Сколько нужно людей, чтобы отправить мерч vc.ru на Ozon

Вторая глава истории с выходом на маркетплейс: от регистрации до поставки.

В прошлой статье сотрудники vc.ru рассказывали, как делали партию мерча и подсчитывали, сколько должны стоить товары. В этой делятся впечатлениями от последующих шагов: от регистрации на Ozon и съёмки товаров до поездки в фулфилмент-центр.

Анастасия Массалова
автор vc.ru

После того, как мы загрузили все товары, разобрались с упаковкой и отвезли мерч в Подмосковье, моя жизнь точно не будет прежней: теперь я как минимум с уважением смотрю на ровно наклеенные штрихкоды.

Скажу сразу, мне не удалось разобраться со всем самой: с документами помогала наш бухгалтер, а от отчаяния по поводу коробок и штрихкодов пришлось обратиться к технологическому партнёру Ozon — но обо всём по порядку.

Регистрация на Ozon

Сколько занимает времени: один час

Регистрацией занималась наш исполнительный директор — нужно было загружать юридические документы. Она обещала описать свой опыт, но в итоге сказала, что процесс настолько простой, что даже нечего комментировать.

Если коротко, нужно создать учётную запись на seller.ozon.ru, добавить информацию о компании и загрузить ряд документов. Мы — ООО, поэтому потребовались:

  • ОГРН.
  • ИНН.
  • Устав компании с отметками налоговиков.
  • Приказ о назначении директора.

Для индивидуальных предпринимателей список немного короче — ОГРНИП, ИНН и паспорт ИП. Всё это проверяют модераторы, а затем на почту приходит письмо с просьбой принять онлайн-оферту.

Так выглядит личный кабинет продавца на Ozon — на момент подготовки этой статьи мы ещё ничего не продали, поэтому статистика нулевая.

Снимите это с четырёх ракурсов

Сколько занимает времени: 4-5 часов

Сразу после принятия оферты можно загружать товары. Для этого потребуются фотографии, которые должны не только оставлять приятное впечатление, но и соответствовать правилам площадки.

Есть довольно чёткие инструкции о том, как должны выглядеть фото. Основные такие:

  • На заглавной фотографии товар должен поместиться целиком, а ещё нужно показать, какой он в использовании.
  • В точности покажите, что вы продаёте: нельзя, например, загружать фотографии одного и того же товара разных цветов.
  • На изображении не должно быть посторонних предметов и надписей: рекламы, логотипов, водяных знаков, цен.
  • Изображение должно быть чётким и не чёрно-белым.

Чтобы сэкономить на съёмке, фото мы решили сделать сами, в своём офисе. В качестве задника купили бумажный фон в рулоне — такие используют в фотостудиях. В большинстве случаев можно обойтись белым или серым цветом, но мы решили, что дополнительный розовый будет хорошо смотреться с чёрными товарами. Стоимость одного рулона в столице начинается примерно с 1300 рублей.

Причин их использовать несколько: не придётся переживать за изъяны стен (грязь, броский цвет или текстуру), а помятые в процессе фрагменты можно отрезать. Если правильно раскатать и закрепить рулон, то любое помещение можно превратить в мини-студию.

У фотографов для крепления фона есть специальные стойки, но можно прилепить и малярным скотчем к стене. Крепить фон лучше напротив окна. Присущая стране серая погода станет плюсом: облака рассеивают свет, это позволит сделать равномерно освещённые фотографии без грубых теней.

Вот, что вышло: освещение от окна, без приборов и отражателей.

Если света не хватает, можно использовать дополнительные источники — хоть настольные лампы. Желательно одно: мутная поверхность стекла и «облачная», «белая» температура лампочек — всю эту информацию можно найти на их упаковке.

Серия коротких, но важных советов для домашней съёмки:

  • Можно натянуть вокруг модели белые куски ткани или закрепить ватманы — они добавят света.
  • Не приближаться к заднику, чтобы на нём не появилась тень.
  • Фотографировать в RAW (будет возможность позвать профессионала для обработки).
  • Не забыть про утюг для одежды (тут мы основательно провалились).

Загрузить товары на Ozon

Сколько занимает времени: пара часов + несколько дней на модерацию

После фотосъёмки можно добавлять товары. Сама форма выглядит просто: к каждому товару указываешь ряд характеристик. Для толстовок, например, — бренд, цвет, материал, описание и фотографии.

Я никогда не работала с такой формой, поэтому со всем пришлось разбираться на ходу и исправлять много ошибок. Например, сначала я не придала значению артикулу. Но оказалось, что в нём удобно сделать пометку размера — это пригодится, когда формируешь поставку на склад.

Если говорить про процесс подачи товаров в целом, то в первый раз для меня он был довольно фрустрирующим и занял много времени. Особенно обидно было узнать, что товар отклонили. Но зато при отклонении модераторы пишут, в чём причина — для попсокетов мы выбрали не ту категорию, а для толстовок первой нужно было разместить фотографию, на которой товар видно целиком.

Так выглядит индикация, что модератор не пропустил товар.

Когда я загрузила толстовки во второй раз и попсокеты в третий, процесс стал казаться простым и понятным — подозреваю, что на следующих поставках всё пошло бы гораздо быстрее.

А ещё оказалось, что категорию товаров можно посмотреть в калькуляторе комиссии Ozon.

Как упаковать посылки

Сколько занимает времени: от пары часов (по неопытности у нас заняло две недели)

Для каждой категории товаров у Ozon есть свои правила упаковки. Например, для одежды и аксессуаров нужен полиэтиленовый пакет или коробка, поверх которых нужно наклеить штрихкод. И уже эти коробки или пакеты нужно уложить в коробки ещё большего размера и отвезти на склад.

Толстовки и тканевые сумки нам запаковали на производстве, поэтому нужно было наклеить штрихкоды и докупить большие короба для отправки. А вот для попсокетов понадобилось вообще всё: отдельные пакеты, штрихкоды и своя большая коробка.

Штрихкоды стали первым испытанием, несмотря на то, что они генерируются за секунды. В личном кабинете написано, что их можно распечатать на обычном принтере. Ровно так я и сделала, но оказалось, что разрезать и наклеить 300 штрихкодов — задача примерно на всё воскресенье. Как только клей высох, штрихкоды отклеивались с полиэтилена одним лёгким движением.

Так не пойдёт — если штрихкод отклеится, то товар просто потеряется на складе.

Дальше я стала думать про клей-момент и другой тип бумаги, но возникли новые вопросы — непонятно, как упаковать попсокеты, нужны ли палеты для поставки на склад и так далее. Примерно на этом шаге стало понятно, что нужна помощь. Так у нас появился технологический партнёр — эта опция доступна всем продавцам Ozon, причём первые полгода бесплатно. Сертифицированным партнёрам платит сам маркетплейс, до 25% от комиссии за реализацию товаров.

Всего у Ozon есть несколько технологических партнёров — они помогают с выходом на маркетплейс, загрузкой товаров, рекламой, управлением остатками, выгрузками статистик и так далее.

Мы выбрали Adapter — первая компания в списке. Думаю, если бы не партнёр, то я бы поменяла паспорт и начала скрываться от vc.ru. Вместе с партнёром мы быстро разобрались: в итоге решили, что надо заказать штрихкоды на клеевой основе в типографии (которые нам заботливо нарежут), палеты не нужны, а упаковку для попсокетов надо просто сложить особым образом.

С технологическим партнёром общались в Telegram, удобно, что в любой момент можно задать вопрос.

Весь процесс со штрихкодами занял около двух недель: одну я неправильно клеила штрихкоды, другую — искала типографию и исправляла ошибку. Зато теперь другими глазами смотрю на штрихкоды, раньше даже не думала, что за такой маленькой бумажкой может быть столько труда.

В итоге штрихкоды обошлись в 1500 рублей — купить термопринтер или напечатать большую партию было бы гораздо дешевле.

Штрихкод на принтере против штрихкода из типографии.

С коробками всё тоже удалось не с первого раза: оценивали на глаз из-за режима самоизоляции — все склады были закрыты для посещения. Всего на коробки ушло 1500 рублей.

Как оформить поставку

Сколько занимает времени: от двух часов (до недели, если нет опыта)

После упаковки осталось упаковать мерч в большие коробки и разобраться с заявкой на поставку и прочими документами.

Для продавцов на Ozon есть две опции: доверить логистику маркетплейсу или отправлять товары самому. В первом случае нужно доставить партию в фулфилмент-центр, во втором — привозить упакованные товары в сортировочный центр (им может быть и пункт выдачи заказов) или передавать их курьеру.

Мы решили не заниматься отправкой сами, поэтому отвезли мерч на склад в Московской области. Для этого нужно оформить заявку на поставку в личном кабинете. Этот процесс самый простой: выбираешь товары из выпадающего списка и всё.

Когда заявка сформирована, остаётся выбрать дату и время поставки, указать количество коробок, номер машины, данные о водителе, загрузить документы на поставку.

Сложности возникли с первым: искать подходящую дату поставки пришлось две недели — ночью ехать не хотелось, а другие временные интервалы были заняты. Поддержка Ozon рассказала, что обычно интервалов много, но из-за пандемии коронавируса количество продавцов в июне резко выросло.

Когда удалось решить проблему с датой, остались документы: универсальный передаточный документ, накладная и пропуск водителю. В первом указываешь информацию о товарах и загружаешь в личный кабинет; накладную надо заполнить и передать с водителем на склад; в пропуске для водителя указываешь фамилию, имя, отчество и данные о машине.

Честно скажу, что я никогда бы не разобралась с этим процессом сама. Заполнить все документы помогла бухгалтер «Комитета», а все данные сверил наш технологический партнёр.

Сейчас в личном кабинете продавца на Ozon уже можно сформировать УПД-2 автоматически — думаю, что это очень упрощает процесс.

Так выглядит накладная, которую передаешь на склад.

Как работает фулфилмент-центр Ozon

Всего у Ozon есть 8 фулфилмент-центров: в Твери, Хоругвино, Казани, Новосибирске, Екатеринбурге, Краснодаре, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону. Отвезти товар можно в любой центр, продаваться он будет по всей России.

Мы повезли свой мерч в Хоругвино, дорога от офиса на Новокузнецкой заняла чуть больше часа. На въезде сверяют товарную накладную и данные о водителе, после этого нужно отдать документы в другом здании, подъехать к грузовым въездам и разгрузить коробки.

Так выглядит разгрузка товаров — машины подъезжают к специальным грузовым отсекам, товары забирают на таких вот подъёмниках.

Сам центр выглядит впечатляюще — повсюду ленты конвейеров, которые выглядят как американские горки и работают 24 часа в сутки. Автоматический сортировщик напоминает огромную ленту выдачи багажа в аэропорту, посылки сортируются на 80 направлений.

Когда товары оказываются на складе, на каждый наклеивают специальный штрихкод — в этот момент товар появляется в системе и становится доступным к заказу.

После этого товары раскладывают по местам. Это важная часть: сейчас только на складе в Хоругвино хранится больше 13 миллионов товаров, каждые сутки уезжает около 100 тысяч посылок. Чтобы не запутаться, алгоритм автоматически определяет, на какой полке будет лежать тот или иной товар, а затем формирует задания для сотрудников центра.

Вся поездка заняла у нас часа 4 — два часа на дорогу, два часа на документы и разгрузку товаров.

В следующей части расскажем, что происходит, когда вы делаете заказ на Ozon — как упаковывают и отправляют товары, что при этом видит продавец и как быстро получает деньги. А ещё поделимся статистикой продаж и подведём итоги эксперимента.
Если хотите купить наш мерч, то это ещё можно сделать, нажав на кнопку ниже.

0
72 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Павленко

почти по рублю за балл, выходит )) 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Павленко

и как, предложения прут? кстати, а баллы реально можно передать в виси? 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Павленко

любовь - зла.. 

Ответить
Развернуть ветку
69 комментариев
Раскрывать всегда