{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Магазин на коленке

Наш с мужем эксперимент. Разработка интернет-магазина на базе Google-таблиц. Откуда взялась такая идея и что из этого в итоге вышло.

Потыкать веб-форму можно тут.

Тестовую таблицу можно увидеть тут.

Собрались мы тут на самоизоляции с мужем-программистом и стали думать, чем мне заниматься, куда податься и что бы такого полезного для людей делать, пока туризм прозябает и границы закрыты (к слову, на тот момент я работала турагентом в своем агентстве).

Отталкивались от того, что знаю и умею я, и что актуально в текущей рыночной ситуации — платежеспособность населения снизилась; люди, потерявшие работу, вынуждены искать варианты заработка, в том числе варианты работы на самих себя; в условиях самоизоляции люди стали чаще совершать покупки через интернет и т.д., и т.п.

Так возникла идея попробовать в качестве эксперимента разработать максимально простой и недорогой интернет-магазин.

Мы постарались представить клиентов, которым могут быть интересны подобные системы. Больше всего заинтересовали нас продавцы из разряда C2C (проще говоря — люди, продающие что-то другим людям), и вот почему:

Именно они чаще работают «на коленке», меньше используют сложные и платные сервисы для автоматизации своих бизнес-процессов, меньше готовы платить за «упрощение своего труда» (есть и продвинутые, конечно, но их значительно меньше). Кроме того, последние исследования показывают, что рынок C2C растёт, а в условиях пандемии продолжит расти и дальше.

В итоге этим людям-продавцам (к которым, к слову, почти каждого из нас время от времени можно отнести) мы и решили предлагать (в том числе протестировать) наш проект. Но что же это за проект?

Назовём его упрощенным прототипом интернет-магазина с некоторой полезной «внутрянкой». Основой его стали электронные таблицы. Ввиду того, что универсальным средством автоматизации во все времена были и остаются (в России точно) Excel-таблицы, а большинство пользователей ПК так или иначе знакомы с Excel, и при работе с ним у пользователей не возникает ступора или необходимости в серьезном обучении, проект разработан нами на базе Google-таблиц, которые схожи с таблицами Excel, но имеют ряд преимуществ. Google-таблицы бесплатны, имеют более расширенный функционал, их не нужно сохранять на компьютере, они не привязаны к конкретному рабочему месту или устройству, с ними могут работать одновременно несколько пользователей, а вся информация и все файлы хранятся на вашем аккаунте в облаке, и могут быть открыты в любой момент, в любом месте и с любого устройства (при наличии интернета, конечно). Добавьте сюда еще немного магии программирования для разработки небольшого web-приложения, которое Google позволяет создавать тут же с привязкой к таблицам, и получите наш проект с кодовым названием «Магазин на коленке».

Проект позволяет в более удобной форме предложить клиенту выбор товаров к покупке, автоматизировано принять и завести в базу заказы клиентов, а также обработать их и отразить статусы заказа в текущий момент (это если коротко).

Фактически же «Магазин на коленке» представляет из себя веб-форму со списком товарных групп (категорий товаров) и кнопкой Корзина, на которой тут же отражено, сколько товаров уже добавлено в Корзину и на какую общую сумму.

1. Так выглядит форма заказа на примере небольшой кондитерской.

Клиент (имея короткую ссылку или QR-код) заходит на эту форму (читай, в интернет-магазин), просматривает карточки товаров с ценой, описанием и фото, выбирает нужные ему товары (добавляет в Корзину), вводит свои данные и отправляет заказ.

2. Раскрывающийся список с товарами.
3. Всплывающее окно после нажатия на кнопку "Корзина"
4. Раскрывающаяся форма для заполнения данных клиентом.
5. Сообщение, всплывающее после нажатия на кнопку "Оформить заказ" (может быть любым).

Все это достаточно удобно делается в том числе с телефона или планшета.

Продавец же получает доступ к нескольким взаимосвязанным таблицам (нескольким листам в одной таблице), в которых отражаются заказы покупателей и их состав, а также все данные покупателя (в том числе телефон, адрес фактический и электронный).

6. Таблица с реестром заказов, которая формируется в реальном времени у Продавца.
7. Таблица заказов с разбивкой по товарам.

Параллельно с учетом заказов создаётся база клиентов со всеми их данными (и в случае, если клиент покупает повторно — ему необходимо будет ввести только номер телефона — остальные данные подтянутся автоматически из базы).

8. База клиентов. Заполняется автоматически при оформлении клиентом заказа.

С помощью двух других таблиц продавец может управлять наполнением интернет-магазина (менять/добавлять/удалять товары и товарные группы, менять/добавлять картинки товаров, описание и цены).

9. Таблица со списком категорий товаров.
10. Таблица со списком товаров с привязкой к категориям.

Есть таблица, которая ни на что не влияет, но в ней хранятся постоянные данные, в том числе такие как полная ссылка на интернет-магазин (веб-форму), короткая ссылка на него и QR-код.

11. Таблица "Константы".

Внутри таблиц с заказами и клиентами есть ещё несколько полезных возможностей, если интересно — чуть позже подготовлю подробное видео-описание проекта.

А сейчас интересно ваше мнение — как думаете — нужная штука? Или проще забацать сайт на тильде и работать «по полной», а не «на коленке»? Буду благодарна за любую обратную связь.

P.S. На текущий момент есть клиент, который успешно использует наш проект в своем небольшом бизнесе, но пока непонятно, стоит ли нам его продвигать всерьез.

0
119 комментариев
Написать комментарий...
Anton Lachkov

очень прикольно получается. А как все это будет работать когда количество записей в таблице перевалит за пару тыщ?
можно же подключить тот же битрикс 24 и там уже все сделано и CRM и сайт можно сделать и магазин... Начальная версия бесплатно пашет и по идее должно хватить а первое время. 

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Труханова
Автор

Когда перевалит за пару тысяч, соображать будет долго. Поэтому подразумевается, что сплошняком вестись будет только база клиентов и товаров, заказы и прочее чистятся после доставки (а документы с данными об этих доставках сохраняются в отдельные архивы). Ну и если у Продавца все очень хорошо идёт (и клиентов, и товаров более 2000), то пора такому продавцу действительно переходить будет на что-то более многофункциональное и производительное. 

Ответить
Развернуть ветку
Anton Lachkov

ну да. Для начала, конечно этого за глаза.

Ответить
Развернуть ветку
116 комментариев
Раскрывать всегда