что сейчас лучше всего строить бизнес, который заточен под работу с крупными сервисами-агрегаторами, оказывающими услуги или продающими товар населению. И если глобальный бизнес может себе позволить в чем-то конкурировать с ними, то малому бизнесу остается только адаптироваться под такую работу.

Выбирал из:

  • Фастфуд формата Dark Kitchen с подключением к Яндекс Еде и Delivery Club (не возникло желания углубляться в этом направлении)
  • Небольшой автопарк такси в лизинг с подключением к Яндекс такси (успел пообщаться с менеджерами Яндекса и проанализировать их бизнес-план. Мне не зашло)
  • Продажа товара под собственным брендом на маркетплейсах

Можно много рассуждать о плюсах и минусах каждого, но выбрал для себя развитие собственного бренда, товары которого по началу буду продавать только онлайн. К тому же греет душу мечта перейти к производству товара на своем производстве. Рассматривал многие, совершенно разные товары, но остановился на гаджетах, а именно на беспроводных наушниках, так как сам стал ими постоянно пользоваться и на тот момент уже перепробовал многие.

Под все мои требования идеально подошли беспроводные наушники, но только высокого качества, так как совсем дешевыми пользоваться просто не возможно. На этом период комфортного планирования, прокрастинации и мечты о том, как я буду лопатой грести бабло закончилось. Начался ад. Установив для себя временные рамки, я сам себе же и организовал этот ад, но стоит отметить, что не назначив дедлайн, все, что я описал в следующем разделе, можно было бы растянуть на год, а, вероятнее, и не реализовать вовсе.

Что потребовалось:

Разделил всё на шаги, пройдя по ним можно получить собственный бренд или пустые карманы. Эти шаги прошел примерно за полгода.

обновлено 01.12.2020: мне уже несколько человек рассказали, как они потеряли деньги в попытке повторить мой путь. Пожалуйста, рискуйте свободными деньгами, которые готовы потерять. Я, естественно, не описал всех сложностей, подводных камней и многих нюансов, это просто история моего бренда.

Шаг 1. Обучение ВЭД

Прошел обучение ВЭД, включающий изучение Таможенного кодекса евразийского союза, Венскую конвенцию 1980 г., ФЗ № 289, 164, и еще огромное количество документов, инструкций, постановлений и приказов.

Такое обучение позволило лишь разговаривать на одном языке с логистами и таможенными брокерами и предлагать решение возникающих проблем, а не самостоятельно заниматься таможенными операциями. Иногда, вы как собственник можете предложить совершенно иное решение проблемы, которое выгодно вам, а не проще для исполнителя.

В любом курсе по обучению ВЭД 80% ненужная вода, многих важных вещей просто нет, но такую подготовку я пропустить не мог, как и не мог себе позволить доставлять товар в Россию не самым оптимальным способом, необоснованно увеличивая стоимость товара.

Шаг 2. Изучение технического регулирования ЕАЭС

Изучил все требуемые технические регламенты для своего товара, ФЗ № 184 и другие Сделал запрос в десяток органов по сертификации (ОС) для расчета стоимости сертификации моей продукции и понял, что в некоторых технических регламентах очень расплывчато указано какие товары требуют обязательной сертификации или декларации (и по какой схеме), а каким достаточно отказного письма. ОС всегда будет предлагать наиболее дорогой вариант не потому, что они все хотят вас обмануть, а просто потому, что «когда не знаешь что сделать, сделай все, не ошибешься». А этот принцип не из дешевых.

Шаг 3. Отбор товара и поставщика

Заказал около 20 пар наушников от разных производителей, половину сразу выкинул в мусорку (такое было бы стыдно продавать, фото/видео производителя не передавали качества материалов), оставшиеся поэксплуатировал, выкинул еще половину, из оставшихся нескольких выбрал первый товар для своего бренда. Проверил информацию о юридическом лице, с которым планирую работать. Провел проверку фабрики, как физически на месте, так и с юридической точки зрения. Желательно все это делать без посредников, так как стоимость каждой проверки может необоснованно увеличить стоимость товара.

Шаг 3. Нейминг, дизайн и ЗОЗПП

Название бренда и модели не должно нарушать авторские права третьих лиц. Для этого я изучил особенности работы с базами данных патентных ведомств и проверил не занят ли AUROX для моего класса. Штрафы и потери на переупаковку всей партии маленькими не покажутся.

Регистрация ТЗ, до вынесения решения, заняла 8 месяцев.

Бумажное свидетельство стоит 2 т.р., а выглядит как цветная копия, даже штамп и ленточки напечатаны.

Шаг 4. Маркетплейсы, маркетинг

Учиться работе с маркетплейсами лучше по их мануалам, все бесплатно в открытом доступе в их справках и обучениях. Зарегистрировался и завел карточки товара на OZON, Wildberries и Беру задолго до прибытия товара в Россию просто потому что было время. Как оказалось, так нужно делать в обязательном порядке, иначе ваши товары могут пролежать на вашем складе не один месяц пока карточка появится и все недочеты будут устранены.

Хороший маркетинг и качественный товар заменяет отдел продаж. Вообще, о маркетинге можно написать очень много, но в этой статье я не буду на нем заостряться.

Что получилось:

начал импорт как ИП, для ООО уж очень большие штрафы на старте. Растаможиваю только на себя, посредниками и карго не пользуюсь.

Наценку на товар делаю не большую, но за счет того, что все этапы выполняю без посредников, маржа получается очень хорошая. А работа напрямую, без дистрибьюторов экономит еще 30% для конечного покупателя.

Скорость, с которой продается товар, на одних только маркетплейсах достигает тысяч (интересна, конечно, скорость продаж в сетевых магазинах). После поставки новой партии в маркетплейсы минимум месяц уходит на разгон до «крейсерской» скорости по продажам и поднятие карточки с самого дна, каждый раз как заново начинаю. Это все происходит из-за того, что не могу себе позволить закупать большие партии товара. Реализую товар на 3х маркетплейсах: OZON, Wildberries и Беру с их складов.

Первоначально промо страничку делал сам, местами срамота, но большего качества и не требовалось на старте.

Сделал качественные реальные фото с людьми и товаром, так как самого очень раздражает, когда даже крупные бренды дорисовывают свой товар на моделях в редакторе, вместо того чтобы дать возможность покупателю посмотреть, как товар смотрится на человеке со стороны. В Самаре не нашел фотографов и видеографов, которые могли бы сделать фото и видео, от которых не веяло бы колхозом. В итоге всех исполнителей нашел в Москве.

Снял рекламный ролик для маркетплейсов.

Моя маленькая гордость — это сервис для покупателей. Задать вопрос, подать заявку на ремонт или замену товара клиенты могут через WhatsApp. обновлено 01.11.2020 - теперь и через Telegram и Viber.

Гарантийную поддержку покупателей осуществляю в сервисных центрах крупнейших городов России. Из небольших городов, где сервисных центров нет, забираем наушники ТК за свой счет. Для этого в WhatsApp, обновлено 01.11.2020: теперь и в Telegram и Viber покупателю отправляется ссылка на простую форму, заполнив которую у нас в CRM появляется соответствующая карточка, в которой у нас есть вся необходимая информация для доставки товара от покупателя в СЦ и обратно. Большинству покупателей такой подход нравится, но и дурацкими вопросами тоже засыпают.

М.Видео

Отдельная история — это попытка выйти в офлайн. Получилось выйти напрямую на старшего менеджера категории наушники в М.Видео, которому понравились мои наушники и моя отпускная цена! Я был на седьмом небе от счастья, но не долго. Оказалось, что напрямую завести товар в М.Видео я не смогу из-за требований к поставщикам М.Видео — это ООО, количество сотрудников, размер их зарплат, оборот и много чего еще. Мне предложили связаться с любым из дистрибьюторов, уже работающих с М.Видео, что я и сделал. Я связался с Марвел и OCS Distribution. Оказалось, что для того, чтобы взять мой товар и просто передать в М.Видео, дистрибьютор делает наценку от 30% и более. Что-то вроде транспортной компании с доставкой по Москве за 30% стоимости самого товара. Контактов в других сетях не смог найти и пока забил на все это, и так есть огромный задел для роста в онлайн, чем и нужно заниматься в первую очередь.

Небольшое сравнение маркетплейсов (актуально на 06.10.2020):

OZON — самый технологичный маркетплейс. Удобный и понятный личный кабинет, хорошо продает электронику, но тех поддержки для поставщиков просто нет! Описал тут. Этот минус может разом перечеркнуть все его преимущества. Раньше они вообще не отвечали на обращения, а теперь «трансформировались» и отвечают быстро, но проблема также не решается месяцами, хотя посмотрим, может и за год не решат. Суммарно по обращениям мои потери исчисляются уже сотнями тысяч руб. Думаю, что если смогут настроить нормальную работу с небольшими продавцами, то Wildberries уйдет в историю.

Wildberries — лучший маркетплейс, если ваши товары, в основном, покупают женщины. Полностью электронный документооборот, даже ТТН электронные. Сейчас уже без ТТН можно доставлять, как например и в OZON (за это обоим жирный плюс). Некоторые вещи при работе с Wildberries кажутся странными: этапы создания карточки товара, сам личный кабинет, отчеты и т. д. А что-то выглядит так, как будто это сделано знакомым или родственником (топорно, одним словом). Но, все это теряет смысл, когда видишь результат — все прекрасно работает. Сам когда-то приезжал сдавать первую партию товара в Подольск: на КПП камера отсканировала номер — открылся шлагбаум, приложение показало в какие ворота разгружаться и когда. Через 15 минут уехал. Все!

Но в последнее время поддержка совершенно перестала реагировать на обращения в их Service Desk, скатываются к Озону в этом плане.

Беру (Яндекс Маркет) — комиссии самые низкие, электронику продает намного хуже первых двух (особенно в этом году продажи просели сильно). На удивление самый нетехнологичный и нефункциональный личный кабинет. Например, чтобы внести изменение в карточке товара, я создаю заявку через Я.Формы на внесение изменений! А документами с ними обмениваюсь через Почту России! Такого от Яндекса никак не ожидаешь. Недавно переехали к себе в Маркет, надеюсь, что это не конец, а начало нового глубоко интегрированного сервиса. Логичным вижу Яндекс.Go, в котором заказываю себе еду на вечер и заодно батарейки в пульт с Яндекс Маркета.

Что в планах:

  1. Во-первых, и дальше развивать свой бренд AUROX, используя как ДНК доступную цену, высокое качество товара и дружелюбную поддержку. Для этого понадобятся инвестиции, так как для постоянного роста без провалов и регулярного вывода нового товара на рынок нужны большие финансовые ресурсы.
  2. Жена говорит, что легче и быстрее заработаю, сделав курсы по построению своего бренда от поиска и закупки товара до продажи на маркетплейсе. Согласен с ней, все бы отдал за такое обучение в свое время. Но идею оставлю на потом, т. к. заниматься этим не интересно.

Получилось как-то скомкано и урывками, но это моя первая статья. Практически про любой абзац можно написать еще статью, но времени пока на это нет. Постепенно думаю описывать развитие своих проектов. Как оказалось, это здорово систематизирует разбросанные мысли в голове. Буду рад толковым замечаниям, предложениям, а может и новому партнерству.

0
269 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Кривицкий
Автор

1. К сожалению, это открытые данные, их любой желающий может найти на сайте Роспатента
2. Он сделал огромную наценку, на совсем слабенький товар

Ответить
Развернуть ветку
266 комментариев
Раскрывать всегда