{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как мы "поработали" с Ozon Marketplace

Ещё один "крик души" бывшего партнёра Озон. Возможно, кого-то моя история убережёт от потери денег и времени...

Всё начиналось "за здравие". Регистрация была простой (нужно просто поставить галочку, что соглашаешься с "условиями", изложенными примерно на 1000 страницах, и поехали), интерфейс партнёра - довольно милый и удобный.

Разместил товары. Мы продаём строительную сетку. Рулоны довольно объёмные - 1000х200х200 мм. Вес рулона ~10 кг. Стоимость рулона ~4000 руб. При создании товара вывелось предупреждение, что Озон возьмёт комиссию ~250 руб. с каждого рулона.

"Ничего себе", - подумал я, - "Просто какой-то коммунизм." Получалось, что ребята за 250 руб. заберут товар с нашего склада и бесплатно доставят его хоть в Хабаровск! Я был очень рад и приятно удивлён.

"Вот это технологии, за маркетплейсами - будущее", - подумал я.

Сюрприз №1

Через пару дней капнул первый заказ на 1 рулон сетки. Что ж, мы добросовестно распечатали с десяток листов разных документов Озона и "маркировку груза", примотали её к рулону скотчем, и стали ждать курьера. Когда же он приехал, выяснилось, что буквально неделю назад стала обязательной печать маркировки на термопринтере. Заказ принят не был.

В итоге заказали китайский xPrinter. Потратили 6000 руб. и приличное количество времени по его настройке и другим техническим моментам.

Сюрприз №2

Мы наконец-то начали отгружать заказы. К сожалению, заказывали в основном по 1 рулону сетки. Примерно 2 раза в неделю. Но ничего. "Главное получить первый отзыв на Озоне", - думал я.

Через какое-то время я решил зайти в "финансы" и посмотреть, сколько же мы заработали. Вывелась какая-то непонятно маленькая цифра. Стал разбираться, и наткнулся на некие "транспортно-экспедиционные услуги" в размере под 10000 руб., которые и съели всю маржу.

Оказалось, что за забор заказа с нашего склада добрый Озон берет 1700 руб. за каждый выезд курьера (того самого, который "бесплатно" только что доставил зарядку для телефона по соседнему с нами адресу).

Получалось, что если заказ приходил на 1 рулон (+4000 руб.), далее его забирал курьер (-1700 руб.), Озон дополнительно забирал комиссию -250 руб. и отправлял нам ~2000 руб. (с которых надо еще заплатить налоги ИП).

Так я узнал, на чём же всё-таки зарабатывает Озон - на своих партнёрах.

Безусловно, о скрытой комиссии в 1700 руб. было написано в документе на 1000 страниц, с которым мы согласились при регистрации в партнёрской программе. Всё вроде бы честно :) Честно по-американски, я бы так сказал...

Сюрприз №3

Один клиент отказался от части заказа (1 рулона).

Не знаю, получим ли мы его обратно, но по тем же правилам Озон (на 964-й странице) написано, что это займет 60 дней. И это, похоже правда. Прошло больше месяца - товар к нам не вернулся.

И, вроде как, мы еще заплатим Озону штраф за возврат товара (от которого отказался клиент просто так, просто не забрав его). Об этом вроде бы написано на 469-й странице правил Озона...

Сюрприз №4

Все шло вроде бы неплохо, заработали на партнёрстве с Озоном несколько тысяч рублей (хоть этих денег ещё ждать долго, выплаты пока не прошли - примерно на месяц деньги подвисают - думаю, это написано на странице 843-й оферты). Я уже приготовился сходить в магазин купить пивка, чтобы отметить столь высокие прибыли... но...

Озон ввёл "доверительную приёмку" товара. Я так и не понял зачем это придумано (думаю, что в Озоне просто слишком много лишних сотрудников, которым нужно показать свою "важность", вот они и сидят придумывают новые правила). Суть в том, что если в конкретный день заказали не 1 рулон, а несколько, то теперь помимо их маркировки термопринтером, нужно их ещё во что-нибудь упаковать (например, в мешок), и всю эту упаковку тоже замаркировать. Ну и еще c десяток листов бумаги распечатать. Ерунда, в общем. Курьер Озона даже любезно выдал нам мешок, пригрозив, что в следующий раз нам нужно купить мешки или стрейч-плёнку самим (опять нам нужно что-то купить...)

В общем, в итоге, потеряли они этот груз, запакованный в непрозрачный мешок... Он пропал, и теперь 2 рулона у нас висят как "спорная отправка".

Сюприз №5

Зашел посмотреть как там с доставкой наших заказов - выяснилось, что один из заказов до сих пор "на руках у курьера", хотя прошло 2 недели. В общем, потеряли ещё один рулон.

Итого в Озоне зависло уже 4 рулона, и вряд ли мы их получим назад.

Сюрприз №6

Напоследочек мне позвонили из Озона и сказали, что им пришла в голову мысль перейти на электронный документооборот. И если мы не перейдём - нас отключат.

У нас ИП, нам не нужен никакой документооборот. А его подключение - это опять расходы. Как временные, так и денежные.

Итоги

Как следовало ожидать, пришлось послать Озон куда подальше. Да, он казался адекватнее Беру.ру (который предложил нам самим возить все заказы из Королёва в Серпухов). Но только казался.

На текущий момент баланс нашего "проекта" с Озоном - примерно минус 20000 рублей. И это не считая потраченного времени.

Ещё раз повторю основные "подводные камни" Озона:

  • Высокая комиссия, скрытые платежи (маржинальность вашего товара должна быть больше 2000 руб. на единице, чтобы затея имела смысл)
  • Зависание товара где-то в недрах логистики, пропажа товара (дополнительные убытки в виде себестоимости этого товара)
  • Термопринтер - доп расход 6000 руб. Этикетки, бумага, стрейч-плёнка, время...
  • Необходимость подключения ЭДО (ещё доп расходы)
  • Длительное зависание денег в Озоне (примерно на месяц)

Резюмируя, могу сказать, что все эти маркетплейсы, франшизы и прочие "модные бизнес-модели" придуманы только для обогащения их авторов. Строить бизнес на их основе - означает в лучшем случае работать ради работы, а чаще всего - ещё и приплатить из своего кармана.

Всем удачи :)

PS. Возможно, кто-то скажет, что мы сами виноваты - отдали бы товар на склад Озона и не парились. Там свои приколы. Например, плата за хранение товара... Сдача на пункты приёма Озона нам так же не подходила из-за их расположения...

PPS. Коллеги тут рассказали про ещё один нюанс Озона. Если ваш товар конкурентный (то есть, его продают несколько продавцов) - Озон начинает диктовать вам условия, по какой цене нужно продавать товар. Если же вы не соглашаетесь продавать по ценам Озона - вас посылают на...

UPD. В ответ на комментарии а-ля "сам дурак". Я не жалуюсь, что нас Озон "кинул" или что-то в этом роде. В конце концов, потери не очень большие. Больше жалко времени. Озон же всё описал в оферте (которую никто не читает). Так же поступает и Эпл, и другие гиганты. Это нормальная практика, родом из USA. Я просто рассказал, во что может вылиться работа с Озоном на практике. И, уверен, для большиства бизнесов указанные нюансы критичны, и будут сжирать всю прибыль с заказов. На момент моего беглого ознакомления с условиями Озона (на момент регистрации), не было ни термопринтера, ни других нюансов (либо они были слабо выделены). Сейчас, возможно, они подчеркнуты получше. Так или иначе - читать оферту - это одно, но по факту появляются моменты, которых нет в оферте: пропажа товара, отказы клиентов, задержка выплат, постоянно меняющиеся условия работы (= переучивание сотрудников) и прочее. В сумме всё это даёт неутешительный результат (работу ради работы). Кто-то пишет, что списывают весь потерянный товар в расходы. Офигительно. Возвращаемся к маржинальности. Значит, товар должен быть с маржой процентов эдак 200. Мы продаем не только сетку. Есть другие товары - обогреватели, электронные биде. На них маржа 30-40%. Маржи 200% я давно не видывал... В общем, делайте выводы, и удачного всем бизнеса :)

0
84 комментария
Написать комментарий...
Сергей Комаров

Георгий, добрый день! Почти по всем пунктам, с которыми у вас возникли трудности, есть информация в Помощи для партнёров. Это не менее важный источник, чем договор (это где вы галочку ставили).
По порядку:
• Необходимость распечатывать этикетки на термопринтере: https://clck.ru/QJ6nV (кстати, требование появилось ещё в апреле)
• Плата за курьера: https://clck.ru/QJ73h
• Стоимость доставки возврата от покупателя: https://clck.ru/QJ79M
• Выплаты у нас происходят два раза в месяц: https://clck.ru/QJ7GA
Если деньги вовремя не пришли — надо разбираться: подскажите, пожалуйста, название своего юрлица.

Доверительная приёмка нужна, чтобы ускорить отгрузку: курьеру и на крупных точках приёма (фулфилмент-фабриках и сортировочных центрах). Тоже писали об этом в рассылках и Новостях: https://clck.ru/P7Qib
По спорному отправлению и рулону, который "на руках у курьера" — посмотрим, в чём дело.

Наконец, по ЭДО. Продавцы, у которых его нет, до сих пор видят наши документы лишь в личном кабинете и не подписывают их. Из-за этого мы не можем вести полноценный документооборот и учёт. И чем больше продавцов становится, тем важнее это исправить — чтобы многие наши с вами вопросы решались без промедлений на основе подписанных документов.
Поэтому с 1 июля ЭДО стал обязательным для всех, кто продаёт со своего склада. Вы можете за 1-2 дня подключить сервисы, в которых работаем мы (СФЕРА Курьер и Контур.Диадок), чтобы обмениваться документами напрямую. Получать и подписывать документы в этих сервисах можно бесплатно. Тарифицируется только отправка документов — в работе с нами этого не понадобится. 

Ответить
Развернуть ветку
Georgy Spassky
Автор

Спасибо, Сергей, за оперативную обратную связь ) Ибо техподдержка Озон обычно отвечает через 1.5 месяца. Спасибо, также, за пояснения по ЭДО. Значит, этот пункт отпадает. Но в остальном - игра лично для нас не стоит свеч. Через Озон (при текущих условиях) имеет смысл продавать что-то мега-массовое и высокомаржинальное.

По поводу конкретно нашего случая - вот один из наших товаров: https://www.ozon.ru/context/detail/id/175217739/

Буду рад, если сможете помочь нам вернуть наши деньги и товар обратно. Выплаты нам не приходят уже месяца полтора. Один раз только была выплата, в самом начале, и далее Озон "подзабил"...

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Комаров

Всё проверил.

Сейчас все заказы имеют статус либо «Отменён‎», либо «‎Доставлен», не считая тех, что отправили четыре дня назад. Судя по всему, неурядица со статусами была из-за доверительной отгрузки. С нею действительно сейчас есть проблема: не успеваем обработать все принятые товары, из-за чего они попадают в «‎Спорные». В таких случаях стоит написать обращение в поддержку, сопроводив его фотографией акта приёмки-передачи. Мы же в свою очередь оптимизируем схему работы с такими отгрузками, чтобы в будущем подобное исключить. Также убрали доверительную приёмку из расчёта показателя просроченных поставок, чтобы ваши продажи не прерывались по нашей вине на сутки или двое.

По выплатам: вижу, что стабильно отправляли вам деньги. Если детализировать, то 24 июля и 14 августа, то есть всё согласно графику выплат два раза в месяц. Как раз в июле у вас появились первые продажи, потому всё выглядит логично. Подскажите, пожалуйста, где видите несоответствия?

Ответить
Развернуть ветку
Georgy Spassky
Автор

Спасибо, Сергей, после поста как по мановению волшебной палочки все начало решаться - "спорные" заказы стали нормальными, выплатили деньги за прошлый месяц :) Верю, что через какое-то время система будет работать лучше. Как клиент Озона, могу сказать, что с этой стороны он безупречен. Осталось подрихтовать со стороны партнеров...

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Комаров

Не соглашусь, что пост стал катализатором каких-либо перемен. Как можете видеть в разделе «Выплаты», счёт на оплату мы выставили за день до написания поста, 14 августа.‎ Да, деньги могли прийти позже, но это уже банковские нюансы переводов по реквизитам. То же самое касается и спорных заказов при доверительной приёмке. Как и писал ранее, пока что таких случае избежать не получается, но есть чёткая процедура по решению ситуации, а также послабления при расчёте показателя просроченных поставок.

Ответить
Развернуть ветку
81 комментарий
Раскрывать всегда