Как ФНС может обнаружить, что вы ведете нелегальную предпринимательскую деятельность

54-ФЗ – закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», в рамках которого осуществляется масштабное внедрение ККТ нового образца. Начиная с июля 2016 года, за три этапа их должны были подключить практически все категории предпринимателей. Несмотря на последствия в случаях несоблюдения закона, до сих пор остаются те, кто пренебрегает правилами.

Татьяна Глазачева, CEO платежного сервиса Robokassa, рассказывает о способах, с помощью которых Федеральная налоговая служба может определить, что вы торгуете без онлайн-кассы, и какие для нарушителей могут быть последствия.

Проверка с помощью баз данных

Самый простой способ – это сравнение баз данных. Практически все госучреждения (в том числе и ФНС) уже перешли на электронный документооборот и хранение данных в цифровом виде. Налоговые сотрудники могут получить список нарушителей, запустив простейшую программу сравнения двух баз данных (зарегистрированных торговых предприятий по стране и тех, кто подключил онлайн-кассы). Поводом для проверки вашего бизнеса станет присутствие в первом списке и отсутствует во втором.

Имейте в виду, что во время обычной выездной проверки инспекторы обращают внимание только на уплату налогов и сборов, а наличием ККТ не интересуются. То есть даже, если такая проверка была успешно пройдена, это не гарантирует того, что ФНС не побеспокоит вас снова.

Контрольная закупка

Налоговый инспектор может проводить проверки торговых точек с любой периодичностью и ему на то не требуются специальные обстоятельства. Процедура проходит в присутствии свидетелей и понятых. Наличие ККТ необходимого образца проверяется по выданному чеку. На «правильном» чеке должны быть указаны: форма и адрес расчета, данные о системе налогообложения и сайт ФНС для проверки чека. Устаревшие кассы не выбивают такую информацию.

Провести контрольную закупку можно не только в офлайн-точке, но и в интернет-магазине. Некоторые организации используют интернет-банкинг, чтобы оплата поступала сразу на счет предпринимателя и не проходила через онлайн-кассу. Сведения о подобных транзакциях накапливаются и могут вызвать оправданные подозрения со стороны налоговой. Покупатель в любом случае должен получить чек со всеми необходимыми данными. В случае с безналичной оплатой – это электронный чек, который должен быть отправлен покупателю на электронную почту.

Гражданская инициатива

В 2017 году ФНС запустила бесплатное приложение «Проверка кассового чека», в котором можно проверить или найти необходимый электронный чек. Приложение доступно в Google Play и App Store, поддерживает ручной ввод данных и автоматическую проверку по QR-коду. Как сообщает глава ФНС, только за первый год существования приложения покупатели проверили легальность более 30 млн чеков.

К тому же, до внесенных поправок при возврате или обмене товара покупателю необходимо было предъявлять бумажный чек, теперь эти процедуры упростились благодаря наличию электронной версии. По этой причине потребители заинтересованы в реформе ККТ. Такой чек не потеряется, ведь он отправляется не только на почту покупателя, но и хранится в базе данных налоговой службы.

Какие могут быть последствия?

При первом обнаружении ведения нелегальной торговой деятельности предприниматель получает штраф. Размер будет зависеть от общей суммы средств, полученных в обход ККТ: для ИП – это 25%-50%, но минимум 10 тысяч рублей, для юрлица – от 75% и выше, но минимум 30 тысяч рублей. При неоднократном нарушении закона торговой точкой ФНС может приостановить ее деятельность на срок до 90 суток. В случае, если нелегально проведенная выручка превышает 1 млн рублей, руководителю организации будет запрещено занимать эту должность на срок от года до двух лет. Подробную информацию об иных последствиях и штрафах можно найти в статье 14.5 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ.

Шанс на исправление

Если до сих пор торговая деятельность велась с нарушениями, самым верным шагом станет незамедлительное подключение онлайн-кассы или альтернативного решения. Здесь есть два варианта:

  • Первый – это облачная касса, когда вы, не приобретая собственную ККТ, арендуете ее у поставщика (например, АТОЛ онлайн, OrangeData, Nanokassa). По какому принципу это работает: у компаний-провайдеров есть специальные дата-центры, в которых по принципу сот размещаются физические кассы, они все связаны друг с другом и управляющим ПО. Благодаря этому клиенты получают стабильную и быструю обработку своих платежей, ведь даже в том случае, если какой-то аппарат выйдет из строя, потоки транзакций не останавливаются.
  • Второй – фискализация через платежного агента (например, Best2Pay, Robokassa). Как работает этот вариант: предприниматель и компания-посредник заключают агентский договор, в рамках которого прописывается, что посредник отвечает за проведение платежей через свою ККТ и все взаимодействия с ФНС. Помимо этого, он ответственен за оформление и отправку чеков покупателям и отчетности для налоговой. Грубо говоря, агент выбивает чеки за предпринимателя, лишая его дополнительной головной боли и затрат. Это идеальный вариант поддержки микро- и малого бизнеса, для которого покупка или аренда кассы – это сложно и дорого. Впрочем, он будет полезен и тем, кто только хочет попробовать себя в предпринимательской деятельности, не выстраивая комплексной структуры на старте.

Эти решения полностью легальны и одобрены налоговой службой. После подключения будет необходимо провести все незаконные покупки через онлайн-кассу с помощью «чеков коррекции» и сообщить об этом в ФНС – тогда, скорее всего, предприниматель попадет под «амнистию» и сможет избежать штрафов. Конечно, это не распространяется на многократных нарушителей, которые уже находятся в списке штрафников.

Заключение

Сегодня рынок предлагает многообразие возможных вариантов, стоит изучить их и выбрать наиболее подходящий для своего бизнеса. Надеяться на то, что именно вас налоговая обойдет с проверкой, достаточно рискованно, особенно, если учитывать то, что с 2020 года была введена система массового тотального контроля за гражданами, которые ведут незаконную предпринимательскую деятельность. Информация подтверждается и недавним заявлением со стороны российских банков – они сообщают о четырехкратном увеличении количества запросов Федеральной налоговой службы, направленных в отношении счетов россиян.

От себя посоветую подойти к решению этой задачи серьезно и постараться найти плюсы, которые действительно там есть. Нововведения направлены на цифровизацию бизнеса, они позволяют получать прозрачную отчетность от продавцов, помогают вести аналитику продаж, изучать свою аудиторию и ее предпочтения. При грамотном подходе можно эффективно работать с полученными данными. Исходя из их анализа, появится возможность доработать бизнес-процессы и повысить прибыль. Желаю всем предпринимателям найти дело, которое будет приносить моральное удовлетворение и высокую прибыль!

{ "author_name": "Татьяна Глазачева", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 5, "likes": 21, "favorites": 34, "is_advertisement": false, "subsite_label": "trade", "id": 157639, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 11 Sep 2020 14:07:38 +0300", "is_special": false }
0
5 комментариев
Популярные
По порядку
0

Можно тоже самое о самозанятых?

Ответить
0

Что именно вас интересует?

Ответить
0

Та же тема, только о самозанятых. В связи с введением налога на сею деятельность.

Ответить
1

Кассовые аппараты точно не нужны. Регистрируйтесь в приложении "Мой налог ". С каждого поступления денег наличных или на счет формируйте чек. Налоговая вылет вам уведомление об оплате налога. Все достаточно просто.

Ответить
0

В москве тысячи торговых точек проводят деньги мимо кассы

Ответить

Комментарии

null