{"id":13456,"url":"\/distributions\/13456\/click?bit=1&hash=6bf95d5850d39a632d71d9ebb94b8a4e644bc6a23b4e4c2644b39e47003b100d","title":"80 \u0442\u044b\u0441\u044f\u0447 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a \u0438\u0441\u043a\u0430\u043b\u0438 \u043f\u0430\u0440\u0443 \u0434\u044b\u0440\u044f\u0432\u043e\u043c\u0443 \u043d\u043e\u0441\u043a\u0443 \u0441\u043f\u0435\u0446\u0430\u0433\u0435\u043d\u0442\u0430","buttonText":"\u0427\u0442\u043e\u043e\u043e?","imageUuid":"a05ce1a7-0771-5520-b8cb-45c9bdd65351","isPaidAndBannersEnabled":false}

Преступление без наказания. Афера национального масштаба в E-commerce

В сети Интернет в последнее время распространен изощренный и беспринципный вид обмана населения – поддельные интернет-магазины. Заказали шикарное платье за 1890 рублей? Получили однотонную тряпку или дешевую ночнушку. Заказали видеорегистратор за 2999 рублей? Получил мешочек речного песка и ком бумаги. Между собой этих ловкачей мы так и прозвали - "песочники".

В этой статье мы хотели бы рассказать о том, как наш интернет-магазин Бутик Полной Моды столкнулся с аферистами, как они похитили наш товарный знак, как мы вели свою борьбу с ними и к каким результатам привела эта борьба.

Суть обмана крайне проста – злоумышленники, прикрываясь чужим товарным знаком и создавая бесчисленные сайты-клоны, под видом очень дешевых и красивых изделий рассылают в посылках потерпевшим бумагу, речной песок, тряпки, ночные рубашки и другую имитацию товара. Отправка происходит при помощи Почты России и наложенного платежа, который перечисляется через посредников на счета злоумышленников. Посредниками являются одни и те же компании, которые оказывают услуги финансирования отправителям.

Таким образом аферисты ловко маскируют 159 статью УК РФ под Закон по Защите прав потребителя. Единичные заявления от потерпевших либо не принимают вовсе, либо принимают, но спустя долгое время присылают «отписку».

Выдержка из ответа МВД на заявление потерпевшей по факту мошенничества

Также налицо нарушение статьи 180 УК РФ о незаконном использовании чужого товарного знака.

Злоумышленники развернули свою деятельность в самый пик напряженной ситуации в мире, связанной с известным всем вирусом. Во время карантина наиболее доверчиво люди реагировали на возможность дешево, быстро и дистанционно получить желаемое изделие. Этим и воспользовались злоумышленники, рассылая тысячи отправлений ежедневно по всей стране.

В афере задействовано огромное количество структур – это web-мастера, логистические службы, складские помещения, полноценные call-центры, системы по настройке и размещению рекламы и многие другие. Используются прокси-хостинги, располагающиеся за пределами РФ, что позволяет «замести следы» и усложнить воздействие на домены злоумышленников. Взаимодействие между структурами, вероятнее всего, происходит через посредников. Тем не менее, масштабы поражают воображение!

Сайты аферистов сделаны максимально просто. Они, в большинстве случаев, одностраничные, без возможности переходить по страницам внутри сайта, с простым содержимым.

Вот так выглядит настоящий сайт интернет-магазина Бутик Полной Моды lady-xl.ru (Рис. 1):

Рис. 1

Вот так выглядят сайты аферистов (Рис. 2):

Рис. 2

Отличительные особенности сайтов злоумышленников:

1) Очень низкая цена на товары. Часто цена до «скидки» на все модели различных изделии одинаковая, также как и после «скидки». Причем, окончательная цена максимально низкая, что не соответствует порой здравому смыслу

2) Предлагают огромные скидки абсолютно на весь ассортимент, прикрываясь ликвидацией склада, распродажей и прочими «аукционами невиданной щедрости»

3) Часто на сайте производится «обратный» отсчет до, якобы, «окончания» акции. Только этот таймер никогда не закончит свои ход…

4) Часто потребителям обещают дорогостоящие призы при покупке даже на самую небольшую сумму.

5) Для заказа нужно ввести только свои номер телефона и имя, нет ни одной формы обратной связи и зачастую, кроме единственного номера телефона, не указывают более никаких контактов. А иногда и самого номера телефона нет — только окно для ввода данных на заказ звонка.

6) Способ оплаты предлагается только наложенный платеж, часто сумму покупки стараются максимально увеличить, обещая бесплатную доставку.

7) При доставке посылки в отделение почты Вас всячески пытаются уговорить её забрать, обещая порой за это дополнительное денежное вознаграждение в виде перевода средств на баланс мобильного телефона сразу после получения посылки.

8) После того, как посылка уже получена — внутри вместо стильного платья обнаруживается мешочек с песком, бумага, тряпочки, бракованные игрушки и другая имитация товара.

Ожидание

Реальность

Сумма ущерба по каждому из потерпевших не превышает обычно 5 тысяч рублей, НО количество потерпевших и масштаб мошенничества просто поражает воображение! Аферисты постоянно меняют и расширяют ассортимент продаваемых «товаров», меняют наполнение сайтов, меняют сами сайты. Жертвами обычно становятся малозащищенные категории населения – пожилые люди, которые по сути своей являются крайне доверчивыми.

Наш магазин Бутик Полной Моды впервые столкнулся с злоумышленниками в конце 2019 года, когда стали поступать в адрес магазина обращения от потребителей, обманутых аферистами. После выяснения деталей удалось установить, что потерпевшие делали заказ не на нашем сайте, но при этом видели обозначение Бутик Полной Моды на сайте злоумышленников.

Проведя собственное расследование, с декабря 2019 года по сентябрь 2020 года нами было найдено более 450 доменов, которые «продают» одежду и еще более 300 в других нишах.

Сайты аферистов:

К нам обратилось на линию более 400 человек, кто пострадал от рук злоумышленников. Большая часть из них прислали нам все сохранившиеся данные по полученным посылкам (адресные бланки, чеки, фото содержимого и др.), чтобы мы в свою очередь их передали в правоохранительные органы.

Чтобы обезопасить, предупредить людей о подобном обмане мы разместили на всех наших ресурсах (сайт, социальные сети и пр.) статьи с подробным описанием того, как действуют злоумышленники, чего необходимо опасаться и как действовать в случае, если Вы были обмануты.

К марту 2020 года стало очевидно, что аферисты, активно используя наш зарегистрированный товарный знак, создают все больше и больше клонов сайтов и лавина потерпевших неустанно растет.

Мы создали петицию на сайте change.org, в которой максимально подробно описали ситуацию и пытаемся призвать государственные структуры обратить внимание на творящийся беспредел. Нас поддержало на текущий момент более 7,5 тысяч человек.

Мы пытаемся призвать к содействию этой проблеме общественность, федеральные и региональные СМИ. Нами написаны обращения в пресс-службы телеканалов, газет, крупных интернет-изданий. С нами вышла в эфир телепрограмма Петровка 38 на телеканале ТВЦ.

Также совместно с нами телеканал Санкт-Петербург HD в рамках эфира передачи «Зона особого внимания» провел собственное расследование. Результаты его Вы можете посмотреть ниже.

Как вычислить интернет-мошенника. Зона особого внимания #59

Нами были поданы заявления во всевозможные инстанции, которые могли помочь в решении данного вопроса – МВД (было более 5 обращений), Следственный комитет, Прокуратура, ФАС, Роскомнадзор. Мы ежедневно отправляли десятки запросов на блокировку рекламных кампаний в Яндекс, Mail.ru, социальные сети ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, Instagram, Pinterest, YouTube. Мы находили «следы» злоумышленников повсюду, в огромной количестве.

Некоторые службы техподдержки и модераторы шли навстречу и блокировали рекламные кампании и посты аферистов, некоторые не находили достаточных оснований и отказывали в помощи, некоторые принимали ресурсы на блокировку только при предоставлении негативных отзывов (то есть ни о какой работе «на опережение» не могло идти и речи), некоторые игнорировали наши обращения. Проблему это решало временно и требовало круглосуточного мониторинга с нашей стороны, так как на месте с трудом заблокированных кампаний возникали новые. На месте удаленного поста появлялись 10 других.

Тем временем злоумышленники постоянно меняли контент на сайтах, то применяя наш товарный знак, то выставляя другое наполнение (вместо платья – автоматические зубные щетки), то изменив название и начиная продавать те же изделия под именем уже не «Бутик Полной Моды», а «Модный бутик» или «Стильные платья» и прочее.

Аферисты создают сайты-дорвеи, которые наполняют поисковые системы, обходят модерацию посредством редиректов, размещают ссылки на свои сайты в комментариях к постам в социальных сетях, а не в самом «теле», чтобы обойти поиск по ключевым словам.

Чтобы зафиксировать наполнение сайтов аферистов мы применяли сохранение доменов в облачном web – архиве.

Ниже представлена ссылка на web-архив сайта злоумышленников, работающего на текущий момент (пока ещё):

Судя по данным web-архива – в ноябре 2019 года на данном сайте продавали видеорегистраторы, а на текущий момент продают платья с использованием нашего товарного знака в качестве названия.

Мы никогда не опускали руки и решили параллельно пойти путем дополнения ранее написанных заявлений в правоохранительные органы ново открывшимися фактами. Для этого нами дополнительно были сведены все данные по потерпевшим, которые обратились к нам на линию, сделаны нотариальные протоколы осмотра сайтов, несколько экспертиз и все это для того, чтобы в полной мере описать и преподнести органам правопорядка всю расследованную нашими силами схему аферы. Заявления были приняты, но ни одно из них не было рассмотрено должным образом. Мы пытались записаться на приём, но в связи с введением карантина, сделать это не представлялось возможным.

Не полагаясь на помощь и защиту органов правопорядка, наши взгляды устремились к организациям, которые работают в киберпространстве и с этой стороны защищают бренды. Зачастую данные компании тесно взаимодействуют с правоохранительными органами, осуществляя совместные расследования подобных случаев. С одной из таких организаций мы заключили договор и за месяц достигли неплохих показателей.

Хотим предупредить читателей, что не все компании, которые занимаются защитой бренда в киберпространстве «одинаково полезны». Зачастую многие из них могут завести Вас в такие «юридические дебри», что Вы лишь потеряете своё время и деньги. При этом сам результат будет посредственным.

Взаимодействие велось напрямую с хостинг-провайдерами и прокси-серверами, которым доказывались неправомерные действия владельцев сайтов. Большая часть найденных ресурсов была деактивирована, многие сайты убрали обозначение нашего товарного знака, тем самым мы добились за месяц больше, чем за предыдущие полгода, когда пытались отстоять свои права в официальных инстанциях.

На текущий момент наша борьба продолжается. Создаются новые сайты злоумышленников, новые рекламные кампании, но мы верим что мы сможем переломить ситуацию и убрать аферистов под нашим «знаменем» из киберпространства.

Данный вид обмана наносит огромный ущерб не только потребителям, но и ставит под угрозу репутацию всей ниши E-commerce в целом. Все, кто столкнулся с подобной проблемой, знайте – Вы не одиноки. Да, часто органы правопорядка закрывают глаза на эти проблемы. Но есть проверенные способы воздействия, которые уже удалось применить нам и которые мы надеемся еще найти в дальнейшем.

0
4 комментария
Борис Васильев

У рассказанного вами ужаса-ужаса есть и другая сторона/оттенки: это спланированные и организованные атаки конкурентов.
Анонимные отзывы, с псевдо-экспертами во главе, бредовые "исследования" товаров и цен, привлечение психологически неадекватных троллей, и т.п.

Всё это ждет своих исследователей и своих эффективных контрмер.
Полагаю, найдется свой Ральф Найдер, для данного времени и данных явлений.

Ответить
Развернуть ветку
Людмила Еремеева
Автор

Добрый день, Борис. Да, существуют разные варианты атак на бренды. С различными целями. В нашем случае была выбрана аферистами наша ниша plus size, и по запросам ключевых слов наш бренд. Далее уже наплодили сайты-клоны. Но если посмотреть историю архивов многих из перечисленных доменов, то мы видим, что эти же домены выбирали абсолютно разные ниши и меняли контент и бренд в зависимости от них. Цель тут до боли проста - быстро привлечь и собрать аудиторию любыми способами и провернуть свою схему аферы.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Буду осторожнее. И другим советую.
Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Igor Karklin

Есть сервис-бренданалитика он может искать клоны

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 4 комментария
null