{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как магазины заставляют покупателей тратить больше, часть третья: сенсорные ловушки

Свет, запах, вкус, тактильные ощущения – эти факторы влияют на рост продаж. Как их используют ритейлеры для увеличения среднего чека и побуждения покупателя приобрести что-то в магазине?

Motive agency&production продолжает исследовать способы воздействия на покупателя. Сегодня исследуем приемы сенсорного маркетинга.

Запахи манят

Скорее всего, вы захотите шашлыка, если случайно пройдете мимо ресторанчика, где их прямо сейчас жарят и откуда вкусно пахнет мясом. Запах важен и в продуктовых магазинах. Во многих из них хлебопекарни расположены прямо у входа, где соблазнительные запахи улучшают настроение покупателей, когда они заходят в магазин.

Аппетитный запах может также увеличить продажи предметов, которые несъедобны. Например, продажи духовок и холодильников в магазине бытовой техники на выросли на 23%, когда там был специально воссоздан аромат яблочного пирога. Покупатели настроились на выпечку и приобретали необходимое.

Люди проводят на 44% больше времени в магазине с приятным запахом. А чем больше времени – тем больше трат.

Какие именно запахи задерживают покупателя в магазине?

Теплые, а не прохладные. В магазине, наполненном «теплыми» ароматами, такими как ваниль или корица, люди покупают более дорогие товары, чем в магазине, наполненном «прохладными» ароматами, такими как перечная мята и лаванда. В Journal of Marketing дается такое объяснение: теплые ароматы заставляют людей чувствовать, что магазин переполнен, это приводит к чувству бессилия, а трата денег на элитную продукцию помогает им вернуть чувство власти и статус.

Простые, а не сложные. Более сложный аромат отвлекает внимание покупателей от покупок.

Тонкие, не сильные. Когда запах слишком интенсивный, покупатели уходят из магазина. У многих слишком интенсивные запахи могут вызвать головную боль.

Бесплатные образцы – не такие уж бесплатные

Некоторые магазины раздают бесплатные образцы своих продуктов питания. Понятно, что это не имеет ничего общего с благотворительностью, и раздача как-то себя окупит. Потому что бесплатные образцы могут побудить покупателей тратить по-другому.

Заманить покупателя. Когда покупатель знает, что магазин может раздавать бесплатные образцы, он может зайти посмотреть – нет ли сегодня чего-то бесплатного и интересного? А дальше на него уже обрушатся все остальные уловки по принуждению к покупке.

Продвигать новые продукты. Увидев на полке пакет с печеньками за 700 рублей, покупатель может колебаться. А вдруг они невкусные? А, попробовав товар бесплатно, он уже не будет иметь таких возражений.

Заставить покупателя чувствовать себя виноватым. Забрав бесплатный образец, покупатель может почувствовать, что должен магазину что-то взамен. Даже если он не купите печенье за 700 рублей, он может решиться приобрести что-нибудь другое, что облегчит его чувство долга.

Раздражать аппетит. Съев бесплатную печеньку или бутербродик, покупатель, сам того не замечая, раздразнил свой аппетит. Это повышает вероятность покупки других продуктов. К тому же, есть некоторые доказательства, что аппетит также может вызвать интерес к дорогим непродовольственным товарам, как это уже обсуждалось в истории с покупкой техники и запахом пирога.

Да будет свет

Еще один способ манипулирования покупателем – освещение. Общий уровень освещенности в магазине очень важен. Если он слишком тусклый, покупатель не сможет разглядеть товар; если он слишком яркий, то может отпугнуть или пойти вразрез с концепцией, например, уютного маленького бутика.

В магазинах свет использует, чтобы сфокусировать внимание на определенных предметах. Яркий свет на товаре или витрине привлекает внимание и способствует продажам.

Психологические приемы

Простые психологические приемы хорошо действуют, если покупатель этого не ожидает.

Прикосновение к товару

От банального предложения «подержать» вещь, до более изощренного «оценить качество ткани», «шелковистость меха» и т.д. – все эти приемы служат для создания привязанности, формирования чувства собственности, которое с бОльшей вероятностью ведет к покупке.

Перекрестные продажи

К новым ботинкам вам обязательно предложат средство для ухода, к технике — улучшенную страховку, к костюму – услуги портного по посадке на фигуру. Иногда это может быть даже полезным, но часто служит просто для увеличения чека.

Намеренная грубость

О хамстве продавцов в бутиках ходят легенды, но в ряде случаев – это просто способ продаж. Одних хамство заставит покинуть магазин навсегда, другие, как школьник, с которым не хотят дружить старшеклассники, захотят рискнуть (купить) и доказать, что достойны.

Парадоксальное исследование 2014 года (озаглавленное «Должен ли дьявол продавать Prada?») показало, что покупатели более позитивно воспринимают элитные бренды и охотнее платят за них, если продавцы холодно и хамовато себя ведут.

Чрезмерная дружелюбность

Грубость – это стратегия элитных брендов. Масс-маркет поощряет своих продавцов быть не просто вежливыми, а чрезмерно дружелюбными. Продавцы в этих магазинах пытаются создать ощущение близости, разговаривая с покупателем, как с близким другом или членом семьи. Это заставляет покупателя чувствовать себя виноватым, если он не делает покупку. Ведь он подводит своего «друга».

Продавщицы-консультанты

Если продавец – женщина, физические прикосновения помогут ей убедить потратить деньги. Исследование, проведенное в 2010 году показало, что как мужчины, так и женщины стали более охотно рисковать своими деньгами, когда женщина-продавец слегка похлопала их по плечу.

0
64 комментария
Написать комментарий...
Артём Вечера

- Почем часы Ролекс?
- Пошел на*уй!
- Заверните две, пожалуйста.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Павленко

все можно упростить до 3х блатных аккордов )))

Ответить
Развернуть ветку
Dark Fader

Примерно так и есть.
Момент с бутиком очень хорошо описан в фильме "Красотка" с Джулией Робертс

Ответить
Развернуть ветку
Vad Zed

Против всего этого есть одно верное средство - осуществлять покупки согласно списку.

Ответить
Развернуть ветку
Mihael Isaev

и на сытый желудок)

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Павленко

Это наипервейший совет для людей, кто вынужден жестко контролировать свой бюджет. Вы совершенно правы.

Но если у человека есть средства, тратить их на удовольствие (вау-эффект) - тоже удовольствие. И такие люди будут гулять по магазинам с целью "чтобы сегодня попробовать".

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Илья Мишин

и с ограниченным бюджетом наличными (то есть берешь с собой 500 рубелей и добрый вечер)

Ответить
Развернуть ветку
Motive Group
Автор

да, это один из лучших способов!

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Завацкая

Верно, но не всегда и не все придерживаются списка. Вот девушки поймут, когда приходишь в магазин и видишь что есть что-то полезное и дешевле чем обычно. Вы отклонитесь от намеченных планов и купите.  

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Gerasimov

И на этот шаг уже целые стратегии разработаны: импульсные покупки; wow-эффект-продажи.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Воробьёва

Вот насмешили...  ,,Забрав бесплатный образец, покупатель может почувствовать, что должен магазину что-то взамен.,,   Да 90% тех, кто покупается на бесплатные образцы - это халявщики. С такими давление на совесть не прокатит.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Павленко

да-да, это вряд ли про российский менталитет )) но, не мне их учить коммерции, хотя тоже посмешило

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Andrey Arsentyev

а еще желательно предварительно покушать, если идешь в продуктовый! Из за голодных глаз, руки загребают намного больше, чем нужно

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Клюев

и детей лучше не брать, а то их руки ко всему яркому и сладкому так и тянутся)

Ответить
Развернуть ветку
Andrei Smirnovsky

"Грубость - эта стратегия элитных брендов"
Таких как Пятерочка, Почта России, и тд.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Chimbur
 Парадоксальное исследование 2014 года (озаглавленное «Должен ли дьявол продавать Prada?») показало, что покупатели более позитивно воспринимают элитные бренды и охотнее платят за них, если продавцы холодно и хамовато себя ведут

Вот это интересно. Когда я заходил в пару подобных бутиков и там вели себя хамовато, то я просто разворачивался и уходил.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Воробьёва

Перекрестные продажи - это работает и еще как. То к покупке подарок какой то ерундовый приложат.То при покупке одной единицы, вторая со скидкой. Все это заманчиво. Создается ощущение, что тебе реально подфартило. Когда чаще по сути ты вполне бы прекрасно чувствовал себя и без покупки и уж тем более без бонуса к ней. 

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Павленко

у меня были случаи (может это, конечно, чисто психологически), когда 2-3 товар "бесплатно" оказывался лучше в эксплуотации, чем первый - который выбирала рационально и осознанно.

 Например, так я купила "нахаляву" белые кроссовки (никогда бы не купила их рационально, потому что считаю марким белый цвет) и была счастлива с ними несколько лет. Теперь с сожалением вспоминаю об утрате оных. 

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Воробьёва

Люди повелись на духи и купили квартиру? Жесть! Мир медленно, но уверенно сходит с ума) Лично меня никто не вынудит купить то, что мне не подходит по каким либо критериям. Пусть даже продавец с головы  до ног себя духами обольет.

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ольга Воробьёва

Какое нафиг прикосновение к товару? Если у меня нет бабла купить шубу, то никакое прикосновение к ней не поможет мне ее купить.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Павленко

такая же фигня с бентли у меня ))) 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Борис Васильев
никакое прикосновение к ней не поможет мне ее купить.

Случайно узнал историю из достоверного источника много лет назад.
Женщина "нежно" прикоснулась к шубе в магазине.
Подошел мужчина, спросил:
- Нравится? Меряйте!
- Заверните!
- Я остановился в гостинице (наименование), № (номер).
Жду вас вечером.
И ушел с шубой.
Занавес.

И не говорите: "Это - другое")))

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Кирилл Хамитов

и желательно со своими пакетами приходить!!!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Чуринов

Пр свет еще - мясные прилавки красными лампами обычно подсвечивают, чтобы мясо сочнее казалось.

Ответить
Развернуть ветку
Art Kha

osram natura часто юзают

Ответить
Развернуть ветку
Анон Плиз

А фрукты - теплым светом

Ответить
Развернуть ветку
Зураб Варелиди

Прям не продавцы, а цыгане. Сплошные уловки..

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Павленко

так капитализм ))) цель - обогащение

Ответить
Развернуть ветку
61 комментарий
Раскрывать всегда