Магазин на коленке
Наш с мужем эксперимент. Разработка интернет-магазина на базе Google-таблиц. Откуда взялась такая идея и что из этого в итоге вышло.
Собрались мы тут на самоизоляции с мужем-программистом и стали думать, чем мне заниматься, куда податься и что бы такого полезного для людей делать, пока туризм прозябает и границы закрыты (к слову, на тот момент я работала турагентом в своем агентстве).
Отталкивались от того, что знаю и умею я, и что актуально в текущей рыночной ситуации — платежеспособность населения снизилась; люди, потерявшие работу, вынуждены искать варианты заработка, в том числе варианты работы на самих себя; в условиях самоизоляции люди стали чаще совершать покупки через интернет и т.д., и т.п.
Так возникла идея попробовать в качестве эксперимента разработать максимально простой и недорогой интернет-магазин.
Мы постарались представить клиентов, которым могут быть интересны подобные системы. Больше всего заинтересовали нас продавцы из разряда C2C (проще говоря — люди, продающие что-то другим людям), и вот почему:
Именно они чаще работают «на коленке», меньше используют сложные и платные сервисы для автоматизации своих бизнес-процессов, меньше готовы платить за «упрощение своего труда» (есть и продвинутые, конечно, но их значительно меньше). Кроме того, последние исследования показывают, что рынок C2C растёт, а в условиях пандемии продолжит расти и дальше.
В итоге этим людям-продавцам (к которым, к слову, почти каждого из нас время от времени можно отнести) мы и решили предлагать (в том числе протестировать) наш проект. Но что же это за проект?
Назовём его упрощенным прототипом интернет-магазина с некоторой полезной «внутрянкой». Основой его стали электронные таблицы. Ввиду того, что универсальным средством автоматизации во все времена были и остаются (в России точно) Excel-таблицы, а большинство пользователей ПК так или иначе знакомы с Excel, и при работе с ним у пользователей не возникает ступора или необходимости в серьезном обучении, проект разработан нами на базе Google-таблиц, которые схожи с таблицами Excel, но имеют ряд преимуществ. Google-таблицы бесплатны, имеют более расширенный функционал, их не нужно сохранять на компьютере, они не привязаны к конкретному рабочему месту или устройству, с ними могут работать одновременно несколько пользователей, а вся информация и все файлы хранятся на вашем аккаунте в облаке, и могут быть открыты в любой момент, в любом месте и с любого устройства (при наличии интернета, конечно). Добавьте сюда еще немного магии программирования для разработки небольшого web-приложения, которое Google позволяет создавать тут же с привязкой к таблицам, и получите наш проект с кодовым названием «Магазин на коленке».
Проект позволяет в более удобной форме предложить клиенту выбор товаров к покупке, автоматизировано принять и завести в базу заказы клиентов, а также обработать их и отразить статусы заказа в текущий момент (это если коротко).
Фактически же «Магазин на коленке» представляет из себя веб-форму со списком товарных групп (категорий товаров) и кнопкой Корзина, на которой тут же отражено, сколько товаров уже добавлено в Корзину и на какую общую сумму.
Клиент (имея короткую ссылку или QR-код) заходит на эту форму (читай, в интернет-магазин), просматривает карточки товаров с ценой, описанием и фото, выбирает нужные ему товары (добавляет в Корзину), вводит свои данные и отправляет заказ.
Все это достаточно удобно делается в том числе с телефона или планшета.
Продавец же получает доступ к нескольким взаимосвязанным таблицам (нескольким листам в одной таблице), в которых отражаются заказы покупателей и их состав, а также все данные покупателя (в том числе телефон, адрес фактический и электронный).
Параллельно с учетом заказов создаётся база клиентов со всеми их данными (и в случае, если клиент покупает повторно — ему необходимо будет ввести только номер телефона — остальные данные подтянутся автоматически из базы).
С помощью двух других таблиц продавец может управлять наполнением интернет-магазина (менять/добавлять/удалять товары и товарные группы, менять/добавлять картинки товаров, описание и цены).
Есть таблица, которая ни на что не влияет, но в ней хранятся постоянные данные, в том числе такие как полная ссылка на интернет-магазин (веб-форму), короткая ссылка на него и QR-код.
Внутри таблиц с заказами и клиентами есть ещё несколько полезных возможностей, если интересно — чуть позже подготовлю подробное видео-описание проекта.
А сейчас интересно ваше мнение — как думаете — нужная штука? Или проще забацать сайт на тильде и работать «по полной», а не «на коленке»? Буду благодарна за любую обратную связь.
P.S. На текущий момент есть клиент, который успешно использует наш проект в своем небольшом бизнесе, но пока непонятно, стоит ли нам его продвигать всерьез.
Делал по заказу похожее решение: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdl7mTtHnFRNtUeHyPuACQU3r7RYR7Olh7hfiSG-7BOgKoV6g/viewform Так что вы не одиноки)) Но ваш интерфейс на порядок приятнее и функциональнее. Возможность скопировать файлик к себе и уже пользовать — прекрасна! В коментах писали про монетизацию — можно брать деньги за первичную настройку и наполнение — поддерживаю. Что ещё можно делать: я заплатил что-то около пяти долларов за домен http://zakaz-moloka.ru и включил бесплатную переадресацию с домена на гугл-форму. Также создал bash-скрипт, который раз в минуту проверяет наличие новых заказов и если таковые есть, то скрипт шлёт уведомление в телегу. (В дополнение к стандартным уведомлениям на почту.)
Потыкал тест. Если я указал номер телефона в первом заказе и доставку на адрес А, потом указал номер телефона во втором заказе и доставку на адрес Б, то при оформлении третьего заказа после ввода номера телефона появляется адрес А. Не логичнее ли указывать последний адрес?
Хороший вопрос) Видела ваши адреса и заказы в тестовой таблице)) Возможно, логичнее. Но клиент в любом случае должен проверить подгруженные данные) Кроме того, по той же логике - менеджер, связываясь с клиентом для согласования заказа, проговаривает адрес доставки в том числе и в случае необходимости, меняет его.