{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как маркетплейсы помогают брендам

Автор: Владислав Широбоков, сооснователь East-West Digital News.

Изменения в мировой экономике, начавшиеся под влиянием COVID-19, по всей видимости сохранятся надолго. Неизвестность и страх «второй волны» мешают бизнесу строить долгосрочные планы. Сегодня основная задача российского ритейла — выжить и нарастить долю онлайн-продаж. Какие меры поддержки предлагают сегодня брендам маркетплейсы в нашем обзоре.

В России зарегистрировано 5,6 млн предприятий малого и среднего бизнеса. На 1 августа текущего года из них закрылось более 1 млн. Основная причина закрытия бизнеса - отсутствие оборотных средств. При этом более 30% предпринимателей указали, что не смогли получить льготные кредиты от государства по различным формальным причинам (либо не вошли в перечень наиболее пострадавших отраслей, либо не смогли сохранить нужное количество персонала на определенную дату, чтобы пройти по параметрам кредита).

Антикризисные меры поддержки от государства

Для поддержки розничной торговли (с ОКВЭД 47.19) правительство предложило ряд антикризисных программ, значительная часть которых касалась субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ). Так, предприниматели и фирмы имели право на получении субсидии в размере 12 130 рублей на каждого работника для выплаты зарплаты или для других расходов. Также они освобождались от уплаты налогов и страховых взносов за 2 квартал 2020 года.

Однако, по мнению аналитиков консалтинговой группы «Деловой Профиль, льготные кредиты доступны далеко не всем. Розничная торговля, которая всегда лидировала в числе субъектов малого и среднего бизнеса по объемам привлекаемых кредитных средств, не могла рассчитывать на кредиты, если по реализуемому ассортименту товаров она не вошла в установленный правительством перечень. Например, организации розничной торговли, торгующие строительными материалами, включены в перечень наиболее пострадавших от кризиса сфер бизнеса, а организация оптовой торговли – поставщик товара в этот магазин, в список уже не вошел, так же как и производитель строительных материалов.

Для крупного бизнеса государством была запущена программа зарплатных кредитов – предприятия имели право на получение кредита под 2% (остальная часть субсидировалась государством). Если компании сохраняют сотрудников, то власти сами оплачивают кредит. Размер кредита рассчитывался исходя из числа сотрудников: на каждого выделялся один минимальный размер оплаты труда (12 130 руб. в большинстве регионов, почти 20 000 руб. в Москве), умноженный на шесть. При этом платить процентные платежи каждый месяц не нужно, а тем, кто сохранит не меньше 90% сотрудников, кредит будет полностью списан (его погасит государство). Для тех, кто сократит не более 20% работников, будет списана половина кредита. Получить такие кредиты могли все компании из пострадавших отраслей, а также социально ориентированные некоммерческие организации. Срок погашения кредита – 1 апреля 2021 г.

Кто воспользовался поддержкой

«Мы воспользовались зарплатным кредитом. Это льготный кредит с нулевой процентной ставкой на первые полгода и 4% — на вторые полгода. Мы как системообразующее предприятие получили возможность взять коммерческий кредит с льготной кредитной ставкой на пополнение оборотных средств. Также мы воспользовались кредитом для сохранения рабочих мест. То есть если предприятие сохраняет 90% рабочих мест и выше в течение года по сравнению с 1 июня, то этот кредит может быть даже списан», - рассказывал генеральный директор компании Melon Fashion Group (бренды Zarina, befree, LOVE REPUBLIC и Sela) Михаил Уржумцев.

По льготным программам кредитования предприниматели заключили кредитные соглашения на сумму более 1 трлн рублей. Из них 98 млрд — кредитные соглашения по программе кредитования для выплаты заработной платы под 0% (их заключили порядка 38 тысяч предприятий), 388 млрд — по программе кредитования под 2% с возможностью списания (174,6 тысячи компаний).

По программе льготного кредитования малого и среднего бизнеса, которая была запущена в начале пандемии, уже использовано 300 млрд рублей при лимите 500 млрд рублей.

Государство не отработало повестку

Государство не в полной мере отработало повестку антикризисных мер, считают эксперты. И поэтому с октября начнется волна банкротств. По мнению эксперта Академии управления финансами и инвестициями Алексея Кричевского, проблема законопроектов, подобных льготному кредитованию бизнеса в период пандемии, в том, что они как будто преднамеренно выходили на неделю-две позже, чем это действительно было необходимо бизнесу. Если предприниматель уже сократил ряд позиций до выхода этого правового акта, то он автоматически выпадал из числа тех, кто на такой кредит мог претендовать.

Многие из принятых в связи с пандемией коронавируса мер финансовой поддержки бизнеса, особенно кредитование под 2%, пользуются большим спросом у субъектов МСБ. Однако предприниматели сталкиваются с большим количеством отказов со стороны банков, большинство из них – без объяснения причин. «Объявленные правительством меры господдержки кредитования для малого и среднего бизнеса фактически являются лишь точечными, большинство субъектов малого предпринимательства не подпадают под эти программы и не смогут эффективно их использовать. Дня них остаются доступными лишь банковские кредиты, выдачу которых банки в период кризиса обычно ограничивают», - подчеркивают аналитики консалтинговой группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»

ИТ-сектору тоже тяжело

В тяжелой ситуации находится и ИТ-сектор. Предлагаемые меры поддержки не в полной мере затрагивают компании из сферы "Цифрового контура": поисковые технологии и пользовательские сервисы, облачные услуги, социальные сети и игровые платформы, маркетплейсы, онлайн-кинотеатры.

По словам директор РАЭК Сергея Плуготаренко, в 2020 году произошло сокращение платежеспособного спроса на цифровые услуги, так как потребители (как физические лица, так и бизнес-клиенты) перешли в режим экономии средств и сократили свои затраты, что привело к резкому уменьшению выручки предприятий "цифрового контура".

Крупнейшие публичные компании в цифровой экономике РФ показали отрицательную отчетность за второй квартал 2020 года и за первое полугодие 2020 года. Еще более сложная ситуация у представителей среднего и малого предпринимательства в "цифровом контуре". Отсутствие отрасли среди наиболее пострадавших, а также крайне короткий список компаний, признанных системообразующими, не позволяет воспользоваться льготами, предусмотренными законодательством. "Вместе с тем, возможность получить отсрочку и рассрочку по налоговым платежам могла бы оказать существенное влияние на компании отрасли, так как сокращение выручки влечет необходимость привлечения кредитных средств для исполнения обязательств перед сотрудниками и бюджетом", - подчеркнул Сергей Плуготаренко.

Поддержка со стороны маркетплейсов

Один из шансов выжить и сохранить прибыль для розничных компаний малого и среднего бизнеса — это партнерство с маркетплейсами. Бюджетов на дорогую разработку интернет-магазинов и покупку трафика у малого бизнеса нет, зато они есть онлайн-платформ. Маркетинг, продвижение товаров, логистику, финансовые расчеты полностью берут на себя маркетплейсы.

В период пандемии среди маркетплейсов за продавцов развернулась настоящая борьба. Например, "AliExpress Россия" обнулила комиссию для российских продавцов, зарегистрировавшихся на площадке после 31 марта. Причем Россия стала первой страной присутствия AliExpress, в которой начала действовать нулевая комиссия. В компании заверили, что эта инициатива призвана помочь малому и среднему бизнесу в сложный период.

До этого комиссия "AliExpress Россия" составляла 5% или 8% в зависимости от категории товаров. Обнуление затронуло все товарные категории и будет действовать в течение полугода после выхода на маркетплейс на первые 100 заказов. Сейчас на AliExpress более 22 тыс. российских продавцов, в ассортименте которых — более 3,5 млн товаров почти во всех категориях.

Для самозанятых также действуют простые условия для открытия на AliExpress интернет-магазина. Для этого ему потребуется ИНН и контактные данные. Новые продавцы смогут воспользоваться доставкой через "Почту России" или компании "Цайняо" (входит в Alibaba Group и является третьим по величине логистическим оператором в мире). Для самозанятых продавцов действуют такие же льготы от маркетплейса, как и для остальных: кроме 0% комиссии на первые 100 товаров (включая расходы площадки на проведение онлайн-оплаты), это также субсидии на услуги логистики компании "Цайняо" в размере 60 рублей на каждую доставку, рекламное размещение у блогеров и партнеров площадки в рамках аффилиатной программы с комиссией от 3%.

Wildberries также уменьшил комиссию для поставщиков в 2-3 раза в нескольких товарных группах площадки. Наиболее значительно – в 3 раза с 15 до 5% - комиссия была снижена в ряде товарных групп категорий "строительные инструменты", с 12 до 5% – в "электронике", "оргтехнике" и "медтехнике", с 10 до 5% – в "спортивном питании и косметике", с 15 до 10% – в "ювелирных украшениях".

Маркетплейс Ozon расширил программу кредитования поставщиков: помимо займов финтех-компаний селлеры Ozon могут получить экспресс-кредит от крупного банка. Первым партнером маркетплейса по кредитованию для бизнеса стало "Открытие". Поставщики могут занять от 100 тысяч до 10 млн рублей на срок от 1 до 24 месяцев под 9,5% годовых.

Сегодня маркетплейсы — один из самых быстрорастущих сегментов в e-commerce. Последние несколько лет больше половины онлайн-продаж во всем мире совершается через маркетплейсы, подсчитала международная компания Forrester Research. И с каждым годом аудитория этих платформ растет. Российский рынок онлайн-торговли развивается также. В 2019 году, по данным Data Insight, маркетплейсами и интернет-магазинами было выполнено 425 млн заказов (+41% к 2018 году), из них почти 210 млн заказов совершено крупнейшими онлайн-платформами. И по итогам 2020 года эта доля маркетплейсов на рынке e-commerce однозначно вырастет.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда